Валентина Талызина: как она спасла «Иронию судьбы...»

«Ее виртуозное владение голосом всегда привлекало тех режиссеров, кто хотел переозвучить героинь в...
24 Октября 2019
Валентина Талызина с Лией Ахеджаковой
С Лией Ахеджаковой в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!». 1975 г.
Фото: Архив 7Дней

«Ее виртуозное владение голосом всегда привлекало тех режиссеров, кто хотел переозвучить героинь в своих картинах. Голосом Талызиной говорят актрисы в культовых советских фильмах «Долгая дорога в дюнах», «ТАСС уполномочен заявить», «Ирония судьбы, или С легким паром!». Что касается последнего, то у Валентины Илларионовны есть все основания считать, что она спасла этот фильм», — рассказывает народный артист России режиссер Андрей Житинкин.

Андрей Житинкин
Режиссер Андрей Житинкин
Фото: РИА Новости

Прежде чем говорить о нашем знакомстве с Валентиной Илларионовной, надо напомнить путь, который она прошла в Театре имени Мос­совета перед тем, как мы встретились. Подумать только, уже 61 год она в этом театре! Пришла сюда девочкой, окончив ГИТИС. Кстати, актрисой сибирячка Талызина могла и не стать. В родном Омске она сначала пошла учиться в сельхозинститут, на экономиста. Проучившись два года, поняла, что занятия в драматической студии при институте ей интереснее, чем лекции по экономике, и поехала в Москву. Когда Талызина появилась в театре, здесь работали Фаина Раневская, Ростислав Плятт, Вера Марецкая, Серафима Бирман, Валентина Серова… А руководил театром блестящий Юрий Завадский. Любимым же режиссером и другом молодой актрисы стала Ирина Анисимова-Вульф, дочь лучшей подруги Раневской. Она дала Талызиной первую большую роль — красавицы Зинаиды в «Дядюшкином сне» по Достоевскому. Мать Зинаиды играла сама Раневская, и отношения с ней поначалу складывались непросто.

Однажды Валентина приболела, и мама ей посоветовала народное средство от простуды — чеснок. Пропускать репетиции Талызина не хотела и, съев котлеты, в которые заботливая мама подмешала «лекарство», отправилась в театр. Во время одной из мизансцен, когда дочь падает перед матерью на колени, Раневская учуяла острых запах чеснока от партнерши, прервала репетицию: «Это что такое?!»… Далее последовали обидные слова, на которые Фаина Георгиевна была щедра. После конфликта молодая актриса совсем пала духом и призналась Анисимовой-Вульф, что не справляется с ролью. Ирина Сергеевна начала репетировать с Талызиной отдельно, и в результате все получилось. Этот спектакль был очень популярен. Когда моссоветовцы приехали с ним в Париж, Талызину в газетах называли настоящей русской красавицей. Сама Эльза Триоле, известная писательница, сестра Лили Брик, пришла за кулисы, чтоб познакомиться с Валентиной. Наладились отношения и с Раневской. А с Анисимовой-Вульф Валентина Илларионовна дружила до ее последних дней.

Валентина Талызина с Евгением Евстигнеевым
С Евгением Евстигнеевым в фильме «Зигзаг удачи». 1968 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

Я сам много лет проработал в Теат­ре имени Моссовета, а до прихода сюда, студентом, бегал на спектакль по Теннесси Уильямсу «Царствие земное», где Талызина играла изумительно. Поэтому, собираясь ставить пьесу «Внезапно, прошлым летом», главную роль миллионерши решил предложить Валентине Илларионовне. В дирекции мне сказали: «Не берите ее! Не связывайтесь…» Я говорю: «Вот увидите, как хорошо она сыграет эту роль!» — «Да, но вы с ней намучаетесь…» Однако я не стал слушать предостережения. Тем более Валентина Илларионовна пришла в восторг от этого предложения. Но, несмотря на то что художник Андрей Шаров первоклассно ее одел, она решила, что миллионерша должна выглядеть ярче. 

Лично поехала в зверопитомник и купила шкурки песцов. Всех там замучила, но нашла именно такие, какие ей нужно было. Это только кажется, что Валентина Илларионовна такая народная, простая. Нет, она тонко чувствующий, тонко организованный человек, знает толк и в мехах, и в антиквариате, и в украшениях. Только все свои знания скрывает за иронией. Знаете, что, например, она сказала, прочитав в парижских газетах о своей осиной талии, мраморной шее и настоящей русской красоте? «Видели бы они меня без грима!» Валентина Илларионовна признавалась, что в своей жизни была и очень богатой, и очень бедной. Поэтому меня не удивило то, как грамотно она подобрала бриллианты (хоть и бутафорские) для своей героини. И самое главное, она ее сыграла так, что в зале плакали...

Несмотря на предупреждения администрации о сложном характере актрисы, мы с Валентиной Илла­рионовной довольно быстро нашли контакт. Она с легкостью поддерживала самые безумные мои идеи. Например, в пьесе Теннесси Уильямса есть ремарка, что у героини постоянно кружится голова, она часто падает в обморок. Я говорю: «Давайте так, начинаете монолог, я сделаю руками так — «Бац!» — и вы падаете. И лежите, пока зритель не начнет шевелиться, кашлять, нервничать: почему лежит народная артистка?» Она была в восторге! С тех пор в разных местах во время спектакля, как только она слышала мое «Бац!», падала. Причем делала это очень плавно, знаете, вдруг как-то так оседает — брык! — и уже на полу. 

Валентина Талызина с Юрием Никулиным и Андреем Мироновым
«Талызина предпочитает дружить с мужчинами. Она всегда умела находить баланс с партнерами, умела поставить себя так, что никаких романов не было» С Юрием Никулиным и Андреем Мироновым в фильме «Старики-разбойники». 1971 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Зрители верили, нервничали, начинали звать администратора. А когда она вставала, устраивали ей овацию. И еще, конечно, тогда я оценил знаменитый голос Талызиной. Она владеет огромным богатством интонаций, от нежной, легкой, сексуальной до какого-то невероятного металла… Не то что люди — животные заслушиваются. В театре жили две большие крысы, которых никто не мог поймать. Но когда на сцене играла Талызина, они неизменно выползали за кулисы и слушали. Видимо, что-то их привлекало в вибрациях ее голоса… Крыс мы прозвали Мишка и Машка. После спектакля я смешил Талызину: «Ну вот, Валь, сегодня играли хорошо, потому что опять вылезли Мишка с Машкой, слушали ваш монолог…»

Конечно, истории, связанные с Талызиной, которым я был свидетелем сам, в основном театральные. Но я, естественно, знал, что за ее плечами огромный киноопыт. Валентина Илларионовна понимала: будешь сниматься, на тебя и в театр зритель пойдет. Она из тех актрис, кто очень любит кино и ни от каких съемок не отказывается… И, конечно, ее виртуозное владение голосом всегда привлекало режиссеров дубляжа и тех, кто хотел, по тем или иным причинам, переозвучить героинь в своих картинах. Голосом Талызиной говорят актрисы в культовых советских фильмах «Долгая дорога в дюнах», «ТАСС уполномочен заявить», «Ирония судьбы, или С легким паром!». История последнего фильма для Талызиной чувствительная. Она очень обижается, когда, допустим, на фестивалях не объявляют, что Брыльску озвучила она. А все потому, что у Валентины Илларионовны есть все основания считать, что она спасла этот фильм.

Дело в том, что, когда Рязанов представил первую версию картины, художественный совет вовсе не увидел в ней хит. Более того, встал вопрос о том, что в фильме нужно что-то радикально менять. В первую очередь потребовали переозвучить Брыльску, говорящую с польским акцентом. Все сходились во мнении, что ее резковатые интонации портят картину. Рязанов стал искать, кто может это сделать, перебрал много актрис, работающих на озвучке. Талызину ему рекомендовала ассистент по актерам. Рязанов Валю прекрасно знал, она у него играла в фильмах «Зигзаг удачи» и «Старики-разбойники», да и в «Иронии...» прекрасно исполнила роль подруги Нади. Но озвучивать главную героиню?.. «Почему Талызина? У Вали же совершенно дру­гой типаж», — недоумевал он. 

Валентина Талызина со Светланой Стариковой
Со Светланой Стариковой в фильме «Вас вызывает Таймыр». 1970 г.
Фото: Архив 7Дней

Тогда рядом с Рязановым всегда была его верная супруга, Нина Скуйбина. Она также настаивала на том, чтобы Эльдар Александрович попробовал отдать эту работу Талызиной. Валентина Илларионовна мне рассказывала, что, когда она встала к пульту, Скуйбина сказала: «Валя, нужно спасти фильм!» И Талызина это сделала, выжав из своего чудного голоса все, что возможно. Она, ни много ни мало, сыграла роль заново. Потому что, если вы выключите звук в «Иронии судьбы...», вся эта мягкость Наденьки, женственность ее уйдут… Более того, Алла Пугачева, исполнявшая песни, потом их тоже перезаписала, сделав голос более мягким, проникновенным, «под Талызину». И вот после такого труда Брыльска получает за картину Государственную премию СССР, а о том, кто озвучивал, как-то забывают. Обида осталась на всю жизнь…

Но, конечно, не на Рязанова. С ним Валентина Илларионовна прекрасно работала и позже. Хотя Рязанов был режиссером достаточно жестким в работе. Он, например, сказал Вале: «Теперь тебе будут давать роли только некрасивых героинь». И Талызина поняла, что он имел в виду, и смогла оценить его откровенность. Она рассказывала, что Эльдар Александрович грудью вставал за своих актеров, если им что-то было нужно. Например, он узнал, что у Талызиной очень маленькая ставка. Произошло это на второй их картине, «Старики-разбойники». Рязанов позвал Юрия Никулина, и они с Талызиной пошли в актерский отдел «Мосфильма». Рязанов продумал мизансцену: «Заходим в кабинет втроем, Валя стоит посередине, мы с тобой, Юра, по бокам падаем на колени!» Так и сделали. Но начальник в этот момент с кем-то разговаривал по телефону. Никулин с Рязановым перемигнулись: «Не уходим, стоим!» В результате чиновник повесил трубку и сказал: «Я все понял! Идите».

Сама Валентина Илларионовна никогда за себя нигде не просила. Леонид Непомнящий, ее муж, художник по профессии, неплохо зарабатывал. Она безумно любила его, вместе они прожили 12 лет, растили дочь Ксюшу. Хотя сказать, что их семейная жизнь была счастливой, нельзя. Муж выпивал, и Талызина это не скрывает. Много лет она его тянула как могла. (После того как Талызина и Непомнящий развелись, он снова женился и уехал со своей новой женой в Мексику. Там он добился успеха как художник. А несколько лет назад вернулся в Москву. — Прим. ред.) 

Валентина Талызина
«Талызина — борец, для нее нет безвыходных ситуаций. И это держало ее на плаву в самые сложные времена» «Афоня». 1975 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

После развода Валентине Илларионовне пришлось одной растить дочь, заботиться о маме. Ксюша стала замечательной актрисой, сейчас работает в Театре Российской армии. Они с мамой иногда очень бурно выясняют отношения, у них бывали периоды непонимания, но сейчас такая любовь!.. На самом деле Валентина Илларионовна всегда ей очень помогала и в жизни, и в профессии. И, что невероятно ценно для Ксении как для актрисы, мама всегда говорит ей правду. Когда дочь звонит ей после своей премьеры, Валентина Илларионовна спрашивает напрямую: «Ты хочешь похвалу услышать или правду?»

О сложном характере Талызиной в театре ходят легенды. Что я могу сказать? Это так, человек она прямой, неуживчивый. Помню скандал, когда она поссорилась с замечательной актрисой Ольгой Кабо и ушла из спектакля «Мораль пани Дульской». Талызину в этой постановке заменили. Когда я спросил Валентину Илларионовну, неужели невозможно было договориться, она ответила: «Нет, не могу, с Кабо договориться невозможно. Жуть состоит в том, что Оля переставляет реплики. Я не могу каждый раз судорожно перебирать в памяти весь текст, чтобы понять, откуда этот кусок. Мне мое здоровье дороже». 

Талызина вообще человек поступка, очень не любит лишней болтовни. Она может тебя прервать на полуслове: «Это все ерунда, бла-бла-бла. Ты мне скажи, что по делу-то надо?» Поэтому Валентина Илларионовна сразу останавливает людей, которые легко раздают обещания, — она ненавидит пустые слова. И если принимает какое-то решение, например помочь человеку, Талызина так и сделает. А когда кого-то невзлюбила, уже ни за что даже не подойдет к этому человеку.

Валентина Илларионовна из тех людей, кто никого особо внутрь к себе не допускает. Я даже скажу больше, как-то она призналась, что всех подруг «ликвидировала». Кстати, это выражение потом использовал Рязанов, помните, героиня Фрейндлих в «Служебном романе» говорит эту фразу. И у Валентины Илларионовны действительно немного подруг, насколько я знаю. Мне даже иногда кажется, что она больше доверяет животным. Есть у нее страсть — коты. Она подбирала животных с улицы, постоянно выхаживала каких-то брошенных котят. Ее партнер по спектаклям Борис Щербаков все время подшучивал над Талызиной из-за такого количества кошек, но потом понял, что это ее отдушина и она с ними успокаивается. Как недавно выяснили ученые, коты ведь даже более преданные, чем собаки.

Андрей Мягков и Барбара Брыльска
Андрей Мягков и Барбара Брыльска в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!». 1975 г.
Фото: Архив 7Дней

Если же говорить о дружбе с людьми, Талызина предпочитает дружить с мужчинами. Она всегда умела находить баланс с партнерами, умела поставить себя так, что никаких романов не было. Когда мы с ней делали второй совместный спектакль, «Двое с большой дороги» по пьесе Виктора Мережко, она сама себе выбрала партнера — мхатовского актера, красавца Борю Щербакова. Я говорю: «Знаете, вы хорошая пара, но у вас довольно большая разница в возрасте». Она мне отвечает: «Андрюша, вы из зала этого не заметите». И действительно, она так хорошо выглядит для своих лет, а главное, они так играют, что никому и в голову не приходит вспоминать, сколько кому лет в этой паре. К тому же Валентина Илларионовна ведет здоровый образ жизни, внимательно следит за своим питанием, не признает никакого фастфуда. И поэтому на свои годы она никогда не выглядела.

Поделюсь еще одним наблюдением: с гастролей Талызина всегда едет с огромным количеством сумок, потому что закупается на рынках местными продуктами. Везет какие-то сезонные фрукты, овощи, покупает рыбу, соленья. У нее даже в райдере раньше было написано: «посещение рынка». Талызину везде узнают, что-то дарят, но это не важно, она и сама много покупает и везет в Москву. Я иногда подшучивал над ней, говорил, Валентина Илларионовна, вы как гоголевская Коробочка. На самом деле эта бытовая предприимчивость делает ее бесценным человеком в команде. 

У нее также есть предпринимательская хватка в сочетании с полным отсутствием хитрости, которую многие считают важным качеством для бизнесмена. Спектакль «Двое с большой дороги» мы готовили в сложное время, денег на него найти было нереально, и Талызина со Щербаковым вложили свои. Мы договорились по-джентльменски, что спектакль я с ними репетирую бесплатно. Дальше они с этой антрепризой поехали по гастролям, пошла прибыль, и мне начали честно выплачивать гонорар. Это было благородно.

Валентина Талызина с Михаилом Кононовым
С Михаилом Кононовым в фильме «Большая перемена». 1973 г.
Фото: Архив 7Дней

Кстати, когда мы с этим спектаклем гастролировали в Америке, был один смешной случай. В одном из городов Валентине Илларионовне приглянулась антикварная лампа. Достаточно большая. Пришло время возвращаться домой. Валентина несла основание лампы, а Боря надел себе на голову абажур. В самолет они так и зашли. Я говорю: «Боже мой, Валя, зачем вам эта огромная лампа?» — «Тише, тише, главное, не говори никому, что она антикварная. А то еще на таможне завернут». Да, Талызина — борец, для нее нет безвыходных ситуаций. И это держало ее на плаву в самые сложные времена. Однажды за границей мы играли «Двоих с большой дороги» в синагоге. Ну вот почему-то местные организаторы дали такую сцену. И у радиста не сработала фонограмма выстрела. Представляете, Валя держит пистолет, стреляет в Борю, а звука нет! Я сижу в первом ряду, единственный из зала понимаю, что происходит. И тут Талызина так вполоборота ко мне мигает на бабушку, которая рядом сидит. А у этой еврейской бабушки в руках довольно большой зонт. Я его выхватываю и — бах по плиточному полу! Валя «стреляет», Боря падает… И никто даже не заметил, как я этот выстрел сделал. Кроме бабушки. Она боялась, что я не верну ей этот зонтик.

Еще одно свойство Валентины Илларионовны стало редкостью в современном мире. Она неравнодушна, всегда чувствует свою ответственность — за партнеров, за театр. Помню, в каком-то американском городе Боря Щербаков закрылся изнутри в номере и заснул. И никому не открывал. Так она весь отель на уши поставила, полиция взламывала дверь, потому что Валентина решила — не дай бог Боре плохо, а мы бездействуем. И была права, ведь сколько таких историй мы знаем, когда человеку вовремя не помогли...

Валентина Талызина с дочерью Ксенией Хаировой
«Ксюша стала замечательной актрисой, сейчас работает в Театре Российской армии. Они с мамой иногда очень бурно выясняют отношения, у них бывали периоды непонимания, но сейчас такая любовь!..» Валентина Талызина с дочерью Ксенией Хаировой. 2013 г.
Фото: Юрий Самолыго/ТАСС

Почему же есть коллеги, которые не то что не любят, а побаиваются Талызину? Я скажу так: Раневскую при жизни тоже мало кто любил, ее боялись, никто не хотел попасть ей на язык. Талызина тоже шутит точно, остро. Она и про себя может сказать: «У меня походка уточкой», и других не пожалеет. Помню, был свидетелем, как один известный режиссер спрашивает ее после прогона: «Ну как?» — а она отвечает: «Ну как, как… Провалился ты, и все». Или одному актеру на репетиции говорит: «Зачем ты ходишь такими мелкими шагами? Эта походка делает тебя убогим». Такого рода замечания кого-то могут задеть, обидеть. Только умный человек в состоянии оценить эту прямоту и использовать себе на пользу.

Зная о наших хороших отношениях, в дирекции театра меня не раз просили «урезонить» Талызину. «Ну вы скажите ей, скажите, ну как так можно себя вести?» Я отвечал: «Вы знаете, перевоспитывать в таком возрасте уже сложившуюся, яркую актрису ни к чему. Зачем? Это ее индивидуальность. Это те пригорки, ручейки, которые составляют суть человека». Мне говорят: «Андрей, ну что она такое несет в интервью? К чему эти откровения? Могут по­думать, что у нас в театре не все благополучно». Я отвечаю: «Все это не со зла, просто у нее душа болит за театр. Поэтому она говорит правду». 

Талызина не равнодушный человек, как очень многие. Она здесь жизнь прожила. И я считаю, что долгов у театра перед Валей больше, чем у нее перед театром. За ее простои, за то, что она так и не сыграла многие роли, которые хотела бы и могла сыграть. И до сих пор может! Посмотрите, как народ побежал смотреть на Талызину в роли Вассы Железновой! Хочется просто кричать: «Не теряйте времени! Посмотрите, какая актриса есть в вашем театре. Давайте ей больше ролей! И не бойтесь сложного характера. Это — спутник большого таланта».

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Гороскоп на неделю с 22 по 28 апреля по знакам зодиака
«Четвертая неделя апреля хороша для размышлений о том, что хочется изменить в своей жизни и как взять на себя ответственность в трудных ситуациях. Но воплощать новые решения в жизнь и совершать крупные покупки лучше после 25 апреля, когда Меркурий выйдет из ретроградного движения», — говорит ведический астролог Руслана Краснова.

Гороскоп на неделю Овен




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог