Валентина Талызина: «Эльдар Рязанов на меня постоянно кричал на съемках «Зигзага удачи»

«Когда я пришла на первую смену, чтобы озвучивать Надю в «Иронии судьбы...», ко мне подошла супруга...
Павел Соседов
|
16 Октября 2022
Валентина Талызина. Фото
Валентина Талызина
Фото: 1997 г.

«Когда я пришла на первую смену, чтобы озвучивать Надю в «Иронии судьбы...», ко мне подошла супруга Рязанова и прошептала: «Валя, надо спасать картину». Я обалдела. Звоню вечером ассистенту по актерам, спрашиваю: «Почему это Нина сегодня мне такие слова сказала?» — «А потому что состоялся черновой прогон картины. Скучища жуткая. И по студии уже пошли разговоры, что Рязанов наконец проваливается», — рассказала актриса.

— Валентина Илларионовна, вы открыли свой 65-й сезон в Театре имени Моссовета. В следующем году будете отмечать юбилей творческой деятельности — и уже готовите премьеру. А как все начиналось?

— На наш дипломный спектакль в ГИТИСе, где я училась на актерском, пришли представители Театра Моссовета: режиссер Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф, народный артист Борис Юльевич Оленин и директор театра Михаил Семенович Никонов. Мы играли спектакль «Цимбелин» по малоизвестной пьесе Шекспира. Я — принцесса Имогена, а Вадик Бероев — Постум. Нам удалось одолеть шекспировский текст, спектакль получился. И нас двоих с Бероевым пригласили в Театр Моссовета. Позже Михаил Семенович Никонов привел в театр много талантливой молодежи. Но мы с Бероевым были первыми, кто разбавил солидную возрастную труппу Завадского. Меня назначали в основном на роли молодых героинь второго плана, главным образом комсомолок в пьесах советских драматургов. При этом за первые шесть лет моей службы в театре ни Юрий Александрович Завадский, ни Ирина Сергеевна Ани­симова-Вульф (его бывшая супруга и постоянный сорежиссер) ко мне так с предложениями и не подошли.

А потом режиссер Инна Данкман назначила меня на роль Маргариты, дочки Людоеда, в детском спектакле «Когда часы пробили полночь» по пьесе Екатерины Борисовой. Моей героине рисовали усики, какая-то блюмбочка у меня на голове была. И в театре роль посчитали удачей. В честь премьеры в кабинете директора Михаила Никонова организовали шампанское. И Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф сказала: «Я поздравляю вас, Валя». А я возьми да и скажи: «Спасибо, но вам это не мешает не брать меня в свои спектакли». Она лишь ответила: «Посмотрим...» Так случилось, что вскоре в Театр Моссовета из Театра Пушкина вернулась Фаина Раневская, и на нее решили поставить спектакль «Дядюшкин сон» по Достоевскому. Директор театра посоветовал Ирине Сергеевне на красавицу Зинаиду взять артистку Талызину. С Фаиной Георгиевной мы впервые увиделись на репетиции. А я все фильмы ее знала… От волнения зажалась, задеревенела и разжаться не могла. А они — Ирина Сергеевна, Фаина Георгиевна Раневская, Константин Константинович Михайлов, Варвара Владимировна Сошальская — еще и говорили между собой на французском. А я в школе своего Борисовского зерносовхоза Омской области учила немецкий язык. Это вгоняло меня в ступор — на репетициях сидела тумбочка тумбочкой.

Валентина Талызина с Евгением Евстигнеевым
«С Женей Евстигнеевым мы встречались на многих картинах. Как-то в поезде он рассказал всю свою историю взаимоотношений с Ефремовым, про обиду на друга-худрука... Ефремов очень жестоко с ним обошелся» С Евгением Евстигнеевым в фильме «Зигзаг удачи». 1968 г.
Фото: Мосфильм-инфо

— Они это специально делали?

— Нет. Для них это было естественным общением. Они обсуждали что угодно, но не меня. Они вообще меня игнорировали. Наступило время прогонов, и Ирина Сергеевна сказала мне: «Валя, вы чувствуете, что заваливаете роль?» — «Чувствую». — «Ну, приезжайте ко мне домой, еще раз разберем обстоятельства, действия, внутреннее содержание роли, второй план». Я приехала, все разобрали. Прихожу на репетицию на следующий день — все то же самое: я тумбочка... Когда был готов мой костюм, меня облачили в кружевное платье, затянули в корсет, оголили плечи, сделали историческую прическу, надели серьги… Я подошла к зеркалу, которое и сегодня стоит у нас в театре перед сценой, смотрю в него и сама себя спрашиваю: «Кто это?» Через секунду понимаю, что это я. И тут же мне приходит в голову очень простая мысль: «А кого я боялась?» И пошла на сцену. У меня был монолог: «Князь, простите меня…» Я как упала на колени, как начала говорить свой монолог — свободно и просто, от всего сердца — до балкона. Фаина Георгиевна тут же прокомментировала: «Ирина, это же мелодрама!» — «Ничего, ничего, Фаина Георгиевна, — ответила Ирина Сергеевна, — пусть-пусть…» Она поняла, что меня наконец прорвало. И роль у меня пошла…

— А что было после премьеры? Вы ее отпраздновали?

— После премьеры Фаина Георгиевна пригласила нас к себе домой. Так как у нее дома из продуктов был только хлеб, по дороге мы купили бутылку вина и докторской колбасы. Сели за стол, но все время звонил телефон, и Фаина Георгиевна, конечно, отвечала. Это те, кто был на спектакле, звонили поздравить Раневскую. Мы только и слышали ее ответное: «Спасибо, спасибо, спасибо...» Раз, второй, третий, пятый… И наконец Ирина Сергеевна сказала: «Фаина, ну сколько же нам сидеть с полными стаканами?» Раневская закивала нам и произнесла в трубку: «Спасибо большое, но я не могу говорить — я с вами говорю из автомата». «Больше я к телефону сегодня не подойду», — заверила нас Фаина Георгиевна.

Валентина Талызина с Константином Михайловым и Фаиной Раневской
«С Фаиной Георгиевной мы впервые увиделись на репетиции. А я все фильмы ее знала… От волнения зажалась, задеревенела и разжаться не могла» С Константином Михайловым и Фаиной Раневской в спектакле «Дядюшкин сон». 1965 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

Знаменитый импресарио Соломон Юрок пригласил на гастроли в Париж три спектакля Театра Моссовета: «Дядюшкин сон», «Маскарад» с Морд­ви­новым и «В дороге» с Бортниковым. Но Раневская дипломатично отказалась от поездки. Она была очень умным, проницательным человеком и поняла, что для главной актрисы труппы — Веры Марецкой — на гастролях роли нет. Фаина Георгиевна сказала: «Я была в Париже, я училась в Париже, я туда ехать не хочу». Ну а если артистка отказывается, ее нужно заменить. А кем? Конечно, Марецкой. И кстати, Вера Петровна очень серьезно отнеслась к работе. В Париже ей выпало гримироваться в грим-уборной самой Сары Бернар. И от волнения Вере Петровне стало плохо с сердцем — антракт задержали на 40 минут.

Ко мне после спектакля подошла Эльза Триоле — маленькая, сухонькая старушка, сестра Лили Брик и супруга Луи Арагона. У нее на всю грудь была огромная брошь — бриллианты и бирюза, это я запомнила. Я перед ней стояла в гриме, в костюме Зинаиды, а она, протягивая мне руку, сказала: «Я пришла взглянуть на русскую красоту». Про себя я подумала: «Видела бы ты меня без грима». Потом во французских газетах были напечатаны хвалебные рецензии на наш спектакль и везде обсуждалась русская красота молодой актрисы, исполняющей роль Зинаиды. И мои сотоварищи артисты Витя Отиско и Вадик Бероев со смехом все это зачитывали: «Валька, иди сюда, ты посмотри, что про тебя пишут: высокий лоб, лебединая шея, осиная талия, царственные плечи… Валька, покажи, где это все у тебя?»

— Валентина Илларионовна, а когда вышел «Зигзаг удачи», в театре как отреагировали?

— Молодежь хорошо отнеслась — всем было интересно. Но любопытно, что на премьеру в Дом кино пришел и Юрий Александрович Завадский. Ему фильм тоже понравился.

Валентина Талызина с Майей Булгаковой и Светланой Крючковой
С Майей Булгаковой и Светланой Крючковой в фильме «Женитьба». 1977 г.
Фото: Legion-media

— Как в «Зигзаг удачи» попали?

— Второй режиссер картины однажды спросила Вадика Бероева: «Нет ли у вас в театре актрисы — такой зануды в очках?» Он ответил: «Есть. Талызина!» И я пришла на пробы. Как мне потом сказали, Рязанову не хватило в моей игре комедийности. Но, видимо, лучше кандидатуры не было, и он назначил вторую пробу. Думаю: «Ах комедийности тебе нужно?!» Ну и поддала гротеска. Он меня и утвердил. Как оказалось, на эту роль рассматривалась Алиса Фрейндлих, но незадолго до начала съемок она призналась, что беременна. Недавно в интервью Фрейндлих сказала: «Я бы никогда не сыграла так, как сыграла Валя».

— Когда на съемочной площадке вы увидели своих партнеров, у вас возникло чувство робости перед ними: перед Евстигнеевым, Грибовым, Скобцевой?

— Конечно, еще какое! Меня просто лихорадило. И Евстигнеев, заметив это, подошел ко мне: «Слушай, у тебя первый съемочный день — я четвертинку купил. Разопьем после?» Я с радостью закивала. Не потому, что замаячила четвертиночка. А потому, что Евгений Александрович, заметив, как я волнуюсь, проявил человеческое участие.

Юрий Яковлев и Андрей Мягков
«С Яковлевым было хорошо, комфортно — это было партнерство. А с Мягковым, помимо работы с микрофоном, мы не сказали друг другу ни слова. Он не шел на контакт» Юрий Яковлев и Андрей Мягков в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!». 1975 г.
Фото: Мосфильм-инфо

Рязанов на съемках этой картины на меня постоянно орал. За все. Не так играю. И помню голос редактора картины Нины Скуйбиной (она потом стала супругой Рязанова): «Элик, ну почему ты так на нее кричишь?» — «А если на нее не кричать, — отвечал он, — она вообще ничего не сыграет». «Ошибаетесь, Эльдар Александрович», — думала я. А потом, когда смонтировали фильм, Нина сказала мне: «Валя, ты переиграла всех».

Так я попала в счастливую обойму любимых рязановских актеров. Он меня считал «своей». Правда, таких больших ролей Эльдар Александрович мне после не давал. Рязанова однажды спросили, почему он не назначил меня на главную роль в таком-то фильме. А он ответил: «У Вали слишком добрые глаза». Хотя однажды от роли у Рязанова я отказалась сама. Он предлагал мне сыграть одну из второстепенных ролей в фильме «Небеса обетованные», но мне надоели роли хабалок. И Эльдар Александрович с обидой сказал: «Гордая ты». Вместо меня в фильме замечательно сыграла Нина Русланова.

— В «Стариках-разбойниках» Эль­дар Рязанов дал вам роль секретарши-модницы. Вам самой понравился ваш образ?

— Понравился. Придумали его мы с гримером картины Ольгой Матвеевной. Рязанов, конечно, хотел опять меня увидеть в каком-то нелепом комичном образе. Но мы с гримером дружно сказали: «Хватит! Делаем красивую!» И он это принял — на этот раз орать не стал.

Валентина Талызина с Юрием Никулиным и Андреем Мироновым
«Рязанов хотел опять меня увидеть в каком-нибудь нелепом комичном образе. Но мы с гримером картины дружно сказали: «Хватит! Делаем красивую!» И он это принял» С Юрием Никулиным и Андреем Мироновым в фильме «Старики-разбойники». 1971 г.
Фото: Мосфильм-инфо

— Там вы снова встретились с Георгием Бурковым, Евгением Евстигнеевым — вашими коллегами по «Зигзагу…»

— Да. Жора Бурков — мой дружбан номер один… Через годы после его трагического ухода из жизни меня пригласили в Пермь на открытие памятника Георгию Буркову. Местные олигархи построили новый квартал домов, на территории которого был скверик, где решили поставить что-то знаковое, символичное. А Жора Бурков родом из Перми... Я, конечно, согласилась приехать на открытие. Всю дорогу думала: ну что я могу сказать? Гениальный? Да, гениальный. Великолепный? Да. С колоссальным юмором? Да. Философ? Да. Невероятно наблюдательный? Да. Но этого мало. И вдруг я поняла: он «свой». Свой, рядом стоящий! И когда на церемонии открытия мне дали слово, я заорала на всю площадь: «Жора! Тебе поставили памятник, Жора!» А потом продолжила: «Знаете, что бы я ни сказала про него — все будет мало, он был для всех нас — свой». И все захлопали. Рязанов, кстати, его любил и всегда хохотал, когда Бурков импровизировал.

А с Женей Евстигнеевым в «Стариках-разбойниках» мы встретились, как будто сто лет знакомы. Мы с ним встречались и в других картинах. Например, на Киностудии имени Довженко вместе снимались в фильме «Яма» по Куприну. Однажды в Москву нас отправили одним СВ. Перед выездом Евстигнеев дал мне задание: «Так, я купил бутылку, а ты закуску организуй». Я побежала в буфет и накупила всякой снеди. Только мы в купе накрыли «поляну» — стук в дверь. Это проводник: «Начальник поезда посылает вам…» На столе возникла вторая бутылка. Только мы налили — тук-тук. Заходит какой-то парень: «Жень, ты меня узнаешь?» Евстигнеев говорит: «Ну, положим». А я чувствую, что не узнает. Пришлось выпить с ним, еле выпроводили. И потом до глубокой ночи Евгений Александрович откровенничал со мной, отводил душу. Рассказал всю свою историю взаимоотношений с Ефремовым, про обиду на друга-худрука. Ефремов очень жестоко с ним обошелся, фактически уволив из МХАТа, куда когда-то сам и переманил из «Современника». Женя мне абсолютно доверял — как другу.

Утром мы сошли на обледенелый перрон Киевского вокзала. Женя предложил: «Давай я тебя отвезу домой». У него машина была у вокзала припаркована. Подходим к его «жигуленку», а тот не заводится: замерз. Тогда Евстигнеев говорит: «Значит, так. Я сяду за руль, а ты сзади толкай». Делать нечего, я навалилась на багажник и попыталась толкать, но сил моих не хватило. Хозяева припаркованной по соседству машины занимались тем же самым — их автомобиль тоже промерз. Узнав Евстигнеева, они предложили: «А давайте сначала нашу машину потолкаем, а потом вашу». И мы перешли толкать их автомобиль. Столкнули с места — он завелся. Потом Женя сел за руль, столкнули нашу машину. Я прыгнула на первое сиденье, а Евстигнеев просит: «Держи дверь, она у меня открывается». Так и доехали до моего дома.

Валентина Талызина со Светланой Стариковой и Георгием Бурковым
«Жора Бурков — мой дружбан номер один… Рязанов, кстати, его любил и всегда хохотал, когда Бурков импровизировал» Со Светланой Стариковой и Георгием Бурковым в фильме «Зигзаг удачи». 1968 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

— А как сложилось общение с Юрием Никулиным?

— Юрий Владимирович мне симпатизировал и однажды очень помог. У меня набралась уже солидная фильмография, но не было звания, поэтому ставку в кино мне платили минимальную — 16 рублей. А у меня семья… Подхожу к Эльдару Александ­ровичу: «Помогите…» — объясняю ситуацию. «Так, пошли!» — командует. И Никулину тоже: «Юра, пошли!» Втроем заходим в приемную к Гуревичу — заведующему актерским отделом «Мосфильма». Рязанов режиссирует: «Юра, ты — с одной стороны, я — с другой, а ты, Валя, в середине. Заходим в кабинет, падаем на колени и лбом в пол». Сказано — сделано. Зашли. Не здороваясь, бухнулись на колени и кланяемся. Гуревич в это время с кем-то разговаривал по телефону. Переводит на нас взгляд: «Все понял, идите». И мне сразу дали ставку 25 рублей.

— И на «Стариках-разбойниках», и на «Иронии судьбы…» редактором, как и на «Зигзаге…», работала Нина Скуйбина. Она-то и порекомендовала мужу пригласить вас озвучить Барбару Брыльску…

— Я Нину очень любила и уважала, а она любила меня. С озвучанием «Иронии судьбы…» у Рязанова сложилась тупиковая ситуация. Испол­нительница главной роли плохо говорила по-русски. Он пробовал профессиональных актрис озвучания из так называемого «красного звука», но все ему не подходили. На восемнадцатой претендентке Рязанов отчаялся… А Нина Скуйбина и Лена Судакова, ассистент по актерам, ходили и «капали» ему: «Попробуй Валю Талызину». Он огрызался: «Что вы пристали ко мне со своей Валей, она играет в фильме учительницу-подружку, и играет неплохо. Что она, сама с собой в кадре будет разговаривать?» А я этого не знала, просто приходила на студию себя озвучивать. Неожиданно ко мне в раздраженном состоянии подходит Рязанов: «Я не против, чтобы ты попробовала озвучить». Думаю: «А мне и не надо. Я никогда никого не озвучивала». А Рязанов продолжает: «Если твой голос подойдет к голосу Аллы Пугачевой (которая исполняла в картине песни. — Прим. ред.), тогда озвучивай». Я встала к пульту, сделала пробу голоса и замолчала. И вдруг он говорит: «Да, конечно». А когда я пришла на первую смену, чтобы озвучивать Надю, ко мне подошла Нина и прошептала: «Валя, надо спасать картину». Я обалдела. Звоню вечером ассистенту по актерам Лене Судаковой, спрашиваю: «Почему Нина сегодня мне такие слова сказала? Кого спасать? Почему спасать?» — «А потому, — отвечает Лена, — что состоялся черновой прогон картины. Скучища жуткая. И по студии уже пошли разговоры, что Рязанов наконец проваливается».

Валентина Талызина с Ириной Мазуркевич
«У Эльдара Рязанова однажды спросили, почему он не назначил меня на главную роль в таком-то фильме. А он ответил: «У Вали слишком добрые глаза» С Ириной Мазуркевич в фильме «О бедном гусаре замолвите слово». 1980 г.
Фото: Мосфильм-инфо

— Эльдар Александрович поблагодарил вас, когда судьба «Иронии судьбы…» сложилась успешно?

— Никогда. Однажды мы сидели в ожидании рейса в аэропорту — вылет задерживали, — и Рязанов мне сказал: «Ну, ты стихи неплохо в картине прочитала». Имелась в виду «Баллада о прокуренном вагоне» Александра Кочеткова. Я ответила: «А помните, как вы орали на меня на озвучании?» — «Ну, если бы я не орал, ты бы так хорошо их не прочла»… В день записи стихов Рязанов после первого дубля «изгалялся» надо мной: ты не держишь ритм, не держишь рифму, еще что-то там не держишь… Я так разозлилась, выругалась про себя. Ну, думаю, я тебе сейчас все сделаю: и рифму, и ритм. И отчеканила ему стихотворение, как он хотел. Но я знала, что будет и третий, контрольный дубль. Перед которым выдохнула. «А теперь, Валя, — как перед Богом!» — сказала себе. И начала читать, как чувствовала... Когда смотрела готовую картину у себя дома, задалась вопросом: «Какой же дубль, Эльдар Александрович, ты в итоге выбрал?» И увидела, что в фильм вошел, конечно, третий.

— И много было замечаний от Эльдара Александровича при озвучании?

— Нет, потом замечаний уже не было. Но он и не хвалил. Спустя 40 лет, в марте 2014 года, у меня был творческий вечер-концерт в киноклубе «Эльдар». Рязанов с третьей женой Эммой Абайдуллиной присутствовали в зале. И со сцены я сказала одну фразу, которая, конечно, его прон­зила в самое сердце: «Душа «Иронии судьбы…» — это не душа актрисы, которая играла главную роль, и не душа актрисы, которая пела за главную героиню, и не душа актрисы, которая говорила за главную героиню. Душа «Иронии судьбы…» — это Нина Скуйбина». А Нины уже 20 лет не было на свете — она ушла в 1994-м. После этих слов Эльдар Александрович встал и сказал: «Валя, все, что ты делаешь, ты делаешь превосходно».

Валентина Талызина с Татьяной Родионовой, Ириной Климовой и Анной Гарновой
«Все свои премьеры последнего десятилетия в Театре Моссовета мне приходилось «пробивать», раз за разом доказывая, что могу играть в этих спектаклях. Так было и с «Вассой» С Татьяной Родионовой, Ириной Климовой и Анной Гарновой в спектакле «Васса». 2017 г.
Фото: Photoxpress.ru

— А как вам работалось в студии с Яковлевым, с Мягковым?

— С Яковлевым было хорошо, комфортно — это было партнерство. А с Мягковым, помимо работы с микрофоном, мы не сказали друг другу ни одного слова. Он не шел на контакт.

— Валентина Илларионовна, многие знают вас как комедийную актрису, но в вашей фильмографии немало драматических ролей. Одна из них — в картине «Непрофессионалы» Сергея Бодрова-старшего. Знаю, что это ваша любимая роль. Как вы попали на «Казахфильм»?

— Я прочитала сценарий. Главная героиня — женщина, проживающая в доме престарелых, у которой погиб­ли все близкие. Единственная отрада в жизни — корова. Но и ее убивают… Для проб я выбрала соответствующий «наряд». Взяла розовый халатик, в котором всегда пол мыла дома. Бодров, сделав пробу, сказал: «Мне очень нравится, я вас беру!» Я говорю: «Надо моей героине костюм придумать». — «Не надо, — отвечает, — в этом и будете сниматься». Но мы с костюмерами, конечно, дополнили образ моей героини. Нашли беретку, под которую я полностью убирала волосы, черные байковые штаны и черную огромную футболку — из-под нее и выглядывал мой халатик.

Валентина Талызина
«Я вынашивала эту роль пять лет. И в январе этого года состоялась премьера. Моя героиня — обнищавшая дворянка, вынужденная идти против совести, но осознающая, что поступает не по-божески» В спектакле «Волки и овцы». 2022 г.
Фото: Елена Лапина/Пресс-служба театра им. Моссовета

Картина стилизована под документальную. Съемки проходили в реальных интерьерах захолустного дома престарелых. Большинство героев в кадре не актеры, а реальные постояльцы этого дома. Ну а из профессионалов в картине снимался, например, молодой Игорь Золотовицкий — это всего лишь его третья работа в кино. Потом при встрече он мне говорил: «Я у тебя учился, как жить в кадре». Фильм «Непрофессионалы» вошел в золотой фонд картин, снятых на «Казахфильме». А я получила на международном кинофестивале в Турине приз за лучшую женскую роль. Не утратила картина актуальности и сегодня. Она о сострадании.

— Мог ли кто тогда подумать, что Игорь Золотовицкий станет ректором Школы-студии МХАТ… Когда ваша внучка Настя Талызина надумала поступать в театральный, не обращались к нему?

— Если бы я попросила за внучку, он бы, конечно, не отказал — Игорь всегда ко мне относился очень хорошо. Но мы выбрали Щепкинское училище. На экзаменах Настя основную программу представила хорошо, и ее спросили: «А вы кудри каждый день завиваете на гвоздик?» — «Нет, — ответила внучка, — у меня они от природы». — «А к артистке Талызиной вы имеете отношение?» — «Это моя бабушка». — «Хорошо, спойте нам что-нибудь». Настя взяла в руки гитару и говорит: «Ну, держитесь». И спела «Вагончики» («На Тихорецкую состав отправится…») из «Иронии судьбы...». Внучка специально научилась играть на гитаре ради этого... Настя попала на курс к педагогу Владимиру Сулимову, артисту нашего Театра Моссовета. С Володей мы прошли огонь и воду, а сегодня вместе играем в спектакле «Волки и овцы».

— Сегодня Анастасия Талызина уже популярная актриса. Она советуется с вами? Прислушивается?

Валентина Талызина
«На экзаменах Настя взяла в руки гитару и говорит: «Ну, держитесь». И спела «Вагончики» («На Тихорецкую состав отправится…») из «Иронии судьбы...». Внучка специально научилась играть на гитаре ради этого» С внучкой Анастасией. 2014 г.
Фото: Personastars.com

— Сейчас — не особо. Я ни для дочки — актрисы Ксении Хаировой, ни для внучки не авторитет. Но когда Настя училась — советовалась. Бывало, Настя из института приходила со слезами. А я так разбирала ее роль и ситуацию, так все выворачивала и преподносила, что в итоге внучка хохотала. Насте было пять лет, когда по телевизору она увидела сказку «Бременские музыканты» и сказала, указывая пальчиком на экран: «Я хочу туда». Я тогда ей ответила: «Миленькая моя, за то, чтобы быть там, надо отдать всю свою жизнь». Сегодня Настя Талызина «не выходит из кадра» — одновременно играет по несколько главных ролей у лучших режиссеров. Но это кино, а я всегда за театр. Много лет убеждала внучку, что полноценной актрисы без театра быть не может. И, кажется, наконец-то убедила. Вместе с дочкой и внучкой мечтаю сыграть на сцене родного театра в «Пиковой даме». Настя сыграла бы Лизавету Ивановну, а Ксения — графиню в молодости. Но пока это только актерские мечты, которые, к сожалению, редко осуществляются. Приходится самой пробивать постановку, уговаривать, доказывать. Удастся ли мне это — не знаю… Такая уж моя судьба, что все свои премьеры последнего десятилетия в Театре Моссовета мне приходилось «пробивать», раз за разом доказывая, что могу играть в этих спектаклях. Так было и с «Вассой», и с премьерой прошлого сезона «Волки и овцы»…

— Но вы это осуществили! И «Васса» имела огромный успех! Это абсолютно новаторский спектакль с очень неожиданными актерскими находками. Ваш образ захватывал своей глубиной, проницательностью, жертвенностью, противоречивостью поступков. Меня всегда поражает многогранность ваших образов, а следовательно, и вашего таланта. В классических постановках в финале Васса Железнова обычно умирает или теряет сознание, а ваша Васса запела. И в этом был особый драматизм. Я видел спектакль несколько раз и всегда наблюдал, как руки зрителей тянулись к глазам, чтобы утереть слезы...

— Следующей моей мечтой было сыграть Мурзавецкую в пьесе Ост­ровского «Волки и овцы». Я вынашивала эту роль пять лет. И в январе этого года состоялась премьера. Моя Мур­завецкая — обнищавшая дворянка, вынужденная идти против совести, но осознающая, что поступает не по-божески…

— Опять ошеломительный успех и опять противоречивый образ. На поклонах зрители приветствуют актеров овациями стоя. Сегодня это один из самых кассовых спектаклей Театра Моссовета. Зритель идет «на Талызину», и вы его ожидания оправдываете. Игорь Яцко поставил эту комедию Островского в лучших театральных традициях — получился светлый, добрый, яркий музыкальный спектакль.

Валентина Талызина
«После фильма «Зигзаг удачи» я попала в счастливую обойму любимых рязановских актеров. Он меня считал «своей». Правда, таких больших ролей Эльдар Александрович мне после не давал...» 2016 г.
Фото: Филипп Гончаров

— Мне бы хотелось отметить и художников спектакля Виту Севрюкову и Марию Рыбасову. Они создали великолепные костюмы и декорации. И, конечно, благодарю моих замечательных партнеров. У нас сложился настоящий ансамбль. И если нам, дай Бог, удастся пробить «Пиковую даму», мне бы очень хотелось, чтобы к репетициям мы приступили тем же составом и с Игорем Яцко у руля.

— Валентина Илларионовна, 64 года в одном театре — это жизнь. Она не всегда складывалась благополучно, поэтому вы участвовали и в постановках других театров — весьма успешно. Знаю, что в некоторые вас приглашали перейти на лучших условиях. Что вас держит в Театре Моссовета?

— Стены и души, которые в них обитают.

Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая