Татьяна Васильева: «Высоцкий меня просто не замечал»

Эксклюзивное интервью.
Инна Фомина
|
25 Октября 2018
Татьяна Васильева и Ирина Муравьева
Ирина Муравьева и Татьяна Васильева в фильме «Самая обаятельная и привлекательная». 1985 г.

«Когда Влади приезжала к Высоцкому, это было событие: ведь она настоящая западная звезда. При этом Марина выглядела совсем не так, как мы себе представляли кинозвезд. Помню какое-то ее цветастое платье, черное с ярким рисунком. Красивое, но совсем не «от-кутюр». Такое и я могла себе сшить в наших театральных мастерских. А еще Марина совершенно не стеснялась того, что она уже достаточно «в теле», — вспоминает Татьяна Васильева.

— Татьяна Григорьевна, в вашей фильмографии много очень популярных картин. Но комедия «Самая обаятельная и привлекательная» — это настоящий народный хит. А фразы от вашей героини Сусанны буквально растащили на цитаты…

— А мне сценарий показался очень слабым, слишком простым — в этой истории вообще думать ни о чем не надо! И моя героиня Сусанна мне не понравилась. Но не в моих правилах отказываться от работы. И началась настоящая пытка. Дело в том, что режиссер Геральд Бежанов мне очень… мешал. Ведь часто хочется оживить персонаж, поэтому иногда меняешь, переставляешь слова — чтобы получилась законченная шутка, реприза. Но Бежанов этого не терпел. Я пыталась убедить его: «Но ведь я сказала лучше, чем написано!» А он: «Мне не надо лучше, мне надо как в сценарии!» Сценарий следовало выучивать наизусть — до запятой, никакой импровизации! И это было невыносимо… Поэтому получилась очень ровная, очень благостная и примитивная история о том, можно ли удержать мужа пирожками.

— Нет, получилась любимая народом картина!

— Когда прошло много лет и оказалось, что «Самую обаятельную и привлекательную» до сих пор смотрят, я подумала, что, наверное, была не права! И такие простые истории, наверное, нужны…

— А как вам работалось в этой картине с Ириной Муравьевой?

— Мы мало общались — все-таки у Иры была главная роль, а у меня второстепенная. Она была гораздо больше занята на съемках, и ей требовалось сосредотачиваться, не «расплескиваться»… Через несколько лет мы с Ириной встретились на кинофестивале в Прибалтике. Я взяла сына Филиппа — ему было лет одиннадцать — с собой. А там его стали преследовать какие-то подозрительные парни. Филипп мне ничего не рассказывал, и я ничего не заметила. Пока Ира мне не сказала: «Таня, ты что, ничего не видишь? Что происходит вокруг твоего сына?! Не отпускай Филиппа от себя ни на секунду, чтобы он всегда был рядом!» Совет бесценный, и я Ире очень за него благодарна. Ведь те люди могли сделать с сыном что-то нехорошее, непоправимое.

Татьяна Васильева
Татьяна Васильева

— Татьяна Григорьевна, вашими кинопартнерами были многие выдающиеся советские актеры. Например, уже в первом своем фильме «Четвертый» вашим партнером был сам Высоцкий

— Да, мы с ним играли мужа и жену. Владимир был звезда, и я дрожала, когда предстояло войти с ним в кадр. Да я тогда всех боялась: и режиссера Столпера, и Высоцкого. Потому что была совсем неопытная — дебютантка! И пребывала в столбняке — немая и незрячая, как кусок пня.

— Высоцкий как партнер не помогал вам выйти из этого столбняка?

— Столпер помогал, а Высоц­кий — нет. Он вообще меня не замечал, для него я была ноль. Впрочем, тут все совпало: по сценарию он меня не любил. Гораздо больше внимания Высоцкий уделял другой своей партнерше — Маргарите Тереховой, которая играла его любимую женщину. А за пределами площадки его внимание было отдано стихам и Марине Влади, которая приезжала к Володе на съемки (они проходили в небольшом городке под Ригой). К слову, появление настоящей западной звезды на наших съемках тоже не добавило мне уверенности… Когда Влади приезжала к Высоцкому, это было событие: все как будто «отползали» в сторону и замирали. При этом она выглядела совсем не так, как мы себе представляли кинозвезд — очень скромно. На наши актерские посиделки Марина приходила без макияжа, без парадной прически. И одевалась она просто. Помню ее цветастое платье, черное с ярким рисунком. Оно было красивое, но совсем не «от-кутюр». Такое и я могла себе сшить в наших театральных мастерских. Еще Марина совершенно не стеснялась того, что она уже достаточно «в теле». Ее это не волновало: ее все любили, какая бы она ни была. А уж тем более ее любит Высоцкий…

— Недаром он посвящал ей свои песни. А вы слышали, как поет Высоцкий?

— Конечно! После съемочного дня наша группа не разбредалась по гостиничным номерам, а собиралась в кафе, чтобы послушать Высоцкого: все понимали, что среди нас — Поэт! Кстати, Высоцкого не надо было упрашивать выступить: он с удовольствием и пел, и просто читал стихи. И старые, но в основном только что написанные. Володя так и объявлял: «Это из нового». В основном это была лирика, его вдохновляла Влади. На самом деле, в поэзии Высоцкого я тогда многого не понимала. Особенно что касается сатиры, насмешки, иронии над тогдашним нашим строем, нашими реалиями, все это как-то мимо меня проходило. Я в этом очень плохо разбиралась, собственно, как и сейчас. Но, даже не совсем понимая его тексты и музыку, я чувствовала, как сильно Высоцкий воздействует на публику. Люди словно подключались к мощному потоку энергии…

Татьяна Васильева с Владимиром Высоцким
«Высоцкий был звезда, и я дрожала, когда предстояло войти с ним в кадр. Я тогда была совсем неопытная — дебютантка! И пребывала в столбняке — немая и незрячая, как кусок пня» С Владимиром Высоцким в фильме «Четвертый». 1972 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

— А вы знали, что у Владими­ра Семеновича были проблемы с ал­коголем?

— Да! У нас несколько раз срывались съемки, потому что Высоцкий не мог работать. Но даже когда он был совсем не в форме, все равно приходил на площадку и очень старался что-то сделать. В такой ситуации его снимали со спины, потому что с лица нельзя… Болезнь Высоцкого ни для кого не была секретом. Но когда понимаешь, что перед тобой — гений, то совершенно иначе начинаешь относиться ко многим вещам. Если бы мой обычный партнер выпил лишнего, я бы, наверное, могла себя как-то резко повести. А в случае с Высоцким откуда-то бралось и терпение, и желание помочь.

— Кстати, вы познакомились с Высоцким на съемках или были знакомы раньше?

— Я видела Володю еще до съемок из окна своей комнаты в общежитии в Дмитровском переулке — там жили студенты Школы-студии МХАТ и училища при консерватории. Моей соседкой по комнате была однокурсница Людмила Спартак, с которой у Высоцкого был роман. И он иногда заезжал за Людой на своей новенькой «Волге». Это было очень круто, ведь тогда такие машины имелись, может, у десяти человек из правительства! Высоцкий подъезжал ко входу в общежитие, бросал камешек в наше окошко, и Людмила сбегала к нему по лестнице. А все мы — и девушки, и парни — прилипали к окнам и завороженно смотрели, как она садится в роскошное авто. Потому что сама Люда тоже была роскошной. Очень красивая девушка — в стиле Мэрилин Монро, но даже лучше ее! Блондинка с большой грудью, но при этом очень худенькая, длинноногая, с синими глазами и с большими губами — своими.

— Но в советском кино актрисы Людмилы Спартак я не помню…

— А ее карьера не сложилась — несмотря на редкую красоту. В свое время Людмилу привез в Москву из провинции известный режиссер МХАТа и педагог нашей Школы-студии Виктор Монюков (среди учеников Монюкова были Олег Борисов и Лев Дуров, Николай Караченцов и Алексей Гуськов, Марина Голуб и Альберт Филозов. — Прим. ред.). Мы, ее однокурсники, были на несколько лет моложе ее — юные, безбашенные, веселые. А Люда смотрела на нас как на дураков. И вот после Монюкова у нее появился Высоцкий. А после романа с Володей и окончания училища Спартак бесследно пропала, как будто растворилась. Никто не знает, как сложилась ее судьба — она просто исчезла. И я ее никогда больше не видела.

Татьяна Васильева с Евгением Леоновым
«Работать с Леоновым было легко. Я совершенно его не стеснялась и не боялась играть свою героиню так остро и резко. А вот вне съемок мы не общались. У Леонова была своя компания — люди старше меня» С Евгением Леоновым в фильме «Дуэнья». 1978 г.

— А с Высоцким вы виделись после тех съемок?

— Нет. Точнее, это он меня не видел, а я бегала на его спектакли в Те­атр на Таганке — видела Высоцкого и в «Гамлете», и в «Вишневом саде». Бегала, к слову, тайком. Ведь пос­ле Школы-студии МХАТ я попала в Те­атр сатиры. А худруки «Таганки» и «Сатиры» — Любимов и Плучек — не принимали художественную позицию друг друга.

— Татьяна Григорьевна, вы целое десятилетие считались примой Театра сатиры. Как вам кажется, был ли в вас влюблен Плучек?

— Да, конечно, он был влюб­лен — все тринадцать лет.

— И он мечтал о романе с вами?

— Конечно, а почему же нет? Он меня очень любил, очень... Плучек был мне очень нужен, потому что меня образовывал. Валентин Николаевич стал для меня вторым высшим образованием! Мы с ним ходили по букинистическим магазинам (тогда ведь в обычных книжных ничего хорошего не продавалось), и он покупал мне редкие книги, альбомы по искусству. Очень много денег тратил на это. И сейчас у меня выдающаяся библиотека. А еще мы с ним ходили в рестораны с шикарной черной икрой и с шикарным шампанским. Нашим любимым местом был «Метрополь».

— Неужели никто из труппы не рассказал жене Плучека об этом?

— Нет, ведь «доносчику — первый кнут»…?

— А почему тогда вы ушли из «Сатиры», где у вас был влюбленный в вас режиссер, лучшие главные роли…

— Я ушла из-за того, что вышла замуж второй раз. Плучеку это было тяжело пережить. Я почувствовала его ревность — оставаться в «Сатире» было невозможно, и я написала заявление об уходе. Причем была уверена, что мне его не подпишут. Но Плучек подписал! Я даже не заходила к нему в кабинет, мне просто вынесли бумагу с его подписью. Я была ошарашена: вот так просто осталась без работы… Но на свободе пробыла ровно три дня: меня взял в свой театр Гончаров. Кстати, Плучек с Гончаровым жили в одном подъезде. И, когда встречались в лифте, не здоровались — отворачивались друг от друга. Из-за меня: Плучек не мог простить Гончарову, что тот принял в свой театр «изменщицу»… На самом деле, в «Маяковку» я могла попасть еще сразу после Школы-студии. Меня ведь тогда одновременно приглашали и в «Сатиру», и в «Маяковку», и во МХАТ. Я пошла к Плучеку, потому что он взял к себе сразу несколько человек с нашего курса. А нам очень не хотелось разлучаться — у нас же были прекрасные студенческие спектакли, которые попали в репертуар «Сатиры» и имели большой успех у публики.

Татьяна Васильева со Станиславом Садальским
«Спектакль «Неисправимый лгун» каждый раз получается разный, потому что там есть место для актерского экспромта» Со Станиславом Садальским в спектакле «Неисправимый лгун». 2018 г.

— Но с руководителем МХАТа Ефремовым вы все же поработали — в фильме «Мнимый больной»…

— Да, он там играл главную роль — Аргана, а я его служанку. Роль у Ефремова была хорошая: почти весь фильм, а съемки шли полгода, он пролежал в постели, в халате. (Смеется.) Первое мое впечатление от Олега Николаевича было очень ярким. Мы с ним должны были лететь во Львов на съемки. Чтобы доставить нас в аэропорт, киностудия дала одну машину на двоих, и сначала она заехала за мной. И вот останавливаемся мы у дома Ефремова на Суворовском бульваре, я поднимаюсь к его квартире, звоню в дверь. Мне открывает в клубах сигаретного дыма очень худой человек в черных семейных сатиновых трусах и белой вытянувшейся до колен майке. Это был Ефремов. Мы опаздываем, а он в трусах! Говорю: «Олег Николаевич, мы же должны ехать…» А он: «Да, сейчас… Я уже собрался, можете выносить». И показывает на огромные стопки книг, перевязанные бечевками. Книги — вот что ему было нужно. Такого багажа — десятки томов! — я не видела ни у одного артиста ни до, ни после. И кроме огромного количества книг — как мне показалось — в квартире больше ничего ценного не было.

— А вы почувствовали ту невероятную мужскую харизму Ефремова, о которой сейчас говорят многие женщины?

— Думаю, да. Ефремов был прежде всего мужчиной — независимо от своей должности худрука, наград, почестей. Он был мужчиной даже в том, как он держал сигарету, как смотрел на женщину. Он всегда влюблялся в женщин, которые у него играли: и в Майорову, и в Вертинскую, и в Лаврову.

— А как Ефремов на съемках отнесся к вам, молодой артистке?

— Никак — точно так же, как и Высоцкий. И после совместных съемок мы с Олегом Николаевичем, как и с Володей, не общались.

— Татьяна Григорьевна, а были ли среди ваших выдающихся партнеров такие, с которыми у вас сложились теплые отношения?

— Да! Судьба подарила мне очень теплое общение со Смоктуновским. Все артисты, кого я сейчас вспомнила, это великолепные мастера, а он — гений. И хотя гениям вроде позволено гораздо больше, чем всем остальным, Иннокентий Михайлович был очень скромным человеком, никогда ничего для себя не требовал. На съемочной площадке тихо сидел в сторонке на скамеечке и ожидал своей сцены… Мы вместе снимались в Киеве, в картине «Дамский портной» — про еврейскую семью, которую ждала трагедия Бабьего Яра. Смоктуновский играл главную роль, я — его дочь. 

Татьяна Васильева с Андреем Мироновым и Верой Васильевой
«На гастролях в гостиничных номерах мы каждый вечер готовили шикарные ужины — как в ресторане. И на них обязательно приходили Миронов с Ширвиндтом, потому что всегда были голодные» С Андреем Мироновым и Верой Васильевой в спектакле «Ревизор» на сцене Театра сатиры. 1974 г.
Фото: Александр Коньков/ТАСС

Помню, целый день работали над очень страшной сценой — герои проживали последнюю ночь перед тем, как идти на смерть. А после наша группа осталась на ужин в том самом доме, где снимали этот эпизод. И мы со Смоктуновским проговорили там несколько часов. Я была совершенно покорена этим человеком, влюбленно смотрела на него. Иннокентий Михайлович был очень прост и очень доступен, ему можно было задать любой вопрос. И он очень радовался такому вниманию: у меня возникло ощущение, что Смоктуновскому не хватало интереса к нему. В нем вообще было очень много детского, непосредственного. Однажды спросила его: «Иннокентий Михайлович, а вы знаете, что вы гений?» Улыбаясь от уха до уха, он ответил: «Да, Танечка, знаю. И королева английская так считает…» Действительно, в Великобритании исполнение Смоктуновским роли Гамлета считается одним из лучших в истории и отмечено наградой от королевы.

В «Дамском портном» снималась и дочь Смоктуновского Маша. И как же отец любил ее, как переживал за нее! Очень следил, поела ли Маша, не переутомилась ли. Всегда интересовался у режиссера, как дочка сыграла ту или иную сцену. Кстати, потом я общалась с Машей. Она написала об отце книжку, и я там кое-что о Смоктуновском тоже рассказывала. Когда Иннокентия Михайловича не стало, Маша организовала фонд, посвященный отцу, иногда звонила мне, приглашала на мероприятия. Но постепенно наше общение заглохло…

— А сына Смоктуновского вы видели? Ведь Филипп учился в театральном училище, попробовал себя в кино, снявшись в небольшой роли в «Маленьких трагедиях» по Пушкину — кстати, вместе с отцом. Но его артистическая карьера не сложилась, да и вообще в его жизни много проблем — говорят, он очень давно и тяжело болеет…

— О том, как живет Филипп сегодня, я не знаю. Но когда снимался «Дамский портной», я его видела — он бывал на съемках. Это был интересный молодой человек. Смоктуновский всегда говорил, что у него великолепные дети, самые лучшие на земле сын и дочь. Он их безумно любил обоих и смотрел на них с восторгом.

— Татьяна Григорьевна, а что скажете о Леонове? У вас с ним сложился замечательный дуэт в «Дуэнье»…

— У Леонова был огромный дар, который позволял быть органичным и предельно достоверным и в комедии, и в трагедии, и в трагикомедии. Работать с ним было легко. Я совершенно не стеснялась Леонова и не боялась играть свою героиню так остро и резко. А вот вне съемок мы не общались. У Леонова была своя компания — люди старше меня, и вечера в киноэкспедиции он проводил с ними. А когда мы снимались в Москве, Евгений Павлович всегда очень спешил и убегал буквально после команды «Снято!» — ему нужно было то в театр, то на другие съемки. Он всегда торопил режиссера, хотел, чтобы получалось с одного дуб­ля, что, конечно, невозможно…

Татьяна Васильева с Александром Ширвиндтом
«Ширвиндт — легкий и чудесный. У него прекрасная жена, которую он полюбил чуть ли не в школе, и с тех пор более 60 лет они вместе» С Александром Ширвиндтом в фильме «Самая обаятельная и привлекательная»
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

— Не могу не спросить про Александра Ширвиндта, который был вашим партнером не только в кино (в картине «Самая обаятельная и привлекательная» он сыграл мужа вашей Сусанны), но и в театре…

— Да! Ширвиндт — легкий и чудесный. У него прекрасная жена, которую он полюбил чуть ли не в школе, и с тех пор более 60 лет они вместе. Наташа всегда правильно себя вела, редко бывала в театре, а на съемках — никогда! А когда за мужем не следят, не подглядывают, он вечером захочет прийти домой. Ну не сегодня, так завтра… С Ширвиндтом в течение 13 лет я почти каждый вечер выходила на сцену Театра сатиры. А потом, когда уже не работала там, попросила его помочь моей подруге-музыкантше сделать отрывок, чтобы показаться в театр. Казалось бы, зачем ему какая-то моя подруга, но он никогда никому не отказывал в помощи… А как замечательно мы проводили время на гастролях! Раньше ведь поездки были долгие — на целые недели. И вот Театр сатиры на полтора месяца отправили в Италию. 

Мы играли спектакль «Клоп» по Маяковскому (я была занята в маленьком эпизоде, а главную роль Присыпкина исполнял Андрей Миронов). В Москве спектакль пользовался бешеным успехом, но итальянцы совершенно не понимали, о чем он. Они же даже не знали, что это вообще такое — клоп. Тем более НЭП, Присыпкин — все это была для них непонятная, чуждая история. Неудивительно, что статьи в местной прессе были недоуменные... Мы с Ниной Корниенко взяли с собой электроплитку, кипятильники и много продуктов — от геркулеса, колбас, сгущенки и сухарей до картошки, чеснока и репчатого лука! А как иначе, если нам только суточные платили, а из собственных денег на валюту нам дали поменять только 30 рублей. И вот мы с Ниной каждый вечер готовили шикарные ужины — как в ресторане. И на них всегда приходили Шура с Андреем, потому что всегда были голодные. У них-то ничего не было с собой — о провизии они не позаботились.

Татьяна Васильева
«Из Театра сатиры я ушла из-за того, что вышла замуж второй раз. Плучеку это было тяжело пережить. Я почувствовала его ревность и написала заявление об уходе»
Фото: Елена Сухова

— Многие советские актеры везли с собой за границу черную икру, чтобы продать и заработать хоть немного валюты…

— Я брала икру на другие гаст­роли — в Англию. Тогда Театр Мая­ковского, в котором я в то время работала, привез в Великобританию спектакль «Завтра была война». Он шел там с феерическим успехом. Вся Англия стояла на ушах, а я ходила вся в икре. В Москве один из мужей — сейчас уже не помню, кто конкретно, рассовал маленькие стеклянные баночки с белужьей икрой мне в лифчик. Как прошла таможню — не знаю. Видимо, тогда в аэропортах людей еще не «просвечивали». В Англии я заходила в ресторан, подходила к официантам и молча доставала из лифчика­ икру. Впрочем, они и без слов все понимали. За баночку давали 50 фунтов — это были очень большие деньги!

— Что же вы купили на вырученные деньги? Технику какую-нибудь?

— Какое там… Кроссовки и джинсовый костюм своему очередному мужу: в магазинах первым делом шла в мужские и женские отделы.

— Татьяна Григорьевна, необходимость вот так возить икру на продажу у актеров давно уже отпала. Но на гастроли вы по-прежнему ездите постоянно — вас нелегко было застать в Москве, чтобы взять интервью…

— Да, работаю я много, много езжу на гастроли. В театре «Миллениум» у меня несколько спектаклей, и роли в них все очень разные. А в постановке «День сюрпризов» только в одной роли бесконечное количество перевоплощений! Зрители всегда хорошо это принимают, не успевают заскучать. Мой принцип — нескучно и слышно! Один из моих любимых спектаклей — «Он в Аргентине» по Петрушевской, где я играю «150-летнюю девочку» (моя партнерша Елена Воробей). А спектакль «Неисправимый лгун», где я играю вместе со Станиславом Садальским, вообще каждый раз получается разный, потому что там есть место для актерского экспромта. А зрителю такая импровизация всегда нравится!

Как правильно обрезать кусты малины в октябре — увеличите урожай в 4 раза
Многие дачники сталкиваются с проблемой слабого плодоношения малины в сезон. Автор Дзен-канала «Хозяюшка» открыла многим глаза на важность осенней обрезки кустов, которая напрямую влияет на объем урожая.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая