Мария Лемешева: «Педагог — главная фигура в истории цивилизации»

Редакционный директор журнала «Кинорепортер» рассказала о роли учителя.
Павел Соседов
|
07 октября 2024
Мария Лемешева
Фото: пресс-служба журнала "Кинорепортер"

Насколько ценит общество ту или иную профессию? Пожалуй, один из самых надежных способов узнать — сходить в кино. По тому, в каких образах предстанут перед вами врачи, рабочие и инженеры, можно судить об отношении большинства современников к ним. Какими мы видим педагогов в фильмах и сериалах сегодня? С этим вопросом мы обратились к редакционному директору журнала «КиноРепортер» Марии Лемешевой.

Мария, как бы вы охарактеризовали роль школьного учителя не в кино, а в жизни?

— Я бы сказала так: это проводник ребенка в мир взрослых. Родители, бабушки и дедушки охраняют нашу детскую вселенную от проблем, не позволяя нам раньше времени повзрослеть. Свои первые самостоятельные шаги мы делаем под присмотром именно учителей.

Мария Лемешева
Фото: пресс-служба журнала "Кинорепортер"
Мария Лемешева
Фото: пресс-служба журнала "Кинорепортер"

Поэтому мы видим их на экранах так часто?

— Да. Если один из ключевых киногероев — ребенок, то его учитель в фильме непременно появится. К тому же это одна из самых распространенных профессий: жители отдаленного села могут ничего не знать об айтишниках или дальнобойщиках, но нет на земле человека, в судьбе которого не было бы школьного учителя. Вообще, педагог — это главная фигура в истории мировой цивилизации. Человечество не может существовать без диалога поколений, без передачи наследникам накопленных знаний, культурного кода. Так было и в Античности, и в Средневековье, у кочевых племен и островных туземцев. И так будет всегда.

Тем не менее образ педагога на экране постоянно меняется…

— Это свойственно всем профессиям и в жизни, и в искусстве. Помните, как выглядят на экране работницы колхозов в фильмах Пырьева — например, «Трактористы» (1939), «Кубанские казаки» (1947)? Это румяные, смеющиеся красавицы, которые не то, что одного коня — табун на скаку остановят и поле вручную вспашут, а потом песни будут петь до рассвета… А теперь сравните этих хохотушек со сдержанной в общении, но решительной в поступках героиней фильма Алексея Салтыкова «Председатель» (1964). Невероятный контраст! И дело не только в разнице жанров или в стилистике режиссеров: другое время — другие характеры. Похожая трансформация происходит и с педагогами. В фильмах 1930-х учитель — непререкаемый авторитет, мощный монументальный образ наставника — воина света, окруженного сакральным ореолам. Из наиболее ярких примеров — «Путевка в жизнь» Николая Экка, получившая в 1932 году приз Венецианского фестиваля «За лучшую режиссуру». Тогда же начал формироваться более жизненный образ, с меньшим процентом идеализации — как, например, в «Учителе» Сергея Герасимова с Борисом Чирковым и Тамарой Макаровой (1939). По этому же пути пошел и Марк Донской в «Сельской учительнице» (1947) с Верой Марецкой, где главная героиня — хрупкая молодая женщина, хотя и обладающая огромной нравственной силой. Невозможно не вспомнить и «Первого учителя» Андрея Кончаловского (1965), главный герой которого — красноармеец, прошедший гражданскую войну, приехавший на работу в киргизский аул. Там он начинает новый бой — с невежеством и вековыми предрассудками.

Мария Лемешева
Фото: пресс-служба журнала "Кинорепортер"

Совсем непохоже на Нестора Петровича из «Большой перемены»….

— Конечно! К середине 1960-х так называемый «школьный фильм» становится особым жанром — с устоявшимися формулами и штампами. В нем мудрые педагоги тонко наставляли своих хулиганистых подопечных на путь истинный — и те к финальным титрам, конечно же, перевоспитывались. К слову, подлинные кейсы девиантного поведения в данном формате, как правило, не рассматривались: проступки школьников сводилось к двойке по физике и к нежеланию переводить бабушку через дорогу. Нередко выходило слишком назидательно — и невероятно скучно. Кинематографисты почувствовали, что надо что-то менять. Так появился один из лучших фильмов Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» (1968). Персонаж, сыгранный Вячеславом Тихоновым, в принципе, привычные шаблоны не разбивал: это был добрый и умный интеллигент, бесконечно преданный своему делу. Но и уже не ходячий бронзовый монумент, изрекающий прописные истины, а живой человек — усталый, сомневающийся, ранимый… Зрители не могли этого не заметить. После этого образ учителя в кино стал стремительно терять излишне героический ореол. Упомянутый Вами Нестор Петрович в исполнении Михаила Кононова — еще один шаг в этом направлении. Благодаря ему педагог становится фигурой откровенно комедийной — над ним уже можно смеяться, хотя и по-доброму. Да и другие учителя из «Большой перемены» больше напоминают соседей по лестничной клетке, а не изваяния, призванные сеять разумное-доброе-вечное.

— Как бы то ни было, все эти образы — со знаком плюс…

— «Минус» появился позднее, уже в 1990-х. Впрочем, своего рода водоразделом стало чуть раньше «Чучело» Ролана Быкова (1983).

Разве учителя в нем — отрицательные персонажи?

— Нет, но это педагоги, которые не в состоянии контролировать ситуацию. Их бессилие и слепота становятся очевидными на фоне жесткой травли, которая возникает в обычной школе. И это уже откровение для советского кино: ни о чем подобном публично раньше не говорили. Вообще, коренные изменения образа учителя в кино связаны именно с реконструкцией образа школы. 1990-е заставили нас по-новому взглянуть на жизнь подростков: на смену милым Петровым и Васечкиным пришла «Авария — дочь мента» (1989) Михаила Туманишвили и ее бесчисленные клоны. И учитель из чуткого наставника или обаятельного недотепы Нестора Петровича превратился в равнодушного сухаря-крючкотвора, которому нужно только одно — чтобы дети сидели тихо. Также появился образ вредоносной училки-директрисы с пучком и в очках, для которой самые злейшие враги — ее ученики.

Мария Лемешева
Фото: пресс-служба журнала "Кинорепортер"

— Разве такие проекты не влияют негативно на имидж профессии?

— Влияние, безусловно, есть, но эти образы возникли не на пустом месте. 1990-е — трудное время, да и школа сама перестала нуждаться в романтично-розовом флере. Если проблема есть, о ней нужно говорить — по этому принципу снимаются и современные «школьные фильмы».

— И как выглядят на экране педагоги сегодня?

— Я бы выделила две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, многое делается для реабилитации имиджа педагога. К примеру, одна из приоритетных тем крупных питчингов — «создание проектов, направленных на укрепление положительного образа учителей». И такие задумки реализуются: в прошлом году вышел сериал «Крутая перемена» Карена Оганесяна с Никитой Ефремовым в главной роли. В нем, в частности, рассказывается о программе «Земский учитель», благодаря которой деревенские и поселковые школы получили приток молодых специалистов. С другой стороны, кинематографисты стараются не закрывать глаза и на болевые точки современной школы. О сложных отношениях между педагогами и школьниками говорят Иван И. Твердовский в «Классе коррекции», Андрей Силкин в «Плаксе», Марк Горобец в «Стае», дебютантка Анна Кузнецова в «Каникулах» (фильм получил Гран-при на фестивале актуального российского кино «Маяк»-2023) и т. д. Яркий пример таких проектов — «Трудные подростки», первые три сезона которого снимал Рустам Ильясов. Это история проштрафившегося футболиста, который ради восстановления репутации вынужден тренировать старшеклассников, у которых серьезные проблемы с законом. И на этом материале авторы создают максимально искренний сериал, который не пытается никого очернить или обелить: учитель на экране, мягко скажем, не ангел, да и подростки не желают менять привычный девиантный образ жизни. Однако взаимное общение помогает им измениться.

— Кино может служить инструментом для повышения престижа работы учителем?

— И может, и должно! Но тут важно найти правильный подход. Если мы попытаемся возродить на экране образ благостного ментора из 1930-х, такая попытка обречена: ничего общего с реальностью она не имеет, поэтому аудитория нам не поверит. Но давайте вспомним недавние «Сто лет тому вперед» Александра Андрющенко. Была ли у авторов цель «повысить имидж учителя»? Точно нет. Но хотели бы вы, чтобы вам преподавала физику такая учительница, как Кира, мать Алисы, в исполнении Виктории Исаковой? Уверена, что да. Во-всяком случае, я бы точно хотела — потому что это очень сильная, самодостаточная женщина, способная в одиночку арестовать самых матерых пиратов во всей галактике. И я уверена, что, посмотрев этот фильм, кто-то из будущих абитуриентов обязательно отнесет документы в педагогический институт. Потому что хорошее кино работает именно так: оно рассказывает нам интересные истории, а мы после них хотя бы чуть-чуть, но меняемся в лучшую сторону.

События на видео
Нагиев, Рожков, Минекаев, Журавлев и другие звезды в трейлере новых «Ёлок»
В российский прокат стремительно несется главный символ кинопраздника! Кинокомпании Bazelevs, «НМГ Кинопрокат» и Toomuch Production обнародовали первый трейлер юбилейной, двенадцатой части всенародно любимой новогодней саги «Ёлки». Премьера намечена на 18 декабря 2025 года, и, судя по кадрам, зрителей ждет мегаполная россыпь звезд, трогательных историй и фирменной магии.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая