Мария Мульяш: гарнитур от Магомаева, неизвестный брак Плисецкой и обида Леонтьева

Павел Соседов
|
21 декабря 2025
Муслим Магомаев и Тамара Синявская. 1980-е гг.
Фото: Геннадий Прохоров/ТАСС

Сегодня в шоу-бизнесе балом правят продюсеры. А в советское время эту роль выполняли редакторы. Именно за редакторами концертных программ, телевидения и студий звукозаписи было решающее слово — они определяли, узнают ли артиста миллионы. Об одном из самых авторитетных и легендарных редакторов на эстраде — Марии Борисовне Мульяш вспоминает ее подруга — пианистка, композитор, поэт Алла Зохина.

Мария Борисовна Мульяш на протяжении четырех десятилетий была главным редактором концертного зала «Россия». Она организовывала лучшие концерты в стране, звезды считали за честь выступать в ее программах. Попасть в записную книжку Марии Борисовны — значило стать частью золотого фонда отечественной эстрады. За именами Райкина, Шульженко, Утесова, Бернеса ее рукой выводились имена артистов следующих поколений — Кобзона, Гурченко, Толкуновой, Пьехи, Магомаева, Лещенко, а потом и Киркорова, Моисеева, Баскова, Орбакайте, Гагариной… И все без исключения артисты называли Марию Борисовну ласково — Мусей. Мусю любили и боялись, ибо она была умна, строга и справедлива. За красным словцом в карман не лезла, на все имела свое независимое мнение, а главное, была неподкупна.

Алла Зохина и Мария Мульяш
Алла Зохина и Мария Мульяш. 2006 г.
Фото: Алла Четверикова

Какие фантастические сборные концерты она устраивала в разных городах нашей необъятной Родины! Под ее началом звезды театра, кино, эстрады собирали стадионы, на трибунах — яблоку негде упасть. И везде у Муси все было схвачено. Еще бы — ведь ей доверяли такие знаменитости! Любовь Орлова, Ростислав Плятт, Игорь Ильинский, Михаил Ульянов, Вячеслав Тихонов, Николай Рыбников, Алла Ларионова, Ирина Скобцева, Андрей Миронов, Майя Плисецкая, Владимир Васильев и Екатерина Максимова, Вячеслав Гордеев и Надежда Павлова — все любили, уважали Марию Борисовну и охотно откликались на ее предложения. Мне тоже несказанно повезло — Муся стала не только мне близкой подругой и наставницей, а практически родственницей.

«Проследите, чтобы Майя хоть что-нибудь ела»

«Муся зашла в ванную и увидела, как Майя обрабатывает свои окровавленные ноги. Мульяш схватилась за голову: «Какой ужас! Тебе же завтра танцевать!» — «Ну и что? Я привыкла!» — спокойно ответила Майя» Майя Плисецкая в балете «Лебединое озеро». 1976 г.
Фото: Александр Коньков/ТАСС

Мария Борисовна очень близко дружила с семьей Плисецких — Мессереров. И в декабре 2002 года пригласила нас с мужем в Большой театр на юбилей Родиона Щедрина. Мы сидели в директорской ложе не дыша. А когда вдруг погас свет, по телу побежали мурашки. Неведомая мощнейшая энергия мгновенно заполнила пространство зала. Но все стало понятно, когда на сцене в луче света появилась Она — великая Майя Плисецкая. После концерта я осталась ночевать у Марии Борисовны. И всю ночь слушала Мусины истории про Майю и ее семью.

Муся близко дружила с Суламифью и Рахилью Мессерер — тетей и мамой Плисецкой. Мульяш рассказывала, что однажды вечером они с Рахилью Михайловной беседовали за чаем, когда домой вернулась Майя, и не одна — привела с собой белокурого милого юношу. Сказала: «Это Марис Лиепа. Он будет танцевать в Большом театре и жить здесь вместе со мной. Я вышла замуж!» Рахиль Михайловна, знавшая упертый характер дочери, даже не выразила удивления, что Майя, не посоветовавшись, вышла замуж. Она понимала: долго в ее зятьях Лиепа не проходит. Так оно и вышло.

Как-то раз, будучи у родственников в Ленинграде, Рахиль Михайловна сломала ногу. Звонит в расстроенных чувствах Мусе: «Дорогая, помогите Майечке, поживите с ней. У нее такая бешеная нагрузка. Проследите, чтобы она хоть что-нибудь ела!» В эти дни Муся старалась оставаться у Майи с ночевкой — молодая балерина в то время страдала жуткой, выматывающей все силы бессонницей. Очень уставала, но никогда не жаловалась. Однажды Муся зашла в незапертую ванную и увидела, как Майя обрабатывает свои окровавленные ноги. Мульяш схватилась за голову: «Какой ужас! Тебе же завтра опять танцевать!» — «Ну и что? — спокойно ответила Майя. — Я уже привыкла! Я все сумею».

Каждый год 24 августа в ресторане «Дом актера» Мария Борисовна праздновала свой день рождения. Зал с трудом вмещал всех звезд, которые были ей близки. А потом дома мы разбирали подарки. Муся обожала этот процесс — все внимательно рассматривала и комментировала. Как-то вручила мне легкий шарфик: «Носи, Аллуша, это мне Басков подарил». Через Мусю мне часто что-то перепадало «от звезд». До сих пор веранду нашей дачи украшает люстра от Магомаева.

Иосиф Кобзон с женой
Иосиф Кобзон с женой Нелли на съемках новогодней программы Первого канала. 2010 г.
Фото: Personastars.com

Мусик Магомаев, Томуся Синявская и Муся Мульяш

Квартира Муси напоминала билетную кассу: все стены были завешаны афишами знаменитых артистов с их автографами и добрыми пожеланиями хозяйке. Жила Муся в Леонтьевском переулке, а в соседнем доме обосновались Муслим Магомаев и Тамара Синявская, с которыми Мария Борисовна близко дружила. Часто заходила к ним в гости на чай. Однажды прихожу к Мусе и вижу новую красивую мебель на кухне. Удивляюсь: «Откуда это?» — «Да Муслимчик опять делает ремонт, меняет мебель, предложил мне свой прежний гарнитур. Ну не отказываться же!» Помню, когда у Марии Борисовны был очередной юбилей (а родилась она в 1922 году), Магомаев и Синявская уехали на гастроли, но прислали телеграмму: «Мусе от Томуси и Мусика!» Мульяш боготворила эту пару и неоднократно, каждый раз с новыми подробностями, рассказывала историю знакомства с Магомаевым. Ей часто доводилось делать закрытые концерты для работников обкомов в Колонном зале Дома союзов. В один из таких концертов потребовали Магомаева. Своего угла в Москве у Муслима тогда еще не было. Кто-то Мусе подсказал, что видел Магомаева в Госконцерте. И она рванула туда: Муслим только прилетел из Италии и, усталый, оформлял какие-то документы. Представившись и признавшись Магомаеву в любви, Муся стала уговаривать его выступить в концерте, а в качестве главного аргумента заявила, что, если она его не приведет, ее уволят с работы. Очень доброму и благородному от природы Муслиму мысль о том, что он кому-то может доставить неприятность, приносила боль. Поэтому он согласился немедленно ехать с Мусей в Колонный зал.

Оказавшись на месте, Муся кинулась звонить Давиду Ашкенази — одному из лучших аккомпаниаторов советской эстрады, с которым очень дружила. Муслим нервничал: «Как мне выходить на сцену?! Я же без смокинга, в свитере! Да и с Ашкенази мы ни разу не репетировали!» Аккомпаниатор примчался через 20 минут. «Что вы будете петь?» — поинтересовался он у Магомаева. «Каватину Фигаро!» Пианист аж затрясся от ужаса: «У меня нет нот! Какая тональность?» А на сцене их уже объявляют. Чистейшей воды авантюра! Но Магомаев и Ашкенази взошли на эшафот. Додик дрожащими руками взял первые аккорды. И понеслось! Без единой репетиции спели и сыграли — будто всю жизнь работали вместе. Зрители были в восторге.

Даже отрицательный анализ ДНК ничего не докажет!

Людмила Гурченко
Людмила Гурченко в фильме «Аплодисменты, аплодисменты…». 1984 г.
Фото: Legion-media

А вот при каких обстоятельствах подружились мы с Мусей. Я тогда работала арт-директором на круизном теплоходе «Астра», и в мои обязанности входило организовывать досуг для пассажиров. Каждый вечер в музыкальном салоне теплохода собиралась разношерстная публика, а я с командой талантливых молодых артистов представляла очередную концертную программу. И вот в один из вечеров на горизонте нарисовались две колоритнейшие зрительницы: яркие ухоженные брюнетки почтенного возраста. Этих дам явно не устраивала роль пассивных зрительниц. «Девочки, — подыграла им я, — не хотите принять участие в конкурсе «Мисс круиз»?» — «Дорогая, мы можем принять участие только в конкурсе «Старая жопа»!» — выдала одна из моих собеседниц, подмигнув, и звонко расхохоталась. Миниатюрная, ухоженная, лучезарная Мария Борисовна с такой легкостью и филигранностью выводила свои ненормативные опусы, что каждое слово в ее исполнении звучало как песня, баллада, оратория! Все — от взгляда до яркого костюмчика с блестками — говорило: «Я — женщина-праздник! Я все могу!» Обращаясь ко мне, она сказала: «Давай знакомиться. Я Муся. А это моя младшая сестра Верочка. Она только сегодня прилетела из Нью-Йорка». В тот момент я даже не догадывалась, что моя судьба круто меняется прямо сейчас. И что вскоре эта эпатажная дама станет для меня очень близким, дорогим человеком, лучшим другом и Учителем.

У Мусеньки не было детей, а единственная племянница Ирочка, дочь Веры, жила в Америке. Мария Борисовна безоговорочно приняла меня, и мы, несмотря на большую разницу в возрасте, стали неразлучны. Часто она представляла меня своей племянницей. Мы с Мусей были очень похожи и внешне, и внутренне. Она иногда юморила: «Даже отрицательный анализ ДНК не докажет, что мы с тобой, Аллуша, не родственники!» И это — чистая правда.

Мне, пианистке и композитору с консерваторским образованием, Мульяш открыла дорогу на эстраду, приглашая в свои концерты. Познакомила и подружила со многими знаменитостями. С ее легкой руки я в качестве аккомпаниатора работала с Владимиром Трошиным, Валентиной Пономаревой, выходила на сцену с Валентиной Толкуновой и Нани Брегвадзе, подружилась с Людмилой Гурченко.

«Подмосковные вечера» дались мне действительно дорого!

Василий Лановой
«Как же было приятно услышать от Василия Ланового со сцены: «Она была главнокомандующей на свадьбе моего младшего сына, и теперь мы просто родственники!»
Фото: Юрий Феклистов

Как-то раз я вернулась с работы поздно. Дочка сообщила, что мне звонил какой-то мужчина с очень приятным и знакомым тембром голоса. Представился Владимиром Константиновичем, просил перезвонить в любое время суток, даже ночью. На часах уже полночь. Но перезваниваю. Вдруг что-то срочное? Мгновенная реакция — чувствуется, моего звонка ждали: «Здравствуйте, Алла! Это Владимир Трошин. Мне ваш телефон дала Мария Борисовна Мульяш. Алла, выручайте. У меня заболел аккомпаниатор. Завтра сольный концерт. Вы должны мне сыграть. Муся сказала, что вы знаете все мои песни. Спасайте, дорогая! В Доме литераторов — аншлаг!» Звонок знаменитого исполнителя «Подмосковных вечеров» застал меня врасплох: «А когда репетиция?» — «Репетиции не будет! Концерт завтра в 15:00». Я в полуобморочном состоянии: «Владимир Константинович, но это невозможно! Я не могу без репетиции выйти на сцену». — «Возможно, Алла! Муся сказала, что вы сыграете! Муся лучше знает». Разъяренная, звоню Мусе и объясняю, что никогда не подпишусь на такую авантюру: без репетиции выйти на сцену со знаменитым артистом и сыграть без нот двадцать песен, половину из которых я ни разу не слышала, — это безумие! Муся, не перебивая, слушала меня и ждала, когда я, наконец, выпущу пар. «Аллуша, есть такие ситуации, когда, несмотря ни на что, надо спасать! Даже если это кажется безумием. Я уже обзвонила всех знакомых аккомпаниаторов — ни один идиот не соглашается! А ты, я знаю точно, справишься!» С мыслью «нашли идиотку» я перезвонила Трошину и предложила порепетировать по телефону. Он согласился. Репетировали полночи. А на следующий день встретились на концерте, познакомились и вышли на сцену. Не знаю, какие боги оберегали меня в тот момент, но Муся оказалась права — я смогла! Владимир Константинович остался очень доволен. Сердечно благодарил, и мы навсегда стали близкими друзьями. Часто пили чай в его уютной двухкомнатной квартире на Ленинском. Выступали с концертами. И даже однажды спели дуэтом мою песню, которую посвятили его чудесной жене Раечке в день их золотой свадьбы. Трошин, несмотря на огромную популярность, был очень скромным человеком, таким же было и его жилище. Приходя к нему на репетицию, я всегда приносила разные вкусности — люблю готовить, особенно для друзей. Владимир Константинович радовался как ребенок.

Василий Лановой: «Теперь мы просто родственники!»

В 1992 году в Доме актера открывался новый ресторан. Искали хороших музыкантов, кто-то порекомендовал нас. Мы согласились и «задержались» в ресторане «Дом актера» почти на тридцать лет! Я даже в самом сладком сне не представляла, что этот Дом, где собираются и проводят свой досуг театральные знаменитости, станет и моим Домом и подарит мне судьбоносные встречи с великими людьми. Эти тридцать лет — лучшие годы в моей жизни. Все значимые события: юбилеи, свадьбы — все проходило здесь.

Василий Лановой часто приходил перекусить к нам и просто выпить рюмочку после спектакля — Театр Вахтангова же совсем рядом! И когда было настроение, под нашу скрипку и рояль пел своим проникновенным голосом украинские песни, читал стихи.

Алла Зохина с Василием Лановым и Борисом Львовичем
С Василием Лановым и Борисом Львовичем. Начало 2000-х
Фото: из личного архива Аллы Зохиной

Муся дружила с Лановым. Брала его в свои концерты, где он великолепно читал Пушкина. Как-то звонит возбужденная: «Аллуша! У Ланового сын женится. Будешь ведущей на свадьбе. Я тебя Васе рекомендовала». Я — в панике: «Муся, что я там буду делать? Там же одни профессионалы. Неужели в Театре Вахтангова не найдется бойкого молодого артиста, который сможет провести торжество?!» — «Аллуша, не спорь, будешь ты! Ты умеешь ладить с людьми. У Васи Ланового и Иры Купченко сын с характером. А ты найдешь к нему подход». Вскоре уже и Василий Семенович лично попросил меня провести свадьбу своего младшего сына Сережи, но я опять стала отпираться. «Алла, не сомневайся, ты сможешь! А я тебе помогу», — утешил меня Василий Семенович. Я с волнением ждала приезда молодых и их гостей из загса в ресторан. Когда они появились, Сережа выглядел зажатым и смотрел на меня исподлобья. Но потом, убедившись, что ему ничто не угрожает, расслабился и даже стал улыбаться! И праздник «покатился» — все прошло душевно и весело. Ирина Петровна Купченко, когда завершилось застолье и молодожены уехали домой, подошла и, тепло поблагодарив меня, сказала: «Какая же у вас трудная работа, Алла».

А в 2007 году в концертном зале «Россия» прошел мой юбилейный авторский концерт. Василий Семенович пришел меня поздравить. И как же было приятно услышать от народного артиста СССР со сцены: «Она была главнокомандующей на свадьбе моего младшего сына, и теперь мы просто родственники!»

Как я искупала в вине автора знаменитых «Ландышей»

Мы часто праздновали Новый год в квартире у Марии Борисовны. И однажды со мной произошел конфуз, который вспоминаю с содроганием. Мы с Мусей наготовили еды, накрыли стол, нарядили елку. Отмечать с нами Новый год пришел Мусин давний друг, сосед и поклонник — автор бессмертных «Ландышей», композитор Оскар Борисович Фельцман. Он принес огромный ананас и красивую новогоднюю лампу-домик. И вот приближается бой курантов — время разливать вино. Композитор потребовал погасить свет и включить его лампу, что мы и сделали. Полумрак. Почти ничего не видно. И я, пытаясь положить Фельцману в тарелку салат оливье, опрокидываю на него бутылку красного вина. Невозможно передать ужас происходящего. Маэстро весь в вине, салаты испорчены, белая скатерть стала бордовой. В том, что кричала Муся, придется для печати заменить слова. Пусть будет, допустим, «на черта?!»: «Оскарчик, на черта ты притащил этот домик? Кому он нужен?!» Я от стыда готова была провалиться сквозь землю. Особенно переживала, что Оскару Борисовичу еще и от Муси досталось. Хотел как лучше — получилось как всегда! Полночь. Куранты начали отсчет. Фельцман с улыбкой, будто ничего и не случилось, поднимает бокал: «С Новым годом, дорогие друзья! Такой праздник у меня впервые. Спасибо, что искупали в вине!»

Алла Зохина c  Людмилой Зыкиной и Марией Мульяш
С Людмилой Зыкиной и Марией Мульяш. 2000-е гг.
Фото: Алла Четверикова

Людмила Зыкина приняла меня за домработницу

О Людмиле Зыкиной в своей книге «С любовью к вам! Ваша Муся» Мульяш написала так: «Когда я говорю, что Люся Зыкина родной мне человек, я вспоминаю ее не как великую певицу, а как добрую и заботливую подругу». Они познакомились в 1960 году на одном стадионном мероприятии. В этом же концерте пела и Лидия Русланова — главная артистка народного жанра на эстраде. А к Мусе подошла мало кому известная в те годы исполнительница русских песен и спросила: «А каким номером пойду я?» Мария Борисовна даже разозлилась: «Вот пройдут все знаменитости, а уж потом будет ваш черед!» Зыкина молча отошла и села в уголочке. А когда она вышла на сцену и запела, покорила сердце Муси навсегда.

Я познакомилась с Людмилой Георгиевной, когда та пришла проведать Мусю в больнице. «Девчонки! Дайте что-нибудь поесть! — войдя в палату, воскликнула Зыкина. — А то я со своим сахарным диабетом сейчас в обморок упаду». Я тут же ее накормила. Ела Людмила Георгиевна с большим аппетитом, одновременно внимательно разглядывая меня. «Муся! Какая у тебя красивая и интеллигентная домработница!» — заключила она наконец. «Еще бы! Она имеет два высших образования!» — расхохоталась Муся. С тех пор, где бы мы ни встречались с Людмилой Георгиевной, она всегда извинялась, что тогда в больнице приняла меня за домработницу. Добрейшей души человеком она была.

Вспоминая историю с Леонтьевым, Муся всегда плакала

Сергей Лазарев, Полина Гагарина, Николай Басков, Ирина Дубцова и Валерий Леонтьев
Сергей Лазарев, Полина Гагарина, Николай Басков, Ирина Дубцова и Валерий Леонтьев на «Песне года». 2017 г.
Фото: Personastars.com

Познакомившись с Мусей, мы с мужем стали частыми гостями в ГЦКЗ «Россия». Нам повезло — мы увидели лучшие концертные программы. Посмотрев по совету моего соавтора Юрия Гарина программу Валерия Леонтьева «Воздуха глоток», долго не могли успокоиться: восторг! На сцене большой артист! Несколько раз ходили на это шоу, но все было мало — хотелось еще и еще.

Муся как-то сказала: «Знаешь, Аллуша, Валера у меня ассоциируется с образом, который когда-то создал на сцене «России», — Джордано, мечущийся борец, поэтическая личность и одинокий человек. Ты не представляешь, каким трудным был его путь, как часто его унижали дилетанты, а одна история просто рвет мне душу». И она поведала мне о первом выступлении Леонтьева в сборном концерте на сцене зала «Россия». Он специально приехал из Сыктывкара, где служил в филармонии. Для этого концерта сам сшил себе костюм. О чем и сообщил: «Мария Борисовна, я всю ночь не спал, шил «бананчики». Поскольку Леонтьев отлично показал себя на сцене, Муся вскоре пригласила его поучаствовать в одном ответственном композиторском концерте. И тогда он заказал себе в ателье шикарный костюм, после репетиций радостно бегал на примерки. «Но кому-то очень не понравился яркий, самобытный номер Леонтьева, и в горком партии на артиста поступила жалоба, — рассказывала Мульяш. — Меня вызвало руководство и потребовало убрать его из программы… Помню, Валера шел по коридору мне навстречу такой счастливый, на руке его раскачивался новый костюм. А я не могла смотреть ему в глаза. Когда я сообщила ему о случившемся, он долго не мог успокоиться, на губах его застыл вопрос: «Почему? За что?» А я плакала оттого, что ничего не могла изменить». И даже десятилетия спустя, рассказывая эту историю, Муся всегда плакала: «Аллуша, я никогда не забуду глаза этого молоденького паренька и его горький вопрос «почему?».

Таким она была человеком: сердечным, душевным, самоотверженным, без памяти влюбленным в свою профессию и артистов. И для многих — еще и ласковой, заботливой, а изредка строгой мамой. Ведь недаром говорят: артисты — они как дети. А Муся умела поддержать, вдохновить и воодушевить — заставить поверить в себя. Я благодарна судьбе за нее и счастлива, что смогла при жизни отплатить ей взаимностью.

Валерий Леонтьев
«Про Валерия Леонтьева Муся рассказала: «Ты не представляешь, каким трудным был его путь, как часто его унижали дилетанты, а одна история просто рвет мне душу»
Фото: 2019 г.

Интересные факты

  • Алла Зохина: «У меня есть два любимых артиста, которых также очень любила Муся: Людмила Гурченко и Иосиф Кобзон. Когда-то они были парой, но не сложилось — и слава Богу! Гурченко нашла своего Сережу, а Иосиф Давыдович — свою Нелли. И кстати, Нелли и Людмила Марковна очень симпатизировали друг другу. В память о Гурченко я сочинила четыре спектакля, главный из которых «Люся. Признание в любви» идет в Театре Вахтангова. А памяти Иосифа Давыдовича я посвятила песню «Баллада о Кобзоне».
  • Алла Зохина: «Попасть в записную книжку Марии Борисовны — значило стать частью золотого фонда отечественной эстрады. За именами Райкина, Шульженко, Утесова, Бернеса ее рукой выводились имена артистов следующих поколений — Кобзона, Гурченко, Толкуновой, Пьехи, Магомаева, Лещенко, а потом и Киркорова, Моисеева, Баскова, Орбакайте, Гагариной… И все без исключения артисты называли Марию Борисовну ласково — Мусей».
События на видео
На полпути к диабету
Как понять, что «сахарный» диагноз близко и избежать его



Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая