Евгений Евстигнеев: неизвестные воспоминания

«Я жив...» — так будет называться книга о легендарном артисте, которую сейчас готовит к печати вдова Евгения Александровича актриса Ирина Цывина.
Подготовила Анжелика Пахомова
|
20 Июля 2017
Евгений Евстигнеев
«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». 1964 г.

Книга об артисте, которого любила вся страна, состоит из воспоминаний актеров, режиссеров, писателей, друживших и работавших с Евгением Александровичем. Некоторые из них читатели «7 Дней» могут прочесть еще до выхода в свет этого уникального издания.

С Евгением Евстигнеевым  я познакомился в 1957 году, когда учился в Школе-студии МХАТ, — рассказывает Всеволод Шилов­ский. — Это было как раз то время, когда создавался театр «Современник». Своего помещения у театра еще не было, и «папа Веня» — как все называли ректора Вениамина Захаровича Радомысленского, предоставлял Еф­ремову и его артистам для репетиций аудитории Школы-студии. Если говорить о режиссерской методике «Современника», то я бы назвал ее «противомхатовской». В отличие от артистов МХАТа, актеры «Современника» говорили очень тихо. Почти так, как мы говорим в жизни. На сцене Школы-студии их игра выглядела естественной и органичной. Но когда «Современник» переехал в собственное здание на площади Маяковского, из зала иногда раздавалось: «Громче-то можно?» И только одного «господина артиста» слышно было всегда: Евгения Евстигнеева. А вести себя как-то иначе, даже в угоду режиссерской трактовке, Женя просто не мог. Если люди на тебя пришли, заплатили деньги, ты должен вложить им в ухо каждое слово, каждую реплику, где бы кто ни сидел — в партере или на галерке.

Могу похвастаться, что мы, студенты Школы-студии, стали первыми зрителями знаменитого впоследствии спектакля театра «Современник» «Голый король» по пьесе Евгения Шварца. Шла сдача спектакля чиновникам от управления культуры. В зале — одни «рожи». Не лица, а именно рожи, хранившие на протяжении всего действия каменное молчание, в то время как мы, студийцы, буквально подыхали от смеха. С этими людьми чуть шок не случился, когда неизвестно откуда раздались наши «бурные и продолжительные» аплодисменты. Ведь мы присутствовали на спектакле, что называется, инкогнито, скрытые от глаз чиновников. Все занятые в «Голом короле» актеры играли прекрасно. Особенно Игорь Кваша и Олег Табаков. Причем Табаков играл роль повара почти без слов. Очень хорошо и смешно чихал. Но все они только играли. А Евстигнеев — парил. Иного слова не подберу. Он, человек нетеатральной внешности, держал весь спектакль.

В кинематограф Евстигнеев не пришел, как приходят многие, — он буквально ворвался в него. Причем ворвался сразу к лучшим режиссерам. Они все хотели его снимать. Я уж не говорю про молоденького Элема Климова. Он делал тогда свою дипломную работу — короткометражку о пионерском лагере (речь идет о фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен. — Прим. ред.). В роли глуповатого, но без меры и не по делу инициативного начальника лагеря предложил сняться Евстигнееву. Женя согласился. Короткометражку посмотрело начальство, одобрило и сказало Климову: «Делай полнометражный фильм». И тут уж Евстигнеев развернулся во всю мощь своего таланта. Фильм сразу стал популярным. А с ним и Евгений Евстигнеев. Реплики его героя мгновенно были разобраны на цитаты. А сам герой Жени — товарищ Дынин — стал смешным и одновременно страшноватым символом бюрократического идиотизма на все времена…

Евгений Евстигнеев с Галиной Польских в фильме «По семейным обстоятельствам». 1977 г.
С Галиной Польских в фильме «По семейным обстоятельствам». 1977 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Евстигнеев умел быть удивительно, непостижимо разным. Посмотрите на его Корейко в «Золотом теленке» по Ильфу и Петрову и на его же Корзухина в «Беге» по Булгакову. Это же физиологически разные люди! Я не знаю, кого Женя не смог бы сыграть. В нем была такая сила индивидуальности, что когда я смотрел спектакль или фильм с его участием и наслаждался игрой других артистов, всегда ловил себя на мысли: «Все молодцы, все отлично играют, но этот, гад, неповторим».

Наша дружба с Женей началась тогда, когда он пришел во МХАТ из «Современника». Мы и раньше были в очень хороших отношениях, но там задружились по-настоящему. Третьим нашим другом был Владимир Сошальский. Невероятный красавец! Артист — замечательный. Он обожал Евстигнеева. А Евстигнеев был в восторге от Сошаль­ского. Когда после спектакля мы собирались вместе, они не могли наговориться друг с другом. А я у них был вроде разводящего. Говорил: «Ребята, хватит! Все нормально, мы отлично посидели, но пора по домам»… 

Евстигнеева любили все: и режиссеры, и коллеги, и зрители. Такое тоже не часто бывает. Кстати, о зрительской любви. У Жени появился «Мерседес». Он стоял во дворе дома на Суворовском бульваре, где жили мхатовцы. И какие-то хулиганы свернули у него с капота эмблему — трехлучевую звезду, или, как ее в народе называют, «прицел». Женя в отчаянии: «Вот гады, паразиты! Что делать?» А я уже знал, что нужно делать, и в свою очередь спрашиваю: «Знаешь такой завод — «Серп и Молот»?» — «Ну, знаю», — отвечает Женя. «А кто над ним шефствует, знаешь? МХАТ! А я знаю артиста, которого очень любит народ. И вот этот артист придет к начальнику цеха и скажет ему: «Слушай, ты не можешь мне сделать штук пятьдесят этих хреновин?» И он с любовью тебе их наштампует». Так все и случилось. Только Евстигнееву наштамповали не пятьдесят, как он просил, а шестьдесят штук. И проблема была решена. Отвинтят один «прицел», Женя спокойно тут же навинчивает другой. Где-то на пятнадцатом или двадцатом «дубле» устали отвинчивать…

Евгений Евстигнеев с Михаилом Ульяновым в фильме «Бег». 1970 г.
С Михаилом Ульяновым в фильме «Бег». 1970 г.

А сейчас я вынужден перейти к грустной части своих воспоминаний. Но без них, рассказывая о Евгении Евстигнееве, увы, не обойтись. Если в «Современнике» у Жени были большие, интересные роли и он там по праву считался первым актером, то придя во МХАТ, куда его позвал Ефремов, Евстигнеев стал получать мало достойных ролей… Он очень переживал. Но в это время его поддержал кинематограф. Кинорежиссеры умоляли его сниматься. И Женя работал очень много и очень сильно. Только настал день, с которого, можно сказать, началась трагедия жизни Евгения Евстигнеева. Женя позвонил мне и без предисловий сказал: «Я свободен от театра. Послали на…» Я не поверил: «Женя, кончай байки травить!» — «Какие байки?! Приезжай к Вовке, все расскажу». Я тут же отложил все свои дела и поехал к Сошальскому. Женя сидел на кухне вместе с Володей. Он был бледен, нервно курил. «Да ладно переживать-то, что случилось?» Говорю нарочито бодро, чтобы ослабить напряжение. Но одновременно понимаю — не получится. 

Евгений Евстигнеев с Валентиной Талызиной в фильме «Зигзаг удачи». 1968 г.
«В нем была такая сила индивидуальности, что когда я смотрел спектакль или фильм с его участием и наслаждался игрой других артистов, всегда ловил себя на мысли: «Все молодцы, все отлично играют, но этот, гад, неповторим» С Валентиной Талызиной в фильме «Зигзаг удачи». 1968 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

С Женей действительно случилась беда. Евстигнеев быстро взглянул на меня исподлобья, вонзил окурок в пепельницу, коротко кашлянул: «Сегодня был у Олега. Просил снизить нагрузку по репертуару, хотя бы немного. Говорю ему: «Старик, были б у меня роли, слова не сказал бы. Но ролей нет, а спектаклей много. Мне уже не потянуть, возраст не тот…» А он мне: «Не можешь — уходи на пенсию!» Я сначала подумал: Ефремов шутит. А потом понял: нет, он говорит серьезно». И Евстигнеев ушел из театра. Конечно, без работы он ни дня не оставался. Но душевная рана, полученная им, была такой силы… С чем бы ее сравнить? Людям, не знакомым с нашим ремеслом, трудно, даже невозможно понять, что значит для театрального человека уход из своего театра. Скажу так: это все равно что отнять у тебя кислород, связать по рукам и ногам и заклеить рот. Вот что это такое!

«Евстигнеев дунул в ствол, и тут раздался выстрел»

В году восемьдесят шестом, может, в восемьдесят седьмом, я попал в картину «Моонзунд», — вспоминает актер Сергей Гармаш. — Мы приехали на поезде в Ленинград и сразу отправились в Кронштадт. На одном из пришвартованных кораблей, в небольшой кают-компании, нам предстояла творческая встреча с моряками — их было человек сорок. Евстигнеев очень органично чувствовал себя там, рассказывал о себе, травил какие-то байки, вспомнил историю, которая произошла у него еще во владимирском театре. Они играли спектакль, в котором Евстигнеев должен был стрелять из револьвера. А выстрел озвучивал человек за кулисами — при помощи «хлопушки» (специального пистолета с холостыми патронами. — Прим. ред.), и однажды этот человек куда-то пропал. Евгений Александрович, ожидая звука выстрела, долго прицеливался, потом что-то говорил, поглядывая в кулисы, тянул время, изобретал реплики и в какой-то момент решил продуть дуло. И тут раздался выстрел. Рухнули все актеры. Эту историю, конечно, нужно слушать из первых уст, так он ее уморительно рассказывал…

Потом Краснопольский и Усков утвердили меня на роль Бориса Годунова в мини-сериале «Ермак». Ивана Грозного играл Евгений Александрович… Я был с ним на его последнем съемочном дне, снимали в Кремле. Машину Евстигнеева на территорию Кремля не пускали, и она была припаркована где-то довольно далеко. В Кремле мы работали пару дней. И рядом с нами там постоянно находилась смотрительница кремлевских соборов. В какой-то перерыв — пока переставляли камеру, готовили другую сцену, кадр — она предложила: «Давайте я вам покажу кое-что». Во всех музеях есть реликвии, которые никто не видит, к ним запрещен доступ массовых экскурсий. Она провела нас в комнату площадью, наверное, в десять квадратных метров. Это была домовая церковь, расположенная внутри, в Кремле, около Грановитой палаты. 

Евгений Евстигнеев с Владимиром Конкиным в фильме «Место встречи изменить нельзя». 1979 г.
С Владимиром Конкиным в фильме «Место встречи изменить нельзя». 1979 г.

На стене в ней висели огромные иконы, вышитые гладью. Наша экскурсовод все нам показала, рассказала, в том числе упомянула о выписанном из Италии свинцовом водопроводе. И вдруг Евстигнеев спросил: «Простите, пожалуйста, а туалет был?» Она опешила: «Что-что?» Он: «Туалет был?» И она, немного смутившись, начала объяснять: «Именно туалета не было, но у царя имелась мыленка, оббитая свинцом, в ней он мылся, все-таки тогда уже вода в Кремле была». Конечно, надо было знать Евстигнеева, чтобы правильно понять его вопрос. Он всегда старался вникнуть во все детали, это помогало ему в работе.

После мы брели по коридорам Крем­ля, что-то он мне рассказывал, затем вспомнил: «Пойдем-ка, мне надо позвонить. Давай к коменданту заглянем». Постучали в дверь, комендант, естественно, Евстигнеева узнал: «Проходите, проходите», усадил нас за стол, придвинул ему один из телефонов — а у него их штук шесть разных, в том числе «вертушка». Евгений Александрович набрал жене Ире, что-то обычное ей сказал, типа: мне осталась пара сцен, приблизительно во столько-то приеду домой. Затем положил трубку. Комендант сидел, молча смотрел на Евстигнеева — великий артист у него в кабинете, да еще в костюме Грозного. 

Вдруг неожиданно Евстигнеев заявил: «Могу поспорить, что у вас вон там, в ящике, внизу, в столе, стоит початая бутылка коньяка». У коменданта брови поползли вверх: «Откуда вы знаете?» Опустил руку, открыл ящик и выставил на стол бутылку — действительно початую. Ну и, конечно, мы тогда выпили граммов по пятьдесят… Закончив смену, шли вдвоем к его машине, и Евстигнеев мне сказал: «Ты не представляешь, как я рад. Мы с Ирой переехали в новую квартиру, и у меня там кабинет. Сейчас я поеду в Англию, сделаю операцию, вернусь и обустрою его. Ты оценишь — стол, книги рядом, все очень удобно». Он так светло, оптимистично об этом мечтал. Это была наша последняя встреча… Нам еще предстояли съемки, но он в картине не доснялся. Уехал и не вернулся…

Евгений Евстигнеев с Ольгой Аросевой и Юрием Никулиным в фильме «Старики-разбойники». 1971 г.
С Ольгой Аросевой и Юрием Никулиным в фильме «Старики-разбойники». 1971 г.

Однажды в «Современнике» мы репетировали «Мурлин Мурло» с Ле­ной Яковлевой. Я лежал, она сидела. Волчек предложила: «Погладь ее. Только не вставай». Я удивился: «А как?» — «Ногой погладь ее, ногой». — «Как — ногой?!» — «Ну, как можешь, ногой погладь. Представь, что ты рукой это делаешь». Я как-то пытаюсь гладить ее ногой. У меня там роль алкоголика, человека, который, в общем-то, может и ногой погладить, но мне это кажется дико нелепым. И тут Волчек говорит: «Слушай, я помню, мы на гастролях были, и Евстигнеев заболел, температура у него была высокая. Лежит он в трусах и в носках на кровати, жара страшная. Мы молодые, все в одной гостинице. Кто-то входит в его номер и спрашивает: «Женя, у тебя закурить есть?» И он ногой так показывает: «Вон, возьми…» Понимаешь? Ногой!» И когда она мне рассказала об этом, сразу моя нога как-то стала мне дорога, и у меня быстро и легко получилось превратить ее в руку — я просто уловил то состояние.

Евгений Евстигнеев с Татьяной Дорониной в фильме «На ясный огонь». 1975 г.
«Евстигнеев мне сказал: «Ты не представляешь, как я рад. Мы с Ирой переехали в новую квартиру, и у меня там кабинет. Сейчас я поеду в Англию, сделаю операцию, вернусь и обустрою его. Ты оценишь — стол, книги рядом, все очень удобно» С Татьяной Дорониной в фильме «На ясный огонь». 1975 г.
Фото: LEGION-MEDIA

«Обидно, что не сохранилось чудо их любви»

Евстигнеев появился во МХАТе вскоре после Ефремова, — рассказывает Ирина Мирошниченко, — моя первая с ним встреча на сцене состоялась в спектакле «Старый Новый год» (по этой пье­се Михаила Рощина через семь лет сняли телевизионный фильм. — Прим. ред.). Евстигнеев начал строить свою роль настолько смешно, что каждая репетиция превращалась в праздник, все смеялись. Да и команда собралась замечательная. Калягин, очень веселый артист, тогда тоже только пришел к нам. Он хотел занять определенное положение в театре и старательно относился ко всем работам, которые ему давали. Уже позже он снялся у Никиты Михалкова, появились его другие выдающиеся роли, но одна из первых, ярких театральных — в постановке «Старый Новый год». 

Перед премьерой мы должны были сдавать спектакль художественному совету и, естественно, совету из министерства. Приехала лично министр культуры СССР Екатерина Алексеевна Фурцева. Она села в центре зала вместе с Владыкиным — это был ее вечный заместитель, маленького роста, сухой, синеглазый, очень нервный. Пришли еще люди — всего было человек пять-семь вместе с Ефремовым. Для них нам и предстояло в первый раз сыграть пьесу, которая по тем временам была достаточно острой, очень ироничной, затрагивала рабочий класс, причем не с лучшей стороны. И вот в полной тишине мы начали играть комедию. Первым на сцене появлялся Евстигнеев — он вешал ковер, стоя спиной к зрителю на какой-то приступочке или лесенке, ковырялся, хрюкал, хмыкал и потом произносил реплику, повернувшись в зал. 

В этот момент мы услышали первый смех — Екатерины Алексеевны. Сцена была разделена пополам: одна половина, как бы нижний этаж — кухня Себейкиных, вторая, чуть выше, на подиуме — кухня Полуорловых, а между ними — настоящий мусоропровод идиотского розового цвета, с крышками по двум сторонам, у которых потом переговаривались Калягин с Невинным. Мы все стояли за кулисами и подглядывали в щелку. Надо сказать, что, сколько бы мы ни работали вместе, я всегда с огромным интересом, как школьница, следила за Евгением Александровичем — за тем, что он делает, из чего строит свои шедевры, как идет к созданию законченного образа… «Старый Новый год» игрался бесконечно. 

И в Москве, и в других городах, куда бы мы ни приехали, он всегда присутствовал в афишах на утро и на вечер. И каждый раз Евстигнеев привносил в него какую-то новую шутку. Причем это случалось в нашей квартире Полуорловых в тот момент, когда его герой Адамыч прибегал с бутылкой водки. Вдруг между репликами он поднимал стакан и вставлял что-то типа: «С днем рождения!» или «Счастливого пути!» — что-то от фонаря, абсолютно не соответствующее ни пьесе, ни ситуации. Это было очень смешно, мы хохотали и каждый раз ожидали, что же он такое брякнет, чтобы снова нас рассмешить.

Евгений Евстигнеев с Сергеем Юрским в фильме «Золотой теленок». 1968 г.
«Нам всегда было радостно и весело. Огорчало только одно: я давно поняла, что у него больное сердце… За кулисами стояла простая скамейка, предназначенная для артистов. Он отыгрывал и ложился на эту скамеечку, лежал, ждал выхода в следующей сцене» С Сергеем Юрским в фильме «Золотой теленок». 1968 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

Нам всегда было радостно и весело. Огорчало только одно: я давно поняла, что у него больное сердце… За кулисами стояла простая скамейка, предназначенная для артистов. Он отыгрывал и ложился на эту скамеечку, лежал, ждал выхода в следующей сцене. И так глаза закрывал, будто дремал. Я пару раз покупалась, теребила его: «Жень, Женя, тебе нужно выходить». — «Знаю», — отвечал он тихо-тихо, сквозь зубы. А на свою реплику точно вскакивал и вылетал на сцену, устраивал там настоящий фейерверк, а потом — снова на скамеечку. И всюду он находил себе какую-то кушеточку или диванчик, чтобы отдохнуть и набраться сил…

Вместе с Евстигнеевым мы ездили и на гастроли в Японию. Мы провели там сорок дней и, конечно, отыграли много спектаклей. Гастроли были тяжелые в плане привыкания к жизни в другой стране. Есть было нечего — с утра нам давали чай в термосе и больше ничего. Но платили хорошие суточные, всем одинаковые: и рабочим, и костюмерам, и артистам — народным и не народным. С собой из России мы много не привезли — кто-то пару бутылок водки, кто-то две баночки икры, еще что-то, но по мелочи, так как нас проверяли. В Японии мы все как шальные думали: чего накупить? В основном запали на технику — видеомагнитофоны, телевизоры, в Москве этого не было, а тут такая возможность. Женя в первые же дни решил купить кинокамеру. Он долго выбирал ее, наконец купил и тут же приступил к изучению операторского дела. Сегодня его сын — выдающийся оператор, вероятно, интерес к этому виду искусства у них в крови.

В дни гастролей мы выступали в посольстве, и посольские спросили, нельзя ли сделать для них какой-то концерт или творческую встречу. Они хотели увидеть Калягина, Евстигнеева, Борисова. Но все ответили: «Нет, мы заняты, много работы, нет-нет-нет». А я в то время была председателем женсовета во МХАТе, и они, узнав об этом, сказали, что и у них в посольстве тоже есть женсовет. И предложили: «Поскольку мужчины уставшие, может, вы выступите для женсовета, Ирина Петровна? Из чувства солидарности». Я согласилась… Отработала полную творческую встречу на час-полтора. А на обратном пути, уже внизу при входе, я обратила внимание на доску объявлений. Мне стало любопытно посмотреть, что им там объявляют, — все-таки совершенно другой мир, посольство. Читаю: продается «Мазда», номер такой-то, шесть лет, пробег очень маленький, торговый представитель уезжает и вынужден продавать ее, позвонить по такому-то номеру… Я поинтересовалась, сколько эта «Мазда» может стоить. «Очень недорого», — ответили мне и назвали сумму меньшую, чем Женя заплатил за кинокамеру… В общем, договорилась о покупке.

Евгений Евстигнеев с Иннокентием Смоктуновским и Олегом Ефремовым в фильме «Берегись автомобиля». 1966 г.
«Сегодня был у Олега. Просил снизить нагрузку по репертуару, хотя бы немного. А он мне: «Не можешь — уходи на пенсию!» Я сначала подумал: Ефремов шутит. А потом понял: нет, он говорит серьезно» С Иннокентием Смоктуновским и Олегом Ефремовым в фильме «Берегись автомобиля». 1966 г.

В день, когда в посольстве оформили все документы, я шла по своему этажу в отеле и встретила Евстигнеева и Борисова. Спросила: «Мальчики, у вас водка есть?» — «Ты что? Давно нету». — «А баночка икры?» — «Да о чем ты говоришь?!» — «Ладно, я вас приглашаю. Пойдем ко мне в номер». Я достала свои запасы — хлеб, сыр, что-то еще, но самое главное — бутылку… Всю эту красоту я выставила на стол, они обрадовались: «Вот это да! А что случилось?» И я объявила: «Купила машину». Они оба переглянулись, повисла долгая пауза. «То есть как? Какую?» Я ответила. Евстигнеев воскликнул: «Во мозги! Вот это да! Как это ты сумела?» Я рассказала им всю историю, не забыв упрекнуть: «Вы же отказались выступить, а так сами увидели бы то объявление». Они говорили наперебой: «И это возможно? Мы даже не предполагали». Женя вздыхал: «А я кинокамеру купил». Борисов вообще запричитал: «Моя «Волга» уже на ладан дышит, а я на какой-то видеомагнитофон с телевизорами потратился, зачем мне это нужно?» Месяца через три, уже в Москве, я подкатила к театру на этой машине с правым рулем, и они смотрели на нее как на старую знакомую — мол, вот она, все понятно…

Следует, конечно, вспомнить чудесную поездку в Швецию. Поездка та была интересная, веселая, мы много чего увидели и узнали — словно очутились в другом мире… Женя снимал все на свою кинокамеру и очень радовался этому. Однако те блестящие гастроли омрачило одно очень грустное событие. Здесь нужно вспомнить о том, какие у Евстигнеева были отношения с Ирой Цывиной. Мы смотрели на них и понимали: вот она, любовь. Вроде ничего особенного не происходило, но все чувствовали, что эти двое любят, просто не могут друг без друга. Это выражалось во всем: в их разговорах, шутках, в том, как они вместе сидели в автобусе — клубочком, будто одно целое. И однажды вечером мы должны были играть спектакль в маленьком театре какого-то города. 

Я вошла в гримерную и увидела: сидит Ира, дрожит, будто девочка, лицо зареванное, красное, и рядом стоит Евстигнеев. Он отвел меня в сторону: «Что делать? Как она будет играть?» Оказалось, что она ждала ребенка, но никому об этом не говорила. А потом пожаловалась одной из наших актрис то ли на то, что у нее живот болит, то ли еще на что. И та, не зная о ее положении, посоветовала ей налить горячую ванну, полежать, расслабиться… Ира так и сделала, а утром ей стало хуже, началось кровотечение, и ее увезли в больницу. Они лишились ребенка. Боже, как она плакала! А Женя все время уговаривал: «Не плачь, моя девочка, мы еще с тобой сделаем ребеночка…» Невероятно глупо все тогда произошло, обидно, что оно не сохранилось — чудо их любви…

Евгений Евстигнеев с Людмилой Гурченко в фильме «Дача». 1973 г.
«Женя был как звезда, которая светится, к которой хочешь прикоснуться и в то же время побаиваешься. И свет, от нее идущий, греет твою душу...» С Людмилой Гурченко в фильме «Дача». 1973 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Очень тяжело и трудно он переживал уход из жизни второй жены (Лилии Дмитриевны Журкиной. — Прим. ред.). Но появилась Ира, и он расцвел, ожил. У меня было ощущение, что Бог ее послал — как награду, как луч яркого солнечного света. Женя весь засветился, помолодел, повеселел. Было видно, что он живет в любви и влюблен сам. За это огромное ей спасибо. У него была короткая жизнь, однако ее последний период он прожил невероятно счастливо и радостно. Мы все это видели. Ира мягкий, добрый, скромный, невероятно красивый человек. Она ни во что не вторгалась, не жаждала карьеры, не стремилась чего-то добиваться. Она очень творчески и нежно поддерживала его. Он всегда знал, что дома его ждет тепло и любовь. А это очень важно, особенно для актера и особенно для человека, страдающего от коварной болезни. Я помню тот день, когда играла на малой сцене, а у Жени был его последний спектакль. 

Я шла по коридору первого этажа и увидела его возле раздевалки. Спросила: «Женечка, как дела?» — «Завтра лечу делать операцию», — и посмотрел на меня пристально, в глазах — вопрос. Я и сейчас будто вижу выражение его лица, в котором читалось желание, может быть, поделиться со всеми, найти поддержку. Он походил в этот момент на ребенка. У меня сердце сжалось от страха. Первое, о чем я подумала: нужно уговорить его не делать этого. Вероятно, моя интуиция так сработала. Но я не могла этого сказать, потому что знала: они с Ирой готовились, вели переговоры с английским хирургом, одним из лучших в мире, и все вопросы были решены. Однако мне было страшно… Даже сейчас, по прошествии стольких лет, я считаю мифическими надежды на то, что за границей сделают лучше, чем у нас. Ведь исход операции и лечения зависит не только от умения и мастерства, но и от отношения… Для них он — просто человек, пациент, а для нас — целая планета. Любимец… Все пытались его поддержать, уверяли, что все будет хорошо, желали удачи. Но у меня на душе появился осадок. Прямо хотелось взять Женю в охапку и не пускать. 

Тем не менее, ему требовалось кардинально решать вопрос со здоровьем. Из-за болезни сердца его мучила внутренняя неуверенность, безотчетный страх того, что в любой момент может произойти беда, могут понадобиться врачи, лекарства, помощь… Однажды на Тверском бульваре мы репетировали то ли «Заседание парткома», то ли еще что-то, Ефремов был в зале. И я снова увидела Женю на диванчике. «Что, Женечка, плохо, да?» — «Да, что-то жмет. И вчера так было, и сегодня нехорошо. Вот здесь, за грудиной жмет». А у меня тогда был близкий человек, врач. И я побежала вниз, к телефону, позвонила ему и попросила срочно прислать «скорую», хорошую, со специалистом-кардиологом. Минут через десять машина уже приехала. Я их встретила, отвела к Жене в этот предбанничек перед сценой. И, знаете, Евстигнеев не удивился, хотя он меня не просил об этом, он вообще никого не просил… Но он знал, что я с нежностью и с огромным уважением, даже с пиететом, к нему относилась. Как к какой-то звезде, которая светится, к которой хочешь прикоснуться и в то же время побаиваешься. И свет, от нее идущий, греет твою душу...

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Телеканал RU.TV дал шанс начинающим российским дизайнерам одеть звезд грядущей Премии
Создатели грядущей Русской Музыкальной Премии телеканала RU.TV предложили начинающим дизайнерам одеть звезд, которые пройдут по ковровой дорожке церемонии. Победители конкурса подберут наряды для Юлианны Карауловой, Мари Краймбрери, Тоси Чайкиной и Dashi.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог