Абдулов признавался друзьям, что в разводе с Алферовой виноват только он

Сергей Никоненко и Александр Панкратов-Черный — откровенно о своем друге Александре Абдулове.
Елена Костина
|
01 Ноября 2018
Александр Абдулов с Ириной Алферовой
С Ириной Алферовой в фильме «С любимыми не расставайтесь». 1979 г.

«В разводе Абдулова и Алферовой виноват Саша. Он сам это признавал в разговорах с друзьями и корил себя за то, что потерял Иру. Но и сибирский характер Ирочки тоже дал о себе знать — какие-то вещи она простить не сумела», — рассказывают друзья Абдулова актеры и режиссеры Сергей Никоненко и Александр Панкратов-Черный.

Сергей НиконенкоВ картину «С любимыми не расставайтесь» Абдулова с Алферовой режиссер Павел Арсенов пригласил именно как супружескую пару — это было принципиально, он хотел снимать именно мужа и жену. «В любой семье время от времени случаются разговоры о разводе, — сказал им режиссер, — причины у каждого свои, вот и попробуйте разобраться». А у Иры с Сашей любовь тогда кипела! Какие там еще мысли о разводе?

Съемки проходили в Сочи, и директор картины предложил нам с Ирой и с Сашей подработать на стороне: «Чего по вечерам без дела сидеть? Здесь кругом полно санаториев, вот и проводите там творческие встречи». Мы идею поддержали. Причем Саша предложил мне: «Давай вперед Иру выпустим, нам меньше вопросов достанется». А Ирочка очень любила выступать: проходит 40 минут, потом 50, потом час, а она все стоит у микрофона. Ну а нам с Сашей оставалось по 10—15 минут. «Понимаешь, Петрович, — объяснял мне Саша, — у нее боязнь кулис, она боится за них выйти, а у микрофона чувствует себя в безопасности». Шутил, конечно. Но надо сказать, отдыхающей публике, в основном женщинам, мы с Сашей были менее интересны, чем Ирочка. В нее так и впивались глазами, спрашивали, что нужно делать, чтобы быть такой же красивой, как она, как ухаживать за собой, что носить…

Александр Панкратов-Черный: На съемках «Салона красоты» меня подвела одна актриса, которая должна была сыграть жену модного парик­махера. Отпросилась на пару дней и не вернулась. Роль хоть и небольшая, но интересная, и там обязательно нужна была красавица. И вот обедаем мы с Абдуловым и Алферовой в ресторане, я весь на нервах: «Ир, у меня актриса исчезла, скоро уже павильон пора освобождать, а ее все нет. Сыграй ты!» Ирочка прониклась, кивает, мол, выручу. Но тут Сашка: «А что за роль? Эпизод? Ты с ума сошел? Ирка и так в театре в массовке бегает, в кино ей нужны только главные роли!» Ира понимает, что я в безвыходном положении, и подбадривает: «Да я согласна!» А Сашка не унимается: «Кто сценарий-то написал?» И автор Абдулова не устроил: «Ирка, ты с ума сошла? В таком сценарии, да еще эпизод? Ни в коем случае!» Чуть до скандала не дошло, но Ирочка победила. Я для ее героини еще целую историю придумал: за ней начинает ухаживать директор рынка, герой Володи Сошальского, и она уходит к нему от своего парикмахера. Но, к сожалению, все пришлось вырезать — худсовету эта линия не понравилась. В итоге у Ирочки осталась одна сцена в парикмахерской с Женей Леоновым-Гладышевым, который и сыграл ее мужа. Мне было неловко перед Ирой и Сашей, но она-то без претензий, а вот Абдулов негодовал: «Вот предупреждал: не надо соглашаться!» Я оправдывался: «Саш, но ведь там прекрасная сцена!» Абдулов еще больше заводился: «Ирочка, прости меня, родилась не для одной сцены!» Абдулов всегда переживал за свою Ирочку.

Александр Абдулов с Ириной Муравьевой
С Ириной Муравьевой в фильме «Карнавал». 1981 г.

Вот сколько я Сашку помню — это был какой-то фонтан, бьющий с силой водопада, но только вверх. Все время в движении, постоянно у него какие-то идеи, задумки. Я даже у Ирочки спрашивал: «А он когда-нибудь бывает спокойным?» — «Ой, когда Саша спокоен и спит, я не сплю, потому что не могу успокоиться. Он же за время общения так меня заводит, что уснуть уже не получается». За его ритмом жизни было не угнаться, впрочем, Ирочка и не стремилась. Саша это понимал. Я вот часто бывал в гостях у Абдулова, но только тогда, когда Ирочка куда-то уезжала. При ней он друзей к себе старался не звать, собирал в ресторане. Жалел Иру, говорил, что ей после репетиций, спектаклей или съемок нужно отдыхать, а не столы накрывать. А Ирочкину маму, Ксению Архиповну, Сашка боготворил, называл ее бриллиантовой тещей. И я свою тещу обожал, мы всегда с Абдуловым поднимали отдельный тост: «За наших бриллиантовых тещ!» 

Гениальные женщины, которые заботились о нас, переживали и ругали своих дочерей за то, что те спорили с нами. Помню, как-то возвращались мы с Абдуловым из ресторана на такси, оба подшофе. Сашка до этого где-то споткнулся, рукав пиджака испачкал. Подъезжаем к его дому, он такой весь собрался, спрашивает у водителя: «Простите, у вас щетки не найдется?» Тот дал щетку, Сашка стал чистить рукав, я говорю: «Да ладно, дома отряхнешься». Он замахал руками: «Не-не, ты что?» Подколол его: «А-а-а, Алферихи боишься?» Мы так иногда в шутку Ирочку называли. «Да нет, я не из-за нее, я из-за мамочки. Просто не хочу, чтобы она подумала обо мне дурно», — сказал Саша.

Я знаю подробности развода Абдулова и Алферовой, но соваться в эту историю не буду, скажу одно: виноват Саша. Он сам это признавал в разговорах с друзьями и корил себя за то, что потерял Иру. Но и сибирский характер Ирочки тоже дал о себе знать — какие-то вещи она простить не сумела. Как раз тогда нас с Ирой отправили в командировку в Северный Йемен, там только-только военные действия закончились. Мы с ней ездили с творческими встречами по нашим военным частям. У нас на родине тоже произошло много важных событий, сейчас уже не вспомню какие, но что-то всех волновало. При этом при виде Иры люди обо всем забывали, их интересовал только один вопрос: «Ирина Ивановна, а правда, что вы разошлись с Александром Абдуловым?» Слухи об их разводе распространялись молниеносно и докатились аж до Северного Йемена! «К сожалению, правда», — спокойно отвечала Ира. Потом начиналось: «А почему?» Она так же спокойно отвечала: «Это очень личное. Но Саша…» И дальше следовали такие хвалебные эпитеты, такие комплименты Саше, что народ еще больше недоумевал: «Зачем же тогда расстались?» А мне кажется, что они так до конца и не расстались, у них все равно сохранилась какая-то невидимая связь, при всем уважении ко второй Сашиной супруге Юлии. Кстати, развод с Ирой никак не изменил Сашиного отношения к ее дочери Ксюше, которую он считал своей. У меня остались фотографии с Ксюшиного дня рождения, она уже была достаточно взрослой, и Саша «тамадил» за столом. Помню, он столько прекрасных слов ей наговорил, что она уже не знала, куда деваться от смущения. «Папа, — пыталась возражать она, — я этого не достойна!» А Саша отвечал: «Да ты большего достойна!»

Александр Абдулов с Михаилом Кокшеновым и Леонидом Куравлевым
С Михаилом Кокшеновым и Леонидом Куравлевым в фильме «Самая обаятельная и привлекательная». 1985 г.

Сергей Никоненко: Крепко мы с Сашей подружились, когда нас объединило общее дело — антрепризный спектакль Дмитрия Астрахана «Все проходит». Саша играл знаменитого телеведущего, а у меня была роль второго плана — актера, который под видом адмирала заявляется к жене героя Абдулова. Веселая пьеса, шла везде с аншлагами, зрители смеялись все два часа подряд, а финал такой, что в зале плакали. Много раз нас с этим спектаклем приглашали в Питер, в ДК имени Горького, где почти две тысячи мест — и ни одного свободного кресла. Помню, как-то начали там играть, идет первая сцена — объяснение Сашиного героя с любовницей, а в первом ряду зрители спорят из-за места: «У нас пригласительные!» — «А у нас билеты куплены!» Минут десять не могут разобраться, мешают и артистам, и зрителям. Сашка раз на них посмотрел, другой, а потом не выдержал, подошел к краю сцены: «И долго эта хрень будет продолжаться?» Претендентов как ветром сдуло, а в зале раздались аплодисменты. Не всякому, я думаю, простили бы такую грубость, а Саше прощали, потому что любили его. Он в секунду захватывал внимание зрителей. Абдулов же вырос в кулисах. 

Вспоминал, как в Фергане отец, театральный режиссер, брал его с собой на спектакли и говорил: «Вот сейчас, когда этот дядя сядет, пробежишь по сцене с шариком». Так что Саша был опытный театральный волк. Когда мы в Питер приезжали, Абдулова всегда выводили из другого вагона, потому что на перроне его ждала такая толпа поклонниц, что он бы до вечера в гостиницу не попал. Кстати, размещали нас всегда в шикарном отеле на Невском, там в ресторане даже во время завтрака в ведерках со льдом стояло французское шампанское — пей сколько хочешь. Но Сашка предпочитал отсыпаться в номере, до спектакля никуда не выходил, просил, чтобы ему принесли поесть. Он вообще хорошо спал в гостиницах и поездах, наверное, потому, что в Москве ему выспаться не удавалось. Помню, я снимал картину «А поутру они проснулись» по рассказам Шукшина и предложил Саше роль. «Извини, — говорю, — но тебе все действие придется лежать в постели». Там история разворачивается в вытрезвителе. Абдулов так обрадовался: «Это же счастье!»

С антрепризным спектаклем Дмитрия Астрахана «Все проходит» мы вместе были в Германии, в Израиле, Америке и даже в Китае. В Сан-Франциско нас пригласили совсем молодые продюсеры, очаровательная еврейская супружеская пара, девушка просто вылитая Лиз Тэйлор. Ей было лет двадцать, ребята сами недавно перебрались за океан, похоже, только-только поженились, потому что обоих чувства переполняли. И вот готовят они нам сцену, но случаются какие-то технические накладки: «Извините, немножечко задерживаемся». Саша таких вещей не любил и решил их разыграть: «Ребята, это вы извините, спектакль, наверное, придется совсем отменять». Те заволновались: «Сейчас-сейчас все будет!» И тут Саша им выдал: «Да не в этом дело. Не уследили мы за нашим старичком Никоненко!» — «А что такое?» — «Да сметаны объелся!» — «Ну и что? Плохо себя чувствует? Какие-то таблетки или, может, врача позвать?» — «Да нет, сейчас у него будет биологический взрыв, поэтому срочно найдите ему женщину!» 

Александр Абдулов с Ириной Алферовой и дочкой Ксенией
Александр с Ириной Алферовой и дочкой Ксенией. 1989 г.

Ребята в растерянности пытаются объяснить Абдулову, мол, здесь Америка, законы суровые, здесь даже если даму взять за руку — она может подать иск и выиграет дело. А Саша им на голубом глазу: «Ну тогда он вам сорвет спектакль». А я ни сном ни духом, понять не могу, почему ребята с таким ужасом на меня смотрят. «Саш, — спрашиваю, — что случилось?» Абдулов меня устранил: «Ничего-ничего, Петрович, отдыхай пока». А сам продолжает: «Ну что, не нашли? Да ему все равно, какая женщина, ни внешность, ни возраст значения не имеют, хоть старушка». Эта Тэйлор уже плачет: «Ну кого я ему найду? Не самой же мне к нему идти!» А Саша гнет свое: «Ну вы что, ребята? Он сейчас декорации начнет ломать! Вы не представляете, какое это чудовище, какой это монстр! В общем, спасайте спектакль!» Тэйлор совсем уже отчаялась: «Может быть, я маму попрошу?» И тут Саша сдался: «Да пошутил я, пошутил!» Потом, конечно, и меня посвятили в этот розыгрыш, и мы вместе с ребятами-продюсерами долго хохотали. Ну а фраза «Может, я маму попрошу?» стала у нас крылатой.

Александр Панкратов-Черный: Са­ша розыгрыши обожал. А с одним из них здорово мне удружил. Мы с Абдуловым вместе ехали в Питер на съемки «Мастера и Маргариты». Он спрашивает: «Контракт подписал? Нет? А я уже подписал!» Я поинтересовался: «Ну и какую ставку ты себе запросил?» Саша ответил, мол, скромненько, и назвал такую сумму за смену, что у меня волосы дыбом встали. И меня подначил: «И ты тоже иди и требуй!» Володя Бортко, конечно, опешил, когда я заломил ему эту заоблачную цену: «Ты с ума сошел?» Думал, что будем прощаться, но Володя все-таки подписал со мной контракт. Кстати, он сначала предлагал роль Босого, которого в итоге сыграл Валера Золотухин, но Степа Лиходеев показался мне интереснее. Сашка спрашивает: «Ну чего, какая ставка?» — «Как и у тебя». — «Не может быть!» — «Может!» Потом меня зовет Бортко: «Зачем сказал Абдулову? Кто тебя за язык тянул?» 

Оказывается, Сашка подписался на сумму в десять раз меньше той, которую мне озвучил. Хотел похохотать над тем, как чудак Панкратов-Черный будет требовать голливудскую цену. В итоге я над ним хохотал. У Саши ведь в этой картине одна из главных ролей, его Коровьев там из кадра в кадр появляется, а я недельку поошивался на площадке и получил те же деньги. И вот собираю вещи в гостинице, пора возвращаться в Москву, Абдулов стучится в номер: «С тобой рассчитались? Да? Ну так едем! Как куда? В казино! И в ресторане ты меня угощаешь». Мы с ним в казино много играли. Помню, в Лас-Вегасе Саша трое суток не вставал из-за стола, все проиграл, залез в долги. И при этом мне все время давал советы — во что надо играть, а во что не стоит, а сам играл во все подряд. «Ну ты же сам играешь на этих автоматах», — пытался я ему возражать. Он тут же находил объяснение: «Я просто проверяю, как они работают!» Но именно в тот раз, после «Мастера и Маргариты», мы с Сашей выиграли, и он был рад, что я с его подачи хорошо заработал на съемках.

Александр Абдулов с Верой Глаголевой
Панкратов-Черный: «Я у Ирочки спрашивал: «А он когда-нибудь бывает спокойным?» — «Ой, когда Саша спокоен и спит, я не сплю, потому что не могу успокоиться. Он же за время общения так меня заводит, что уснуть уже не получается» С Верой Глаголевой в фильме «Сошедшие с небес». 1986 г.
Фото: RUSSIAN LOOK

Да он всем помогал. Никогда не отказывал, если просили в долг: «Тебе когда надо?» И если у самого не было нужной суммы, перезанимал у кого-то и выручал человека. Помню, в Ялте закончили с ним сниматься в картине «Официант с золотым подносом», получили больше, чем остальные артисты. Вообще-то мы с ним всегда для группы поляну накрывали, но тут Сашка сказал: «На этот раз просто скромненько всех угостим». Это было так не похоже на Абдулова! Я удивился: «Мы же обычно с размахом!» А Саша говорит: «Ты обратил внимание, как бедно одета наша молоденькая актриса? Платьице поношенное, туфельки стоптанные. Я взял у костюмеров все ее размеры, поехали в магазин, купим ей нарядов и подарим!» И мы накупили этой девчонке всего, пригласили в номер, чтобы не на глазах у всех. Мол, хотим поблагодарить такую прекрасную актрису за совместную работу. Вручили ей подарки, она даже расплакалась от счастья: «Ой, это мне от двух Саш!» Конечно, она была влюблена в Абдулова, в Сашку все женщины влюблялись.

Помню, мы с ним согласились сняться у Толи Эйрамджана за копейки в комедии «За прекрасных дам!». Это было время кооперативного кино, когда получить работу вообще считалось большой удачей, а Абдулов еще и договорился для нас о десяти процентах с проката. Правда, потом кинокомпания перешла к другим владельцам, а те даже слушать не стали про наши десять процентов. Но эту работу мы всегда вспоминали с удовольствием. Там все действие происходит в одной квартире, в которой нам даже пришлось самим оклеивать стены новыми обоями. Бюджет был скудный. Помню, Сашка наушники для съемок брал у каких-то своих друзей. Рано утром мы с ним отоваривались в гастрономе коньяком «Белый аист», который нам выносили тайно, потому что в стране был почти что сухой закон, а весь дамский коллектив во главе с Ирочкой Розановой, Леночкой Цыплаковой и Леночкой Аржаник встречал нас песней «Белый аист летит...». Абдулов в эту картину привел своего друга Сережу Степанченко, который тогда уже работал в «Ленкоме», но, по-моему, даже квартирой в Москве не успел обзавестись. Конечно, Абдулов ему помогал с этим.

Он умел и помогать, и с благодарностью принимать помощь. У меня есть друзья в Фергане, люди совсем из другого мира, такие надежные пацаны. И вот как-то разговорились с ними про Абдулова: «Слушай, у него же и старший брат, и отец в нашем городе похоронены». — «Да, — говорю. — А вы знаете, когда убили брата?» — «Конечно!» — «А день кончины отца?» — «Конечно!» А Саша к тому времени давно маму и брата Роберта в Москву перевез, поэтому мы договорились с ребятами, что они там будут присматривать за могилками, и на годовщину чтобы обязательно были свежие цветы. И вот Саша приезжает на очередную годовщину в Фергану, а на участке, где покоятся его близкие, порядок, цветочки. Он начинает выяснять: откуда? кто? Я бы сам не признался, но нашлись люди, пошептали, мол, Панкратов-Черный попросил. Абдулов позвонил мне по возвращении: «Саш, срочно нужно встретиться!» А у меня как раз дел было невпроворот: «Времени совсем мало, давай в другой раз». Он все же настоял: «Ну часок-то найди, жду тебя в ВТО». Влетаю в ресторан, а там стол накрыт, за ним сидят наши общие друзья. Я сразу и не понял: «Что за событие такое?» А Абдулов поднимает за меня тост: «По Сашиной просьбе его друзья в Фергане кладут цветы на могилу моих близких, за что, Саша, тебе большое спасибо!» Он настолько был растроган, у него даже слезы выступили...

Александр Абдулов
«Вот живешь, и кажется, что так много успел сделать для своих лет. А когда подходишь к границе и оглядываешься назад: господи, так мало сделано, впереди-то пустыня больше, чем за спиной вспаханное поле» 1981 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

Сергей Никоненко: Я часто бывал у Саши на даче во Внуково, моя дача там недалеко — в Переделкино. И вот он мне звонит: «Петрович, ты не знаешь, сколько должны вариться хинкали?» — «По-моему, от семи до десяти минут, но уже в кипятке». — «Намек понял, сейчас буду засыпать. А ты намек понял? Приезжай!» Еду к Саше, и мы с ним ужинаем этими хинкали, готовил он потрясающе.

Был у Саши домик и на Валдае, где он снимался в «Тихих омутах» у Рязанова. Он и мне предложил: «Петрович, смотри, рядом со мной участок есть, давай тоже строй себе дом». Так мы с Абдуловым стали соседями на Валдае. И один из последних Сашиных фильмов — «Лузер» — там снимали: и у него дома, и у меня. В последний съемочный день, 21 марта, Саша сорвался в Москву. «Серега, — говорит, — сам заканчивай, у меня Юля, наверное, сегодня рожать будет, я должен быть с ней!» Вот как чувствовал: именно 21 марта Юля родила Женечку. Сейчас ей уже 11 лет...

Александр Панкратов-Черный: Как-то нас с Сашей поссорила желтая пресса. Я в интервью сказал все как надо, но потом так смонтировали, еще и Марка Захарова вплели, что я сам был в шоке. Получилось, будто я о Саше отзываюсь плохо. И он, конечно, обиделся. Потребовал у издания запись разговора. Ему ее предоставили. И вот прихожу в ЦДЛ, а там Саша: «Ты чего наплел?» Пришлось оправдываться: «Саш, да не о том я говорил!» Он включает диктофон: «Но голос-то твой!» Вот так меня подставили. Кстати, тогда Саша познакомил меня с Юлией, но мы с ней почти не общались. А вот с Ирочкой Алферовой дружим до сих пор. Потом газета признала свою вину, но у меня все равно осадочек остался: ну как Саша мог обо мне такое по­думать? Какое-то время мы не общались. А потом встретились в Севастополе, где Абдулов снимал «Гиперболоид инженера Гарина». Сидели с ним в Балаклаве, на веранде ресторана у залива, Сашка был грустный-грустный, все время смотрел на воду. «Тяжело работается, — говорил, — боюсь, что не успею закончить». 

Вот это меня насторожило. И буквально через четыре дня его на «скорой» увезли в военный госпиталь. Потом я узнал его диагноз. Помню, позвонил Саше, а у него голос был уже слабый-слабый. Спрашиваю: «У тебя врачи хорошие есть?» — «Врачи мне уже не помогут». — «А что хотя бы может поднять тебе настроение?» — «Да покурить бы!» Сашка оставался в своем репертуаре. Мы с ним были такие заядлые курильщики, Олег Янковский нас все время подкалывал: «Бросайте сигареты, вы как сапожники, вот я курю трубку, дым в мундштуке остывает — и никаких легочных заболеваний». Самообман, конечно, Янковский ушел через полтора года после Абдулова. «Знаешь, вот живешь, — сказал мне Саша, — и кажется, что так много успел сделать для своих лет. А когда подходишь к границе и оглядываешься назад: господи, так мало сделано, впереди-то пустыня больше, чем за спиной вспаханное поле». Он действительно мог бы еще очень многое, с его-то энергией, с его жизнелюбием. Ему бы еще пахать и пахать…

Как правильно обрезать кусты малины в октябре — увеличите урожай в 4 раза
Многие дачники сталкиваются с проблемой слабого плодоношения малины в сезон. Автор Дзен-канала «Хозяюшка» открыла многим глаза на важность осенней обрезки кустов, которая напрямую влияет на объем урожая.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая