Летающие пепельницы и «Основной инстинкт» по-корейски: фильмы ММКФ, которые понравятся не только критикам

Рассказываем о пяти фильмах минувшего Московского международного фестиваля, которые стоит посмотреть не только завсегдатаям киносмотров.
Анастасия Седова
|
06 Сентября 2022
«Медуза», реж. Анита Роша да Сильвейра фото
«Медуза», реж. Анита Роша да Сильвейра
Фото: Кадр из фильма

2 сентября в Москве закрылся 44-й ММКФ. Привычное место притяжения синефилов разных мастей – кинотеатр «Октябрь» – в этот раз подарило кинокритикам возможность в равной степени наслаждаться и тяжелым иранским кино, и странноватым индийским артхаусом. Но что фестиваль оставит тем зрителям, кому наплевать, чем Фассбендер отличается от Фассбиндера? Вне основного конкурса ММКФ-2022 оказалось не так уж и мало лент, способных заинтересовать любого киномана. В этом тексте мы собрали лишь некоторые из них.

«Медуза» (Бразилия)

«Медуза», реж. Анита Роша да Сильвейра фото
«Медуза», реж. Анита Роша да Сильвейра
Фото: Кадр из фильма

Жанр: комедийный триллер

21-летняя Мариана живет в крайне консервативном и радикально-религиозном сообществе, где в женщинах воспеваются непорочность, верность и скромномность, ну, а в мужчинах – сам факт их существования. Днем она поет в христианской группе и работает в клинике пластической хирургии, а по ночам вместе с подружками выходит на охоту. Фурии в масках настигают и жестоко избивают попавшихся им по дороге одиноких девушек, чью добродетель порядочные христианки ставят под сомнение. Однако жизнь Марианы совершит кульбит, когда на одном из таких рейдов ее саму резанет по щеке возмущенная нападением жертва. Внезапно героиня обнаруживает, что обезображенное крошечным шрамом милое личико способно принести освобождение не только ей, но и всем женщинам общины.

Режиссер Анита Роша да Сильвейра сняла очень стильный и головокружительный триллер на гламурную по нынешним временам тему угнетения женщин, сумев не перегнуть с драматическим пафосом и патетикой. Герои «Медузы» поставлены в гипертрофированные, выкрученные до абсурда условия, где психика совсем еще юных девушек зажата в такие тиски, что зависть толкает их к насилию против более свободных и раскрепощенных сверстниц. Пружина их терпения распрямится под самый финал, даря нам одну из самых красочных и комичных сцен фильма. 

К слову, юмор здесь порой заслоняет даже саму триллерную составляющую, но прекрасно расставляет акценты – персонажи «Медузы» говорят и мыслят настолько нелепо, что их ценностям не удастся посочувствовать даже при большом желании. Чего стоит хотя бы фраза: «По улицам нашего города бегают садомиты, наркоманы, насильники, коммунисты… Я требую комендантский час!»

«Брат и сестра» (Франция)

«Брат и сестра», реж. Арно Деплешен фото
«Брат и сестра», реж. Арно Деплешен
Фото: Кадр из фильма

Жанр: драма

Пронзительная история Элис и Луи – двух взрослых детей, связанных нерушимыми кровными узами, но при этом искренне ненавидящих друг друга. Оба – творческие (он – поэт и писатель, она – успешная театральная актриса), оба – невообразимые эгоисты. Брату и сестре удавалось не общаться 20 лет, но судьба сводит эту пару вместе, когда их пожилые родители оказываются на пороге смерти из-за жуткой аварии. Теперь они остаются втроем – он, она и их безграничная ненависть.

Фильм Арно Деплешена участвовал в основном конкурсе в Канне и претендовал на «Золотую пальмовую ветвь», однако основных наград там не собрал. Но даже без призов главного киносмотра планеты у режиссера получилось очень живое, гуманистическое кино с одной единственной условностью – взаимные обиды Элис и Луи здесь настолько абстрактны, что зритель так и не поймет, в чем именно суть претензий брата и сестры друг к другу. Творческая зависть? Борьба за внимание родителей? Постоянное соперничество? Да это и не важно – сама эта неопределенность уже играет на руку главной задаче фильма – показать всю абсурдность семейных дрязг, когда жизнь настолько скоротечна и непредсказуема.

Если вы когда-нибудь ссорились с близкими по пустяковому поводу, а после долго не решались сделать шаг к примирению – это кино для вас. Для остальных здесь существует потрясающая Марион Котийяр – одна из главных французских актрис последнего десятилетия.

«Решение уйти» (Южная Корея)

«Решение уйти», реж. Пак Чхан Ук фото
«Решение уйти», реж. Пак Чхан Ук
Фото: Кадр из фильма

Жанр: мелодрама/триллер

Еще один участник конкурсной программы Каннского кинофестиваля, но уже с наградой – за лучшую режиссуру. Фильм Пак Чхан Ука (увы, «Золотая пальмовая ветвь» ему вновь не досталась) – автора «Олдбоя», да и всей «трилогии о мести» – был одним из самых ожидаемых на ММКФ по многим причинам. Во-первых, сейчас все без ума от кино-сериальной продукции Южной Кореи (спасибо, «Паразитам», что открыли миру эту страну, хоть и до них там было немало шедевров). Во-вторых, Пак Чхан Ук – один из самых титулованных режиссеров той самой Кореи, что сейчас на волне хайпа. Ну, а, в-третьих, – все мы знаем, что из-под пера этого автора не выходит скучных историй.

Что до «Решения уйти» – представьте «Основной инстинкт», но с южнокорейским колоритом и акцентом на чувствах, а не на интиме. Звучит слишком целомудренно, и вы уже заскучали? А зря. Здесь действительно не будет ни одного намека на телесность, как, впрочем, и привычного для Пак Чхан Ука шокирующего видеоряда, зато необычные эмоции от деконструкции нуара вам обеспечены. Испытывающий сложности в собственном браке детектив влюбляется в подозреваемую в убийстве – а дальше случаются муки стандартного для таких историй выбора «любовь/долг», сковывающая сердце тоска и печальная, но предсказуемая развязка. 

Визуально картина исполнена скромно – что для фильмов Пак Чхан Ука непривычно, но обоснованно, ведь в этот раз режиссер работал вне тандема со своим постоянным оператором Чон Джон Хуном. Хотя экстравагантность этому тихому корейскому нуару и не требуется – пожалуй, она бы только отвлекала от главного. От тихой трагедии двух разбитых сердец.

«Нечто в доме» (США)

«Нечто в доме», реж. Джастин Бенсон и Аарон Мурхед фото
«Нечто в доме», реж. Джастин Бенсон и Аарон Мурхед
Фото: Кадр из фильма

Жанр: комедийный хоррор

Признайтесь, если бы по вашему дому сами собой летали пепельницы, а на стенах начали появляться узоры явно сверхъестественного порядка, вы бы первым делом схватились за кинокамеру в попытке сделать свое «Паранормальное явление», а уже потом стали бы думать, насколько все это безопасно? Вот и герои разговорного хоррора «Нечто в доме» – похожий на нео-хиппи бармен Левай и его неврастеничный сосед Джон – решили не упускать возможности подзаработать на собственной документалке, когда в их лос-анджелесском доме начинает шалить гравитация.

Хоррор, конечно, в данном случае понятие условное – как, в общем-то, и определение «комедийный». Классики американского малобюджетного кино Джастин Бенсон и Аарон Мурхед, которые, кстати, исполнили в фильме главные роли, никогда не любили загонять себя в рамки конкретных форм и направлений. Почти все их работы («Ломка», «Весна», сериалы «Архив 81» и «Лунный рыцарь») рассказывают об инфернальном, но не дают ему превалировать над человеческим. То же – и с «Нечто в доме». Летающие предметы и надвигающийся саспенс здесь лишь островатая приправа, выгодно оттеняющая главное – столкновение разных человеческих характеров. Нависшая угроза и шанс продать свои материалы Netflix вполне может открыть в преступнике новые грани гуманизма, а респектабельного с виду фотографа превратить в одержимого маньяка. Но давайте без спойлеров.

Не стоит ждать от «Нечто в доме» ужасов в привычном понимании. В картине будет много постмодернистских диалогов, высмеивающих поп-культуру, и визуальных гэгов, а искренний смех поступки Левая и Джона вызывают куда чаще, чем запредельный страх. Но фильм все равно удивит многих – особенно, если с творчеством Бенсона и Мурхеда вы еще не знакомы.

«Микулай» (Россия)

«Микулай», реж. Ильшат Рахимбай фото
«Микулай», реж. Ильшат Рахимбай
Фото: Кадр из фильма

Жанр: этно-триллер

Многовато хорроров и триллеров для одной подборки – но что поделать, если жанровое кино на прошедшем ММКФ было представлено в основном именно ими. Хотя «Микулай» – триллер, в общем-то, тоже лишь с натяжкой. Режиссер Ильшат Рахимбай наверняка вдохновлялся астеровским «Солнцестоянием», а посему приставка «этно» тоже была неизбежна. Впрочем, фильм совсем не об этом.

Микулай живет в деревне кряшен (татар, исповедующих православие) – без электричества, нормальных дорог и прочих намеков на цивилизацию. Но это не мешает ему казаться вполне счастливым человеком – Микулая уважают односельчане, а его молодая жена вот-вот подарит супругу ребенка. Привычный уклад жизни рушится, когда в деревню заявляется Степан – молодой мужчина, представляющийся первенцом Микулая. Степан селится в соседний дом и активно начинает уговаривать новообретенного отца переехать с ним в мегаполис, чем вызывает праведный гнев у жены Микулая и других кряшен. Утрамбованная годами безмятежного существования реальность главного героя начинает рушиться так же быстро, как и его психика.

Необычное прочтение проблемы вымирания деревень и конфликта местных жителей с городскими «пришельцами». «Микулай» основан на одноименной монопьесе, но в корне меняет изначальный жанр, привнося в него действительно пугающие элементы. На них тут работает и атмосфера хтонического зла российской глубинки, и нервная, пронзительная игра Виктора Сухорукова, исполнившего главную роль. Несмотря на некоторые драматургические недочеты, зрелище это как минимум любопытное.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог