«Жвалы», реж. Квентин Дюпьё, кино
«Жвалы», реж. Квентин Дюпьё
Фото: Кадр из фильма

«Жвалы»: когда огромная муха лучше людей

После жутковатой «Оленьей кожи» режиссер Квентин Дюпьё вновь рассказывает о странном союзе: на этот раз — двух неудачников и монструозной мухи.
Никита Лазаренко
|
23 Июня 2021
2020
комедия, фэнтези
Режиссер Квентин Дюпье
Бельгия, Франция
IMDb6.5

«Жвалы» так и хочется назвать сюрреалистичной комедией — все признаки налицо. Главные герои не особо удивляются мухе размером с корги в багажнике краденой машины, их поведение противоречит элементарной человеческой логике, а встречающиеся им на пути люди оказываются немногим лучше.

Одно абсурдное событие сменяется другим, за пожаром следует незаслуженный арест случайно попавшего в замес человека, герои не стесняются грабить магазины и принудительно выселять хозяев из дома. По сути, персонажи Грегуара Людига и Давида Марсе несут с собой куда больший хаос, чем странное насекомое, которое случайно попало к ним в руки. Великовозрастным подросткам гораздо важнее устроить свою жизнь, а всё остальное ничего не значит.

Но было бы несправедливо говорить о фильме просто как о абсурдной черной комедии. Хотел ли Дюпьё поиздеваться над привычной формой кино или нет — у него это получилось.

Мушиная возня 

«Жвалы», реж. Квентин Дюпьё, кино
«Жвалы», реж. Квентин Дюпьё
Фото: Кадр из фильма

Главный герой Ману получает простое задание, за которое ему обещают 500 евро, берет за компанию своего друга Жан-Габа, но они так и не доезжают до места назначения — отвлекает та самая муха в багажнике. Жан-Габу приходит в голову светлая идея: натренировать муху, которую он назвал Доминик, чтобы та приносила им деньги и еду. 

Окружающие, видя их, как будто бы не хотят лишний раз с ними взаимодействовать и ведут себя пассивно, как будто ничего странного не происходит. И только Агнес в исполнении Адель Экзаркопулос, которая из-за травмы не может говорить тихо и постоянно кричит, пытается вывести главных героев на чистую воду. Это значит, что ей не избежать роли местной злодейки.

«Жвалы», реж. Квентин Дюпьё, кино
«Жвалы», реж. Квентин Дюпьё
Фото: Кадр из фильма

Параллельно развиваются трогательные отношения Доминик и Жан-Габа, которые все больше привязываются друг к другу. Огромная муха становится очень похожа на домашнее животное — единственное существо, помимо его друга Ману, которому Жан-Габ симпатичен просто так, без обмана.

Все это запросто могло бы быть безумно скучно и превратиться в унылый балаган, где ничего не происходит, а нам как зрителям стыдно за поведение героев. К счастью, Дюпьё с его невозмутимым юмором и чувством ритма этого не допускает. Более того, кажущуюся бесцельность происходящего он превратил в одну из любопытных особенностей «Жвал».

Путешествие наизнанку

«Жвалы», реж. Квентин Дюпьё, кино
«Жвалы», реж. Квентин Дюпьё
Фото: Кадр из фильма

Формально «Жвалы» — вялотекущее роуд-муви. Этот жанр уже устоялся и хорошо понятен: один или несколько героев отправляются в путешествие с некой целью, по пути попадают в разные истории и передряги, узнают о себе много нового и заканчивают свой путь другими людьми.

«Жвалы» придерживаются этой схемы лишь отчасти. Здесь у героев нет цели, кроме как прожить следующий день и найти, что поесть, где поспать и потренировать муху. Вокруг этого и строится их приключение, которое никак их не меняет, разве только толкает на обман, разрушения и вредительство. 

Дюпьё оставляет основные сюжетные точки, которые диктует форма. Очередная человеческая жертва главных героев подается как их триумф. Кража пистолета и успешный грабеж магазина — достижение. Проникновение в чужой дом обманом — победа. В финале даже не обошлось без торжественной речи о том, что дружба важнее чего бы то ни было. Ей удивляется даже Жан-Габ, так как ничего из произошедшего к ней не подводит.

«Жвалы», реж. Квентин Дюпьё, кино
«Жвалы», реж. Квентин Дюпьё
Фото: Кадр из фильма

В итоге в плане истории можно по-человечески порадоваться разве что за муху, которой повезло с новыми товарищами. Жан-Габ ее не пугается, относится с уважением и даже с любовью. Постепенно и муха начинает отвечать ему взаимностью, делая финальный твист неиронично эмоциональным. Вот уж кто действительно меняется.

Дюпьё, забавляясь с жанром, растворяет знакомую формулу роад-муви, обнажая ее схематичность. Напрасно надеяться, что появление громадной мухи кардинально трансформирует суть человека. Скорее поменяется муха, став похожей на своих новых хозяев. 

Что посмотреть после «Жвал» 

«Жвалы», реж. Квентин Дюпьё, кино
«Жвалы», реж. Квентин Дюпьё
Фото: Кадр из фильма

Квентин Дюпьё говорил журналистам, что не ориентировался на какой-то конкретный фильм, когда придумывал «Жвалы». Он отмечал, что визуально хотел приблизиться к триллеру братьев Коэнов «Старикам тут не место». Стоит признать, что эти ленты очень далеки друг от друга.

И все же при желании можно провести параллели с некоторыми другими фильмами, если не сюжетно, то по настроению.

«Большой Лебовски» (1998), реж. Джоэл Коэн, Итан Коэн

«Большой Лебовски», реж. Джоэл Коэн, Итан Коэн, кино
«Большой Лебовски», реж. Джоэл Коэн, Итан Коэн
Фото: Кадр из фильма

Дюпьё признавался, что практически не думал о еще одной культовой картине Коэнов — комедии «Большой Лебовски». При этом сходства между ней и «Жвалами» сложно не заметить. Странный герой с близким к маргинальному образом жизни существует в своем мирке. Ему интересно хорошо проводить время с друзьями, вкусно поесть и выпить в свое удовольствие. Но вот надругательство над своим ковром он простить не может. Похож и юмор этих двух фильмов — абсурдный и нарочито спокойный.

Возможно, фильм Коэнов больше отвергает жанровые конвенции, чем их переосмысляет, но так же работает с персонажами, далекими от общепринятых норм.

«Тупой и еще тупее» (1994), реж. Питер Фарелли, Бобби Фарелли

«Тупой и еще тупее» (1994), реж. Питер Фарелли, Бобби Фарелли, кино
«Тупой и еще тупее» (1994), реж. Питер Фарелли, Бобби Фарелли
Фото: Кадр из фильма

Фильм, влияние которого Дюпьё не отрицает. Действительно, главные герои «Жвал» чем-то близки к персонажам Джима Керри и Джеффа Дэниэлса — своей непосредственностью и интеллектом.

Дюпьё признается, что юмор, основанный на неловкости ситуаций и инфантильности героев, ему очень близок, хотя многие считают его низкопробным. Надо все же отметить, что уровень гэгов в «Жвалах» принципиально другой.

«Пол: Секретный материальчик» (2011), реж. Грегг Мотолла

«Пол: Секретный материальчик», реж. Грегг Мотолла, кино
«Пол: Секретный материальчик», реж. Грегг Мотолла

Комедия о двух друзьях, которые по дороге на ComicCon встречают инопланетянина, ставшая жертвой локализации названия для российского проката. Отличный пример жанра, который Дюпьё разбирает по косточкам. 

У Саймона Пегга и Ника Фроста, авторов сценария и исполнителей главных ролей, получился вполне конвенциональный, пусть и ироничный фильм. Там, где Дюпьё экспериментирует с формой, «Пол» придерживается ее.

«Гремлины» (1984), реж. Джо Данте

«Гремлины», реж. Джо Данте, кино
«Гремлины», реж. Джо Данте
Фото: Кадр из фильма

Классический фильм о приручении странных существ. Будь Дюпьё не таким самобытным, он с большой вероятностью сделал бы свою муху агрессивной, примерно как множество клонов Гизмо в «Гремлинах». Однако он признавался, что подобное развитие событий было бы для него слишком очевидно, а значит — не так интересно. 

Тем более «Гремлины» у нас уже есть, почему бы не попробовать что-то другое.

«Седьмой» (2008), реж. Стивен Чоу

«Седьмой», реж. Стивен Чоу, кино
«Седьмой», реж. Стивен Чоу
Фото: Кадр из фильма

Если вы предпочитаете более сказочные или подходящие для семейного просмотра фильмы, можно обратить внимание на гонконгско-китайский проект «Седьмой», в котором в роли необычного «питомца» выступает инопланетянин с волшебными способностями. Тут и жизнеутверждающая мораль, и традиционная история отцов и детей, и милое существо в качестве главного аттракциона. Ведь не всегда нужно уничтожать то, что уже работает.

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров