Хроники успеха: почему наши фильмы и сериалы стали востребованы во всем мире

Каннский фестиваль объявил программу: в ней оказалось шесть (!) российских фильмов. Нонсенс? Да.
Иван Афанасьев
|
08 Июня 2021
«Лучше, чем люди», реж. Андрей Джунковский, фото
«Лучше, чем люди», реж. Андрей Джунковский
Фото: Кадр из сериала

Каннский фестиваль объявил программу: в ней оказалось шесть (!) российских фильмов, включая два в конкурсе, если считать созданный в копродукции с Финляндией «Купе номер 6» Юхо Куосманена. Можно смело сказать, что такого рода прецедентов пока что не было, по крайней мере, не в таком количестве. Более того, Юра Борисов появится в конкурсе дважды: и в упомянутом фильме, и в «Петровых в гриппе» Кирилла Серебренникова. В соседних программах – новый фильм Алексея Германа-младшего «Дело» с Мерабом Нинидзе, Александром Палем и Светланой Ходченковой. И это только одна из верхушек – до этого интернет наполнялся информацией о релизах, закупленных для Netflix.

Десятки фильмов разного калибра, от картин Сарика Андреасяна до дилогии «Брат» Балабанова, были приобретены для американской и мировой аудитории. «Серебряные коньки» и «Майор Гром: Чумной доктор» были куплены для показа с приставкой Netflix Originals. И в довесок стриминговый гигант заказал производство первых сериалов под тем же брендом – современную версию «Анны Карениной» (одну из серий должен снять режиссер «Коньков» Роман Кантор, а главную роль сыграет все та же Ходченкова) и историю о 1990-х по сценарию Михаила Шприца, соавтора российско-японского аниме «Первый отряд». Кстати, запрос на 1990-е вообще удивительно силен: на канале HBO Central Europe оказалась драма «Маша» Анастасии Пальчиковой.

«Эпидемия», реж. Павел Костомаров, Дмитрий Тюрин, фото
«Эпидемия», реж. Павел Костомаров, Дмитрий Тюрин
Фото: Кадр из сериала

Отличные новости, не так ли? Но что же вдруг произошло, раз мир «очнулся» и вкусил прелести российского контента? Неужели до этого у нас все было настолько плохо, что никого не интересовало наше кино и сериалы?

Восставшее из руин

И да, и нет. Начнем с того, что качество производства фильмов в России действительно заметно выросло в сравнении с тем, что наши кинематографисты делали раньше. Пройдя через горнило 1990-х, когда индустрия была попросту на нуле и в руинах, в 2000-х новые режиссеры, имевшие солидный режиссерский опыт на почве ТВ, клипов и рекламы (Тимур Бекмамбетов, Джаник Файзиев, Григорий Константинопольский), пытались возродить кино – и делали это относительно успешно. «Ночной дозор», «Турецкий гамбит» смотрели с удовольствием.

«Аритмия», реж. Борис Хлебников, фото
«Аритмия», реж. Борис Хлебников
Фото: Кадр из фильма

2010-е позволили слегка раскачаться авторскому кино: «новые тихие», активно работавшие в конце 2000-х на ниве драм (Бакурадзе, Хлебников, Германика), получали все более внушительные бюджеты на освоение – конечно, по меркам нашего, весьма скромного по части затрат кино. Индустрия жирнела, хотя, возможно, это и не совсем корректное сравнение: скорее, набирала силы, как тощий узник концлагеря, наконец-то дорвавшийся до еды. Появилась поросль молодых режиссеров, пробовавших силы в разных форматах и жанрах: например, Иван Твердовский, сын и тезка знаменитого российского и советского документалиста, со своими картинами стабильно попадал в программы престижных кинофестивалей: Цюрих, Котбус, Карловы Вары.

«Последние богатырь», реж. Дмитрий Дьяченко, фото
«Последние богатырь», реж. Дмитрий Дьяченко
Фото: Кадр из фильма

Локальные победы и развитие стримингов

Последний город вообще стал Меккой российских кинематографистов в Европе: в Карловых Варах успели побывать «Аритмия» Бориса Хлебникова, «Класс коррекции» и «Зоология» Твердовского, «Бык» Бориса Акопова. Но по меркам мирового процесса это все еще были локальные победы – очень приятные и почетные, но существенного влияния на индустрию не несущие. 

Однако в 2010-х начался еще один знаковый процесс – закономерное развитие сериалов, которые поначалу выходили еще, «по старинке», на ТВ, но потом, с развитием видеосервисов и онлайн-кинотеатров, наиболее прогрессивные перебрались в интернет. Там было можно почти все: ругаться матом, творчески раздеваться и заниматься сексом без купюр, говорить на сложные темы и выкручивать тумблер экранного насилия на нужный уровень. Одним из таких «прорывных» стал дико популярный «Метод» с Константином Хабенским и Паулиной Андреевой.

«Бык», реж. Борис Акопов, фото
«Бык», реж. Борис Акопов
Фото: Кадр из фильма

Она же, кстати, стала первым женским лицом российских сериалов на Западе: «Лучше, чем люди» с ней и Кириллом Кяро стал первым в линейке Netflix Originals. Для компании Александра Цекало Yellow, Black & White это был, кстати, не первый успех. Выпущенный совместно с Disney в 2017 году «Последний богатырь» стал кассовым хитом и первым успешным (со времен приснопамятного провала «Книги мастеров») опытом сотрудничества российских киношников с крупнейшим американским мейджором. Но настоящий успех принесла «Эпидемия» с тем же Кириллом Кяро, которая оказалась в топах Netflix. Этому поспособствовал и экспоненциальный рост сериального контента во время весеннего локдауна: сериалы на раскочегарившихся видеосервисах превратились в отдельную, невероятно внушительную индустрию.

«Метод», реж. Юрий Быков, фото
«Метод», реж. Юрий Быков
Фото: Кадр из фильма

Триумф на кинофестивалях

Собственно, триумф российского кино в Каннах, престижнейшем кинофестивале мира, не случаен. В прошлом году Берлин и Венеция, два главных коллеги и конкурента Лазурного Берега в одном лице, собрали для своих смотров самое вкусное – первый успел пройти до локдауна, второй рискнул состояться после. Французы на этот праздник жизни не попали и решили передать ход; в 2021-м Берлин, не рискнув выходить офлайн в разгар пандемии, перебрался в интернет. Тьерри Фремо, президент Каннского кинофестиваля, собрал все сливки, включив в конкурс новые фильмы Уэса Андерсона, Франсуа Озона, Пола Верховена и других мэтров, которые ждали своей очереди, но список нужно было «добить» громкими именами. Тут-то в авангард и вышли русские, старательно игнорировавшиеся еще недавно: наше кино к этому моменту успело окрепнуть и вырасти в ширину и высоту, чтобы позволить себе тягаться с завсегдатаями мировых смотров картин.

Месседж этого текста в том, что российское кино, с трудом выбравшееся из «гаража» экономического кризиса 1990-х, сейчас цветет и благоухает свежестью: у нас наконец-то пришли к мысли, что компьютерную графику надо делать на совесть, сценарии должны работать, актеры – играть, а не просто присутствовать. И это дало результат. Сейчас российское кино в зените успеха – Кантемир Балагов, ответственный за пилот сериала-экранизации культовой видеоигры The Last of Us, не даст соврать.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая