За что мы любим Дэниэла Дэй-Льюиса и правда ли, что он великий актер

Специальное видеоэссе «7ДнейКино» об одном из ярчайших артистов современности.

Единственный трехкратный обладатель «Оскара» в категории «лучшая мужская роль». Самый молодой английский артист, удостоенный заветной статуэтки Американской киноакадемии как лучший актер. Лауреат Британской киноакадемии, Американской Гильдии киноактеров и «Золотого глобуса». Сразу пять картин с его участием вошли в сотню величайших британских фильмов XX века по версии BFI, а его самого посвятили в рыцари за заслуги перед драмой. Все это – Дэниэл Дэй-Льюис, которому на днях исполнилось 66 лет. В 2017 году актер объявил о завершении карьеры и с тех пор держит слово. Пока поклонники лелеют робкую надежду на очередной камбэк кумира в будущем, мы решили обратиться к его творческому прошлому и поразмыслить над секретом беспрецедентного успеха.

Уроженец престижного района британской столицы, сын известного поэта и актрисы, Дэй-Льюис уже в детские годы столкнулся с тем, что теоретики театра и психологии называют игрой в «пристройку». Мажор с еврейскими корнями вряд ли мог избежать проблем, волей судьбы поселившись в Южном Лондоне, а потому был вынужден спешно приспосабливаться к условиям среды. Овладев для самозащиты местным акцентом и манерами, мальчик, вероятно, сам того не ведая, сделал первый шаг к лицедейству. Позже, сменив несколько городов и школ в статусе трудного подростка и непослушного хулигана, он познакомился с актерским мастерством и деревообработкой, которые, как ни парадоксально, станут главными увлечениями в его жизни. Рано потеряв отца и встав перед выбором профессии, юноша решил выучиться на краснодеревщика, но получил отказ. Так провидение не оставило ему иного пути, кроме того, что вел к сцене. В театральной школе строптивый алмаз подвергли огранке и превратили в бриллиант, а приобретенная по мере взросления дисциплина и устаканившийся нрав молодого человека предопределили его будущий триумф.

На начальном этапе карьера Дэй-Льюиса была связана с театром и телевидением в гораздо большей степени, чем с кино. После нескольких мелких киноролей вроде уличного бандита-расиста в историческом байопике «Ганди» (1982) и морехода-штурмана в приключенческой картине «Баунти» (1984) актер громко заявил о себе в комедийной драме «Моя прекрасная прачечная» (1985), затронувшей острые социальные вопросы тэтчеровской Британии 1980-х гг. За прорывную роль панка-раздолбая Дэниэл был награжден премиями Национального совета кинокритиков США и Нью-Йоркского кружка кинокритиков. В том же году он закрепил успех, сыграв чопорного жениха протагонистки в мелодраме «Комната с видом» (1985), и с тех пор всегда исполнял в кино либо главные, либо крайне заметные роли.

«Моя прекрасная прачечная» (1985) фото
«Моя прекрасная прачечная» (1985)
Фото: Кадр из фильма

На вопрос, что именно сделало Дэй-Льюиса великим актером, трудно ответить однозначно. Здесь сошлось много разных звезд, важнейшей из которых стала та, что на Западе называется «методом». Речь о технике, прямо восходящей к классической системе Станиславского и в данном случае доведенной до совершенства, возведенной в абсолют. Чрезвычайно ответственный подход к каждой роли и глубокое психологическое погружение в кинематографический характер и мир истории, включая дотошную персональную подготовку (общение с реальными прототипами и похожими на персонажа людьми, заимствование их личного опыта, изучение исторических источников, радикальное приближение собственных съемочных условий к бытовым обстоятельствам жизни героя и т.п.), сделали Дэниэла притчей во языцех – не в привычно насмешливом, но в лучшем смысле – еще в молодые годы. Говорят, пока снималась экранизация (1988) романа Милана Кундеры «Невыносимая легкость бытия», актер освоил чешский язык, а годом позже, играя в фильме «Моя левая нога» (1989) писателя и художника с церебральным параличом, подружился с обитателями дублинской клиники для людей с ограниченными физическими возможностями. За кадром Дэй-Льюиса приходилось кормить с ложечки и перемещать по площадке в инвалидном кресле, чтобы артист лучше вжился в роль парализованного человека. То, что для съемочной группы превратилось в обременительную мороку, а для скептиков – в повод поиронизировать, позволило артисту заслуженно завоевать первый «Оскар» в карьере.

«Невыносимая легкость бытия» (1988) фото
«Невыносимая легкость бытия» (1988)
Фото: Кадр из фильма

Этот метод получил развитие при работе над экранизацией (1992) романа Фенимора Купера «Последний из могикан». На этапе подготовки к фильму Дэниэл набрал мышечную массу, занимался силовыми тренировками, научился стрелять из кремневого ружья и управлять каноэ, жил в лесу, занимаясь охотой и рыбалкой. Кроме того, на протяжении съемок он неизменно носил при себе длинную винтовку, чтобы как можно дольше оставаться в образе. В ходе работы над картиной «Во имя отца» (1993) Дэй-Льюис питался пайками для зеков, чтобы потерять 14 килограммов веса, активно использовал в кадре и за его пределами североирландский акцент и провел некоторое время во всамделишной тюремной камере, настояв на том, чтобы его облили холодной водой и подвергли словесным оскорблениям. Для роли в «Эпохе невинности» (1993) актер в течение двух месяцев привыкал к гардеробу нью-йоркского аристократа XIX века, а к ленте «Боксер» (1997) готовился путем изнурительных спаррингов с экс-чемпионом мира и посещения профессиональных кулачных поединков. Список можно продолжать, но принцип, надо полагать, ясен.

«Последний из могикан» (1992) фото
«Последний из могикан» (1992)
Фото: Кадр из фильма

Понятно и то, что радикальная техника «прежде чем сыграть персонажа, примерь его шкуру на себе и не снимай, пока не закончишь съемки» не сработала бы, не будь Дэй-Льюис чертовски талантлив и харизматичен. То, что у бездарного актера превратилось бы в бесполезное позерство, вызывающее испанский стыд, здесь стало оправданной необходимостью и оформилось в крайне энергозатратный, но стоящий свеч творческий метод, помогающий недюжинному природному дарованию добиться максимальной экранной убедительности и искренности, помноженной на выразительность и эмоциональную насыщенность актерской игры. 

Эта редкая в наши дни скрупулезность, бескомпромиссный перфекционизм, тяга к гиперреализму и въедливая щепетильность в выборе сценариев в некотором смысле сближают Дэй-Льюиса с выдающимся отечественным кинорежиссером Алексеем Германом-старшим, снявшим за 40-летнюю карьеру в кино всего лишь 5 (!) самостоятельных полнометражных фильмов, перерывы между которыми порой превышали 10 (!) лет. Герман, увы, не стал фигурой мирового масштаба и не снискал популярности за рубежом: с одной стороны, он был намертво прикован к внутрисоветскому контексту эпохи сталинизма, с другой – опередил свое время, разработав такой киноязык, к которому публика – что российская, что заграничная – оказалась попросту не готова. В отличие от непонятого в Европе ленинградского новатора, Дэй-Льюис, которому, как и всякому способному британскому кинематографисту, дорога в Голливуд была открыта без единого шлагбаума, оказался адекватен своей эпохе, востребован и по достоинству оценен современниками, по крайней мере – в англо-саксонской среде. А причудливые штрихи его биографии – вроде загадочного обморока, истерики и ухода со сцены Королевского национального театра посреди спектакля «Гамлет» в 1989-м или внезапной работы подмастерьем сапожника в Италии на пике актерской карьеры в конце 1990-х – создали ему репутацию гения не от мира сего, предпочитающего светским вечеринкам, общению с прессой и гонке за славой уединение, покой и скромный ручной труд познавшего дзен отшельника. Невозможно с уверенностью сказать, чем в действительности продиктовано такое поведение – искренним выбором уставшего интроверта, неартикулированной насмешкой над западным шоу-бизнесом с его неписаными законами или тщательно продуманной имиджевой стратегией, которую в общем виде можно сформулировать так: «На экране я покажу вам все, что умею, и отдам себя без остатка. Моя жизнь за кадром не ваше дело, какой бы странной и причудливой она ни казалась».

«Эпохе невинности» (1993) фото
«Эпоха невинности» (1993)
Фото: Кадр из фильма

Великий ли он актер? Несомненно. Лучший ли в истории? Вряд ли. Лучший ли среди ныне живущих? Может быть, но и это сложно установить эмпирически. Не похоже, что существует специальный прибор, позволяющий с точностью измерить драматический диапазон актера и глубину проработки характеров, уровень его соответствия персонажам и эмоционального воздействия на аудиторию. Маловероятно, что даже самый отчаянный киновед решится взять на себя ответственность аргументированно доказать, что Дэй-Льюис более велик, чем Кристиан Бэйл и Леонардо ДиКаприо, Аль Пачино и Дастин Хоффман. Последние, кстати, никогда не чурались «низких» жанров и рискованных проектов, чего не скажешь об их британском коллеге. Проблема послужного списка Дэниэла не только в том, что он объективно мал по количеству работ на фоне того же Лоуренса Оливье или Джека Николсона (меньше ролей – меньше шансов провалиться и испортить фильмографию неудачной попыткой), но и в том, что подлинных шедевров киноискусства – за исключением хрестоматийной «Нефти» (2007) – в нем практически нет. Как бы кощунственно ни звучало, Дэниэл Дэй-Льюис – классический «оскарбэйтовский» (подробнее о термине – в нашем мартовском спецматериале, посвященном истории премии Американской киноакадемии) артист, из раза в раз предпочитавший жанровому кино, здоровому арт-мейнстриму и дерзкому артхаусу усредненные душещипательные драмы с очевидным премиальным расчетом, которые спустя годы вряд ли могут всерьез заинтересовать неангажированного зрителя чем-то, кроме присутствия Дэй-Льюиса. Великого артиста недлинной череды откровенно бледных фильмов, сияющего в их сером небе подобно аномально яркой звезде, перетягивающей на себя нездоровое внимание восхищенного наблюдателя. Все эти картины – за вычетом «Нефти» и, пожалуй, «Банд Нью-Йорка» (2002) – вполне закономерно не стали всемирно известными и близкими широкой публике. Изучите интереса ради фильмографию актера и ответьте себе честно на три вопроса. Что из представленного списка вы видели? Что из увиденного помните? Что из запомнившегося по-настоящему понравилось и хочется хотя бы изредка пересматривать? В ответ на справедливые и не очень претензии у защитников актера припасен поистине обезоруживающий контраргумент: одной лишь роли одиозного хищника Дэниэла Плэйнвью в «Нефти» хватило бы его тезке, чтобы навсегда войти в историю кино и больше вообще ничего не играть. Такой козырь и правда нечем крыть.

«Нефти» (2007) фото
«Нефть» (2007)
Фото: Кадр из фильма

Сразу нескольким режиссерам-счастливчикам удалось поработать с Дэй-Льюисом больше одного раза: он трижды снимался у Джима Шеридана, дважды – у Мартина Скорсезе и Пола Томаса Андерсона. Еще интереснее то обстоятельство, что среди воплощенных актером экранных образов прослеживается ряд персонажей-двойников, разнесенных по эпохам и странам, городам и весям, но связанных друг с другом «призрачной нитью», объединенных родственными чертами характера или общими жизненными проблемами, похожими драматическими вызовами: чешский хирург-сердцеед из Праги 1968-го («Невыносимая легкость бытия»), томимый плотскими страстями, и его собрат по несчастью – итальянский режиссер-ловелас, оказавшийся в творческом кризисе («Девять»); несчастные в любви аристократы, разрываемые противоречием между чувством и долгом («Эпоха невинности» и «Призрачная нить»); выращенный индейцами охотник, стремящийся вызволить любимую из вражеского плена («Последний из могикан»), и свидетель средневековой охоты на ведьм, вынужденный спасать от клеветы и гибели собственную жену («Суровое испытание»); несправедливо осужденный ирландец, попадающий в тюремный ад («Во имя отца»), и вышедший из заключения член ИРА, которому и на свободе нет покоя («Боксер»); жестокий главарь уличной банды, держащий в страхе окрестные трущобы («Банды Нью-Йорка»), и алчный бездушный делец, идущий к богатству и могуществу по головам («Нефть»). 

«Банд Нью-Йорка» (2002) фото
«Банд Нью-Йорка» (2002)
Фото: Кадр из фильма

Впрочем, и те персонажи Дэй-Льюиса, которых можно назвать уникальными и неповторимыми, будь то умирающий вдовец, в одиночестве воспитывающий взрослеющую дочь («Баллада о Джеке и Роуз»), или 16-й президент США, пытающийся разом покончить с рабством и Гражданской войной («Линкольн»), сколь великолепны, столь и малочисленны. Эта жгучая мысль о том, что сыгранных ролей могло быть на порядок больше, будь актер менее избирателен и дотошен, не хочет примириться с основополагающим принципом его творческой стратегии. Артист, никогда не спешивший идти на поводу у публики и расплескать ей в угоду драгоценный талант, всей своей карьерой продемонстрировал: лучше меньше да лучше. От себя с грустью добавим: хорошего понемногу, великого – тем паче. Что ж, спасибо и на этом, мистер Дэй-Льюис.

События на видео
Хочу похудеть, но жир с живота плохо уходит
Четыре способа решить проблему.



Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая