Риз Уизерспун: как звезда «Блондинки в законе» стала Опрой Уинфри от мира кино

О витиеватом пути старлетки 1990-х к статусу влиятельного голливудского продюсера – в биографическом материале «7ДнейКино».
«Блондинка в законе» (2001) фото
«Блондинка в законе» (2001)
Фото: Кадр из фильма

Риз Уизерспун прекрасно знакома зрителям на постсоветском пространстве. Тот, кто с ходу не вспомнит ее имени, уж точно узнает в лицо. Активная участница различных благотворительных акций, амбассадор популярной косметической компании, известный книгочей и борец за все хорошее против всего плохого, Уизерспун выступала в публичном поле в разных ипостасях. Главной из них, безусловно, остается актерское ремесло, которому женщина обязана буквально всем в своей чрезвычайно яркой, удачной и успешной жизни.

К лицедейству будущая звезда Голливуда пристрастилась еще в детстве. Когда Уизерспун было 7 лет, ее кандидатуру утвердили для съемок в рекламе цветочного магазина, после чего девочка начала брать уроки актерского мастерства. Фильмография артистки к настоящему моменту насчитывает свыше 60 ролей, но лишь несколько из них можно назвать по-настоящему этапными. В 1990 году – в возрасте 14 лет – Риз вместе с друзьями посетила пробы к картине «Человек на Луне» (1991) в надежде получить место хотя бы в небольшом эпизоде. Результаты прослушивания превзошли самые смелые ожидания: девушке досталась одна из главных ролей, она сыграла Дэни Трэнт – свою деревенскую ровесницу из 1950-х, влюбившуюся в мальчика постарше с соседней фермы. Первый блин не вышел комом: влиятельнейший кинокритик Роджер Эберт написал, что юная актриса «отдает должное малейшим нюансам в каждой сцене».

«Человек на Луне» (1991) фото
«Человек на Луне» (1991)
Фото: Кадр из фильма

После столь мощных авансов Уизерспун, несмотря на возражения родителей, непрерывно снималась в фильмах и сериалах разного художественного уровня, успела недолго поучиться в суперпрестижном Стэнфорде и благополучно бросить его, а на исходе девяностых наконец заявила о себе достаточно громко. В 1998-м в прокате появился «Плезантвиль», в котором Риз исполнила главную женскую роль в экранном дуэте с Тоби Магуайром, будущим Человеком-пауком. Трогательное ностальгическое фэнтези о нравах утопической провинциальной Америки середины прошлого века получило три номинации на «Оскар», а Уизерспун была удостоена премии «Молодой Голливуд».

«Плезантвиль» (1998) фото
«Плезантвиль» (1998)
Фото: Кадр из фильма

В следующем году, а именно в марте 1999-го, состоялась премьера «Жестоких игр», тех самых – с Райаном Филиппом и Сарой Мишель Геллар, где Риз принадлежит один из ключевых актерских перформансов. Снятая по мотивам французского романа XVIII века, перенесенным в современный Нью-Йорк, и ставшая знаковой для целого поколения школьниц в разных странах мира, молодежная драма Роджера Камбла имела большой коммерческий успех и подарила Уизерспун еще больше узнаваемости в Штатах и за рубежом. Той же весной западные зрители увидели «Выскочку» (1999), где актриса сыграла главную женскую роль. Политическая сатира Александра Пэйна претендовала на «Оскар» в категории «Лучший адаптированный сценарий» и получила премию «Независимый дух», а Уизерспун была выдвинута на соискание «Золотого глобуса», что стало первым серьезным признанием ее заслуг во взрослом кино. 

«Жестокие игры» (1999) фото
«Жестокие игры» (1999)
Фото: Кадр из фильма

Успех 1999-го позволил Риз приобрести статус приглашенной звезды культового сериала «Друзья» и появиться в двух эпизодах (2000) шестого сезона шоу в качестве Джилл – младшей сестры Рэйчел. Пару месяцев спустя Уизерспун засветилась в небольшой роли в «Американском психопате» с Кристианом Бэйлом, однако главный прорыв начала 2000-х для молодой актрисы случился в «Блондинке в законе» (2001). Эрудированная интеллектуалка в жизни, Риз по иронии судьбы стала экранной иконой поколения благодаря легкой комедии, которая, хотя и утверждала права уверенных в себе девушек, гармонично сочетающих женские слабости и преимущества, в известной степени послужила провозвестницей эпохи гламура, в том числе – в России нулевых.

«Блондинка в законе» (2001) фото
«Блондинка в законе» (2001)
Фото: Кадр из фильма

Снявшись впоследствии в сиквеле «Блондинки…» (2003) и экранизации романа Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия» (2004), Уизерспун пришла прямиком к главной роли в жизни. Осенью 2005-го в прокат вышел исторический байопик «Переступить черту», действие которого разворачивается в 1940-1960-е гг. и рассказывает о звезде кантри Джонни Кэше и его отношениях с Джун Картер. Чтобы сыграть последнюю, Риз полгода училась петь под руководством репетиторов и в итоге сама исполнила в фильме вокальные партии своей героини. Труды актрисы оказались вознаграждены по достоинству: она получила целую россыпь суперпрестижных призов, включая BAFTA, «Золотой глобус» и «Оскар».

«Переступить черту» (2005) фото
«Переступить черту» (2005)
Фото: Кадр из фильма

Картина «Переступить черту» – под стать названию – действительно превратилась в некий рубеж, преодолев который Риз окончательно стала суперзвездой американского кино, больше не нуждающейся в том, чтобы что-то кому-то доказывать. В последующие десять лет Уизерспун решала проблемы в личной жизни, запускала собственную марку одежды, отлично зарабатывала и обрела именную звезду на Аллее славы в Голливуде, но при этом оставалась за бортом лучших голливудских проектов. Пожалуй, самыми заметными ее работами этого периода можно назвать цирковую мелодраму Фрэнсиса Лоуренса «Воды слонам!» (2011) и неонуарный детектив Пола Томаса Андерсона «Врожденный порок» (2014). Тем не менее в 2017-м в карьере актрисы случился новый прорыв: канал HBO показал спродюсированный Уизерспун мини-сериал «Большая маленькая ложь», где Риз сыграла одну из главных ролей, а ее коллегами на экране стали Николь Кидман, Лора Дерн, Шейлин Вудли и Зои Кравиц. Это шоу по праву превратилось в одно из ярчайших событий телевизионного года, было продлено на второй сезон и получило множество номинаций и наград, включая «Золотой глобус» и «Эмми».

«Большая маленькая ложь» (2017) фото
«Большая маленькая ложь» (2017)
Фото: Кадр из сериала

Несмотря на то, что широкой публике Уизерспун известна прежде всего (а кому-то – только) как актриса, этой ипостасью ее участие в заокеанском кинопроизводстве уже давно не исчерпывается. Еще в 2000 году 24-летняя девушка основала собственную продюсерскую компанию «Type A Films», которая в 2012-м объединилась с продакшн-студией Бруны Папандреа и была переименована в «Pacific Standard». Четыре года спустя дамы прекратили партнерство, а Риз получила полный контроль над бизнесом, ставшим дочерним предприятием новой мультимедийной компании «Hello Sunshine», часть которой Уизерспун пару лет назад продала за 900 млн долларов. Иначе говоря, женщина она отнюдь не бедная, знает толк в менеджменте и вообще является Опрой Уинфри от мира кино.

Другое дело, что помимо «Большой маленькой лжи» среди продюсерских начинаний актрисы почти нет знаковых кейсов. Едва ли не единственным исключением является впечатляющий детективный триллер Дэвида Финчера «Исчезнувшая» (2014) с Розамунд Пайк и Беном Аффлеком. Вышедшее в том же году биографическое роуд-муви «Дикая» (2014), в котором Уизерспун выступила не только продюсером, но и исполнительницей главной женской роли, хотя и получило немало престижных номинаций и медийного шума, вряд ли лежит у вас дома в коллекции дисков с любимым кино. Если же изучить остальные проекты из списка Уизерспун, можно обнаружить там пару десятков весьма странных, по преимуществу малоизвестных и не самых очевидных работ. Даже при большом желании в ее продюсерской фильмографии невозможно найти ни одного брутального боевика, хоррора или леденящего кровь триллера с сильными мужскими ролями. Важно помнить, что Риз давно позиционирует себя в качестве убежденной феминистки, а это определенно сказывается на тематике той продукции, которую она продвигает. Любимая фишка Уизерспун – экранизация женской литературы, благо читает звезда действительно много. По сути, единственное, что ее всерьез интересует – женщины, их сложная природа, проблемы и секреты, а потому проекты в кино и на ТВ Риз выбирает соответствующие. Вот только выстреливать регулярно и привлекать устойчивый неподдельный интерес аудитории подобные вещи пока не могут: на одну «Исчезнувшую» приходится десять (а то и больше) проходных работ. Правда в том, что продюсерское наследие актрисы, мягко говоря, далеко от идеального и не сравнимо по жанровому разнообразию, тематическому охвату, премиальной успешности и коммерческой прибыли с послужным списком тех же Кэтлин Кеннеди, Стивена Спилберга или уж тем более одиозного Харви Вайнштейна.

«Дикая» (2014) фото
«Дикая» (2014)
Фото: Кадр из фильма

Когда Риз Уизерспун из раза в раз называют «одной из самых влиятельных женщин американского кино», нужно ясно понимать, о чем идет речь. Ее заслуга вовсе не в том, что она на постоянной основе выпускает выдающиеся фильмы (увы, этого нет и близко), а в том, что она в принципе стала продюсером, обрела значительную для Голливуда независимость и подала пример коллегам: среди актеров, а тем паче актрис, это не такое уж частое явление. Кроме того, следует помнить, что «влиятельный» не равно «лучший» или «ведущий к процветанию». «Влиятельный» означает «достаточно властный и/или авторитетный, чтобы воздействовать на других». Огромное состояние, медийная узнаваемость и безупречная репутация Риз действительно позволяют ей оказывать влияние на индустрию, прежде всего – на современные тренды заокеанского кинопроизводства.

Звезда легковесных романтических комедий и откровенно занудных исторических драм, никогда не слывшая ни знойной красавицей, ни гениальной актрисой, Уизерспун и в своем новом статусе остается весьма средним голливудским продюсером, чей профессиональный диапазон и выпускаемая продукция ограничены идеологией феминизма, гендерными стереотипами, жанровыми пристрастиями и не только. Отличница-чирлидерша из престижной школы и любимица Роджера Эберта, запустившая карьеру в 14 лет, Риз и сегодня, в свои 47, стремится быть королевой бала. Но где именно стоит искать ее главные киношные победы – в ушедшем прошлом или еще не наступившем будущем, остается только гадать. Поживем – увидим. А также пожелаем знаменитой кинематографистке шире взглянуть на кино и на то, что она может в нем сделать, используя свой опыт, знания и ресурсы. Во вред профессии и индустрии это точно не пойдет.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
«Русское лото» — обман или реальная возможность стать миллионером?
Новость о миллиардном выигрыше в последнем новогоднем тираже «Русского лото» вновь вызвала ажиотаж. В соцсетях опять появились «разоблачительные» посты про то, как «обманывают» в «Русском лото». «Мошенничество», «кидалово», «лохотрон» — далеко не самые сильные эпитеты, которыми награждают лотерею некоторые недоверчивые игроки. Но насколько справедливы такие обвинения? Давайте разберёмся.

Почему люди не верят в реальность больших выигрышей




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог