Ребенок и гаджеты: правило Тиссерона 3-6-9-12

Лена и Агата знают, как спокойно и безопасно внедрить в жизнь ребенка гаджеты
Анастасия Андреева
|
25 Февраля 2024
Ребенок и гаджеты: правило Тиссерона 3-6-9-12 что это такое
Фото: 123RF/legion-media.ru

Современным родителям не так-то просто оградить своих детей от влияния новых технологий. Умные устройства буквально преследуют нас на каждом шагу. Если раньше следить нужно было только за экранным временем перед телевизором, то сейчас нужно успевать проверять использование и смартфонов, и планшетов, и компьютеров. 

Снизить вредное влияние синих экранов и интернета на ребенка, не испортив при этом отношения с ним, поможет правило, которое сформулировал французский детский психиатр и психоаналитик Серж Тиссерон. Звучит оно так:

  • до 3 лет не смотреть телевизор
  • до 6 лет не играть в компьютерные игры
  • до 9 лет не пользоваться интернетом
  • до 12 лет не использовать социальные сети
  • в любом возрасте ограничивать время перед экраном, контролировать выбор программ, обсуждать увиденное и поощрять творчество

Это правило было выведено на основании исследований поведения подростков, которых объединяла тяга к экрану с самого раннего возраста. Из-за того, что в детстве они много времени проводили перед телевизором или другими устройствами, к более осознанному возрасту у них возникали проблемы с социализацией и поведением.

Связано это с тем, что в первые годы жизни у ребенка очень активно развиваются области мозга, которые отвечают за эмоциональный интеллект. Если в это время не давать ребенку гулять, общаться со сверстниками и всячески исследовать окружающий мир, а занимать лишь телевизионными передачами, то с большой долей вероятности в подростковом возрасте вы столкнетесь с проблемным поведением, отрешенностью от общества, неумением работать в команде и отсутствием эмпатии. 

Именно поэтому так важно до 3 лет проводить с ребенком больше качественного времени: разговаривать, читать книги, гулять на природе, играть и заниматься творчеством. В общем, всячески поддерживать его любознательность, а не стремление уставиться в телевизор.

С 3 до 6 лет нужно ограничивать время перед экраном, а 
увиденное желательно обсуждать с детьми. Располагать телевизор и компьютер лучше в общих зонах квартиры, а не в детской комнате, чтобы у ребенка не было свободного доступа к ним. Можно дозированно использовать игры на планшете или приставке как элемент сплочения семьи и совместного времяпрепровождения со взрослыми.

С 6 до 9 лет мы всё так же контролируем время, проведенное перед экраном, и не разрешаем иметь телевизор или гаджеты в своей комнате. Обязательно беседуйте с детьми о том, что они увидели. В этом возрасте можно начинать готовить ребенка к пользованию интернетом и проговаривать с ним вопросы соблюдения прав на личную жизнь. Также можно начать объяснять понятие авторских прав: у всего, что существует в Сети, есть один владелец или целая команда создателей, которым принадлежат права на распространение фотографий, музыки и видео.

С 9 до 12 лет у ребенка может быть свой смартфон с выходом в интернет, но всё ещё важно использовать его и другие электронные устройства в рамках обозначенного времени. Обязательно убирайте телефон хотя бы за час до сна и не забудьте рассказать ребенку о правилах поведения в Сети:

  • Всё, что было опубликовано, остается в интернете навсегда, даже если ты удалил запись
  • Любой человек может получить доступ к материалам, которые ты опубликовал
  • Не всё, что есть в интернете, – правда. Нельзя верить всему, что ты увидел и прочитал.

С 12 лет ребенок может завести свою страничку в социальных сетях, но для этого нужно рассказать ему об интернет-мошенниках, которые могут просить выслать личные фотографии, использовать информацию в корыстных целях, принуждать к противоправным действиям и т.п. 

Ваша задача – проинформировать ребенка о том, что в Сети много опасностей, которых можно избежать, если быть внимательным и обо всех подозрительных действиях и сообщениях рассказывать родителям. В целях безопасности также не рекомендуется добавляться к ребенку в друзья в социальных сетях.

Помните, что самый главный пример для ребенка подаете вы сами. Можно бесконечно рассказывать ему правила экранного времени, но, если вы сами «залипаете» в смартфон, вряд ли ребенок будет их соблюдать.

Возможно, сначала вам покажется сложным отказаться от телефона, но со временем вы поймете, как здорово общаться вживую, не отвлекаясь на уведомления и информационный шум.

Подпишись на наш канал в Telegram
Что такое «метод естественных последствий»?
Естественные последствия для детей — это неизбежные результаты их поведения, которые происходят без вмешательства взрослых.