Полная версия сайта

Владимир Финогеев: Горностай в поисках Дамы

Как показывают наблюдения, у красивых женщин ногти бывают не только овальные, но и других форм. И...

Как показывают наблюдения, у красивых женщин ногти бывают не только овальные, но и других форм. И квадратные, и прямоугольные, и трапеции, и круглые. «Интересно, почему традиция указывала именно на овальный ноготь как выразитель красоты? В чем причина? Отталкивались ли древние от наблюдений или от размышлений?» — спросил Слава. «Скорее от размышлений. Или от правил, которые получены от предшественников. Хиромантия — это учение. Учение не интересуется наблюдениями, этим занимается наука. А что могут дать размышления? Почему, например, не круг стал для ногтя образцом совершенства? Ведь он с геометрической точки зрения вполне может быть идеальной фигурой. Один центр, а вокруг на равном удалении линия. Но, может, оттого он и не был определен ногтю как модель красоты, потому что содержит только один центр, один фокус, тогда как у эллипса их два. А ни одна другая фигура не имеет двух центров, ни квадрат, ни прямоугольник; в этом таинственное преимущество овала. Один фокус можно ассоциировать с телесной красотой, а другой — с внутренней, душевной. Красота предполагает единство внешнего и внутреннего совершенства. Внешняя форма освящается женственностью, добротой, милостью, жертвенностью, любовью. Квадратные или прямоугольные ногти у красавиц не редкость, но означает ли это, что они резки, угловаты, нервны и непредсказуемы, как резкая смена углов квадрата или прямоугольника? Это некий стереотипный подход, но он покрывает до 80% случаев. Овальные и округлые ногти мы видим у Моны Лизы. А прямоугольные ногти мы находим на другой картине Леонардо да Винчи: «Дама с горностаем». Пальцы длинные, с легкими узелками, не расширяющиеся книзу, между ними широкое расстояние». — «Что это может означать?» — пытливо взглянул Слава. «Это связывают с независимостью решений и решительностью в поведении. Кстати, профессионал отметит, что руки «дамы с горностаем» слишком большие по сравнению с лицом. В норме кисть, если приложить ее начало к краю подбородка, должна достичь пальцами середины лба. Здесь, если измерить, руки дотянутся до темени. Это длиннее, чем надо». — «Слушай, я столько раз видел эту картину, но никогда не обращал внимания на размер руки. Теперь она кажется мне просто огромной, если сравнивать с головой. Поразительно. А что это значит?» — всплеснул руками Слава. «Во-первых, традиция не относила большие руки к аристократическим, это не руки людей из высшего общества, это рука ремесленника или крестьянина. Справедливости ради надо добавить, что у крестьянина рука еще квадратно-широкая, здесь мы этого не видим, но у вышивальщицы, или девушки, работающей с бисером, жемчугом, или швеи длинная рука и такие пальцы могут быть». — «Ты хочешь сказать, что рука выдает незнатное происхождение этой дамы?» — «Всегда есть тонкости, о которых трудно рассказать из-за недостатка места, и мы вынуждены идти путем известных упрощений, но для общего понимания их достаточно. По традиции…» — «Извини, что перебиваю, но почему ты все время на традицию ссылаешься?» — «Во-первых, оттуда идет большая часть всей информации, во-вторых, я лично не проверял, как руки знати в массе отличаются от рук людей невысокого происхождения, хотя бы потому, что после 70 лет советской власти все смешалось, так что не разберешь, кто откуда. И никто из нынешних исследователей не нашел хотя бы 100 человек из родовой аристократии и 100 ремесленников и крестьян и не установил отличия и сходства по размерам, форме кисти, пальцев и ногтей, их длине, положению, ориентации и прочее, и прочее, чтобы мы перестали ссылаться на традицию. Этот труд не сделан, поэтому мне приходится поминать прежний опыт, согласно которому небольшого размера или хотя бы среднего, нежные, с расширенными книзу и гладкими фалангами пальцев, холеные руки были по большей части привилегией людей из высшего сословия. В приложении к «Даме с горностаем» что мы можем думать? Либо «дама с горностаем» не принадлежит к знати. Либо Леонардо просто верно отображал реальность. Вряд ли он произвольно увеличил руки. Скорее всего, эта несоразмерность руки говорит о том, что руки были взяты от другой женщины». — «Как, почему? С какой целью?» — ужаснулся Слава. «Не переживай, все гораздо тривиальнее. Я полагаю, сама светская дама не могла позировать ху­дож­нику долго. Известно, что Лео­нардо работал крайне медленно. Это могло вывести из себя кого угодно. Поэтому лицо он изобразил от самой дамы, а тело и руки мог дорисовать позже, точно списав их с рук натурщицы, происходящей из низов общества». — «Вот тебе и раз!» — озадачился Слава. «А что дает историческая справка? — спросил я. — Известно, что «Дама с горностаем» — один из первых портретов Леонардо в качестве придворного живописца». — «А при каком дворе это было?» — «Да Винчи в 1482 году переехал в Милан под покровительство Лодо­вико Сфорцы». — «А кто это?» — «Он был регентом Милана, управлял городом, содержал армию, благоволил искусству, вел роскошную жизнь. На полотне изображена Чечилия Галлерани, фаворитка этого Лодовико Сфорцы. Пишут, что он встретил ее в монастыре в 1489 году. Началась связь, и через два года она родила ему сына. Картина была создана в 1489—1491 годах». — «А при чем здесь горностай?» — «Это эмблема рода Сфорца». — «А почему горностай удостоился такой чести?» — «Скорее наоборот». — «То есть?» — «Этот зверек, по поверьям того времени, так берег чистоту своей шкурки, что если на мехе появлялась грязь, он умирал от стыда. Отсюда прямая дорога в символы чистоты». — «Ага, так вот почему судьи носили на своих мантиях мех горностая!» — «Именно. Надо было как-то внешне обозначить незапятнанную репутацию». — «А для чего же Леонардо посадил горностая на руки Чечилии?» — «Пишут, чтобы подчеркнуть ее нравственную чистоту и высокую моральную красоту. Вроде бы Чечилия была известна своими высокими моральными принципами и образованностью». — «Я понимаю, но если это всем известно, к чему горностай? И потом, я всегда полагал, что у горностая мех белый. Тут я этого не вижу, более того, горностай какой-то невразумительный, не только не белый, вовсе не оба­яшка, и какой-то как раз грязноватый. Это зачем? Почему? Тут что-то скрыто?» — «Не обязательно. Даже наоборот: по виду горностая мы можем определить, в какое время создавался портрет». — «И каким образом?» — «Зимой у горностая белоснежная шубка, а летом они линяют и буреют». — «Ага, хитро. Значит, нам надо бы думать, Леонардо писал ее летом. Но я вот что хочу спросить, ты думаешь, Чечилия действительно держала на руках живого зверька? Во-первых, это хищник с острыми зубами. Во-вторых, зверек очень подвижен. Не стал бы сидеть на руках. Скорее всего, это чучело. Я подозреваю, что и картина не летом писалась, и горностай не эмблема Сфорцы и не усилитель чистоты и строгости нравов. Поскольку вид у него неприятный. Я думаю, это знак. Это предсказание будущего, и оно у Чечилии не белое и пушистое». — «Пожалуй, ты прав. Сфорца так и не женился на Чечилии, он взял в жены другую, а Чечилию выдал замуж за престарелого, разорившегося графа Бергамини. Руки подтверждают этот невеселый исход. Обрати внимание, длинный безымянный палец верхней частью наклонен к среднему. Это означает эмоциональные проблемы и переживания, тревогу и предчувствие печальной и тягостной семейной жизни, будущего забвения и одиночества. А его широкая посадка, заметное расстояние между основанием среднего и безымянного, сообщает о том, что нет ясной, большой, определенной цели. Человек не думает о будущем. Живет настоящим. Мы знаем, что прямоугольные ногти частью выражают целеустремленность, но из-за широкого расстояния между пальцами и узелков на пальцах цели становятся сиюминутными, ближайшими, эмоционально-бытовыми, а не стратегическими, а споры мелочными. Прямой средний палец, несколько зауженный в основании, указывает на способность обходиться малым, человек может оставаться довольным, не имея особого достатка, не говоря уж о роскоши, хотя и не отказывается от нее, если судьба благоволит. Это сильно отличает ее от Моны Лизы, которая нуждается в роскоши. Этот палец нашей дамы «предвещает» некоторые материальные трудности. В то же время такой тип выражает дисциплину, склонность к порядку, настойчивому труду, внимание к деталям, скрупулезность, наблюдательность. Очень длинный мизинец, пожалуй даже слишком длинный, указывает на знание темных сторон жизни, зрелость, легкую речь, умение общаться с каждым, неограниченную общительность, склонение к безымянному — проницательный ум и желание извлечь материальную выгоду из всего. И, возможно, выдающуюся сексуальность». — «Это очень любопытно». — «В итоге мы понимаем, что лицом Леонардо изобразил Чечилию, а руками и характером — неизвестную натурщицу, что играла роль дамы из высшего света только на время позирования».

Подпишись на канал 7Дней.ru


Комментарии




Войти как пользователь

Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
или