Я очень удивился:
— Майя Михайловна, ничего вообще не видно.
Но она-то знала о своей травме. А когда Плисецкая готовила балет «Болеро» Мориса Бежара, у нее безумно болела спина, и она ничего не могла с этим поделать. Но Майя Михайловна так мечтала станцевать эту историю, что все равно репетировала. Ей всегда хотелось выходить на сцену, потому что это был ее мир. Тогда, в Миккели, Гедиминас Таранда мне рассказал, что незадолго до этого они с Майей Михайловной были на гастролях в Уругвае, а потом у нее были выступления в Японии. Представляете, какие перелеты! Но она без этого не могла жить...
— Ей так хотелось танцевать — невзирая на возраст?
— А к ней эта категория была неприменима. И дело не в том, что она легко садилась на шпагат даже в очень зрелом возрасте. Когда танцевала Плисецкая, никогда не было ощущения, что на сцене немолодой человек. Нет, она пленяла, блистала. Наверное, секрет в ее невероятной энергетике, постоянной жажде открытий. Она же все время мечтала о новом языке, новых ролях, притом что в классике была совершенна.
— Как принимали Плисецкую в Миккели?
— Зрители съезжались со всей Финляндии, в огромном зале всегда были аншлаги. На афишах крупными буквами писали: «Майя Плисецкая», пониже и помельче «Патрик Дюпон» (этот танцовщик — мировая звезда с бунтарским духом и великолепными пластическими данными), далее еще мельче шли все остальные. Хотя здесь участвовали прекрасные артисты, все равно Плисецкую считали номером один.
Мы снимали репетицию с солистками труппы «Имперский русский балет». Они подготовили номер, посвященный Плисецкой. На сцене с двух сторон выстроились 20 балерин. В костюмах, как у Плисецкой в «Кармен-сюите», с такими же розами на голове, как у нее (этот образ, по словам художника легендарной постановки Бориса Мессерера, Майя Михайловна сама придумала). А в центре на небольшом подиуме сидит Плисецкая и смотрит, как молодые балерины повторяют знакомые всем нам движения из «Кармен-сюиты». На репетиции она встала, что-то пыталась им показать, но разве можно повторить то, как танцевала Плисецкая?..
— Лично вам какие моменты ее танца тогда особенно запомнились?
— На том фестивале Майя Михайловна исполняла «Умирающего лебедя». Представляете, в таком возрасте?! Но я, к сожалению, в это время уже уехал. Видел в ее исполнении балеты «Айседора» и «Курозука». На программке последнего было написано так: «70-летняя Плисецкая, японская традиционная музыка, хореография Бежара». Для устроителей гастролей, видимо, было важно подчеркнуть возраст исполнительницы: трудно представить, что в таком возрасте можно исполнять сложную хореографию, вообще продолжать профессиональную карьеру.