Владимир Урин: «Большой театр — это империя!»

«Любой наш спектакль идет под оркестр: от пятидесяти человек до ста и больше. Плюс может быть...
Инна Фомина
|
01 апреля 2023
Михаил Лобухин и Мария Виноградова
Михаил Лобухин и Мария Виноградова в балете «Анна Каренина»
Фото: Дамир Юсупов/пресс-служба Большого театра

Я выбрал «Двух товарищей» Войновича. Почему-то решил, что справлюсь, но такое произведение для студента оказалось непосильной ношей, и разбор получился чудовищным. У меня и так складывались непростые отношения с Аркадием Иосифовичем Кацманом, который фактически и был мастером на нашем курсе. Педагог он был удивительный, потрясающий, но меня невзлюбил и настоял на двойке. Это я точно знаю, потому что через несколько лет эта история получила интересное продолжение.

Я тогда уже работал в Кирове директором ТЮЗа. Кацман приехал к нам принимать дипломный спектакль «Старый дом» своего ученика Вячеслава Гвоздкова, моего очень хорошего товарища, которого, к сожалению, уже нет в живых (Слава долгие годы работал в Самаре худруком драмтеатра). Я как гостеприимный хозяин повел Аркадия Иосифовича по Кирову. Показываю ему красоты города, мы делимся театральными новостями. И тут Кацман говорит, что сейчас собирается со студентами ставить «Вишневый сад», что он придумал потрясающее решение, и начинает его пересказывать — с воодушевлением, потому как был очень увлекающимся человеком. Я начинаю ему возражать!

Дело в том, что незадолго до этого главный режиссер нашего ТЮЗа Алексей Бородин (сегодня он руководит Российским молодежным театром, который соседствует с Большим на Театральной площади) как раз собирался ставить эту чеховскую пьесу. Мы с ним много обсуждали содержание, персонажей, будущее решение, поэтому я был очень «в материале». Вот и начинаю Кацману возражать: «У вас несколько линий «провисают», а вы всегда говорили нам на лекциях, что если какая-то из линий не попадает в режиссерское решение, значит решение неверное. Не может быть в гениальной пьесе что-то лишнее. Это же ваша логика...» Как же Кацман завелся! В общем, ему было не до красот — мы с ним часа три обсуждали «Вишневый сад»!

Возвращаюсь в ТЮЗ, и тут мне из гостиницы звонит Славка Гвоздков: «Кацман в бешенстве! Чертыхается: «А почему мы тогда Урину двойку поставили, за что?!» Потом с Аркадием Иосифовичем мы были в очень хороших отношениях. Когда я уже жил в Москве, Аркадий Иосифович, приезжая из Питера, всякий раз мне звонил. Я всегда звонил ему, когда бывал в Ленинграде. Он очень часто приглашал меня на свой курс посмотреть, как работают его ребята.

— Вы из-за той двойки сильно расстроились?

— Конечно! Когда ушел из ЛГИТМиКа, думал, что это конец жизни. Я так переживал! А затем поступил в институт культуры, в котором и получил режиссерский диплом. Потом успел в армии в Германии послужить (был медбратом), театроведческий факультет ГИТИСа окончить...

— А какое у вас было первое место работы (не считая рулетчика и почтальона)?

— Я уже его упомянул: мой первый театр — ТЮЗ в Кирове, которым руководил Бородин. Алексей Владимирович меня не знал, я сам пришел и предложил свою кандидатуру (первый и последний раз в жизни). Конечно, я мечтал ставить спектакли, но «творческой» ставки не было, мне предложили административную работу. Я очень удивился, но согласился.

Сначала был помощником режиссера, потом заведующим труппой, а вскоре директор ТЮЗа «ушел на повышение», и Бородин предложил это место мне. Говорят, я стал самым молодым директором театра в СССР — мне было 26 лет. И начались годы потрясающего творчества, мы буквально жили в театре! Когда в 1977 году ТЮЗ поехал на гастроли в Москву, на всех наших спектаклях были аншлаги.

В 1981 году мне предложили возглавить кабинет детских и юношеских театров СТД (тогда еще ВТО). Переехал в Москву и снова попал в потрясающую творческую атмосферу. ВТО тогда проводило множество потрясающих фестивалей. Например, на лаборатории Сергея Васильевича Образцова съезжались сотрудники из всех театров кукол страны. Если кому-то не хватало гостиниц, люди останавливались у меня дома. Поэтому когда на каких-то мероприятиях с моей женой (Ирина Александровна Черномурова, ныне глава отдела перспективного планирования Большого театра. — Прим. ред.) здоровались люди, заводили разговор, она неизменно уточняла: «Скажите, а вы у нас ночевали?» Это была наша семейная шутка... Потом председатель ВТО Михаил Ульянов пригласил меня стать своим заместителем, а затем и первым заместителем.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая