Наталья Гвоздикова: «Мы с Жариковым много раз играли супругов, и в конце концов это нам надоело»

Судьба подарила мне встречи со многими замечательными людьми — цветом советского кинематографа....
Марина Порк
|
01 Августа 2022

Александр Дедюшко


Александр Дедюшко с женой и сыном
Александр Дедюшко с женой Светой и сыном Димой
Фото: 7 Дней

С Сашей мы снимались в картине «Парни из стали» у режиссера Мурада Алиева. Я сыграла в кино трех женщин, которые погибают, и категорически отказывалась повторять этот опыт. Когда прочитала в сценарии, что мою героиню хоронят, на кладбище стоит ее фотография, сказала: «Не хочу, не буду в этом сниматься». Видно, Мурад поговорил с продюсером Денисом Евстигнеевым, и они решили отказаться от сцены похорон. Сказали: «Давайте сделаем так, она болеет астмой, получает письмо, что дочь выходит замуж за бандита, и оседает на пол. Пусть остается непонятным, умерла героиня или нет».

Моего мужа, криминального авторитета, играл Колечка Чиндяйкин, с которым у нас сложились чудные отношения, хоть по сюжету у него была любовница, своя тайная жизнь. Колечка выпрашивал у Мурада экранный поцелуй со мной: «Когда героиня Гвоздиковой лежит в больнице, надо чтобы я ее хотя бы приобнял, поцеловал». Кроме того, снимать несколько эпизодов собирались на Кипре. В конце концов решила: ладно, на Кипр поеду.

Саша Дедюшко, игравший главную роль, приехал туда с женой Светой и сыном Димой. Нас поселили на одном этаже. Я забыла будильник, и каждое утро Дима меня будил, стучал в дверь и заходил со словами: «Теть Наташ, пока вы одеваетесь, можно я у вас по балкону побегаю?» А в моем номере он оказался огромным, больше, чем комната. И Дедюшко-младший наворачивал по нему круги. Потом мы шли на завтрак, он делал мне бутерброд с повидлом, Света говорила: «Берите, позже мы ему это скормим».

Дедюшко тогда набирал популярность, у него появились поклонницы. Когда съемки проходили в Туле, Саша жил не с группой в гостинице (она там привокзальная, поезда не давали спать, так же как и девушки с низкой социальной ответственностью, что толпились под окнами), а в частном доме. Как я поняла, Свете кто-то донес, чем он там вдали от семьи занимался. Она нашла в Сашином чемодане рубашку со следами губной помады, жаловалась на мужа, который пользовался большим успехом у женщин. Я советовала: «Он столько лет стремился к популярности, не конфликтуй из-за сплетен, «добрых» людей, готовых рассказать тебе то, чего не было, полно вокруг».

Сына Саша воспитывал очень жестко. Дима был немножко трусоват, ему исполнилось всего пять лет. Но благодаря этому мальчишке я не утонула.

На Кипре в горах стоит мужской монастырь Киккос, где есть чудотворная икона Божией Матери, которая написана святым апостолом Лукой. И нас туда повезли. А я в самолете потеряла свой крестик. Обревелась страшно, как только выдали суточные, пошла и купила новый крест, но надеть неосвященный не могла. Зашли на территорию монастыря, батюшка-грек увидел меня и подозвал к себе на ломаном русском языке. Наши притихли. Я попросила: «Можно освятить крест?» И священник не отказал.

Икона Божией Матери была чуть больше, чем экран телевизора, в серебряном окладе, сверху укрыта красивой парчовой тканью, открытыми остаются лишь рука Богородицы и пяточка младенца. Батюшка разрешил мне, а также моим коллегам приложиться к святыне.

На следующий день объявили выходной. Оператору Вадиму Алисову требовалось подснять видовые куски, а нас за компанию предложили отвезти к месту, где по преданию Афродита выходила из пены морской. Чтобы повезло в любви, требовалось вплавь обогнуть стоящий там утес. Я твердо вознамерилась это сделать: проплыву и помолодею так, что никто меня не узнает. Приехали туда и обнаружили, что море сильно штормит, но я все же полезла в воду. О том, чтобы обогнуть утес, не могло быть и речи, так что решила выйти на берег и тут обнаружила, что сделать это уже не могу. Дно каменистое, встать на него невозможно, волны такие, что сбивают с ног. Понимаю, что еще немного и потону на глазах у съемочной группы, которая стоит на берегу. Кричать бесполезно, из-за прибоя никто ничего не расслышит. Маленький Дима заметил, что я выбилась из сил, толкнул отца, показал на меня. Саша сразу просек ситуацию, ринулся в море, протянул руку и вытащил меня из воды.

Ноги были в синяках, гримерам не удалось их закрасить, и я снималась в брюках. На следующий день нас повезли на натуру. Я подошла к автобусу и поняла, что подняться по ступенькам не могу. Коллеги шутили: «Смотрите, как помолодела наша Гвоздикова, даже в автобус войти не может».

С Сашей и Светой мы продолжали общаться в Москве. Она начала сниматься в рекламе, Дима тоже, звонил и говорил: «Тетя Наташа, посмотрите сегодня рекламу овощей, я там синьор Помидор». А через несколько месяцев их не стало. Страшная авария унесла жизни всех — Саши, Светы, Димочки... Я была на похоронах, видела закрытые гробы, от взрослых ничего не осталось. И только Дима лежал, как уснувший ребенок.

Наталья Гвоздикова с Евгением Жариковым
Жариков соглашался сниматься в фильмах любого жанра, не боялся ничего. Сниматься с Женей было, с одной стороны, легко, а с другой — не так уж и просто
Фото: из архива Н. Гвоздиковой

Леонид Куравлев

Мы снимались с Леней в «Петре Рябинкине». Прекрасный артист, хотя профессиональная судьба его висела на волоске: Куравлева чуть не отчислили из ВГИКа за профнепригодность, но Василий Шукшин доверил ему главную роль в фильме «Живет такой парень», который определил всю творческую судьбу Лени. Он и сына потом назвал Василием.

Жена Куравлева Нина была хороша, такая настоящая женщина — крупная, приятная, с ровными красивыми зубами. Она всегда улыбалась и очень вкусно курила. Когда они с Жариковым выпивали, переходили на английский язык, Нина его преподавала. Мы с Леней шутили: «Ага, понятно, им больше не наливать!»

Куравлеву с Ниной было комфортно вместе. Сейчас говорят, что она стала для него всем. Я этого не исключаю, Нина была человеком позитивным, часто сопровождала мужа в поездках. Мы ездили на родину Шукшина, в Сростки, вместе с Лидией Николаевной и Машей, еще была жива младшая сестра Василия Макаровича Наталья. Леня всегда с огромной благодарностью говорил о Шукшине.

Он был непростым человеком, достаточно закрытым. Я знала, что у них с Ниной двое детей, что у дочки не сложилась актерская судьба. А Ленин сын — бизнесмен, у него трое детей. Похоронив жену, Куравлев прекратил общение с внешним миром, нигде не появлялся. Об этом было много разговоров, но я не вправе обсуждать чужую личную жизнь.

Последний раз мы виделись с ним на кладбище, там похоронены Нина и мой Женя. Куравлев стоял у могилы жены, на памятнике были высечены их имена, оставалось только вписать дату смерти Лени. Я спросила:

— Давно ты здесь стоишь?

— Я тут часто бываю.

— Леня, что ты делаешь? Зачем ты запрограммировал себя на смерть? Саша Лазарев сказал как-то, что уйдет в семьдесят три года, так и случилось. Это очень серьезная вещь! Пожалуйста, не играй со смертью.

Леня промолчал, это было грустное зрелище. А через какое-то время я услышала, что он попал в реабилитационный центр, потом в хоспис, откуда уже не вышел...

Многих уже нет с нами. Когда бываю на Троекуровском кладбище, узнаю о новых потерях. Рядом с Сережей Говорухиным лежит его мама Юнона Карева, сыгравшая в «Месте встречи...» жену героя Юрского. Прохожу мимо могил Игоря Старыгина, Марины Голуб, Коли Караченцова, теперь еще и Зины Кириенко...

Они ушли, но сохранились в нашей памяти, и так будет всегда.

1 2 3 4 5
Как правильно обрезать кусты малины в октябре — увеличите урожай в 4 раза
Многие дачники сталкиваются с проблемой слабого плодоношения малины в сезон. Автор Дзен-канала «Хозяюшка» открыла многим глаза на важность осенней обрезки кустов, которая напрямую влияет на объем урожая.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая