Наталья Гвоздикова: «Мы с Жариковым много раз играли супругов, и в конце концов это нам надоело»

Судьба подарила мне встречи со многими замечательными людьми — цветом советского кинематографа....
Марина Порк
|
01 Августа 2022
Наталья Гвоздикова. Фото
Наталья Гвоздикова
Фото: из архива Н. Гвоздиковой

Судьба подарила мне встречи со многими замечательными людьми — цветом советского кинематографа. Меня связывала с ними дружба, близкие, теплые отношения, которые продлились всю мою жизнь. Хочу рассказать о тех, кого помню и люблю.

Евгений Жариков

Он был очень хорошим артистом, поскольку прошел мощную актерскую школу у своих педагогов Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Актерскому мастерству я тоже училась у них. Когда снимались вместе, легко находили общий язык, нам даже слов не требовалось, чтобы понять друг друга. Со мной учились еще Сережа Никоненко и Коля Губенко — тоже студенты Герасимова и Макаровой, которые получали второе, режиссерское образование. А для меня работа с ними стала дополнительной практикой.

В профессии мой муж был всеяден. Соглашался сниматься в фильмах любого жанра, не боялся ничего — ни комедии, ни трагедии. Сниматься с Женей было, с одной стороны, легко, а с другой — не так уж и просто, и на то были причины. Сергей Аполлинариевич считал, что в каждом актере должна присутствовать здоровая доля авантюризма. Женин авантюризм зашкаливал. Говорю же, он ничего не боялся — предлагал режиссерам неожиданные актерские ходы, пробовал. По своей сути отличался упрямством, если был убежден, что играть следует так, а не иначе, переубедить его было практически невозможно. Я начинала копаться в роли, искать ответы на вопросы, почему героиня действует так, а не иначе. Жариков же бросался сниматься как в омут с головой. В отличие от меня Женя был оптимистом, верил, что все у него получится.

Когда мы поженились и стали много сниматься вместе, дали друг другу слово: никто не вмешивается в работу супруга, не дает советов, как играть. Если кто-то из нас обратится за помощью — тогда другое дело, поможем. Если такой просьбы не будет, значит, каждый играет роль так, как считает нужным, как он ее понимает.

Женя начал сниматься у Леонида Гайдая в комедии «Не может быть!» по рассказам Михаила Зощенко. Дошли до сцены, когда неверные мужья и жены сидят за столом и выясняют отношения. Женя пришел домой расстроенный, пожаловался: «Там текст никакой, сидим, что-то лепим, получается совсем не смешно. Чем бы мне эту сцену наполнить?» Действительно, у Светланы Крючковой, игравшей жену-изменщицу Жениного героя Коки, была смешная фраза: «Вы артист, человек, одаренный болезненным художественным воображением!» Олег Даль в роли ее незадачливого любовника произносил запоминающуюся реплику: «Я не могу работать в такой нервной обстановке!» Смешно смотрелась и Лариса Еремина в роли любовницы Коки. А Женин герой как-то терялся.

И тогда я посоветовала: «Жень, в метро напротив меня сидели мужчина и женщина. Какие отношения их связывают, не имею представления, но они их явно выясняли. Она постоянно что-то вливала ему в уши: тыр-тыр-тыр. Что именно, не расслышала из-за шума. А мужик вытащил носовой платок и бесконечно в него сморкался. Попробуй делать так же в кадре». Еще Нонна Мордюкова наставляла меня: «Смотри и запоминай, как люди себя ведут, пригодится». И вот я об этом вспомнила, подумала, что это смешно. Она его песочит, а он, не произнося ни слова, протестует, громко сморкаясь.

Муж пришел и рассказал об этом Гайдаю, тот обрадовался: «Жень, как здорово, будет хорошо смотреться!» И этот эпизод вошел в фильм. Позже оказались с Леонидом Иовичем в Азербайджане, где на Неделе российского кино показывали этот фильм. Публика смеялась, а я призналась в авторстве смешного эпизода с Кокой. Для Гайдая это стало неожиданностью:

— Правда? Ой, как здорово! Жалко, что я не снимал тебя в «Не может быть!»... И почему мне это в голову не пришло? Что ж ты раньше не сказала?

— Ну, знаете, Леонид Иович, я же не могла прийти к вам и предложить себя.

Я не из таких. Хотя подобное случалось в нашем кино неоднократно. Не хочу показывать пальцем, называть фамилии. Гайдай пообещал дать мне роль в своем следующем фильме, но этого не случилось.

Мы с Жариковым много раз играли супругов, в конце концов нам это надоело. Как муж и жена, так Жариков и Гвоздикова! Но отказать Алексею Сахарову не могли, уж очень настойчиво он звонил, упрашивал нас сняться у него в «Барышне-крестьянке», хотел собрать в картине всех своих друзей. В итоге уговорил, решили: это все-таки Пушкин, да и партнеры у нас прекрасные — Леня Куравлев, Василий Семенович Лановой. Позже выяснилось, что у Ланового, Куравлева и Жарикова один размер головных уборов, причем немалый. Я еще шутила: «Вот какие рядом мозговитые мужики». Роли у нас с Жариковым были неглавные, чтобы как-то оживить свою, Женя попросил, чтобы его завивали на тонкие щипцы, в кадре его герой сидит в смешных, похожих на дамские, кудряшках.

Мы соглашались играть мужа и жену, если в сценарии был прописан какой-то конфликт между нашими героями. Так было в картине «Любовь моя вечная», которую снимал Владимир Монахов.

С Владимиром Васильевичем мы познакомились в Союзе кинематографистов. Меня в него приняли, когда ходила беременной. А потом родился Федя. В то время я параллельно со съемками в кино работала на телевидении, вела женский телевизионный клуб «Москвичка». И там из гримерной у меня украли косметичку, в которой лежал союзный билет, подписанный Львом Кулиджановым. Естественно, пошла в Союз кинематографистов его восстанавливать — с маленьким Федей. Встретила Монахова, тот поинтересовался:

— Ой, кто там?

— Наше продолжение.

— Что у тебя случилось?

— У меня украли союзный билет, хотя клялись и божились, что на телевидении ничего не воруют.

Пошли к нему в кабинет. Монахов предложил:

Наталья Гвоздикова
Призналась в авторстве эпизода с Кокой. Для Гайдая это стало неожиданностью: «Правда? Как здорово! Жалко, что я не снимал тебя в «Не может быть!»...»
Фото: из архива Н. Гвоздиковой

— Клади его сюда, будешь потом рассказывать сыну, как он лежал на столе у лауреата Ленинской премии.

Ее Владимир Васильевич получил как оператор знаменитой «Судьбы человека» Бондарчука.

Мне очень быстро выдали новый билет, который я берегу до сих пор как зеницу ока.

Позже мы снимались у Монахова в картине «Любовь моя вечная». Женя играл мужа, который работает в колхозе, а я — его жену, которая, видя, как окружающие пользуются его добротой и безотказностью (между прочим, такое случалось с Женей и в жизни), настаивает на том, чтобы перебраться в город. Естественно, окружающие воспринимали ее как отрицательного персонажа. На этой почве между супругами случился конфликт.

Я тогда носила длинные волосы, накручивала их на бигуди. Снимали мы в Снегирях. Один раз ехали, и на шоссе машина Монахова поравнялась с нашей, он потом смешно показывал, как за рулем сидит Женя и как я постоянно поправляю волосы.

Мы брали с собой на съемки маленького Федю, случалось, его не с кем было оставить. Сын быстро подружился с Анатолием Дмитриевичем Папановым, который играл одну из главных ролей. У него была личная «Волга», которую Папанов любил ремонтировать, Федя обращался к нему: «Послушай, Папанов, поехали к нам чай пить, а «Волгу» свою ты потом починишь».

Один из эпизодов снимали в студийном павильоне. Летом стояла страшная жара. Анатолий Дмитриевич по сюжету пришел ко мне в гости в красивом узбекском халате, с бутылкой настоящего шампанского. О кондиционерах тогда еще не слышали. Мы хряпнули шампанского и, естественно, немножко охмелели. Владимир Васильевич посмеялся и сказал: «Ребята, хорошо, что у нас сейчас перерыв, чтобы за это время привели себя в норму». Пошли на воздух, посидели в знаменитом мосфильмовском яблоневом саду. Отработали потом на славу. У нас сложились очень добрые отношения с Папановым, он постоянно приглашал нас к себе в театр, был замечательным человеком и удивительным актером.

В финале фильма моя героиня все же собирала вещи и уезжала из деревни, бросая мужа. А Монахов взял и на монтаже отрезал эти сцены. История моей героини стала бессмысленной, она сама получалась и не положительной, и не отрицательной. Я узнала об этом лишь на озвучании, возмутилась: почему так, ведь соглашалась на другое! Но режиссер был непреклонен.

К слову, раньше мы все писали чистый звук у пульта в тон-студии, за счет этого можно было вытащить роль, если что-то недоиграл. Озвучание — процесс совсем не легкий. Помню, Леонид Васильевич Марков, с которым мы снимались в картине «Семь часов до гибели», страшно мучился у пульта, записывал три короткие сцены чуть ли не в течение двух смен, постоянно не попадал в артикуляцию героя. Так случается и с великолепными актерами. Озвучивая «Любовь мою вечную», я выложилась по полной, но на премьеру принципиально не пошла. По сей день так и не видела эту картину.

Во время съемок Владимир Васильевич попал на операционный стол с аппендицитом. Врачи недосмотрели, оставили внутри нитки от бинта. Шов воспалялся, поэтому Монахову приходилось регулярно ездить на перевязки, и это его добило. Женины родители и Владимир Васильевич похоронены недалеко друг от друга, на одном кладбище. Когда мы их навещали, всегда проходили мимо могилы Монахова. Иногда звонила его зятю, Саше Панкратову-Черному: «Саш, там много травы, пора почистить».

Я обыкновенный человек, но с характером, как каждый из нас. Из-за этого каких только прозвищ ко мне не приклеивали! Но я научилась ни на что не реагировать.

Да, у меня есть характер. Если встала утром не в настроении, домашние — Женя, Федя, мама, моя сестра Мила — знали: меня лучше не трогать. Семейная жизнь не обходится без ссор. Ссорились и мы с Женей. Но я продолжала с ним разговаривать, пусть только по делу. И никогда не позволяла себе угрожать: мол, не стану готовить еду, не буду гладить твои рубашки... Если чувствовала, что не права, умела попросить у родных прощения. Окружающие считали, что Жариков обладает ангельским характером, а вот жена у него совсем другой человек. Ошибались: Женя тоже был непрост. Если он был чем-то недоволен, то копил обиду, а потом замыкался в себе.

Особенно часто мы конфликтовали, когда Жариков возглавил Гильдию актеров кино. Он стал отказываться от ролей, и меня это приводило в бешенство, я говорила ему:

— Как ты можешь предавать свою профессию в угоду гильдии?

— Гильдия — мое предназначение, я ее придумал и создал.

Однажды Леонид Марягин предложил ему сыграть Сталина в картине «Троцкий». Женя отказался, и Леня позвонил мне, попросил повлиять на мужа. Я не представляла Жарикова в роли вождя народов, сказала даже:

— Леня, ты, наверное, шутишь?

— Нет, Наташ, я серьезно, мы виделись в Доме кино, и Женя так повернул голову, что я подумал: а не попробовать ли мне его на Иосифа Виссарионовича?

Жариков переиграл множество милиционеров, сыграл генерала милиции, дважды — маршала Малиновского (одну роль в венгерском фильме) и Ворошилова. Я подтрунивала над ним: «Слушай, осталось только сыграть какого-нибудь генералиссимуса! Но ты на такую роль совсем не подходишь, потому что Чан Кайши и Суворов были субтильными, худыми, а Сталин — рыжим».

Евгений Жариков и Светлана Крючкова
Я подсказала Жене смешной эпизод для работы над фильмом «Не может быть!». Евгений Жариков и Светлана Крючкова
Фото: Мосфильм-инфо

Женя же был по-настоящему красивым до конца своей жизни. Бывает, что на красавца-мужчину с возрастом становится невозможно смотреть. Как на портрете Дориана Грея, наружу вылезает внутренняя, зачастую неприглядная сущность. А у Жарикова красота переросла в другое качество — седой как лунь, он источал благородство, все больше стал походить на маму. Я этому радовалась, она была приятным человеком, в отличие от Жениного отца, которого никак нельзя было назвать красавцем.

Поговорила с мужем, он сказал:

— Ну какой из меня Сталин?

— Хорошо, но попробоваться хотя бы можно? Тем более что ты ничего не боишься.

И муж обнадежил режиссера: «Хорошо, Лень, я приеду». Понимая, что ему будут красить волосы в рыжий, я заволновалась: «Позвони мне с «Мосфильма», как все прошло. И предупреди девочек, что ты седой, краска схватится быстро». Проходит время, Женя не звонит, я уже стала нервничать: «Может, ему не понравилась тема, персонаж? Пусть не снимается, если не хочет». А с другой стороны, Марягин — хороший режиссер. Вдруг слышу, в замке поворачивается ключ, открывается дверь и входит муж... с волосами ярко-сиреневого цвета. У меня дыхание перехватило!

— Женя, что случилось?

— Ты понимаешь, на «Мосфильме» проблемы с краской. Они там что-то нахимичили, и вот результат.

Хоть бы паричок надели, но и их в закромах студии не осталось. Я тогда срочно позвонила своим мастерам из парикмахерской, умоляла: «Девочки, выручайте!» Женя пошел к ним, и не сразу, но они сделали его шевелюру темно-рыжей. Лицо доработали гримеры. Жариков стал потрясающе похож на Сталина. Когда они снимали на даче в Кунцево, я, как назло, заболела. Попросила 15-летнего сына: «Федь, поезжай с отцом, кто знает, попадешь ли ты еще когда-нибудь на дачу Сталина. Посмотришь, как они будут снимать». Федя вернулся, полный впечатлений: «Мам, когда отец раздвигал портьеры, ребята из охраны вздрагивали». Сталина сыграли многие актеры, но так, как это удалось Жене, не получилось ни у кого. Хотя это мое мнение.

Съемки продолжились в Мексике, но самолет летал тогда туда раз в неделю, а у Феди как раз начались экзамены в институте. Так что фильм мы посмотрели уже на премьере. Он получился хорошим, но прошел незаметно. В 1990-е кинотеатры превращались в мебельные салоны, их владельцам было не до кино. Через много лет директор Дома актера Маргарита Александровна Эскина отправила нас с Женей в Данию, где проходили встречи со зрителями. После одного из выступлений к нам подошел пожилой человек, седой, благообразный, с палочкой. Он оказался русским дворянином по фамилии Толстой. Посетовал: «Евгений Ильич, а почему вы так мало рассказываете о фильме «Троцкий»? Я считаю, что это одна из ваших лучших работ». Я его поддержала: «Понимаешь, Жень, ты делаешь акцент на «Рожденной революцией», рассказываешь, как Виргилиус Норейка пел за тебя в «Снегурочке», а народ хочет больше узнать про твоего Сталина».

Зрители всегда с интересом слушали и про «Снегурочку». Жариков не обладал оперным голосом, так что ему пришлось помучиться с Норейкой, потому что вокалисты по-другому дышат, а Виргилиус был классическим певцом, да еще прибалтом. Муж с трудом попадал в его артикуляцию. Однажды предложила:

— Жень, а ты попробуй спеть сам.

— Да ладно!

Но я уговорила. Когда Жариков начинал петь, все смеялись. У него действительно выходило смешно. Но Женю это совсем не смущало, он совершенно спокойно говорил зрителям: «Если бы у меня был такой голос, как у Виргилиуса Норейки, я бы здесь перед вами не стоял».

Я спокойно относилась к Жениным поклонницам, будучи здравомыслящим человеком, да и сама не была обделена мужским вниманием. Допустим, получаю записку на встрече со зрителями, которая начинается со слов «Уважаемая Наталья!», далее следует оценка моей внешности и подпись «ваши грузинские друзья». Помню, как в Тбилиси во время кинофестиваля Юрий Победоносцев, тоже ученик Герасимова и Макаровой, сказал:

— Не снимай берет.

— Но я же не могу сидеть в нем на сцене!

— На сцене можешь снять, а по гостинице ходи в берете.

И я ходила в красной шапочке, чтобы не отсвечивать светлыми волосами, которые как магнит притягивали местных джигитов.

Ну и потом я же не вчера родилась. Ко мне проявил мужской интерес Буба Кикабидзе. Он как-то спросил:

Наталья Гвоздикова с Евгением Жариковым
С Евгением Жариковым в картине «Рожденная революцией»
Фото: из архива Н. Гвоздиковой

— Слышал, Жариков на охоту уезжает? Давай я к тебе в гости приеду.

— Приезжай.

— Завтра позвоню.

И вдруг у Жени накрывается охота, он остается в Москве. Раздается звонок:

— Привет, Наташа. Как дела? Женя уехал?

— Нет, сейчас передам ему трубку.

И Буба нашелся, посетовал:

— Жариков, что ж ты мне весь кайф обломал? Я собирался к твоей жене на свидание.

Посмеялись. Соблазнов встречалось немало — и у меня, и у него. Вопрос, как к ним относиться.

Жариков был азартен. Павел Петрович Кадочников пристрастил его к охоте, но предупредил: «Просто так убивать никого нельзя. Раз пристрелил дичь, значит, нужно съесть это мясо». И Женя, когда был в силах, ездил на охоту. Магазинные полки тогда часто пустовали. Они с Володей Ивашовым большой компанией отправлялись охотиться во Владимирскую область, откуда привозили трофеи: лосятину, перепелок. Разделывали тушу и честно делились. Дома Женя раскладывал мясо на кучки: это — брату, это — нашим друзьям, это — моей сестре. И сам все развозил.

Мясо стало большим подспорьем, но его нужно было научиться готовить. Обязательно вымачивать, потому что та же лосятина жесткая. Поначалу я смотрела, как это делает муж. Женя покупал сало, морковку, сворачивал рулет и запекал его. Ну а потом обленился, командовал: «Давай пожарь котлеты, да не забудь добавить туда маслица». Кашеварить любил, но делал это не так часто.

Муж все умел, хотя вырос в непростой семье, и взаимоотношения его родителей были сложными. Стараюсь об этом не распространяться, это не моя история. Женин отец — писатель, позволял себе при всех бросать что-то резкое своей жене Анне Григорьевне. Один раз не выдержала, все сидели и молчали, а я за нее заступилась. Из-за этого у нас со свекром не сложились отношения. Анна Григорьевна преподавала историю и литературу, поэтому Женька хорошо знал эти предметы. Но я над ним подтрунивала:

— Ты почему так мало читаешь?

— Все книги я перечитал в детстве.

Женина мама посвятила всю себя мужу, она разбирала его почерк и на машинке перепечатывала рукописи. Безумно его любила.

На каникулы Женю отправляли к бабушке с дедушкой в Загорск. Мой муж был рукастым, дед научил его всему — и плотничать, и столярничать. Он отличался крутым нравом, его педагогическим методом были кулаки. Когда Женя мне рассказывал, как дед с ним обращался, я плакала:

— Быть такого не может!

— Может, Наташ. В Загорск съезжалось пятнадцать внуков, нас надо было держать в руках. Мы приходили на рынок, дед говорил: «Пока не продадите бочку с огурцами, ни шагу домой не сделаете». И все равно умудрялись заначить денежку на конфеты.

В конце жизни Женин дед постригся в монахи.

Наталья Гвоздикова с семьей
С Женей и сыном Федей
Фото: из архива Н. Гвоздиковой

Муж многому научил нашего сына. Федор очень любит дачу, ремонтные работы проводит на ней сам — и фильтры меняет, и краны чинит, и воду прокачивает. Получает от этого удовольствие. Если у нас дома что-то выходило из строя, сантехника или электрика вызывали в редких случаях. Женя справлялся с любой поломкой. Лишь в конце, когда тяжело болел, говорил: «Ладно, вызывай мастера».

Женины проблемы со здоровьем начались до нашего знакомства, когда лошадь, испугавшись выстрелов, сбросила его на землю на съемках картины «Смерти нет, ребята!». Еще в одном дубле необходимости не было, на нем настоял режиссер Булат Мансуров, однокурсник мужа. Для Жени все закончилось плачевно: он упал на шпагат, получил серьезную травму бедра. Со временем суставы начали разрушаться, потребовалась операция. Женя был категорически против, долго ее откладывал, но ему становилось все хуже. Я связалась с швейцарской клиникой, именно оттуда достала необходимые мужу эндопротезы. Жене сделали операцию на одной ноге, через несколько месяцев — на другой. Врачи сказали: «Если бы это были не вы, мы бы отказались, суставы были сильно повреждены».

Доктора порекомендовали регулярно заниматься плаванием. Мы стали ходить в бассейн вместе, но я не всегда могла сопровождать Женю. Однажды муж сказал, что пошел плавать. Через какое-то время я освободилась от дел, позвонила, чтобы узнать:

— Евгений Ильич еще в бассейне или уже ушел?

— А его сегодня вообще не было.

— Как не было? Ушел из дома два часа назад, наверное, что-то его отвлекло.

Вскоре Женя вернулся домой, достал мокрые трусы, полотенце, стал это все полоскать. Чувствую, от него сильно несет табаком, а я воевала с его курением. Спрашиваю:

— Как поплавал?

— Нормально.

— Народу много было?

— Не очень.

— Значит, так: я звонила в бассейн, разговаривала с администратором, мне сказали, что тебя там не было.

— Это правда, я в машине сидел, слушал радио и курил.

— Плавание тебе нужно или мне?

— Прости, это больше не повторится. Я себе не враг.

Про ситуацию, которая укоротила ему жизнь, кажется, известно всем. Не хочу в нее углубляться, все по этому поводу уже сказано. Я принципиально не собираю сплетен, не веду соцсетей. Люди там бесятся, злятся. А зачем? И так сейчас всем трудно. Выплеск отрицательной энергии многим дает по мозгам. Когда Первый канал предложил мне немалые деньги за участие в программе «Эксклюзив», где требовалось лицом к лицу встретиться с небезызвестной особой, я ответила: «Большое спасибо. Я человек небогатый, и деньги мне нужны, но говорить с ней ни за что не стану». Они позвонили второй раз, предложили посидеть в потайной комнате. Я сказала, чтобы оставили меня в покое.

1 2 3 4 5
Мужской вопрос: что нужно знать о простатите и аденоме при встрече с ними
Каждый мужчина в своей жизни слышал эти 2 слова: простатит и аденома. Чаще всего — в кабинете специалиста, от друзей или в рекламе по телевизору. Заболевания рано или поздно приходят к большинству, но мало кто готов к этой встрече. Эта деликатная тема вызывает страх, недопонимание и стыд, заставляет откладывать визит к специалисту, усугубляя проблему.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая