Наталья Гвоздикова: «По диете Аллы Ларионовой худели многие советские актрисы»

Откровенное интервью об атмосфере 70-80 годов и о дружбе с Фатеевой, Мироновым, Лучко, Крючковым и другими актерами.
Юрий Ненев
|
15 Декабря 2016
Андрей Миронов, Наталья Фатеева,  Геннадий Нилов и Евгений Жариков в фильме «Три плюс два». 1963 г.
Андрей Миронов, Наталья Фатеева, Геннадий Нилов и Евгений Жариков в фильме «Три плюс два». 1963 г.

«Послаблений никому не делалось. Помню, в Хабаровске, прямо на сцене, я потеряла сознание из-за высокого давления. Мы с Жариковым танцевали вальс, он успел подхватить меня на руки и унес за кулисы. Зрители даже ничего не поняли…» — вспоминает Наталья Гвоздикова.

Я снялась уже во многих фильмах, в том числе у Шукшина в «Печках-лавочках» и «Калине красной», но и не подозревала, что у киноактеров, кроме съемочной площадки, может быть еще какая-то работа. И тут на съемках «Большой перемены» в Ярославле Савелий Крамаров и Ролан Быков один за другим пригласили меня на свои творческие вечера, которые им организовали от Бюро пропаганды советского киноискусства. Я сидела на какой-то птицефабрике среди женщин в одинаковых халатах и поражалась тому, с каким восторгом они смотрели на Крамарова. Прямо скажем, Савелий особой красотой-то не отличался, но оказывал просто магическое действие на женщин…

Алла Ларионова
«Алла Ларионова держала себя в форме благодаря одной эффективной диете, рассчитанной всего на четыре дня» В фильме «Двенадцатая ночь». 1955 г.

— Может быть, он юмором брал?

— Да ведь он в жизни был совершенно другой человек! Совсем не такой бесшабашный дуралей, как на экране. Хотя на сцене, конечно, пытался поддержать образ: шутил, анекдоты рассказывал, какие-то смешные истории, связанные с кино… А вот у Быкова была совсем другая стилистика и публика другая, больше мужчин, они обсуждали творческие планы, детское кино. Но больше всего меня тогда поразил сам факт: такими выступлениями можно подработать. Со временем я и сама стала выступать в концертной программе «Товарищ кино», с которой объехала весь Союз. Тогда я уже была замужем за Жариковым и родила сына. Федя был еще совсем маленьким, когда мне позвонили с предложением стать одной из ведущих вместе с Наташей Фатеевой и Светланой Светличной. Перед номерами других артистов мы разыгрывали интермедии. В то же время в программу «Товарищ кино» пригласили и Жарикова. 

Наталья Гвоздикова с Михаилом Кононовым в фильме «Большая перемена». 1972 г.
«О том, что актеры могут зарабатывать еще и на гастролях, на выступлениях, я впервые узнала на съемках «Большой перемены» С Михаилом Кононовым в фильме «Большая перемена». 1972 г.

Мой первый концерт проходил в Москве, в киноконцертном зале «Россия». Зал — битком! Естественно, я безумно волновалась. Это заметил Иннокентий Смоктуновский, который за кулисами ждал своего выхода. Он подошел ко мне: «Сейчас я сделаю так, что ты вылетишь на сцену и сделаешь все как надо. Подними руки, растопырь пальцы!» Я сделала, как он сказал. Смоктуновский меня схватил за руки, слышу — объявляют мою фамилию, а он все равно держит крепко. Потом Иннокентий Михайлович меня тряхнул несколько раз и выпихнул за кулисы. В одном он оказался прав: на сцену я действительно вылетела. Вот только от страха забыла весь текст. Как из этого состояния вышла, даже не помню. Но зрители ничего не заметили. Потом, конечно, с каждой новой программой становилось все легче и легче.

— Вы говорите, выступление было в «России». Там большой зал…

— А с программой «Товарищ кино» всегда так было: если Москва, то «Луж­ники» или «Россия», даже Колонный зал Дома союзов нам не подходил, маловат был. Ну а если летели в Баку, в Алма-Ату или в Тбилиси, то занимали самые большие залы в этих городах. Концерты «Товарищ кино» пользовались огромной популярностью у публики от Риги до Хабаровска.

— Сколько же удавалось заработать таким образом артистам?

— Это была ощутимая поддержка для семейного бюджета, хотя деньги зарабатывали не такие уж великие. Ставки были разные, зависели от званий, государственных наград. Я поначалу получала 8 рублей за концерт, а затем, когда узнали, что у меня уже есть Государственная премия за фильм «Рожденная революцией», ставку повысили на полтора рубля. Не скажу, что, вернувшись из поездки, мы с Женей могли сразу купить холодильник или телевизор. Как и всем, приходилось копить. Мы с Жариковым как-то договорились, что все деньги от программы «Товарищ кино» будем откладывать, чтобы купить мебель в большую комнату. Сумма набралась где-то через год.

ктерский ансамбль «Семь нот»: Наталья Фатеева, Лионелла Пырьева, Валентина Титова, Алла Ларионова, Наталья Гвоздикова, Любовь Полищук и Валентина Асланова. 1980 г.
«Нам с Полищук часто доставался один микрофон на двоих. А у нас с ней существенная разница в росте: у меня — метр пятьдесят восемь, а у Любы чуть ли не два метра. Так мы еще и подчеркивали контраст, хохмили» Актерский ансамбль «Семь нот»: Наталья Фатеева, Лионелла Пырьева, Валентина Титова, Алла Ларионова, Наталья Гвоздикова, Любовь Полищук и Валентина Асланова. 1980 г.
Фото: Фото из личного архива Натальи Гвоздиковой

— В программе выступали и мэтры, и молодые артисты. Новичков в коллектив принимали легко?

— Я попала в программу, когда уже вышла на экраны «Большая перемена», а до этого еще десяток любимых в народе фильмов. И все равно мэтры нас поначалу не признавали. Помню, как Лидия Николаевна Смирнова, не будучи еще со мной близко знакома, сказала: «Вот вы, подойдите, помогите застегнуть молнию на платье». Мне очень непросто было стать для этих людей своей, и я по этому поводу сильно переживала. Единственной, кто принял меня легко и сразу, была Алла Дмитриевна Ларионова. Более доброжелательного человека в нашей профессии я не знаю.

— Она ведь ездила с такими концертными программами не одна, а с мужем — Николаем Рыбниковым…

— Да, и у нас с Рыбниковым постоянно происходили какие-то шуточные пикировки. Как-то раз ему удалось меня по-настоящему сбить с толку. Один из номеров я объявляла словами: «Внимание, внимание, говорит «Товарищ кино»!» И вот я уже иду на сцену, а он мне в спину: «Смотри только не ляпни там: «Внимание, внимание, говорит Германия». Ну и эти слова втемяшились мне в голову. Вышла я к микрофону: «Внимание, внимание, говорит…» Тут меня прошиб холодный пот. Я поняла, что забыла конец фразы и в голову лезет одна Германия. Сделала паузу и начала говорить заново — и опять не вспомнила окончание фразы. Пришлось сымпровизировать на ходу: «говорит… Москва». А Рыбников работал следующий номер с Николаем Озеровым и своей женой, они говорили о связи спорта и кино. Вышел на сцену, довольный своей шуткой, и забыл свой текст. На что ему Ларионова прямо на сцене сказала: «Не рой другому яму!» Но я потом ему и сама отомстила. 

Мы выступали на Пасху. Я купила в буфете сваренные вкрутую куриные яйца и красным лаком для ногтей написала на каждом «ХВ». И вот Рыбников идет на сцену, я его в этот момент подлавливаю и сую ему в руки два яйца: мол, Христос воскресе! От неожиданности он взял. А деваться-то ему уже некуда, уже объявили его номер. В общем, Николай Николаевич положил яйца в карманы пиджака и так и выступал — с оттопыренными карманами. Вот такие у нас были шутки. За каждую из них мы рисковали получить по шапке от режиссера Юрия Левицкого, ведь программа была утверждена «наверху», никаких импровизаций не предполагалось. Но хочешь не хочешь, а без накладок же не обойдешься! Помню, был такой случай: должны были объявить Рыбникова, но ведущая Нина Головина оговорилась. Она должна была сказать: «Выступает народный артист России Николай Рыбников», а сказала: «Выступает народный артист СССР…» 

Савелий Крамаров
«Прямо скажем, Савелий особой красотой-то не отличался, но оказывал просто магическое действие на женщин. Я поражалась тому, с каким восторгом они смотрели на Крамарова» В фильме «Большая перемена». 1972 г.

После этого она уже не могла объявить Рыбникова, ошибки в званиях считались недопустимыми. В общем, Нина закончила фразу: «Всеволод Санаев». А Всеволод Васильевич был тогда уже человеком пожилым, он свой монолог из фильма «Белые росы» на концерте даже не произносил — только рот открывал под фонограмму. И вот он сидит у себя в гримерке без штанов, спокойно играет с приятелем в шахматы, зная, что на сцену ему еще не скоро. А тут к нему бегут: «Всеволод Васильевич, вас объявили!» На него срочно натягивают штаны и выпихивают на сцену. А киномеханик в будке тоже не успел подготовиться и фонограмму не включил. Санаев со страху сам свой монолог стал говорить, вживую — и ничего, все хорошо прошло. 

Правда, Всеволод Васильевич потом страшно ругался: «Сволочи, да что же вы делаете? Дед без штанов сидит, а вы объявляете!» Но дед не дед, а он и сам любил похулиганить! Однажды, причем на концерте перед­ 9 Мая, я оказалась на сцене между Санаевым и Николаем Крючковым, которые пели «День Победы» и при этом щипали меня за пятую точку. Я не удержалась и рассмеялась, а сразу после концерта получила нагоняй от Левицкого. Но я не призналась ему, кто виноват. А на следующем концерте выходила со сцены следом за Санаевым и тоже ущипнула его, в отместку. Он мне потом попенял: «Хочешь, чтобы дедушка упал и разбился?» Я возмутилась: почему ему можно, а мне нельзя? Тогда Санаев совершенно серьезно сказал: «Так и есть: то, что можно нам, вам — нельзя». И это правда! Они были для нас настоящие небожители. 

Хотя мы и переодевались с ними в одних гримерках, и тряслись в одних автобусах, и в купе рядом ехали в поезде, но никому из нас и в голову не пришло бы перейти на «ты», например, с Николаем Афанасьевичем Крючковым. Помню, в поезде пробираюсь я по коридору посреди ночи в туалет, набросив на себя легкий халатик, и слышу из его купе: «Гвоздик, ты? Будешь идти обратно, заходи». И потом мы до утра с ним точили лясы. Мне же все интересно было: как снимались «Трактористы», «Свинарка и пастух». Крючков смешно рассказывал про свои гонорары того времени: «Разве сейчас деньги? В ладони спрятать можно. Вот раньше я специально покупал фибровый чемоданчик, чтобы туда зарплата уместилась». Николай Афанасьевич, кстати, всегда в купе один ездил, если с нами не было его друга Вицина. Ни с кем другим не желал. 

Лидия Смирнова
«Был у Смирновой хитрый прием: чтобы не портить ресницы краской, она рисовала карандашом «изгородь» на верхнем веке до самых бровей. Ей это шло, а зрителям из зала и не заметно было»
Фото: EAST NEWS

Еще помню, как Крючкову вручили звезду Героя Социалистического Труда, и он стал постоянно носить этот значок, мы над ним подтрунивали: «Николай Афанасьевич, а на пижаме у вас тоже значок есть?» — «Ладно, отстаньте», — отмахивался он. А вот обмывать звание Крючков отказался. Напрасно я ему намекала, что по традиции надо награду в рюмку с водкой окунуть. Николай Афанасьевич сказал: «Нет, дорогая, я свое ведро уже давно выпил. И зарок себе дал, что больше ни капли не приму». Может быть, еще и это их с Вициным роднило — оба были трезвенники.

— А все остальные?

— Кто помоложе — любили повеселиться, кто постарше — иногда сердились. Помню, как мы в гостинице отмечали день рождения Юры Саульского и засиделись допоздна, пели, хохотали. Стояла жара, и окна были раскрыты настежь. Утром встретили злющую Лидию Смирнову: «Кто из вас там всю ночь орал: Юрка, Юрка?!» А я не удержалась и спросила: «Лидия Николаевна, ну неужели вы сами никогда не позволяли такого? Скажите честно?» Она рассмеялась: «Как же, бывало! Как-то утром проснулась, ничего не помню, голая, но в ботиках!» Она юморная была, легкая. Делилась с нами опытом. Говорила: «Зачем вы на бигуди в поезде спать ложитесь? Это же больно, делайте как я». И показала нам мастер-класс. Порвала газету на полоски, каждый кусочек обернула бинтом и на эти папильотки накрутила пряди. 

Я попыталась сделать так же, накрутила свои волосы до поясницы, а утром в зеркале увидела кипу мелких завитушек, которые невозможно было расчесать. Был у Смирновой еще один хитрый прием: чтобы не портить постоянно ресницы краской, она рисовала карандашом «изгородь» на верхнем веке до самых бровей. Ей это, кстати, шло, а зрителям из зала и не заметно было. А вот когда я попробовала так же нарисовать ресницы, то стала похожа на клоунессу, и все умирали от хохота. Вообще, когда у тебя по три концерта в день, заниматься гримом особенно некогда — в перерывах просто по-быстрому «освежаешь» макияж, нанося новые слои, которые потом кусками сваливаются с лица…

Лариса Голубкина и Андрей Миронов
«Лариса Голубкина и Андрей Миронов снимались вместе в кино, но в наших поездках они практически не пересекались» В фильме «Трое в лодке, не считая собаки». 1979 г.

— Вы в своей одежде выступали или вам шили костюмы?

— Обычно в своем. Только когда вторая программа пошла — «Поет товарищ кино», нам решили сделать костюмы для ансамбля из семи актрис. Семь — как нот. И мы пели: «Семь нот с экрана прямо в жизнь...» Так вот, нам сшили одинаковые платья, только разного цвета. У меня было темно-сиреневое, у Любы Полищук — зеленое. Нам с ней часто доставался один микрофон на двоих. А у нас существенная разница в росте: у меня — метр пятьдесят восемь, а у Любы чуть ли не два метра. Как-то она мне и говорит: «Значит, так, сегодня надевай какие-нибудь тапки, а я, наоборот, туфли на самом высоком каблуке надену». Решили подчеркнуть контраст. Вышли, как Пат и Паташонок. Хохмили, в общем.

— Наталья, а понятие райдера у вас было? Какие требования вы вы­двигали по условиям проживания, переездов?

— Ни о каком райдере мы тогда и не слыхали. Перед дорогой созванивались друг с другом и решали, кто что берет. Допустим, один говорил: «Я пойду в «Березку», куплю импортной ливерной колбасы и бутылку хорошей водки». — «А я нафарширую щуку». Мой Жариков и Володя Ивашов часто ездили на охоту, и поэтому мы со Светличной готовили пельмени и котлеты из дичи. А у Клары Степановны Лучко часто оказывалось с собой замечательное сало: ей после «Кубанских казаков» передавали с Кубани круглогодично. В одном купе вся компания, конечно, не помещалась, но мы ходили по всему вагону. А однажды между нашими с Лучко купе в стене оказалась дыра, так мы через нее передавали друг другу бутерброды. Вот такой был у нас райдер! Студенческая атмосфера, все общее… 

Помню, еще в самом начале моего участия в программе «Товарищ кино» у меня день рождения пришелся на поездку — юбилей, тридцать лет. Я бегала и всем говорила: «После концерта приглашаю к нам в номер, отметим мои тридцать». Меня тогда отозвала в сторону Фатеева: «Наташа, у меня есть к вам пожелание. Сегодня вам тридцать, но не успеете оглянуться, как вам исполнится сорок, потом пятьдесят. И, возможно, настанет время, когда вам не захочется озвучивать цифру, связанную с вашим днем рождения». Я очень благодарна Наталье Николаевне за то, что она в такой тактичной форме ввела меня в курс дела и дала понять, что в актерском мире существуют определенные табу. И когда меня потом порой спрашивали, а сколько же лет Мордюковой или Смирновой, я пожимала плечами и говорила, что не знаю. Возраст актрисы — не предмет для обсуждения!

Наталья Гвоздикова с мужем Евгением Жариковым. 2005 г.
«Нас учили тому, что все свои проблемы нужно оставлять за кулисами, а зрителям мы должны дарить только праздник» С мужем Евгением Жариковым. 2005 г.
Фото: Михаил Клюев

— А как насчет диет, ухода за фигурой? Ведь это обязательная вещь для актрис. А при кочевом образе жизни это обеспечить трудно…

— Сложно, конечно. Но у каждой из нас были свои секретики. Алла Ларионова, например, держала себя в форме благодаря одной эффективной диете, рассчитанной всего на четыре дня: если накапливалось несколько лишних килограммов, то их легко было таким образом сбросить. В первый день нужно есть только отварную курицу, без специй и соли, и пить чай. Во второй день — отварной рис. В третий — овощи на пару. А вот четвертого, финального дня все, кто садился на эту диету, ждали особенно, ведь можно было есть сыр и пить сухое белое вино. Знаю, что Лариса Лужина худела по методике Ларионовой и признавалась потом, что после трех дней вино показалось ей гадким по вкусу и захотелось вместо него съесть кусок мяса или котлету. 

А вот Махмуд Эсамбаев постоянно сидел на диете! Он тоже с нами ездил, как и другие артисты балета, хоть раз танцевавшие в кино. Чтобы сохранить свою осиную талию, Махмуд питался одной зеленью. При том что его помощники загружали в поезд целые коробки с едой. Но коньяки, очищенная водочка на лимоне, помидорчики, огурцы, мясо — все это было нужно, чтобы в гостинице Эсамбаев накрыл стол для гостей и пригласил нас с Жариковым, Мордюкову, Смирнову, Рыбникова с Ларионовой. Он щедро угощал нас, но сам закусывал только веточкой петрушки. И признавался, что он мечтает съесть тарелку супа, в котором плавал бы огромный кусок сала.

— Несмотря на то что компания у вас была веселая и дружная, три концерта в день, наверное, сильно выматывали?

— Конечно. И это при том, что я еще могла что-то пропустить, куда-то не поехать: допустим, возлагать цветы к памятнику комсомольцам или на шефские концерты к солдатам. От нашей семьи на такие мероприятия всякий раз ходил Женя. Я говорила: «Ты коммунист, ты и иди». Сама я в партию вступать отказывалась. Отговаривалась, что в нашем маленьком семействе одного члена партии более чем достаточно.

Нонна Мордюкова и Алла Ларионова в фильме «Семья Ивановых». 1975 г.
«С Мордюковой мы сдружились в поездках. Бывало, она приходила в номер и заявляла: «У меня сегодня хорошее настроение, давайте чаи гонять и разговаривать». Я могла часами слушать ее рассказы» Нонна Мордюкова и Алла Ларионова в фильме «Семья Ивановых». 1975 г.
Фото: FOTODOM.RU

— С кем же оставался ваш сын Федор, когда родители уезжали гастролировать по стране с программой «Това­рищ кино»?

— У нас с Жариковым не всегда получалось уезжать на гастроли вместе. Многие семейные пары так выступали, порознь: например, Лариса Голубкина и Андрей Миронов практически никогда не пересекались в поездках. Иногда кто-то один из нас оставался дома с ребенком. Порой мы с Женей брали Федю с собой, во всяком случае, пока он не ходил в школу. Так совпадало, что и Полищук приезжала с сыном Лешей, Фатеева с дочкой. Наша малышня тихо сидела в гримерках, пока мы давали трехчасовые концерты. 

Недавно я видела Лешу Макарова и даже спросила, какой у него теперь размер ноги, ведь помню его совсем малышом, чья ножка могла поместиться в мою ладонь. Леша мне очень тогда нравился, смешной такой был. Ну а нашего Федю очень любила Нонна Викторовна Мордюкова, все делала ему какие-то подарки. Мы с ней очень сдружились в этих поездках. В гостинице Нонна Викторовна иногда приходила к нам в номер и предупреждала: «Я снотворное выпила, вы за мной присматривайте и гоните, когда придет Морфей». Тогда я делала некрепкий чай, и мы беседовали, пока у Мордюковой не начинали слипаться глаза. А бывало, что она, наоборот, заявляла: «У меня сегодня хорошее настроение, не хочу спать, никаких таблеток не пила, давайте чаи гонять и будем разговаривать». В автобусе мы с ней часто занимали места рядом, и я часами слушала ее рассказы.

— Все-таки это трудно вообразить: целый автобус кинозвезд трясется по провинциальным дорогам…

— Ну и что? Тот же Николай Афа­насьевич Крючков с нами в автобусе ездил, никаких бизнес-классов же не было. И послаблений никому не делалось. Помню, мы прилетели во Владивосток, а у меня из-за простуды пропал голос. При этом по всему городу висят афиши с моей фотографией. Меня вызвал режиссер и приказал: «Делай что хочешь, но чтобы на финальный поклон вышла вместе со всеми, как полагается — накрашенная и причесанная. Зритель должен увидеть тебя на сцене». И я вышла! Сразу после этого меня, правда, увезли к врачу на капельницы и прогревания. А в Хабаровске я прямо на сцене потеряла сознание из-за высокого давления. Мы с Жариковым танцевали вальс, он успел подхватить меня на руки и унес за кулисы. Зрители даже ничего не поняли… Этому нас научили мэтры: Крючков, Санаев, Ладынина, Гердт, Смирнова, Вицин — проблемы оставлять за кулисами, а зрителям мы должны дарить только праздник.

Как правильно обрезать кусты малины в октябре — увеличите урожай в 4 раза
Многие дачники сталкиваются с проблемой слабого плодоношения малины в сезон. Автор Дзен-канала «Хозяюшка» открыла многим глаза на важность осенней обрезки кустов, которая напрямую влияет на объем урожая.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая