Иван Абрамович разрывался между любовью и предрассудками своего сословия: мыслимо ли жениться одному из богатейших людей России на кафешантанной певичке? И долго не мог решиться на мезальянс, опасаясь, что купеческая Москва не примет его возлюбленную в качестве супруги, — на хористок «Яра» смотрели как на милые, но падшие создания.
Помогли близкие друзья — Вера и Алексей Бахрушины, в доме которых на Лужнецкой улице Морозов бывал запросто и даже привозил подругу. Дося нравилась Бахрушиным, по воспоминаниям их сына Юрия, «она была скромна, не стремилась принимать участие в разговорах о предметах, в которых ничего не понимала, была весела и жизнерадостна, в ней отсутствовала какая-либо вульгарность». Бахрушины решили «создать счастье» Ивану Абрамовичу и убедили его в необходимости женитьбы. Двадцать седьмого июля 1907 года Морозов венчается со своей Досей. В преддверии свадьбы для своего дома заказывает Морису Дени живописные панно с любовным сюжетом, словно признаваясь новой хозяйке в нежных чувствах. Сама же свадьба была скромной — обед в «Эрмитаже» в узком кругу друзей и путешествие в Париж.
Купеческая верхушка встретила новоявленную миллионершу настороженно, но Бахрушины устроили в своем доме званый обед, где Дося держала себя так непринужденно, что сердца смягчились и Морозовы получили несколько приглашений. Спустя три года Серов на Пречистенке работал над портретом Ивана Абрамовича на фоне сочного матиссовского натюрморта. На одном из сеансов хозяин неожиданно обратился к художнику: «Об одном осмелюсь попросить вас, Валентин Александрович, усильте блеск кольца. Пусть знают, что женился поздно и жену очень любил».
Для пополнения своей коллекции по крайней мере дважды в год Иван Абрамович непременно оказывался в Париже. В апреле приезжал на Салон Независимых, в октябре — на Осенний салон. Он не пропускал ни одной значительной выставки, приобретал полотна как через маршанов (парижских торговцев предметами искусства), так и напрямую у художников, многих из которых знал лично.
Первые его покупки были скромны. Двадцать четвертого июля 1903 года в галерее Дюран-Рюэля он приобрел пейзажик Альфреда Сислея «Мороз в Лувесьенне». С этой картины началось морозовское собрание новейшей французской живописи. Со временем новоявленный коллекционер вошел во вкус: вначале его захватили импрессионисты, и он методично приобретал лучших Моне, Ренуара, Дега, Писарро, затем так же увлеченно охотился за постимпрессионистами — Ван Гогом, Гогеном, Матиссом, Сезанном, Дереном, Боннаром. К 1907 году поток картин, направляющихся из Парижа в Москву, принял уже фантастические размеры.