Алла Демидова. Я никогда не шла против судьбы

В Ленинграде с «Реквиемом» мы выступали в зале филармонии. И вдруг со сцены вижу перед собой в...
Павел Соседов
|
02 Ноября 2020
Алла Демидова
К роли Марии Спиридоновой я подошла нестандартно — создала объемный человеческий и женский образ. Кадр из фильма «Шестое июля»
Фото: РИА Новости

В Ленинграде с «Реквиемом» мы выступали в зале филармонии. Идет концерт, и вдруг со сцены вижу перед собой в первом ряду лицо Ахматовой. Я сразу догадалась, что это Лев Гумилев. Никто из участников концерта его не приглашал, поэтому появление сына Ахматовой в зале стало для нас неожиданностью. По окончании он пришел за кулисы. «Терпеть не могу, когда актеры читают стихи! Тем более Ахматову! — сказал мне Лев Николаевич. — Но... Вы были хорошо одеты». Понимаете, сказано это было без какой-либо специальной интонации. Но вот эта маленькая пауза после «но» и дальше слова «вы были хорошо одеты» дали почувствовать, что Гумилев похвалил мое выступление. Понравилось, что он сделал это именно так — завуалированно, не напрямую.

И еще один момент остался в памяти с того концерта. На поклонах принимаю цветы от зрителей. Вдруг к сцене подходит женщина со следами возраста, но нестарая — наверняка пережившая блокаду, про таких говорили «питерская интеллигентка». На жакете — брошечка-камея, волосы собраны в пучок... Протягивая букетик, делит его пополам. Одну часть цветов вручает мне, а вторую — кладет на сцену со словами «А это Ане...» Я поняла, что она была знакома с Ахматовой. Затем протянула сверток, довольно, кстати, тяжелый: «Это тоже вам». У меня хорошая ассоциативная память, и в этот момент я вспомнила, как однажды на Таганке в трудные времена зритель после спектакля подарил что-то завернутое в газету. Я тогда подумала: наверное, цветы, укрытые от мороза, но развернув, обнаружила палку копченой колбасы... На сей раз оказалась коробка из-под джина, на которой от руки было написано: «Это не джин». Внутри лежала бутылка, кажется с хересом. Я знала, что его любит Вася Катанян, и когда пошла к нему на день рождения, вручила ту бутылку. Вот так закольцевалась эта история — ведь я читала «Реквием» в костюме Лили Брик, который подарил мне Вася.

— Когда вспоминали Караяна, вы сказали, что на репетиции он не полностью раскрывался. А актер на репетиции должен всегда выкладываться?

— Смотря на какой. Я вот точно знаю: если генеральная репетиция прошла хорошо, то вечером премьерный спектакль будет хуже. А если на прогоне мы лишь закрепили мизансцены и текст, то премьера пройдет хорошо. К сожалению, Любимов требовал от нас полной выкладки на репетициях — «выжимал» нас — и это плохо сказывалось на вечернем спектакле. Мы, конечно, могли схитрить, но не сразу научились этому.

— Юрий Петрович бывал с вами строг, резок?

— За спиной, думаю, бывал. А в лицо никогда не грубил. Но мог быть язвителен. Расскажу одну историю времен «ранней Таганки». Я уже говорила, что в то время иногда писала статьи, как правило, в «Советскую культуру». Но однажды мне предложили напечататься в «Правде». Помню, я даже советовалась с моим другом художником Борей Биргером, печататься ли в «Правде»? Он мне сказал: «Аллочка, ну раз в «Правде» появилась такая «щель», то давайте будем «раздвигать эти щели», а не отдавать эти возможности другим. Пишите!» Я и написала совершено невинную статью. Материал должен был быть о нравственности, о каком-то служении — в общем, что-то возвышенное. Причем писала-то я о Театре на Таганке. Вспомнила даже нашего реквизитора Верочку, которая всю жизнь посвятила театру и очень ответственно относилась к своей работе. В день выхода газеты, как всегда, опаздываю на репетицию. Кстати, надо отдать должное Любимову, со временем он разрешил мне не приходить к началу репетиций, а приезжать в театр к двенадцати. В тот день влетаю в репетиционный зал, только собираюсь присесть, как Юрий Петрович протягивает ко мне руки: «Подождите, Алла Сергеевна, я вам платочек сейчас подложу, а то запачкаетесь». Я сразу поняла, к чему относятся эти фраза и жест, — уж точно не к моему опозданию.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
В свой день рождения — за работу: Дед Мороз зажжет новогоднюю елку онлайн
Знаменитый житель Великого Устюга, Дед Мороз, примет поздравления от всех жителей страны.Теперь каждый сможет стать гостем праздника, не покидая уют своего дома. Прямой эфир с торжества организован на официальной странице Вологодской области в RUTUBE. Трансляция начнется в 12:00 по московскому времени. 

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая