Людмила Колесникова: «Он не изжил свой страх перед неизведанным. слишком быстро «набрал высоту»

Влада звал в свою картину «Мой друг Иван Лапшин» Алексей Герман. Слышу, муж говорит: «Знаете что? Я...
Ирина Кравченко
|
01 января 2019
Владлен Бирюков
Он часто мне снится. Я хочу с ним поговорить, но не получается — вокруг много народу. А проснувшись, думаю: слова ни к чему, ведь Влад с нами
Фото: UnionWest Archive/Vostock photo

Жить с человеком сложным, мятущимся тяжело. Его постоянно точила неуверенность — в себе, в происходящем, в жене. Ночами будил, звал на кухню — «на разговор»:

— Зачем ты со мной разошлась?

— У меня больше нет сил. Устала... — только и могла ответить.

Влад понимал, что наши пути расходятся все сильнее.

Первого февраля 1986-го — в годовщину нашей свадьбы — ехали в аэропорт. Я улетала в Москву на те самые курсы. Влад уговаривал остаться:

— Если не согласишься, разъезжаемся.

— Хорошо, — был мой ответ.

За неделю до моего отъезда он получил квартиру — туда и ушел. Я сообщила об этом Наде, учившейся в институте культуры в Кемерове, она была ошеломлена: ведь несмотря на развод, мы с ее отцом жили вместе и не тревожили дочь своими проблемами. Возможно, она до конца не верила, что расстанемся.

Первое время, хотя я сама стремилась разрубить узел, было больно: двадцать три года из биографии не вычеркнешь. А потом выдохнула, огляделась, и мне даже понравилась новая жизнь. С Владом продолжали общаться — жили-то по соседству. Узнав о смерти моей мамы, тут же примчался помочь с похоронами. Звал на свои спектакли. Мне по старой памяти присылали для Влада сценарии или пьесы, и я несла их ему в гараж. Домой не заходила: он вскоре после нашего разъезда женился на Татьяне Фирсовой.

А вот ко мне бывший муж иногда заглядывал, каждый день звонил Наде. Если дочь привозила в Новосибирск старшего сына Саньку, дед так радовался! Гулял с коляской и сиял от счастья. Как-то я взяла уже подросшего внука в Новосибирск и попала в аварию. Мальчик жил у Влада, они вместе навещали меня в больнице. Дед Сане готовил обеды, например варил сырный супчик — при том, что за все двадцать три года нашей семейной жизни макароны ни разу не сварил! Водил к себе в театр. Позже, уже в Москве, с удовольствием занимался младшим, Андрюшкой. Тот из него веревки вил. Когда внук не хотел идти в сад, дед отправлялся с ним в магазин и покупал все, на что указывал малыш. А перед нами оправдывался: «Я ведь его почти не вижу...»

Знакомая по Новосибирску рассказывала, как Влад, приходя в гости, играл с их ребенком и вздыхал: «А я так одинок...» Очень тосковал по дочке, по внукам, общих-то детей у них с Татьяной не было. Тут еще театр, когда Влад вышел на пенсию, не продлил с ним контракт: новый главный режиссер по-своему видел творческий процесс, Бирюков с ним не соглашался. Кинематограф девяностых годов переживал затишье, большинство актеров старой гвардии осталось без ролей.

Сама я примерно в то же время устроила на студии прощальный банкет и уехала в Москву — помогать Наде с детьми. Она постоянно общалась с отцом. Как-то в Новосибирске шли вместе по улице, и Влад признался дочери, что жалеет о случившемся. Теперь же, чувствуя состояние папы, Надя звала его в Москву, рассказывала, что мы строим в Подмосковье дом. У нас Влад никогда не остался бы один, в нашей семье одиноких нет. Но он не решился изменить жизнь, точнее вернуться к прежней, но зажить по-другому — в ладу с самим собой...

Неожиданно мне позвонила жена его друга, давнего, еще со времен барачного детства: «Люся, с Владом что-то не то». В дом их не приглашали, но кто-то из актеров рассказал, что у Влада разладилось здоровье, хотя Наде в телефонных разговорах отец неизменно сообщал, что все в порядке. Мои попытки разузнать через друзей, что с ним, долго ни к чему не приводили. Вдруг пришло известие: онкология, Влад в больнице. Мы с Надей стали туда звонить, звали его к телефону. На все расспросы отвечал: «Не беспокойтесь, все хорошо». Скоро его выписали.

Я была на даче, когда позвонила Надя: «Мамочка, летим в Новосибирск. Папа умер». Ему было всего шестьдесят три года. Похоронили Влада в Бердске рядом с матерью.

...Он часто мне снится. Приходит, вроде собирается остаться. Я хочу с ним поговорить, но не получается — вокруг слишком много народу. Так становится обидно, что опять не вышло разговора! А проснувшись, думаю: слова ни к чему, ведь Влад с нами.

1 2 3 4 5

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая