Павел Кузнецов. Бегство на восток

В конце 1910 года художник вдруг исчез из Москвы. Искусствовед Эфрос писал: «Прошла весть,...
Нина Белова
|
01 Декабря 2018
Фото репродукции картины П. Кузнецова «У водоема». 1913 г.
Фото репродукции картины П. Кузнецова «У водоема». 1913 г.
Фото: Игнатович/РИА Новости

В конце 1910 года художник вдруг исчез из Москвы. Искусствовед Эфрос писал: «Прошла весть, несколько странная, что уехал к киргизам в степи. Почему в степи? Почему к киргизам?»

Павлу не было и тридцати, когда его работы вошли в экспозицию русского искусства, устроенную осенью 1906 года Сергеем Дягилевым в Париже. В рамках Осеннего салона выставили старинные иконы, скульптуру и мирискусников: Бакста, Бенуа, Врубеля, Серова, Рериха, Кузнецова. Особым вниманием пользовались картины Павла — «Утро», «Любовь матери» и «Голубой фонтан». Успех повлек за собой неожиданное избрание молодого художника членом Осеннего салона (немногие русские удостаивались такой чести). Это было тем более лестно, что годом раньше на салоне выставлялся Анри Матисс, которого Кузнецов очень ценил.

Присев на террасе уличного кафе, Павел заказал завтрак с обязательным камамбером и яблочным пирогом и попросил листок бумаги, благо ее давали бесплатно. Он стал писать родителям в Саратов, как ошеломил его Париж, — хотелось остаться, бродить без устали по улицам и бульварам, впитывать краски и запахи города, посещать студии и рисовальные классы, но друзья по Училищу живописи, ваяния и зодчества затевали новую выставку и настойчиво звали в Москву...

Вскоре Павел вернулся в Россию и сразу включился в активную подготовку выставки «Голубая роза». Субсидировал ее Николай Рябушинский — известный меценат и издатель художественного журнала «Золотое руно». Открытие состоялось восемнадцатого марта 1907 года на втором этаже Торгового дома однофамильца Павла фарфорозаводчика Матвея Кузнецова.

Посетителям вручали каталог с голубой розой на обложке — символом недостижимого идеала. В небольших изысканно убранных залах живописные работы разместили на фоне серебристо-серых стен и голубых драпировок. Подобранные в той же гамме полотна словно растворялись в сказочном дымчатом пространстве. Казимир Малевич заметил, что даже в воздухе чувствовался «голубой запах». На самом деле дурманящий аромат исходил от гиацинтов и нарциссов — вазы с весенними цветами стояли повсюду. Звучала музыка Скрябина, Белый и Брюсов читали стихи.

1 2 3 4 5 6 7 8
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог