Любовь на плахе

Трагическая история одной из наложниц Петра I, которая спасла своего любимого ценой собственной жизни.
Сергей Беднов
|
29 Октября 2015
Фото: LISZT COLLECTION/HERITAGE IMAGES/GETTY IMAGES

Петр стал ей неприятен, и единственное, что теперь мирило Марьюшку с грубыми объятиями царя, это подарки, которые фаворитка с виноватым видом передавала своему любезному другу подпоручику.

Ранней осенью 1784 года в Кунсткамере случился переполох. На невской набережной прямо перед входом остановились несколько карет. Из самой роскошной появилась государыня и, сопровождаемая офицерами свиты, направилась к распахнутым прислугою дверям. Екатерина II степенно вплыла в кабинет, выходящий окнами в тихий осенний двор. В комнате были сухонький старичок с облезлыми бакенбардами и княгиня Дашкова. Она подняла глаза и обомлела: императрица! Тут же склонилась в почтительном реверансе.

— Садитесь, садитесь, княгиня, — легким жестом пухлой руки пригласила Екатерина. — Решила вот мимоходом заехать посмотреть, как трудится во благо отечества директор нашей Академии наук. Граф Разумовский лестно отзывается о ваших успехах. Особенно благодарен он за то, что удалось навести порядок с казенными деньгами. А позвольте полюбопытствовать, княгиня, от каких трудов отвлекла я вас своим появлением?

— Ваше величество, как раз казной сейчас и занималась. По документам у нас расходуется весьма много спирту. Я уж, грешным делом, подумала, что его пьют сторожа. Но вот господин смотритель, — кивнула она на испуганного старичка, вжавшегося в стену, — убедил, что спирт нужен для приготовления раствора, в коем хранятся человеческие головы.

— Головы? Уродцы какие-нибудь? Государь Петр Алексеевич очень ими интересовался.

— Нет, ваше величество. Обычные человеческие головы. И одна из них принадлежала весьма красивой особе, — указала княгиня на какой-то объемистый предмет, накрытый холщовой тряпицей.

— Ну-ка, голубчик, — велела императрица, — покажи, что там.

Облезлый старик сорвал покров, под которым обнаружился стеклянный сосуд с заспиртованной женской головой.

— О боже! — воскликнула императрица. — Красива-красива... И молода. Интересно, что погубило ее?

— Ваше величество, — склонился старик, — позвольте сказать. Ее погубила любовь.

...За семьдесят лет до этого визита тихим летним вечером Марта Скавронская, дочь литовского крестьянина, бывшая наложница Меншикова, а ныне жена царя Петра Екатерина, придирчиво осматривала свою фрейлину Марию Гамильтон (непривычное имя придворная челядь на русский лад быстро переиначила в Гамонтову). Перед нею стояла девица лет семнадцати с точеной фигурой и тонкими чертами лица. Даже сквозь румяна, положенные этикетом, видно было, что кожа ее светла и нежна. Крохотные родинки на виске и над верхней губой придавали красавице пикантную неотразимость.

Девушка происходила из старинного шотландского рода, обосновавшегося в России еще во времена Ивана Грозного. При дворе она появилась в 1713 году, и Екатерина сразу приметила красавицу, сделав своей фрейлиной. А недавно во время бала, устроенного в честь нового посла, на Марию обратил внимание сам государь. «Хороша девица! — шепнул Петр жене. — Надо бы взглянуть на нее поближе».

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая