Орест Кипренский: в погоне за мечтой

Судьба любит ходить окольными путями. Малышка и ее мать счастливы — значит, жизнь была прожита не напрасно.
Алексей Александров
|
20 Января 2012
Репродукция картины Ореста Кипренского «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча)», 1819 г.
Репродукция картины Ореста Кипренского «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча)», 1819 г.
Фото: РИА-Новости

Все знают, что он советовал русскому послу выкупить у города Бари мощи Николая Угодника. Какое это было бы преступление! Без покровительства святого город погибнет!

Маттео понурился — он знал, что хозяин и впрямь подбивал друзей-дипломатов склонить к этому императора.

«Он ведь очень хороший человек, — подумал Маттео Фетуччи, — почему же в его бедную голову то и дело приходят всякие безумства? Разве мало, что к нему и так липнут сплетни?» И слуга снова принялся с ожесточением лупить по висящим на веревке сюртукам Кипренского. Их хозяин тем временем ехал по Риму, раскланиваясь со знакомыми. Ему казалось, что прохожие шепчутся: — Смотрите, это знаменитый русский художник, кавалер Кипренский!

Он едет венчаться со своей бывшей воспитанницей!

Ему пришло в голову, что кто-то непременно добавит: «Ради нее он даже перешел в католичество» — и от этой мысли Кипренского передернуло. Как быть, когда об этом узнают в Петербурге? Что скажет император? Николай I и так его недолюбливает…

Ну да ладно, будь что будет — ведь без этого римские попы не отдавали ему Мариуччу.

Он ехал и думал, что его жизнь поистине странна. Мог ли мальчик, выросший в семье крепостного, предположить, что обвенчается он не в бревенчатой деревенской церкви, а в Риме?

Да и так ли все просто с его детством? Скорее всего он не был сыном крепостного Адама Швальбе, иначе хозяин поместья, бригадир Дьяконов, не дал бы вольной самому Оресту, его братьям и сестрам, матери и тому, кого назначил мальчику в отцы. В этом случае он не получил бы свою странную фамилию. Его настоящий отец — наверняка сам бригадир, но Адам Швальбе был к нему добр, о нем он вспоминает только хорошее.

Как в крепостные к русскому помещику попал немец Швальбе? Теперь уже никого об этом не спросишь: бригадир Дьяконов давно умер, нет больше ни матери, ни его названого отца.

В шесть лет Ореста отправили в Петербург — Адам Швальбе подписал обязательство, пообещав академическому начальству, что не вытребует мальчика домой, и тот навсегда простился с родным селом.

Ранняя побудка, уроки, редкие прогулки по городу, раз в неделю — баня: Орест рос как в казарме, понемногу забывая родных.

Академию он окончил одним из первых, хотя большую золотую медаль получил не с первого раза. Быстро прославился как портретист, был приближен ко двору сестры Александра I, Екатерины Павловны, добился расположения государыни Елизаветы Алексеевны. Его отправили совершенствоваться в искусствах в Италию, и он стал первым среди живущих там русских художников, его работами восхищались в Европе.

Женитьба его не привлекала. Друзья говорили, что он так и умрет холостяком, а Кипренский только отшучивался. Но годы шли, и он чувствовал себя никому не нужным, ему хотелось о ком-нибудь заботиться.

А потом в его жизни появился несчастный ребенок — мать Мариуччи кочевала от любовника к любовнику, и девочка часто ложилась спать голодной.

Распутная мать Мариуччи вызвала у рассматривавшего дело кардинала отвращение, но он никогда не отдал бы крещеное в католической вере дитя иноверцу-схизматику.

И девочку поместили в приют: для того чтобы Мариуччу никто никогда не нашел, родным сообщили, что ее отправили то ли в Неаполь, то ли во Флоренцию. А вскоре Кипренскому пришлось вернуться в Россию.

Он потратил на поиски Мариуччи пятнадцать лет и много денег, а нашел ее неподалеку от той римской улицы, где жил. Сейчас кучер повернет налево, затем покажется дубовая дверь приюта с зарешеченным окошком, привратник ее распахнет — и навстречу ему шагнет Мариучча.

В тот день Анна Мария Фалькуччи проснулась рано.

Девушек всегда будили в пять утра: монахиня шла по кельям, где спали воспитанницы, крутила деревянную трещотку и кричала:

— Да благословит вас господь! Вставайте, дети мои!..

Нынешним утром она проснулась задолго до того, как раздался противный треск, и лежала, притаившись под одеялом. Рядом сопели другие воспитанницы — восемнадцатилетняя Габриела, пятидесятипятилетняя Донателла, дурочка Паолина, возраста которой никто не знал.

1 2 3 4 5
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог