Я был одним из тех, кто занимался вопросами приборов контроля за Землей, и оказался близок к пилотируемой космонавтике. Время от времени я бывал на космодроме среди космонавтов. И вот однажды после лекции, которую я читал в Звездном городке, инженер-испытатель космических кораблей Николай Николаевич Рукавишников спрашивает: « Ты чего, не хочешь в космос?» Отвечаю: «Не знаю». Я тогда думал, что в космос должны летать подготовленные люди, летчики. А он мне объяснил, что все космонавты должны быть прежде всего специалистами, каждый в своей области — кто оптик, кто связист, кто физик. Рукавишников буквально заставил меня написать заявление, я прошел медкомиссию и в 1978 году был зачислен в отряд космонавтов. И в этом же году меня включили в экипаж — Кизим, Макаров, Савиных в качестве дублера. У меня была единственная неготовность — вестибулярный аппарат, но мне удалось его победить тренировками — пришлось подолгу стоять на голове. И в 1981 году меня в первый раз послали в космос вместе с Владимиром Коваленком.
— Как изменилось ваше мироощущение после первого полета?
— Одним из приоритетных направлений в науке была экология, и это стало моей задачей. Я увидел Землю как единый организм с его проблемами-«болезнями». Было видно, что Аральское море высыхало, потому что воду стали использовать для мелиорации, великие американские озера оказались очень загрязненными, вместо лесов местами виднелись «залысины», то есть леса вырубались целыми массивами... В атмосфере я впервые увидел серебристые облака, это очень красиво. В районе Курил и Японии видел вихри — извержение вулканов. Я начал больше любить и жалеть Землю.
— Виктор Петрович, вы были в космосе три раза, какой полет был самым страшным и какой самым счастливым, если так можно выразиться?
— Самый счастливый — первый, где я был бортинженером корабля «Союз Т-4». Он длился 75 суток и дал мне возможность окунуться в подготовку к полету, все было впервые и все очень интересно. А самым сложным был второй, когда мы узнали, что наша станция не отвечает на сигналы с Земли. Мы начали готовиться, надо было найти эту станцию, произвести ручную стыковку, выяснить проблемы и сделать ее снова функционирующей. Это подробно описано в моей книге «Салют-7». Записки с «мертвой» станции». Третий полет был никакой в том смысле, что я не успел «испугаться», он длился всего 10 дней. После полугодового полета на станции «Салют-7» это было ничто. Когда приземлился, я готов был тут же стартануть обратно.
— Ваш второй полет был самым технически сложным, расскажите об этом, пожалуйста.
— Двенадцатого февраля 1985 года Центр управления потерял связь с орбитальной станцией «Салют-7», совершающей полет в автоматическом режиме. Она была в свободном полете, могла упасть на любой город мира и принести немало разрушений. Пресса многих государств начала сообщать, что русские теряют станцию и она падает. Дело осложнялось тем, что между нашей страной и Америкой шла холодная война. Станция потерялась, было непонятно, что с ней случилось — пожар, метеорит, она не подавала признаков жизни. Что именно произошло на борту, с Земли установить не представлялось возможным.