— Мы не боги, мы можем ошибаться и ошибаемся. А еще мы вынуждены при отчислении говорить человеку, что он не может, что профессия не для него. Опять же повторяю, может быть, мы не правы, и с другим педагогом получится.
На туре я практически не слушаю обязательные басни, потому что это дурь. Говорю абитуриенту: «Спойте чего-нибудь, даже если у вас нет слуха, пойте любименькое, то, что в ду?ше поете». И тогда сразу видно, загорается что-то в человеке или нет. Я не могу объяснить, как именно понимаю, что человек одарен.
Однажды на курс, который я в тот год набирала, пришел небезызвестный нынче артист Горбатов, который «Шаляпин» и «Угрюм-река», он теперь большая звезда нашего кинематографа. Вошел такой нахал двухметрового роста, с голубыми глазами, с небольшим говором, и сказал, что он в принципе газосварщик из Запорожья. Начал читать. Все сразу было ясно — и что с ним будет трудно, и что справимся. Саша такой забавный был. Сидит на занятии ворон считает. Но как только за дверью аудитории кто-то начинал громко разговаривать, он выскакивал и орал: «Прекратите немедленно, у нас урок идет, вы мешаете!» Возвращался на место и снова будто в сон впадал.
Сашка болтун, помню, как рассказывал, что он круглый сирота, вообще никого на свете, бедняжка. Потом выяснилось, что дедушка его — генерал, а сестра живет в Италии. Как-то пришел на занятия в шикарных голубых джинсах, в белоснежных носках, модных кроссовках и с крокодильчиком на пуловере. Среди наших нищих студентов он, конечно, сильно выделялся. Я спрашиваю:
— Сыночка, а где ты это взял?
— А сестра прислала.
— Так ты же круглый сирота.
— Я не хотел вас расстраивать, Нина Игоревна, у меня сестра в Италии живет, — говорит и хохочет.
— Все хорошо, если бы еще диплом театрального гарантировал актерскую счастливую судьбу.
— Я всем своим первокурсникам говорю: «Здравствуйте, товарищи будущие безработные!» Потому что нет никаких гарантий, что они устроятся на работу в принципе. Раньше, еще при советской власти, было распределение, и молодые артисты вынуждены были хотя бы на три года ехать в Пермь, Томск, Владивосток. Сейчас же этого нет. Женя Дворжецкий, например, распределился в театр города Владимира. Но поскольку мы в тот год поженились, он получил московскую прописку и смог на полном основании показаться в столичные театры. Без прописки тогда никуда не брали. В итоге он получил приглашение в РАМТ, который тогда был ЦДТ.