Во МХАТ я пришла невесткой Ефремова, соответственно, было много недовольных. Олег Николаевич говорил: «Ну а кто может лучше? Скажите мне... Вот поэтому она и играет».
—Женя, как вам кажется — сценарий жизни мы сочиняем сами?
— Поскольку мысли высказанные есть ложь, стараюсь глубоко не погружаться в раздумья на тему, почему мир такой, а не другой, как все устроено и зачем. С одной стороны, я верю в то, что человеку доступно практически все, если он знает, куда и зачем идет, умеет правильно мечтать, не предает себя и других, живет по совести. С другой стороны — не раз видела подтверждение, что нас ведет кто-то сверху. Вдруг попадаются на пути люди, которые неожиданно помогают, вмешиваются, протягивают руку. Поддержка приходит оттуда, откуда и не ждешь. Необязательно материальная, часто в виде дельного совета или примера от человека, которым стоило последовать. Но не прикладывать усилия, когда «все само собой произошло», — это не про меня. Всю жизнь почему-то приходится очень много работать и вообще шевелиться, чтобы получить то, что хочу.
— Женя, а как правильно мечтать? Вы умеете?
— Мне кажется, да. Оформляю мысли в конкретную форму и посылаю наверх! Любому человеку по силам стремиться к тому, чтобы его желания исполнялись. Или хотя бы избегать того, чего не хочешь видеть в своей жизни. «Здесь и сейчас, ни о чем не думая» — это что-то животное, на мой взгляд.
— Чего конкретно вы избегаете?
— Стараюсь не соглашаться на предложения, которые по разным причинам не нравятся. «Нет» дается нелегко, но первые результаты есть. Во всяком случае, я перестала влезать в те ситуации, которые не откликаются изначально. Даже если кто-то уговаривает. Жизнь коротка, и тратить время на ненужное теперь не хочется.
— В этом большой плюс зрелости. В юности на нас постоянно кто-то давит: родители, значимые взрослые, педагоги, наставники... Независимость — это роскошь, доступная лишь состоявшимся людям.
— Но только не актерам! Наша профессия — самая зависимая. При внешнем лоске самая бесправная. Обывательский взгляд — «О-о, артисты, вам все дозволено!» — ошибочный. Мы всю жизнь зависим от режиссеров, продюсеров, партнеров, даже от собственного самочувствия. Поэтому большинство из нас подвержены приступам неуверенности и депрессиям. Хотя если пофилософствовать, в неуверенности таится большой потенциал. Смоктуновский любил повторять: если артист не сомневается, то как профессионал он умер.
— Можете привести пример, когда вы поступали, казалось бы, вопреки всему, а в итоге получали вознаграждение?
— Например, когда я решила идти в театральный институт. Родители не давили, но явно не верили в саму возможность — и в меня. Наша семья не творческая, с чего вдруг простая девчонка решила стать актрисой? Но в юности я вообще никого не слушала! Никаких авторитетов не существовало в принципе. Шла туда, куда вело. Кто вел, что — не знаю... Но ощущение такое было.