— Еще одна распространенная проблема воспитания: дети разучились сами себя занимать. Обилие игрушек не развивает воображение, им скучно.
— Да, я замечаю такую тенденцию. Больше скажу: современные дети плохо умеют играть вместе. Каждый сам по себе. Поэтому у нас дома есть правило оставлять Амелию на десять-пятнадцать минут играть одной. Не вмешиваться, не стараться занять, а просто находиться рядом.
— Юля, согласие в вашей семье в вопросах воспитания достигнуто? Нет такого, что вы требуете одно, папа другое?
— Стараемся приходить к согласию. Мы с Лешей сразу договорились: при ребенке никаких споров на повышенных тонах. Надо что-то выяснить, а люди мы эмоциональные, — пожалуйста, выясняем за закрытыми дверьми. Надеюсь, что этого золотого правила будем придерживаться всю жизнь.
Конечно, существуют темы, на которые мы с мужем смотрим по-разному. Дискутируем наедине. Детям ведь моментально передается настроение родителей, поэтому взрослым следует держать эмоции под контролем. Не призываю становиться похожими на роботов. Наша дочь, к примеру, понимает, что родители устали, чем-то озабочены, что из-за чего-то грустят. Мы называем вещи своими именами, не прячемся под масками, не надеваем на лица деланые улыбки.
— Бывает, что решения родителей оспаривают бабушки с дедушками...
— Наши родители — люди мудрые и опытные. Никогда такого не было, чтобы они вмешались, подвергли сомнению наши с Лешей решения или слова. Няня в семье — это в первую очередь друг, так мы объясняем ребенку. Тот, кто помогает, но не устанавливает правила. Мы все свободное время проводим втроем — Леша, я и наш ребенок. Не было случая, чтобы мы с мужем остались дома или куда-то уехали развлекаться, а дочь поручили бы няне. Даже если к нам домой по делам приезжают знакомые, она находится рядом. Спрашиваю: «Дочь, не скучно со взрослыми?» Если отвечает да, то предлагаю пойти поиграть.
— Интересно, вы придерживаетесь правил воспитания, которые когда-то существовали в родительской семье, или вырабатываете собственные?
— Родители растили меня в любви и доверии, предоставляли полную свободу. Позволяли развиваться в том направлении, которое сама же и выбирала, ориентируясь на собственное чутье. Они не остановили меня, когда отправилась получать бесперспективную в те времена профессию хореографа. В конце девяностых все девочки стремились в экономисты. А танцы разве прокормят? На всякий случай позже я получила-таки экономическое образование. Но это другая история.
Вот в этом смысле — любви и содействии ребенку — стараюсь максимально походить на своих родителей. Поддерживать дочь в творческих порывах, в желании потрогать мир, примерить его на себя. Да, бывает, сердце замирает, когда понимаю — да уколется же! Упадет! Но беру себя в руки: «Юля, ребенок набирается опыта, это нормально! Терпи».