Жан Рено: «Пенсия — странное для меня слово»

Фирменная трехдневная щетина на немного хмуром лице и отсутствие привычной для звезд такого масштаба улыбки.
Мария Обельченко
|
12 Января 2025
Жан Рено. Фото
Жан Рено
Фото: ABACA/ТАСС

Фирменная трехдневная щетина на немного хмуром лице и отсутствие привычной для звезд такого масштаба улыбки. Да и назвать его звездой почему-то язык не поворачивается. Хотя 76-летний актер — живая легенда не только французского, но и мирового кинематографа.

Немногословный и сдержанный, он производит впечатление мудрого, очень порядочного и грустного человека. Признается, что ему свойственна меланхолия. «Это во мне андалузское, мой отец оттуда родом. Он мне передал это свойство — осознание неминуемой смерти. Ничего печального на самом деле. Наоборот, помогает... Когда чувствуешь себя уж слишком несчастным, пьешь, ешь, слушаешь музыку. Грусть напоминает, что ты жив и должен продолжать жить...»

«Я не был счастлив тогда...»

Настоящее имя Рено — Хуан Морено-и-Эррера Хименес. Он родился 30 июля 1948 года в Касабланке, в Марокко, бывшем тогда под французским протекторатом. Родители происходили из испанской Андалузии (автономное сообщество из восьми провинций со столицей в Севилье), они перебрались в Марокко в поисках работы и из-за фашистского режима Франко. Отец работал в типографии линотипистом, мать была портнихой. Жан говорил на испанском, родном языке родителей, выучил французский и арабский в Марокко, а также итальянский язык благодаря любви к итальянскому кинематографу. Несмотря на бедность, он вспоминает это время как одно из самых счастливых.

С ранних лет он начал увлекаться театром, обладал отличным чувством юмора, был способен рассмешить кого угодно. Уже тогда мальчик начал посещать актерские курсы и мечтал о сцене, хотя родители не очень одобряли его выбор. В 11 лет у него обнаружили астму. Врачи прописали свежий горный воздух, которого, разумеется, в Северной Африке было не найти. И родители, отнюдь не будучи богачами, сумели отправить сына в швейцарский пансион. Но в школу он ходить не мог, на это денег не оставалось, и мальчишка проводил все время перед старым черно-белым телевизором, все сильнее подпадая под чары кинематографа. Через год болезнь осталась в прошлом, и он вернулся в Марокко.

Жан Рено с Мег Райан
С Мег Райан в фильме «Французский поцелуй». 1995 г.
Фото: Legion-Media

В 1960 году Жан с родителями переехал во Францию. Отец хотел, чтобы у сына была настоящая работа, и заставил его учиться на чертежника, пойти в индустриальную школу, где парень взял курсы черчения, тригонометрии и рисования. Диплом он получил благодаря своей любви к матери, которая им очень гордилась. Оказалось, что это был прощальный подарок от любимого сына — мать вскоре умерла от неизлечимой формы рака. Они пытались ее спасти, отправив в Швейцарию, но и тамошние врачи ничего уже сделать не смогли. Для Жана смерть матери стала первым жизненным ударом, заронившим в его душу горечь и боль утраты...

17-летний Жан вынужден был вместо театральной школы пойти служить во французскую армию — таковы были условия для получения французского гражданства. «Пришлось сначала побыть солдатом. Французы отправили меня на службу в Германию. Это было глупо и очень тяжело. У таких, как я, не было никаких отношений с офицерами, мы были словно овцы, бараны бессловесные в окружении злых драконов. К счастью, мне удалось заслужить доверие офицера, отвечавшего за развлекательную часть. С тех пор жить стало немного проще. 

Потом я вернулся в Париж со ста франками в кармане и поступил в театральную школу. Театр служил для меня чем-то вроде убежища. Я не был сильно счастлив тогда, и мне не нравилась ни моя жизнь, ни кто я есть. Наверное, это связано с тем, что я родился в семье иммигрантов... Для меня до сих пор атмосфера в труппе важнее всего. Я по этому принципу и соглашаюсь во многом на роли — когда чувствую, что мне по душе будет среда и те, кто меня окружают».

Жан Рено с Томом Крузом
С Томом Крузом в фильме «Миссия невыполнима». 1996 г.
Фото: Legion-Media

Но Рено, по его признанию, не любит оглядываться назад — говорит, что «шея начинает сильно болеть». «Я с трудом вспоминаю свои фильмы в том смысле, как и чем закончилась их экранная жизнь. Зато я хорошо помню, как мы их создавали. Знаю, что как человек я уникален, а вот как актер — не уверен. Поэтому мне всегда бывает нужен «ключ», а его может дать только команда, с которой я вместе работаю».

Человечный злодей

Жану Рено, несомненно, повезло в самом начале актерской карьеры встретиться с французским режиссером Люком Бессоном. Тот увидел Жана в театре, где Рено, помимо актерства, подрабатывал рабочим сцены. Бессон снял его в своем первом полнометражном фильме «Последняя битва» в 1983 году. Задолго до «Голубой бездны» (где Рено сыграл безнадежно сентиментального сицилийского мачо), «Никиты» и «Леона», ставших культовыми картинами, которые, кажется, неподвластны времени.

В «Никите» Жан впервые изобразил характер героя расчетливого, холодного и аморального, но все равно оставляющего впечатление человеческого существа, а не воплощения дьявола. После «Никиты» и «Леона» Рено приобрел славу характерного актера, того, кто с блеском играет хладнокровных и пугающе изобретательных злодеев, в то время как за этой невозмутимостью зрителю открывается ахиллесова пята доброго и ранимого человека. Умение с легкостью убедительно совмещать в своих персонажах жестокость с нежностью и уязвимостью, комедию и драму, делая своих героев сложными, объемными и человечными, — «фирменный» талант актера.

Интересный факт

Братья Вачовски приглашали Жана Рено сниматься в «Матрице», но он ответил отказом, так как не хотел слишком много времени проводить вдали от семьи. Режиссеры пригласили его сняться и в продолжении знаменитого блокбастера и снова получили отказ по тем же причинам. Другой громкий отказ Жана Рено — «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино. «Есть сакральные моменты в истории, над которыми я не могу стебаться. К тому же я думал о своих детях: если бы я согласился, они бы меня просто не поняли».

Жан Рено с Натали Портман
С Люком Бессоном Рено познакомился в 1981 году на кастинге фильма «Большие маневры», где тот работал ассистентом режиссера. Но только через 7 лет на очередном проекте Бессона — «Голубая бездна» — к 40-летнему артисту пришел успех. За роль Энцо Молинари в этой картине Рено был номинирован на премию «Сезар» как лучший актер второго плана С Натали Портман в фильме Люка Бессона «Леон». 1994 г.
Фото: Legion-Media

«Очередной злодей? А почему бы и нет?» — лукаво улыбается Рено в ответ на упреки некоторых критиков, что стал главным «еврозлодеем» по обе стороны океана. Ведь его собственная репутация не имеет с этими персонажами ничего общего. «Что касается моего амплуа отрицательного героя, преступника, ничуть по этому поводу не переживаю. Ну и что такого? Если интересная история, почему бы и не сыграть снова мерзавца? Меня всегда удивляло это деление на «элиту» и тех, кто, как я, готов сниматься везде и всюду и играть кого придется».

По мнению Рено, убедительно изображать жестокость не так легко, как может показаться. Вот поэтому еще он востребован в подобном амплуа: раз увидев, уже никто не сомневается, что этот актер сделает все как надо. Сам же Жан не относится к тем мужчинам, кого завораживает вид оружия. И он с радостью соглашается играть в комедиях, которые ему предлагают в Европе. Но только не в романтических. Жанр романтической комедии, считает артист, ему неподвластен, да и не особо интересен.

«Рожать или не рожать, решает женщина»

Рено женат в третий раз, но никогда не имел репутации донжуана. «Воз­мож­но, виной тому мое неумение и нежелание жить, как я это называю, «в стерео­системе» — когда есть и жена, и любовница. Я не умею быть неверным, не умею изменять любимой женщине. Если люблю, то категорически отказываюсь заводить шашни на стороне. У меня никогда не было двух женщин одновременно. Это просто противоречит моей натуре. Никогда не умел так, — понижает голос, оглядываясь, делает вид, что говорит по телефону: — «Дорогая, ты знаешь, я сегодня не смогу вернуться к ужину, заболел мой друг, нужно его навестить!» — или что-то в этом духе. Никогда. Я люблю свою жену, и точка», — откровенничает актер.

Жан Рено со Стивом Мартином
Со Стивом Мартином в фильме «Розовая пантера». 2006 г.
Фото: Legion-Media

Первой супругой Жана стала Женевь­ева Рено, у них двое детей — Сандра и Микаэль, второй — актриса и модель Наталья Дышкевич. Она тоже родила Рено сына и дочь. В 2006 году он женился на Зофии Боруке, актрисе польского происхождения, давно живущей в Англии. И в шестьдесят стал отцом в пятый раз (через несколько лет Зофия родила ему еще одного сына). Жан очень благодарен жене: «Конечно, я счастлив, что она решилась на такое. Ведь я был уже немолод, 60 лет, и с ее стороны это был мужественный шаг. Но я всегда предоставлял такие решения своим женам, потому что уверен — только женщина имеет на них право. 

Мужчина обязан нести ответственность и воспитывать своего ребенка, но он не имеет права требовать от женщины, чтобы она рожала, или наоборот. Но я боюсь, очень боюсь! Вдруг я не смогу быть долго отцом младшим детям? Или заболею и не смогу с ними проводить время — болтать, играть в футбол и баскетбол? Всякое может случиться. Поэтому я больше всего на свете боюсь даже не смерти, нет, — болезни. Тяжелой, изнуряющей болезни, которая не дает человеку возможности вести нормальный образ жизни, мучает всех вокруг. Смерть не так страшна, ты умер, и все — финита ля комедия. А вот болезнь…»

«Кино — это не вопрос жизни и смерти»

Том Круз, Роберт Де Ниро, Том Хэнкс, Мег Райан, Стив Мартин — только несколько легендарных актеров, бывших партнерами Рено на съемочной площадке. «Это самое главное мое наследие и богатство — люди, с которыми я встречался и работал на съемках. Я уважаю Роберта Де Ниро, потому что он потрясающий человек. Всегда бываю счастлив, когда Боб приглашает меня на кружку пива в Нью-Йорке, где у меня давно есть второй, после Парижа, дом». Но кажется, недавно сердце Жана покорил новый партнер, с которым герой Рено проводит почти все экранное время в фильме «Мой пингвин». И это не человек, а магелланов пингвин по имени Мауи — с ним у актера постепенно сложились чудесные отношения. «В некоторых сценах мне приходилось брать его на руки, как ребенка или щенка, хотя он совсем не маленький», — умиляется Рено. «Мой пингвин» — трогательная история о том, как старый рыбак Жоао, переживающий утрату близкого человека, спасает отставшего от стаи и попавшего в нефтяное пятно пингвиненка. 

Жан Рено с Одри Тоту и Томом Хэнксом
С Одри Тоту и Томом Хэнксом в фильме «Код Да Винчи». 2006 г.
Фото: Mary Evans/ТАСС

Интересный факт

Когда актер делал первые шаги в кино, ему намекнули, что с таким непроизносимым именем о карьере можно забыть. «Я решил, что все дело в симметрии: у многих известных актеров в именах и фамилиях одинаковое количество букв — к примеру, у Алена Делона (Alain Delon) и Марлона Брандо. Я просто вычеркнул все, что показалось мне лишним. Оставил только Хуана и Рено. Потом перевел Хуана на французский язык и стал Жаном Рено (Jean Reno)».

Это реальная история, случившаяся в Бразилии в 2011 году. Забота о малыше перерастает в крепкую дружбу и постепенно помогает Жоао справиться с одиночеством и горькими мыслями о своей незавидной и полной драмы судьбе и жизни. Актер долго размышлял, как подступиться к этой роли, и наконец представил себе, что постарается просто хорошо проводить время с этой птицей. Узнал, какую непростую жизнь ведут пингвины и как сложно им выживать. «Они очень жесткие ребята. Могут кричать целыми днями. Двигаться целыми днями. И если с ними плохо обращаться, не проявлять доброту, могут в один момент прокусить своим клювом, ранить вас». К счастью, Жан был более чем добр с Мауи и избежал неприятных эксцессов. «Во время этих довольно долго длящихся съемок я обнаружил, что мы живем в одном мире с животными. И так или иначе вступаем с ними в контакт. И должны их беречь, потому что в каком-то смысле они оберегают нас. Банальные вещи, но мы же о них забываем. А еще я задумался, каков все-таки ответ на вопрос, которым мы, люди, часто задаемся: есть ли у животных душа?»

Его немногословный (как многие персонажи Рено) герой чем-то напоминает наставника своей юной подопечной из «Леона». Игра Жана настолько великолепна, что не грех и пролить слезу. Рено снова доказывает: он великий мастер, актер от Бога. И в сущности, ему без разницы, являются ли его партнеры знаменитыми и прославленными собратьями по актерскому цеху или нет. «Я знаю, что успех зависит от публики, мы все, актеры, у нее в руках. Но я был бы безумцем, если бы каждый раз говорил себе что-то вроде: «Если мой фильм не произведет фурора, я умру». Нет, я очень спокойно отношусь к этому. Для меня кино всего лишь работа, зрелище, не вопрос жизни и смерти. К тому же я не Чарли Чаплин, да и немного их сейчас вокруг, поэтому не стоит так уж переживать о неудачах. Хуже нет для актера, чем впасть в нарциссизм».

«Достаточно быть актером, а слово «знаменитый» в этом словосочетании явно лишнее, — философствует Жан. — Если будете думать о том, как стать знаменитым, это может убить в вас актера. Не забывайте, что собираетесь заниматься актерской работой всю жизнь. И каждый день должны чувствовать себя счастливыми — на сцене, на съемочной площадке. Должны приходить и работать — с умными людьми, с дураками, с талантливыми людьми, с полными идиотами, не важно. И быть там каждый день и чувствовать себя счастливыми и подпитываться этим. И не имеет это никакого отношения ни к тому, чтобы быть знаменитым, ни к самым роскошным костюмам, да не нужно нам это все. Честно, я в это верю. Цель — провести так всю жизнь и стараться как можно лучше делать свою работу».

Главное — Твердая почва под ногами

Жан Рено со Стелланом Скарсгардом, Робертом Де Ниро и Наташей Макэлхоун
Со Стелланом Скарсгардом, Робертом Де Ниро и Наташей Макэлхоун в фильме «Ронин». 1998 г.
Фото: Legion-Media

Рено до сих пор часто спрашивают о Натали Портман, его партнерше по «Леону». Это была ее первая главная роль, и родители не сразу согласились позволить 12-летней дочери играть такую неоднозначную героиню. Возможно, будь на месте Жана какой-то другой актер, из этой затеи ничего бы и не вышло. Но Рено был для такой роли словно создан — не слишком охотно выполняющий свою работу мрачный наемный убийца, простодушно и платонически влюбленный в героиню юной Натали Портман, которую он учит своему «ремеслу». Но не позволяющий себе поддаться на уловки капризной девчонки. Триллер этот непостижимым образом обладает теплотой и душераздирающей драматичностью, заставляющей зрителей во всем мире уходить из кинотеатров со слезами на глазах. А вот Натали пришлось тогда непросто — ей присылали письма с грязными намеками и пошлыми комментариями, и это продолжалось довольно долго и могло не очень хорошо закончиться как для ее триумфально начавшейся звездной карьеры, так и для психики. «Я горжусь Натали и тем, что снимался вместе с ней в ее первом фильме. Она фантастический человек. 

Очаровательная женщина, бесподобная. Я ее очень люблю. Натали очень умная, и у нее было все для того, чтобы избежать проблем, обрушивающихся на тех, кто стал знаменитым в юности, слишком рано. Она всегда понимала — это как инь и ян, такое в жизни случается сплошь и рядом, надо просто найти баланс. Да, я общаюсь с Натали. Как-то она приезжала ко мне в гости со своими детьми — в мой дом в Провансе. У нее под ногами твердая почва. Как у деревьев. Крепких, сильных, неподвластных ветрам. Мы в них нуждаемся. Я выращиваю у себя в Провансе оливковые деревья. Из оливок делаю мас­ло. Немного, в основном для друзей и для себя. Так вот, эти деревья дают мне ощущение своих корней, символизируют моего отца... Оливковое дерево для меня еще и символ вечности. Оно никогда не умрет. Для меня это как: «Надо же, все-таки существует в мире преемственность и непрерывность! То, чего никто из нас не может достичь...»

Интересный факт

У Жана Рено шестеро детей, и всеми он очень гордится. Дочь Сандра Морено успешно проявляет себя в актерской профессии, старший сын Микаэль Морено поет, а второй сын Том пишет стихи. Когда Том занял второе место на престижном конкурсе поэзии, отец расплакался от счастья. Дочь от второго брака Серена пошла по стопам матери и стала моделью. Младшие сыновья Сиело и Дин учатся в одной из элитных школ Парижа.

Жан Рено женой и детьми
С Сереной и Томом — детьми от второй жены Натальи Дышкевич. Третья жена актера Зофия Борука — в центре. 2016 г.
Фото: Zuma Press/ТАСС

В последние годы Рено научился выбирать между семьей и работой, снимается теперь не так часто, как раньше, — максимум два фильма в год. «Хватит, больше мне не нужно. Странно даже — раньше и представить себе не мог, что буду жестко планировать свой график. Но возраст есть возраст, никуда не денешься. Говорю «нет», и все, хотя многие думают, будто я стал с возрастом более разборчивым и капризным — в этом дело. Но они не правы. Это как мой герой — полицейский Понтон в «Розовой пантере», его же недаром бросила жена: он всегда занят, его всегда нет дома. И правда, быть женой полицейского невероятно сложно, они очень часто разводятся, терпят неудачи в личной жизни, я точно знаю, потому что у меня много друзей в полиции».

Актер и свою неплохую физическую форму тоже ставит в заслугу семье — дети и любимая жена способствуют пребыванию мужчины в хорошей форме. Трудно представить себе Рено, соблюдающего диеты или посещающего косметологические салоны, а тем более пластических хирургов. Он всего лишь старается есть и пить умеренно, заниматься физкультурой и никогда не принимает всякие дурацкие лекарства: «Даже когда у меня бывает депрессия, стараюсь обходиться без них, дающих, как известно, массу побочных эффектов». Словом, никакого экстрима. С годами он становится все больше похож на свое любимое оливковое дерево: «Немного воды — и оно дает вам оливки, масло и дрова для очага».

Собирается ли Жан продолжать сниматься? Конечно. Еще и на сцену хочет вернуться. Однажды сказал: «Пенсия — странное для меня слово. Я просто собираюсь позволить своему телу и уму решать за меня, когда наступит тот самый день и час».




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая