Жан Рено: «Надежду мне дают оливковые деревья, которые я выращиваю»

«Французы отправили меня на службу в Германию. Это было глупо и очень тяжело. У таких, как я, не...
Мария Обельченко
|
22 августа 2021
Жан Рено. Фото
Жан Рено
Фото: Legion-Media

«Французы отправили меня на службу в Германию. Это было глупо и очень тяжело. У таких, как я, не было никакого взаимопонимания с офицерами, мы были словно овцы, бараны бессловесные в окружении злых собак. К счастью, мне удалось заслужить доверие офицера, отвечающего за развлекательную часть», — рассказывает актер.

Со времен «Леона» и «Никиты» — легендарных ролей Рено в фильмах Люка Бессона — прошло немало лет. Но кажется, время не властно над этим актером. Жан давно и прочно утвердил свои позиции в Голливуде в таких хитах, как «Ронин» (с Де Ниро), «Французский поцелуй» (с Мэг Райан), «Миссия: невыполнима» (с Томом Крузом), «Код Да Винчи» (с Томом Хэнксом). Не слишком многословный, Рено производит впечатление мудрого, доброго, очень порядочного и немного грустного человека. Он по-прежнему работает по обе стороны океана и не пытается изображать из себя сноба, что свойственно многим европейским звездам, — просто радуется, что востребован как актер в больших проектах (пускай и не на главные роли) и в артхаусных европейских картинах с небольшим бюджетом. «Очередной злодей? А почему бы и нет?» — лукаво улыбается Жан, не обращая внимания на упреки некоторых критиков, что он стал главным «евро­злодеем». Ведь его собственная репутация не имеет с этими персонажами ничего общего.

Новый фильм с участием актера «Последний день Земли» (выходит в прокат 26 августа) — невероятно красивая история астронавта, который становится надеждой для всего человечества. Ведь только он способен уничтожить новую угрозу Земле — Красную Луну. Но накануне вылета астронавт таинственным образом исчезает. Его отца, чью роль в этом сюжете трудно переоценить, играет Жан Рено.

— Западная пресса уже окрестила «Последний день Земли» возрождением французского фантастического кино, а молодого режиссера Ромена Киро, сумевшего к тому же самого Жана Рено заполучить, — новым Люком Бессоном. Вас трудно заполучить?

— (Смеется.) Я всегда рад помочь молодому талантливому режиссеру. Мне сказали, что для того, чтобы фильму дали зеленый свет, нужен известный французский актер, убедительный в образе международного бизнесмена, способного отправить сына в космос и заставить зрителей в это поверить. Мне стало сразу же интересно. Прочитав сценарий, я сказал своему агенту: «Мне понравилось. Я согласен». Вот и все.

Жан Рено
«Последний день Земли». 2020 г.
Фото: Предоставлено пресс-службой Capella Film

— А режиссер сказал, что он просто прыгал от счастья, получив ваше согласие. Ромен думает, что вас больше всего привлек отсыл к научно-фантастическим фильмам Люка Бессона, режиссера, открывшего вас Франции, а после и всему миру...

— Не мое дело это говорить, но я надеюсь, что Ромен счастлив. Действительно, некоторые моменты, краски этой истории напоминают фильм «Последняя битва», один из первых фильмов Бессона, где я сыграл. И насколько я знаю, в процессе получения финансирования Ромен натыкался на одни и те же причины отказа — мол, со времен Бессона, который был исключением, французы не сильны в этом жанре. Но это неправда — я согласен с Роменом. Мне кажется, фантастика у французов в ДНК — вспомните Жюля Верна! Он же фактически изобрел жанр научной фантастики, разве нет? Сценарий показался мне очень интересным и новым. Прочитав его, я подумал: «О, как оригинально!» Почему бы мне не отправиться в это путешествие?

— Чем задача труднее, тем боль­ше хочется ее решить...

— Мой герой что-то вроде инженера в сфере аэронавтики, занимается ракетами и космосом, и обнаружил некий минерал, который, как он полагает, может спасти мир. Посмотрите на наш сегодняшний мир, его явно надо спасать. (Улыбается.) Так что эта история своего рода притча, иносказание... Но я был удивлен, как много эмоций мне потребовалось для этой работы. Необходимо было быть буквально на грани и тем не менее продолжать верить в людей, в гуманность. Я конечно же не боюсь таких вещей, но это оказалась и впрямь очень интенсивная эмоционально роль. Ромен чуткий и чувствительный человек, и я такой же. Поэтому мы много беседовали. Самая важная вещь — сыграть так, как задумал вашу роль режиссер. Как она сложилась у него в голове. Надеюсь, у меня получилось.

— Только в прошлом году вышло, кажется, шесть фильмов с вашим участием. Один из них — «Малышка с характером», где вы играете любителя живописи, коллекционера и злодея в одном лице... Вы ведь и сами увлекаетесь коллекционированием?

Жан Рено с Мэг Райан
С Мэг Райан в фильме «Французский поцелуй». 1995 г.
Фото: Legion-Media

— Да, я дружу со многими художниками. И порой, когда вижу картину, хотел бы быть богаче, чтобы иметь возможность ее купить. Но убивать никого не буду, на преступление ради этого не пойду! (Улыбается.) У меня есть некоторое количество произведений искусства, не слишком дорогие работы. Я люблю живопись, но только при условии, что могу смотреть на нее каждый день. Когда захочу. Это очень важно. Жаль, что мои гонорары не настолько заоблачны. Недотягивают до того, чтобы я мог осуществить свою давнюю мечту и приобрести полотно Магритта.

Когда-то я снимался в «Розовой пантере» со Стивом Мартином, и он мне много рассказывал о своей коллекции. Он тоже любит современное искусство. И дома я у него бывал и видел, что на стенах висит. Стив говорил, как некоторые работы покупал случайно за 25 долларов, еще будучи совсем парнишкой. Я, к сожалению, поздно начал этим увлекаться.

— Часто вас не то чтобы упрекают, но, типа, шутят, что вы — главный еврозлодей в голливудском кино и там нещадно это ваше амплуа эксплуатируют...

— Если не следовать пути, который тебе подготовили, проложили, могут ведь и кого-то другого на это место позвать. Я хорошо понимаю: у них там нет времени на длительные размышления. Что касается моего амплуа отрицательного героя, преступника, ничуть по этому поводу не переживаю. Ну и что такого? Если интересная история, почему бы и не сыграть снова мерзавца? Меня всегда удивляло это деление на «элиту» и тех, кто, как я, по мнению некоторых, готов сниматься везде и всюду. Во Франции считается: если у вас есть талант, его тут и надо реализовывать. И ни в коем случае не смотреть в сторону Америки. Ну знаете, эта вечная «любовь» между англосаксами и «лягушатниками». (Смеется.) Просто смехотворно. Что же, выходит, хорошему теннисисту не выступать на международных соревнованиях? Возможно, окажись я в Голливуде раньше, сумел бы добиться там большего. Но мой неистребимый акцент уже никуда не деть было... Да я и не стремился никогда стать Джорджем Клуни или Робертом Де Ниро...

— Так или иначе, вас считают одним из главных французских актеров, представляющим Францию во всем кинематографическом мире, притом что вы сами — не француз... (Жан Рено родился в семье андалузцев, покинувших Испанию из-за режима Франко и переехавших в Марокко. Там, в Касабланке, и родился будущий актер Хуан Морено-и-Эррера Хименес. В 12 лет он с родителями уехал во Францию, где позже служил во французской армии, чтобы получить гражданство. — Прим. ред.)

Жан Рено с Кристианом Клавье
С Кристианом Клавье в фильме «Пришельцы 3: Взятие Бастилии». 2016 г.
Фото: Legion-Media

— Думаю, я в чем-то француз, а в чем-то не француз. Такие символы Франции, как любовный роман, камамбер, аккордеон и берет, я понимаю и люблю. Но это не я. (Улыбается.) Я хотел поступить во Франции в актерскую школу. Но пришлось сначала побыть солдатом. Французы отправили меня на службу в Германию. Это было глупо и очень тяжело. У таких, как я, не было никакого взаимопонимания с офицерами, мы были словно овцы, бараны бессловесные в окружении злых собак. К счастью, мне удалось заслужить доверие офицера, отвечающего за развлекательную часть. С тех пор служить стало немного проще. Вернулся я в Париж со ста франками в кармане и поступил в театральную школу. Театр служил для меня чем-то вроде убежища. Я не был счастлив тогда, мне не нравилась ни моя жизнь, ни кто я есть. Наверное, это связано с тем, что я родился в семье иммигрантов... Для меня до сих пор атмосфера в труппе важнее всего. Я по этому принципу и соглашаюсь на роли — когда чувствую, что по душе будет атмосфера на съемках, люди. Вообще, мне свойственна меланхолия. Это андалузское, откуда отец мой родом. Он мне передал это свойство — осознание неминуемой смерти. На самом деле ничего печального. Грусть напоминает, что ты жив и должен жить... Когда чувствуешь себя уж слишком несчастным, пьешь, ешь, слушаешь музыку.

— Можно себе представить, сколько вы прочитали сценариев за свою актерскую карьеру. Вы их до конца дочитываете или уже сразу понимаете, что к чему?

— Стараюсь до конца дочитать любой сценарий. Иногда действительно становится неинтересно очень быстро, но я себя заставляю продолжить. И даже если останавливаюсь, потом все равно дочитываю. Надо быть честным, потому что получить сценарий означает всегда большой шанс для актера. Если я до сих пор получаю сценарии, значит, у меня все еще есть шансы, понимаете?

— Скажите, вы общаетесь с На­тали Портман? Знаете, что она призналась не так давно, как ей было тяжело после выхода ставшего культовым фильма «Леон», где вы с ней, 12-летней, исполнили главные роли? Она, оказывается, получала письма, где мужчины признавались ей в любви и расписывали свои фантазии...

— Я горжусь Натали и тем, что снимался вместе с ней в ее первом фильме. Она фантастический человек. Очаровательная женщина, бесподобная. Я ее очень люблю. Уверен, что Натали слишком умна для того, чтобы на нее оказала влияние ранняя слава. Она всегда понимала: это как инь и ян, черное и белое, надо просто найти баланс. Да, я общаюсь с Натали. Как-то она приезжала ко мне в гости со своими детьми — в мой дом в Провансе. Она настоящая артистка. У нее под ногами твердая почва. Как у дерева. Деревья, они такие должны быть, крепкие, сильные, неподвластные вет­рам. Мы в них нуждаемся. Я выращиваю у себя в Провансе оливковые деревья, делаю оливковое масло. Так вот, эти деревья дают мне ощущение своих корней, символизируют моего отца... Оливковое дерево для меня еще и символ вечности. Оно никогда не умрет. Для меня это как «Надо же, все-таки существует в мире преемственность и непрерывность!» То, чего никто из нас не может достигнуть...

Я снимался недавно в испанском сериале, где действие происходит в 1948 году — в год моего рождения, и столько воспоминаний нахлынуло... Я всем своим шестерым детям поспешил рассказать все, что вспомнил об их деде, прадеде и своей юности, о своем скромном неприметном начале жизни... (У Жана Рено шестеро детей — по двое от каждого брака. Дочь Сандра и сын Микаэль от Женевьевы Рено, они развелись в 1995 году после 18 лет брака. В 1996 году актер женился на польской модели Натали Дышкевич, и она родила ему сына Тома и дочь Серену. Развелись в 2001 году. В 2006 году в Провансе Рено женился в третий раз на британской модели польского происхождения Зофии Боруке. В этом браке у актера двое сыновей — 12-летний Сиело и 10-летний Дин. — Прим. ред.)

— А если бы вам предложили снова поработать вместе с Натали?

— Ну конечно я бы согласился. С радостью. Даже бесплатно! Но я и так счастлив, потому что знаю, что она счастлива и у нее все хорошо. Так уж я устроен, так привык рассуждать...

— Наверное, и от эпидемии в своем оливковом «раю» спасались...

— Да, мы там очень изолированы от всех, на отшибе, можно сказать, живем. И далеко от этой заразы...

Жан Рено с Натали Портман
С Натали Портман в фильме «Леон». 1994 г.
Фото: Legion-Media

Первое время, первый месяц, было все равно трудно психологически. Я думал: «А что я буду делать? Как работать-то теперь? Я уже старый, не так много времени осталось, и если подхвачу этот вирус, то, скорее всего, умру». С этой эпидемией все пускаются в воспоминания и философию. Начинают думать и о возрасте, старении. Но потом мы с женой пришли в себя, как-то ожили и взбодрились. Главной задачей стало не набрать вес и не слишком много выпивать. Ну это моя была задача, конечно. (Улыбается.) Тогда-то я и стал очень много заниматься своими оливковыми деревьями. Очень щедрое дерево. Немного воды — и оно дает вам оливки, масло и дрова для очага.

— А какие у вас еще есть любимые занятия, хобби? В фильме «Голубая бездна» вы неплохо играете на пианино...

— Да, я играю на фортепиано и очень люблю это свое хобби. Даже пытаюсь со своим продюсером реализовать одну идею фильма, где я мог бы сыграть героя, имеющего отношение к музыке. Мне кажется, музыка — это то, что есть в сердце у каждого человека. Кто-то просто слушает музыку, кто-то с помощью музыки общается с другими людьми. Я помню целые периоды в своей жизни по тому, что я в то время слушал...

— Приглашение какого режиссера стало для вас за последнее время самым большим сюрпризом?

— Когда мне позвонил Спайк Ли по поводу своего фильма «Пятеро одной крови». Я был очень счастлив с ним встретиться. Он преподает режиссерское мастерство в Нью-Йоркском университете, неподалеку от моей квартиры в Нью-Йорке. Ну, мы увиделись и все обсудили. Я хорошо провел время на этих съемках, потому что Спайк знает точно, чего он хочет. И он был со мной очень и очень любезен. А я горжусь, что он меня пригласил в свою картину. Мне его фильмы очень нравятся, и сам он тоже понравился.

— Этот фильм во многом о политике. Война во Вьетнаме и тема расизма — вы нечасто снимаетесь в таких проектах...

— Я предпочитаю быть вне политики. Готов разговаривать о книгах, музыке, живописи, но не о политике. Но этот фильм, он о гуманности и о неприемлемости расизма прежде всего. А эти проблемы мне кажутся очень важными. У меня мало воспоминаний о той войне осталось. Далеко от меня все это было. Франция во времена моего детства как раз избавлялась от своих колоний. (В 1946—1954 годах Франция вела войну против национально-освободительных сил во Вьетнаме, пытаясь сохранить свои колонии в Индокитае. — Прим. ред.) Но я смотрел фильм со своими детьми и должен сказать, что действительно отношение ко многим вещам с тех пор сильно изменилось. Я сам, да и мои дети, например, не знали, как много чернокожих американцев во Вьетнаме воевало. Для нынешнего поколения не проблема вообще иметь подружку или бойфренда другого цвета кожи. Это для них нормально. И я рад, потому что это дает надежду. У всех людей кровь красного цвета.

У Спайка Ли тоже было очень ясное и точное представление, чего он хочет. Мне нравятся такие режиссеры, как я уже говорил. Потому что с начала своей актерской карьеры я понимал, что именно от меня требуется. Я прихожу служить. Не хочу себя выставлять напоказ, свое эго. Мне говорят — я исполняю. Если режиссер или кто-то недоволен — я буду меняться до тех пор, пока не удовлетворю все требования ко мне как к актеру.

— Еще одна из последних ваших работ — роль в картине «В ожидании Ани». Это история о том, как во время Второй мировой войны спасали еврейских детей, переправляя их из Франции в Испанию, в горы...

— Я знаю много таких историй в силу своего происхождения. Знаю, как много французов прятали детишек у себя в маленьких городках и как помогали им границу перейти. Мне показалось важным напомнить о том, что люди вообще созданы во многом для того, чтобы помогать друг другу. И не стоит нам об этом забывать. Самый любимый момент в этой работе для меня был как раз тот, что мой герой не должен много говорить.

Жан Рено с женой
С женой Зофией Борукой. 2017 г.
Фото: Legion-Media

Это гораздо важнее — не болтать, тем более о себе, а делать что должно. Такие люди не устраивают шумиху на ровном месте. Сегодня же часто бывает, человек сделал что-то не слишком значительное, пару пустяков, и на этом всю жизнь паразитирует... Мы снимали в горных районах на границе Испании и Франции, где и происходило это в реальности. Мне по душе живущие там простые люди, они работают, наблюдают, как сезоны сменяют один другой, эти места невероятно прекрасны... Да и мои родители, и деды и бабушки очень похожи на героев фильма и моего героя. Молчаливые и делающие свое дело. Делай что надо, и будь что будет. Дождь обязательно сменится солнцем, все очень просто.

— Вы на редкость скромны для своего статуса и таланта...

— Понимаете, я знаю, что я уникален как человек. Но не думаю, что уникален как актер. Поэтому мне нужен «ключ», а его может дать только команда, с которой я вместе работаю.

— Думали ли вы когда-нибудь об уходе на пенсию, в отставку?

— «Пенсия» — странное для меня слово. Я просто собираюсь позволить своему телу и уму решать за меня, когда наступит тот самый день и час.

События на видео
Как выбрать новогодний подарок, который расскажет историю
Новый год — это время тихой магии, спрятанной в красивых упаковках с роскошными бантами. Когда один продуманный подарок может сказать человеку: «Я ценю тебя, я желаю тебе волшебства, ты достойна той любви, которую даришь людям». 




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая