Владимир Машков: «Когда в доме случилась беда, не отоспишься»

«Да, я уже два с половиной года не снимаюсь. Потому что занимаюсь самым увлекательным делом, какое...
Инна Фомина
|
19 Августа 2020
Владимир Машков
Владимир Машков
Фото: Филипп Гончаров

«Да, я уже два с половиной года не снимаюсь. Потому что занимаюсь самым увлекательным делом, какое только существует в мире, — театром. И полученный результат, и созданная атмосфера дают мне полное основание полагать, что мы правильно двигаемся», — рассказывает худрук Театра Олега Табакова Владимир Машков накануне открытия нового театрального сезона.

— Владимир Львович, удалось ли вам, как многим вашим коллегам, отоспаться во время вынужденного отпуска, когда был закрыт возглавляемый вами Театр Олега Табакова?

— Да нет, режим у меня был обычный. Но ситуация во всем мире была тревожная, и в нашем театре тоже, конечно. А если в доме случилась какая-то беда, не отоспишься. Это когда радость или ее предчувствие, можно отдохнуть и за малое количество часов. Вот сегодня у нас был замечательный прогон спектакля, прибавивший мне много сил. Да, нам из-за ограничений, вызванных пандемией, непросто, но мы двигаемся, готовим премьеры.

— А что значит — у вас на карантине был обычный режим? Театры же закрылись.

— У меня не было отпуска. И в театре, и в школе (Владимир Машков возглавляет и Московскую театральную школу Олега Табакова. — Прим. ред.) постоянно шла работа — слава богу, существует интернет, который дает возможность быть друг с другом на связи. Более того, на самоизоляции мое рабочее время стало бесконечным. Потому что вечером мы занимались делами театра, проводили репетиции наших старых спектаклей, а днем — школой. Ученики разъехались по домам, а живут они по всей стране. 

Владимир Машков
Владимир Машков
Фото: Филипп Гончаров
Владимир Машков
«Я раньше часа-двух ночи из театра не ухожу. Отыграл спектакль и начинаю заниматься репертуаром, продумываю вводы на роли, готовлюсь к следующей репетиции...»
Фото: Филипп Гончаров

Чтобы собирать их вместе, пришлось учитывать часовые пояса. Ребята выполняли задания, только вместо этюдов записывали монологи. И, кстати, благодаря крупным планам получили возможность познакомиться с собой поближе — изучить лицо, мимику. Видеозапись вообще интересная практика. Мы и в театре обязательно снимаем репетиции, чтобы актеры могли увидеть себя со стороны, сверить свои внутренние ощущения в какие-то моменты с тем, что есть на самом деле... В общем, на карантине общения с учениками было даже больше, чем при обычном обучении. И я очень рад, что у нашей работы есть результат: пять человек из выпуска попали в наш театр (а еще один парень из прошлогоднего выпуска пришел к нам после армии). 

Им сразу была предложена работа, чтобы они могли «предъявить» себя и в старых спектаклях, и в новых. Ну, и у нас в начале сентября уже выходят две премьеры. На старой сцене — в Подвале — покажем «Старшего сына» Вампилова в постановке Алены Лаптевой, а на новой сцене на Малой Сухаревской площади я ставлю спектакль «И никого не стало» по пьесе Агаты Кристи.

— А почему вы выбрали истории, которые очень хорошо известны зрителям, — ведь по ним сняты прекрасные фильмы «Старший сын» Мельникова и «Десять негритят» Говорухина? Неужели не боитесь конкуренции с такими кинохитами?

— А я к этому списку еще добавлю свой давний спектакль «Страсти по Бумбарашу» и самую первую свою театральную постановку «Звездный час по местному времени». На эти сюжеты тоже сняты популярные фильмы — «Бумбараш» и «Облако-рай», а при этом получились достаточно успешные спектакли. Ведь кино и театр — два абсолютно разных вида искусства. С разными красками, энергетикой, степенью условности и доверия зрителя.

Владимир Машков
Владимир Машков в спектакле «Ревизор» Театра Олега Табакова. С Василием Неверовым (справа) и Виталием Егоровым (в центре)
Фото: Юрий Феклистов

— И в чем же разница?

— Станиславский вспоминал, как однажды его попросили прочесть перед кинокамерой кусочек из его роли в спектакле «Вишневый сад», предложив снять этот фрагмент в настоящем вишневом саду. Но он отказался, объяснив: «Очень трудно играть с живыми деревьями...» Кино это абсолютно другое существование — как минимум у тебя нет зрителя, за исключением съемочной группы, где каждый занимается своим делом. На сцене могут играть только профессионалы, а в кино прекрасно подойдет и типаж: у человека может быть невероятно выразительное лицо, и тогда он на пленке получится очень правдоподобным. Остальное сделает режиссер и монтаж. 

В театре каждый раз все происходит заново на глазах у зрителей. И что бы с актером ни происходило — давление, насморк, стресс, — в семь часов он должен быть в форме и выйти на сцену. Великий бейсболист и по совместительству муж Мэрилин Монро Джо Ди Маджио однажды сказал: «Я всегда показываю лучшую игру, потому что никогда не знаю, кто сегодня увидит меня впервые». Конечно, бывает, что в спектакле что-то идет не так или «тяжелый» зал — я это чувствую. Но в театре артист всегда должен быть готов быстро увлечься тем, что он делает, и увлечь этим зрителя. Даже если он знает сюжет. А кто не знает, что происходит в «Гамлете» или чем заканчивается «Ревизор»?

Владимир Машков
«В театре каждый раз все происходит заново на глазах у зрителей. И что бы с актером ни происходило, в семь часов он должен быть в форме и выйти на сцену» Московский театр Олега Табакова
Фото: Филипп Гончаров

— И кто убийца в спектакле по «Десяти негритятам» — тоже заранее всем известно...

— А вот и нет! У нас спектакль называется «И никого не стало». Пьесу с таким названием Кристи написала в 1943 году по мотивам собственного романа «Десять негритят» — она была им очень довольна, вложила в него много сил, притом что рождалась книга мучительно. Актер и сценарист Реджинальд Симпсон попросил писательницу дать ему возможность адаптировать роман для сцены, но Кристи сказала, что ей самой интересно будет это сделать. У пье­сы не только другое название, но и финал другой. 

В общем, наших зрителей ждут сюрпризы. Любой спектакль в принципе многовариантен по своей природе. Свои версии происходящего на сцене у каждого зрителя, свои — у создателей спектакля, у героев с их страстями и скелетами в шкафу, у критиков... Так что известно все, да не все. Кстати, когда Кристи пришла на лондонскую премьеру своей пьесы, она сказала: «Я здесь, чтобы разделить с артистами все — и возможный успех, и возможный провал. А еще из любопытства...» В Англии пье­са имела большой успех. А через год ее премьера состоялась на Бродвее — там за два неполных года спектакль с триумфом сыграли 426 раз. На Бродвее пьеса сначала шла под названием «Десять маленьких индейцев», которое казалось более толерантным.

— Почему индейцы более толерантны, чем негритята?

— Во Второй мировой войне в армии США сражались и темнокожие люди, и вообще в то время уже начался явный перелом в отношении общества к афроамериканцам. Поэтому в пьесе фигурки изображают индейцев. Кстати, в нашем спектакле скульптуры-тотемы, как и все декорации, создал великий скульптор Александр Рукавишников.

Владимир Машков
С Олегом Табаковым и Мариной Зудиной
Фото: Юрий Феклистов

— Как вам удалось привлечь его к сотрудничеству? Это же его первая работа в театре?

— Мы с Александром Иулиановичем много общались, когда он начал делать бронзовую скульптуру к 85-летнему юбилею Табакова. Сейчас ее будут отливать. И совсем скоро, я надеюсь, мы ее установим и откроем. Это настоящее произведение искусства, наполненное большой любовью и многими смыслами. В сложной композиции представлены и театральные подмостки, уходящие вдаль, и сам Олег Павлович, который прилег отдохнуть, а рядом с ним — кот Матроскин, а еще натюрморт из тех вкусных (в буквальном смысле) земных радостей жизни, которые любил Табаков. И еще будет большая сфера, тот самый Атом Солнца, о котором применительно к Табакову говорил драматург Виктор Розов, — как олицетворение таланта. Скульптуру можно будет потрогать, пройтись по подмосткам, побывать в центре Атома Солнца. Однажды Олег Павлович сказал, что он прожил столько жизней, что иногда, смотрясь в зеркало, видит себя какой-то пирамидой Хеопса. И этот его уникальный человеческий и творческий масштаб мы отразили.

Так вот, когда мы начали с Рукавиш­никовым работу над скульптурой, я уже размышлял о спектакле по Агате Кристи и ломал голову над вопросом, кто может придумать интересных индейцев. Так одна история перетекла в другую очень естественно. И хотя Александр Иулианович до этого никогда не работал в театре, я в нем не сомневался. В итоге он сделал и великолепные тотемы, и потрясающую декорацию. Еще костюмы у нас замечательные — их выполнил Валентин Абрамович Юдашкин, тоже наш великий мастер... В общем, приходите и все увидите сами. Ведь как часто говорил Олег Павлович Табаков: «Театр — это одно из немногих мест, где еще сохранилось чудо»...

Владимир Машков
«На самоизоляции мое рабочее время стало бесконечным. Потому что вечером мы занимались делами театра, проводили репетиции наших старых спектаклей, а днем — школой»
Фото: Филипп Гончаров

— А как еще, кроме установки скульптурной композиции, вы отметите 85-летие Табакова?

— У нас юбилей не только Олега Павловича, но и созданного им театра — нам 35 лет! А отмечать мы уже начали: 17 августа, в день 85-летия Табакова, на Чистопрудном бульваре, на аллее, ведущей от метро к Подвалу, открыли фотовыставку, посвященную нашему учителю. И еще целый год в наших соцсетях будем выкладывать всевозможные материалы о разных гранях его таланта, его жизни.

— Олег Павлович очень вас любил и не скрывал этого. А еще он всегда мечтал, чтобы вы — его любимый ученик — при всех успехах в кино вернулись на театральную сцену. Очень верил, что это когда-нибудь произойдет. А как вы с ним вообще по­­­­­­­­з­накомились?

— Я рассказывал эту историю, но она все время обрастает какими-то нереальными подробностями... Это случайная встреча. После того как меня отчислили из Школы-студии МХАТ, я устроился на работу в мастерские МХАТа, в декорационный цех помощником художника. Работы было так много, что мы фактически жили в театре. Целыми днями я смешивал краски, расписывал ткани и декорации. В спектакле «Кроткая», который уже был в репертуаре, мы немного обновили костюмы и реквизит. А в «Иудушке Головлеве», который только готовили к выпуску, я «приложил руку» к громадной лохматой шубе главного героя. Она была сделана из длинных шерстяных волокон, и много времени у меня ушло на ее «роспись». Часто с материалами и реквизитом я бегал из одного здания театра в другое, туда-сюда (тогда в Камергерском был ремонт, спектакли шли в новом МХАТе на Тверском бульваре и в филиале на улице Москвина, где сейчас Театр Наций под руководством Жени Миронова). 

Владимир Машков
С дочерью Марией
Фото: Филипп Гончаров

В общем, я работал и одновременно снова поступал в Школу-студию — как раз на курс к Олегу Павловичу. Когда прошел первый тур, мне сказали показаться самому Табакову, а он отправил меня сразу на конкурс. И через несколько дней я шел из филиала на сцену на Тверском. В руках держал большую банку с этикеткой: череп и кости. В банке была какая-то кислота или щелочь, необходимая для травления металла. Шел я очень аккуратно, а в дверях театра неожиданно столкнулся с Олегом Павловичем. Он увидел, что у меня в руках, недоумевающе и с любопытством на меня посмотрел — мол, это что еще такое?! Я стал прятать банку за спину, бормотал: «Олег Павлович, вы меня возьмете?..» Он вряд ли меня вспомнил и совместил в своем сознании абитуриента, куртку с мхатовской чайкой, которая была на мне, как на служащем театра, и банку кислоты. Спокойно сказал: «Старик, все будет зависеть от того, как покажешь себя на конкурсе». И ушел. Вот, собственно, и вся наша первая встреча и первая беседа.

— В своей книге Табаков писал, что артист Машков не любит репетиции в первой половине дня. Вы и сейчас их не любите?

— Не могу сказать, что не люблю или люблю. Мне удобнее начинать в полдень или даже в час дня. А вот Олег Павлович часто собирал труппу и в девять утра, и в десять. Просто он всегда рано вставал — часов в семь, но потом днем обязательно ложился спать. Во МХАТе у него для этого была небольшая комната. После второго инфаркта ему врач сказал: «Если хочешь пожить, всегда выкраивай пару часов на дневной сон». Я другой. Мне сложно рано встать. Спектакли заканчиваются в 9—10 часов вечера, и при всей невероятной усталости я не могу через час заснуть. Наоборот, рождаются дополнительные силы, ведь только что ты работал очень активно, с полной отдачей. Да многие артисты вот так долго утихомириваются! А сейчас я вообще раньше часа-двух ночи из театра не ухожу. Отыграл спектакль и начинаю заниматься репертуаром, продумываю вводы на роли, готовлюсь к следующей репетиции. Плюс задания для студентов. Плюс какие-то общественные мероприятия, в которых участвует театр.

Владимир Машков
«Дело надо делать», — любил говорить Олег Павлович. Вот мы и делаем»
Фото: Юрий Феклистов

— А на кино время остается?

— Нет. Последний раз на съемочной площадке я был два с половиной года назад.

— И это вы, сыгравший столько ярких киноролей! Не жалеете о том, что не снимаетесь?

— Нет. Потому что я сейчас занимаюсь самым увлекательным делом, какое только существует в мире, — театром. По-моему, нет ничего интереснее, чем этот живой организм, этот огромный коллектив, который состоит из друзей, товарищей, сотрудников. Ведь только если все увлечены одним делом, оно начинает получаться... Да, последние два с половиной года я все время нахожусь в театре, и это очень непросто, но полученный результат и созданная атмосфера дают мне полное основание полагать, что мы правильно двигаемся. «Дело надо делать», — любил говорить Олег Павлович. Вот мы и делаем. Театр — это наш мир, наш творческий дом, где мы проводим по многу часов, то место, где нам должно быть хорошо всем вместе. 

В киногруппах народ собирают на краткий период, часто люди даже не знают друг друга, это иногда случайный набор людей, которых выбрали режиссеры, продюсеры. А театр — семья. И я должен знать, что предложить дальше, чтобы семья была благополучной, чтобы у театра был успех.

— Что для вас успех? Олег Павлович любил из окна своего кабинета наблюдать за очередью в кассы в день предварительной продажи билетов...

— Ну, сейчас продажи в основном онлайн, так что очереди больше не показатель... Успех — это когда в театр идут люди, а артисты отвечают публике любовью. Мы забираем у публики два часа их жизни, и на нас лежит огромная ответственность за то, чтобы они не прошли впустую. В общем, нам здесь и трудно, и весело.

Владимир Машков
«Последние два с половиной года я все время нахожусь в театре, и это очень непросто, но полученный результат и созданная атмосфера дают мне полное основание полагать, что мы правильно двигаемся»
Фото: Филипп Гончаров

— Владимир Львович, а чему вас научила пандемия?

— Прежде всего терпению. В ситуации, когда возникает столько запретов и ограничений, начинаешь хорошо понимать, что какие-то вещи просто надо перетерпеть. Но не пассивно, а действенно, не переставая жить. Готовясь к постановке «И никого не стало», я прочитал в воспоминаниях Агаты Кристи, что актеры, которые работали над ее пьесой в Лондоне, на репетициях забывали о тяжелой действительности. Они устали от затяжной войны, бедности, лишений, но благодаря работе этого как будто не замечали, жили только театром, пьесой. И у нас в стране во время войны сколько было театральных бригад, выезжавших на фронт. Бойцы среди страшных событий благодаря артистам вспоминали, что они еще живы, чувствовали, что они люди. Коронавирус, конечно, не сравнить с войной, но он тоже стал для всех сложным испытанием, и мы до сих пор не знаем, чем все кончится. По-моему, это очередной этап биологической эволюции человека. И человек как достаточно слабый и незащищенный вид — у нас же нет панциря, когтей, клыков, крепкой шкуры — может надеяться только на свой разум. Главное, не останавливаться и идти вперед. Дело надо делать!

Благодарим Московский театр Олега Табакова  за помощь в организации съемки.

В свой день рождения — за работу: Дед Мороз зажжет новогоднюю елку онлайн
Знаменитый житель Великого Устюга, Дед Мороз, примет поздравления от всех жителей страны.Теперь каждый сможет стать гостем праздника, не покидая уют своего дома. Прямой эфир с торжества организован на официальной странице Вологодской области в RUTUBE. Трансляция начнется в 12:00 по московскому времени. 




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая