Валерия Федорович: «Актер — это инструмент, и все зависит от того, как его настроить»

Валерия Федорович. Фото
Валерия Федорович
Фото: из личного архива Валерии Федорович

«Съемки с медведем были самыми сложными. Он мог не выходить на площадку, не вставать на нужное место, не реагировать. Иногда мы ждали по три часа, пока Добрыня решит выйти», — рассказывает Валерия Федорович, сыгравшая роль Нины в фильме «Пальма 2».

— Лера, помните момент, когда узнали, что будет сниматься продолжение полюбившегося зрителям фильма «Пальма»? Какие чувства у вас возникли? Кто первым сообщил вам эту новость?

— Не помню, кто именно сообщил. Но вот эмоции… Я напряглась. Немного засомневалась, потому что часто бывает, что продолжение уступает первой картине. Мне казалось, что у нас уже завершенная история, ничего нового нельзя предложить. Но когда мы собрались на читку сценария с режиссерами, продюсерами, начали обсуждать сюжет, стало ясно, что у продолжения есть смысл. Этот фильм будет немного другим — уже не таким камерным, как первая «Пальма». И тогда все сомнения рассеялись, осталось только нетерпеливое ожидание на­чала съемок.

— В одном из интервью вы говорили, что ваша команда стала почти семьей. Как проходила встреча спустя четыре года?

— Во время работы над «Пальмой» у нас действительно собралась удивительная команда: все были невероятно отзывчивыми, профессиональными, преданными своему делу. А это дорогого стоит. Когда мы снова встретились, ощущение было такое, будто и не расставались. Теплая атмосфера, никаких конфликтов — одно удовольствие. Съемки проходили на Урале, и когда мы закончили один из блоков, Владимир Адольфович Ильин сказал фразу, которая мне запомнилась: «Даже грустно расставаться, мы как семья». Это действительно очень ценно. Мы поддерживали друг друга во всем, подхватывали, если кто-то уставал. А условия были непростые: пять ночных смен в горах подряд — серьезное испытание.

— Когда вышла первая «Пальма», ожидали ли вы такого успеха?

— Все очень этого хотели, но никто не мог предсказать, как все сложится. Мы горели этим проектом, верили в него, и, конечно, рады, что фильм понравился зрителю. «Пальма» действительно получилась таким семейным, добрым, хорошим кино, которого у нас, по сути, не так много. Даже если кто-то говорит, мол, уже есть «Хатико», наш фильм тоже имеет право на жизнь. Как любил повторять Петр Наумович Фоменко: «В искусстве было все, кроме вас». И это правда.

— Мне кажется, зрителя цепляет еще и тот факт, что это реальная история, действительно собака, потеряв хозяина, в течение двух лет встречала самолеты...

— Это правда, да.

Валерия Федорович
С четвероногим партнером на съемках фильма «Пальма 2». 2024 г.
Фото: Пресс-служба кинокомпании «Централ Партнершип»

— Второй фильм тоже снимали на основе реальных событий?

— Таких подробностей не знаю, но это опять приключения, хотя и более масштабные. Действие выходит за пределы аэропорта, мы попадаем на Урал, в горы, в леса. История о дружбе между животными, дружбе между людьми. Мне кажется, она написана с душой.

— Знаю, что на съемках были сложности с одним из «артистов» — медвежонком Добрыней. Ка­ково это — работать с таким опасным животным?

— Мы заранее проходили своеобразные курсы общения с медведем. Это были неформальные встречи и беседы с дрессировщицей, которая вырастила медвежат. Нам объясняли, как себя вести: нельзя садиться на корточки, отворачиваться, трогать за мордочку. У животных есть свои непредсказуемые реакции, даже у малышей. Съемки с медведем были самыми сложными. Он мог не выходить на площадку, не вставать на нужное место, не реагировать. Иногда мы ждали по три часа, пока Добрыня решит выйти. Но в итоге все получилось. Даже не верится, что я снималась с живым медведем, кормила его, купала. Это незабываемый опыт.

— Собака, которая снималась в первой «Пальме», та же?

— В «Пальме» работали две собаки: одна молодая, бегала в динамичных сценах, другая — Лили, играла драматические моменты. И, увы, она умерла. Мы узнали об этом уже перед съемками. В продолжении вместо нее с нами была другая собака, совсем молоденькая.

— С ней быстро нашли общий язык?

— Да, но это все благодаря строгим инструкциям. Нам запрещали гладить ее перед сценами, отвлекать. Дрессировщица четко следила за этим, потому что собака должна была быть сосредоточенной, знать свое место и маршрут. Люди часто думают, что на съемках животных все их обнимают, играют с ними — на самом деле все строго.

— Были ли опасные моменты на съемках?

Валерия Федорович с Виктором Добронравовым
С Виктором Добронравовым на съемках фильма «Пальма». 2020 г.
Фото: Пресс-служба кинокомпании «Централ Партнершип»

— Да. Мы снимали сцену, где купали медведя. Я его кормила, и в какой-то момент он резко махнул лапой и когти прошли буквально в миллиметре от моего лица. Хорошо, что у меня сработала реакция — спасибо моим детям, я привыкла быть внимательной. Если бы замешкалась, возможно, остался бы шрам.

— Показываете свои фильмы детям?

— Пока нет, они еще маленькие. И вообще, я аккуратно рассказываю им о своей профессии. Дети видят только красивую картинку, а какой труд за ней стоит — не понимают. Мне хочется их от этого уберечь.

— Как ваши родители отреагировали, когда вы решили стать ­актрисой?

— Родители были удивлены. Мама — инженер-строитель, папа — военный, поэтому мир искусства им совсем незнаком. Я была настолько решительна и полна желания, что сейчас, оглядываясь назад, удивляюсь, откуда в 16 лет в моей голове взялись такая сила, воля и целеустремленность. Ведь речь шла о занятиях с преподавателями, репетиторами, с постоянными поездками через весь город. Пока одноклассники отдыхали или проводили время в компании, я ехала к педагогам, потому что понимала: обязана поступить. Думаю, родители заметили мой серьезный настрой — и в конце концов сказали: «Ну, актриса так актриса».

— А если ваши сыновья захотят стать актерами?

— Надеюсь, что нет. Эта профессия требует не только таланта, но и огромной эмоциональной отдачи, постоянного поиска себя. Мне кажется, что в нее лучше приходить уже с высшим образованием в другой сфере, с багажом жизненного опыта, тогда легче справляться с нестабильностью и стрессами.

— Да, не раз приходилось слышать от наших героев о нестабильности и зависимости от режиссеров, продюсеров...

— Актер, по сути, — это инструмент, и все зависит от того, как его настроить. У музыкантов настройкой инструментов занимается специальный человек, а мы должны настраивать себя сами. И это, пожалуй, самое сложное. Кроме того, важно уметь контролировать свои эмоции. Мы часто нажимаем на «внутренние кнопки», чтобы выразить какие-то чувства. Иногда это приносит больше вреда, чем пользы. Поэтому нужно научиться управлять собой...

Валерия Федорович с Василисой Измайловой и Ксенией Лукьянчиковой
«Я отказывалась от предложений, которые включали слишком откровенные сцены. Не хочу, чтобы мои дети увидели что-то, что может их травмировать» С Василисой Измайловой и Ксенией Лукьянчиковой на съемках сериала «Лимитчицы». 2022 г.
Фото: телеканал «Россия»

— А что самое приятное в профессии артиста?

— Для меня — аплодисменты в театре, когда ты чувствуешь, что зрители прожили с тобой спектакль, что ты попал в их сердца. И это большая ответственность для актеров и режиссеров — создать другую реальность для зрителей. Когда в конце спектак­ля зал аплодирует не автоматически, а искренне. Когда ты видишь, как люди улыбаются, — это приносит настоящее удовлетворение. Думаю: «Да, я отдала вам частичку себя, и это действительно важно». Или когда на сцене происходит какой-то драматичный момент и вдруг зал затихает — это удивительно. Честно, словами не передать.

— Вы вообще отказываетесь от ролей, которые вам не нравятся? По какому принципу выбираете проекты?

— Да, бывает, что отказываюсь. Когда понимаю, что это не совсем моя история, не мой сценарий. Я же мама. Если бы я была одна — могла бы согласиться на что-то рискованное. Но когда растут дети, особенно в эпоху интернета, когда все всё видят, я стараюсь быть осторожной. Например, отказывалась от предложений, которые включали слишком откровенные сцены. Если с дублершами — другой разговор. Но без них я отказываюсь, потому что у меня есть ответственность перед моими детьми. Не хочу, чтобы они увидели что-то, что может их травмировать. Я бы могла заработать, но как это скажется на моем внутреннем состоянии?

— Вы мама двух сыновей. Как ­находите баланс между семьей и работой?

— Я стараюсь совмещать все как можно лучше. Конечно, есть дни, когда я не беру работу — дни рождения детей, Новый год, первые числа января, Рождество, Пасха. Это время я провожу с семьей. В целом, постоянно лавирую между работой и детьми, пытаюсь найти баланс, но это не всегда просто. Для меня самое сложное — заранее продумать отпуск. И когда я все-таки это делаю, думаю: «Вау, я повзрослела, я планирую свой отпуск». В какой-то момент понимаешь, что без этого уже не обойтись.

— Какая вы мама — строгая или, скорее, подруга?

— Недавно спросила у детей: «Я строгая мама?» Младший так смешно посмотрел на меня и сказал: «Нет!» — даже удивился, что я спросила. Так что, наверное, я мягкая. Хотя понимаю, что иногда стоило бы быть построже. Но дети — это вообще способ быстро повзрослеть.

— У ваших сыновей небольшая разница в возрасте. Когда они появились, вы брали паузу в работе?

Валерия Федорович с сыновьями
С сыновьями Германом и Саввой. 2021 г.
Фото: из личного архива Валерии Федорович

— Конечно, уходила в декрет, но совершенно не переживала из-за этого. С Германом — на полтора-два года, с Саввой тоже. Причем с Саввой получилось так, что я забеременела и начался карантин, проекты заморозились. А когда все снова запустилось, у меня уже был шестой месяц беременности. Так что снова вышло около полутора лет паузы.

— Не боялись, что что-то упустите?

— Вообще нет. Как говорится, «мое от меня не уйдет». Мне и в голову не приходило об этом переживать! Я родила не в 37, не в 40 — у меня просто не было таких мыслей. Наоборот, это классный этап — новый опыт, другая глубина жизни. И я чувствовала, что после каждых родов становилась лучше, глубже, интереснее как человек и как актриса. Появлялось, что сказать в профессии.

— Как вы считаете, профессия актера — лотерея или в первую очередь упорный труд?

— Мне кажется, это сочетание удачи и труда. Но труд играет ключевую роль. Я знаю примеры, когда артист был невероятно талантлив, но не прилагал усилий — и, к сожалению…

— Ничего не получилось?

— Да. И наоборот, бывают случаи, когда человек обладает определенными способностями, но именно его трудолюбие обеспечивает взлет карьеры. Вообще, в любой сфере важны и удача, и труд, но на первом месте всегда труд. Не бывает так, что удача свалилась с неба. В истории про то, что можно просто лежать на диване и само все придет, я не верю.

События на видео
Как понять, что вашим жильем заинтересовались мошенники — два верных признака
Судебная практика показывает, что злоумышленники используют разные схемы для обмана собственников. Это создает серьезную опасность для владельцев, особенно если они не предпринимают меры предосторожности. Чем раньше владелец узнает, что его объект заинтересовал злоумышленников, тем больше шансов защитить собственность, уточнил эксперт Дзен-канала «Юридические тонкости».




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая