Тильда Суинтон: «Я чувствовала себя ребенком, которого оставили эльфы взамен похищенного»

«Для нас с будущей принцессой Дианой школа-интернат была неприятным местом. Все закрытые школы —...
Мария Обельченко
|
21 Ноября 2021

«Для нас с будущей принцессой Дианой школа-интернат была неприятным местом. Все закрытые школы — это настоящий ад. Именно по этой причине я не люблю фильмы вроде «Гарри Поттера», где романтизируются подобные заведения. Но, конечно, там ты учишься выживать, и это умение остается на всю жизнь», — рассказывает актриса.

Тильда — наследница знатного, ведущего свою историю с IX века, аристократического рода в Шотландии. Ее отец — сэр Джон Суинтон, лэрд (так в Шотландии называют владельцев наследственных поместий) Киммергэм-хауса, генерал-майор Бри­танской армии (кавалер королевского Викторианского ордена, офицер ордена Британской империи), служил в Королевской гвардейской дивизии (охрана монарха, королевских дворцов и резиденций), был лордом-наместником в шотландском графстве Бервикшир.

Тильда училась в закрытых школах-интернатах для девочек, как и полагается дочери знатного и богатого лорда. В одной из них, в графстве Кент, ее одноклассницей и одной из подруг была Диана Спенсер, будущая принцесса Уэльская. Но Суинтон ни разу за все эти годы не посчитала возможным обсуждать Диану, не ударилась в воспоминания о проведенных с ней вместе годах в ненавистной обеим школе...

Тильда также почти никогда не говорит о своих коллегах-актерах. Исключение — Джордж Клуни, с которым она вместе снималась в фильмах «Майкл Клейтон» (была награждена премией «Оскар» за роль в нем), «После прочтения сжечь», «Да здравствует Цезарь!». Когда у Клуни и его жены Амаль родились близнецы, Тильда пошутила, что теперь Джордж, ее давний друг, узнает, кто смеется последним. Дело в том, что Клуни частенько потешался над ее материнскими заботами о своих детях-близнецах, особенно когда они были совсем еще маленькими. И «в отместку» Тильда посоветовала Клуни держаться и запастись снотворным, поскольку она на своем опыте знает, что выспаться с двумя младенцами нереально.

61-летняя актриса давно живет в Шотландии и считает себя «прежде всего и главным образом шотландкой». Тильда училась в школах-интернатах в Англии и Шотландии, а потом окончила Кембриджский университет. Перед поступлением в Кембридж она в качестве волонтера провела два года в Южной Африке и Кении. В 1997 году Тильда родила близнецов — Ксавье и Онор — от своего тогдашнего партнера, шотландского художника и драматурга Джона Бирна. С 2004 года актриса счастлива в гражданском браке с немецким художником Сандро Коппом (моложе ее на 18 лет).

— Тильда, вышел новый фильм Уэса Андерсона «Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан» — это ваша четвертая по счету роль в его картинах. И Уэс признался, что специально для вас писал главную героиню... (Актриса снималась у этого режиссера в фильмах «Королевство полной луны», «Отель «Гранд Будапешт», «Остров собак», а этим летом начала работать с ним над новым проектом в Испании. — Прим. ред.)

Тильда Суинтон
С Джорджем Клуни и режиссером Тони Гилроем на премьере фильма «Майкл Клейтон» на кинофестивале в Довиле. 2007 г.
Фото: LEGION-MEDIA

— Для меня огромная честь работать с Уэсом и его веселой «бандой». Он умеет создать свою, отдельную вселенную для всех нас — вселенную чистого удовольствия, захватывающей творческой работы и последних достижений кинематографической индустрии. И да, мы оба знали, что эта роль эксцентричной дамы-искусствоведа, специального корреспондента придуманного журнала, мне более-менее подходит. Но вот как Уэс смог создать такое умопомрачительное количество декораций удивительных миров — от чердаков и мезонинов до кукурузных полей, от аэропланов до художественных студий и элегантных галерей — и наполнить их множеством ни на что не похожих деталей и вещей? Мы все себя щипали каждый день — настолько это невероятно! Так воплощать мечты в реальность дано немногим. Огромная шкатулка, полная редких сокровищ, — вот что такое фильм «Французский вестник...».

— Вы начинали свою актерскую карьеру в классическом традиционном английском театре — Королевском Шекспировском театре...

— И это стало отличной возможностью понять, чем я не хочу заниматься. Я считаю, для любого молодого актера оказаться в этом театре — уникальный шанс и привилегия. Лично же я в конце концов стала артисткой потому, что перестала писать. А еще для того, чтобы продолжать общаться с друзьями, которые были связаны с театром. Но у меня никогда не было актерских амбиций. Наверное, звучит безумно и даже несколько хвастливо, но это факт. И в десять, и в двадцать лет я хотела больше всего на свете жить дома, со своей семьей, чтобы у меня были друзья, которые могли бы меня рассмешить и смеяться моим шуткам, в Шотландии, у моря, с собаками и кухней, с выходом в сад... Нет, серьезно, такие вот у меня были амбиции, и дальше они не простирались... И я счастлива, что у меня все это есть. А остальное всего лишь приятный бонус. Как сахарная глазурь на торте.

— А почему вы перестали писать?

— Мне нравилось думать, что я умею и люблю писать. Именно по­этому я поступила в Кембридж. Но там я и перестала писать. Это было ужасно, и до сих в некотором роде я этим обстоятельством травмирована.

— А что случилось?

Тильда Суинтон
Тильда в фильме «Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан». 2021 г.
Фото: LEGION-MEDIA

— Вероятно, я была слишком перегружена эмоционально, переполнена чувствами и не сумела с этим справиться. Однажды много лет спустя встретила одного из своих преподавателей и рассказала ей об этом. Оказывается, такое часто и со многими случается. Как только они попадают в академическую среду. К счастью, я не слишком много времени потратила, плавая в чужом пруду, недолго шла по ложному следу. А в 2002 году на Эдинбургском кинофестивале меня попросили написать и прочитать лекцию в память режиссера, который меня привел в кино, Дерека Джармена, я сыграла у него в восьми картинах. (В том числе свою первую роль в фильме «Караваджо». — Прим. ред.) Хотела отказаться, но все-таки села и написала. И лед тронулся. С тех пор я пишу эссе на регулярной основе. Напоминаю сама себе черепаху, которая у нас дома живет: стоит показать ей листик салата, и она высовывает голову из-под панциря. Вот так и моя писательская голова движется в сторону сценария. Но я не тороплю ее...

— Актеры живут в воображаемом мире, который придумывают авторы, писатели. В этом смысле у них немало общего. Но неужели вы в детстве не мечтали о сцене, как многие ваши коллеги-актеры?

— Нет. Но я помню очень отчетливо, как ехала в поезде, мне было около 11 лет, возвращалась после каникул из Шотландии в школу-интернат в Англии. И неожиданно впервые осознала, что никто из пассажиров, глядя на меня, не смог бы определить степень моего отчаяния... То есть я поняла, что существует огромная разница между тем, что внутри, и выражением моего лица. И я, в свою очередь, не могу увидеть и рассказать, что на самом деле происходит в жизни этих людей и творится в их душе. Это был один из важных, формирующих моментов в жизни. Конечно, только намного позже, вспоминая, я обнаружила, что в этом и заключается главная идея кинематографа. Та власть, которую дает умение хранить или, напротив, выдавать свои чувства, мысли, желания...

Наверное, это был первый раз, когда я неосознанно примерила на себя профессию исполнительницы, я так предпочитаю себя называть. И полюбила навсегда искусство кинематографа. У меня было трое братьев, и мой отец не слишком много внимания на меня, девочку, обращал. Мне всегда было понятно, что мальчикам в нашей семье уготовано определенное будущее, все заранее устроено и спланировано, пойдет по старому достойному и почетному шаблону. В их жизнь входят в том числе такие ритуальные вещи, как умение стрелять, обучение в тех школах, где до них учились отец, дед и прадед. На первый взгляд казалось, что, родись я мальчиком, все было бы гораздо удобнее и проще. Не говоря уж о том, что им явно жилось намного веселее.

— Вы сыграли огромное количество ролей, какая вам ближе все-таки?

— Думаю, фильм «Орландо» всегда будет занимать место в моем «психологическом паспорте» в графе «особые приметы». «Орландо» сняла моя дорогая подруга Салли Поттер много лет тому назад, но воспоминания остаются свежими, как маргаритки, выращенные на стероидах. (Смеется.) Каждый раз, когда мы с Салли выходим на сцену в каком-то кинотеатре перед очередным юбилейным показом «Орландо», смотрим друг на друга широко открытыми от удивления глазами. В восхищении оттого, что фильм наш не утратил своей привлекательности до сих пор. Второй по счету лично для меня идет роль вампирши Евы в картине Джима Джармуша «Выживут только любовники».

Тильда Суинтон
С дочерью Онор в фильме «Сувенир». 2019 г.
Фото: LEGION-MEDIA

— Недавно вышла вторая часть фильма «Сувенир». И в первой, и во второй картине вы играете вместе со своей дочерью Онор Суинтон-Бирн...

— К вашему сведению, моя дочь не стала актрисой, она студентка Эдин­бургского университета — изу­чает психологию и неврологию. Но я очень горжусь тем, как Онор потрясающе справилась с ролью. Нет сомнений, если бы она не была блестяще подготовлена к этой работе, я бы никогда не стала поощрять подобную идею. Хотя она и исходила не от меня, а от Джоанны Хогг, режиссера и моей подруги. Я ее знаю с десяти лет, мы были вместе в одной школе... Перед съемками первого фильма моя дочка только окончила школу и собиралась ехать в Африку работать волонтером. Но у Онор не было и малейших намерений продолжать актерскую карьеру. Мои дети всегда были окружены искусством. В доме у нас висят картины их отца и их отчима, они смотрят фильмы, снятые нашими друзьями, читают книги, написанные их крестными... Мне кажется, это самая большая роскошь в жизни, какую только можно вообразить и пожелать своим детям. Я росла в семье, где чувствовала себя ребенком, которого оставили эльфы взамен похищенного. Большинство вещей, которые меня интересовали, предавались в моей семье анафеме. Они исключительно по-мещански относились к любому виду искусства.

— У вас необычная, очень яркая внешность. Ни с кем не спутаешь. Недаром столько современных дизайнеров считают вас своей музой, не только режиссеры. Когда вы сами поняли, насколько отличаетесь от всех?

— Ну я всегда понимала, что я не хорошенькая. Что со временем стало большим преимуществом. И я не считаю правильным желать своему ребенку внешней привлекательности. Это словно получить слишком быстрые деньги. Не заметишь, как все потратишь. У меня есть подруги, которые всегда были хорошенькими, но они попали в немалое количество ловушек собственной красоты. От них ждали того, что принято ждать от привлекательных блондинок с голубыми глазами и пухлыми губами. Это очень давит. Я же отдавала себе отчет, что не подпадаю под эту категорию и, соответственно, под эти ожидания. То есть я никогда не была главной дебютанткой сезона. Возможно, я еще потому чувствовала себя не слишком по-девчачьи, что выросла в семье, где доминировали мужчины — отец и братья. Мама была очень женственной, мягкой, но не слишком много внимания мне уделяла. Как и отец. Возможно, если бы я жила рядом с ней, в доме, а не в школе-интернате с 10 до 17 лет, выросла бы более женственной... Но я провела эти годы не дома...

— Вы не раз выступали против такого престижного британского института, как частные школы-интернаты... В одной из них вы учились и жили вместе с будущей принцессой Уэльской Дианой...

— Да, я не могу молчать на эту тему. Это было для нас обеих неприятное место. Я считаю, что очень жестоко отдавать в такие заведения детей, на мой взгляд, они ничего не выигрывают от такой формы обучения. Потому что детям нужны их родители, им важно расти и воспитываться в своей семье, среди родных и близких, только они способны окружить ребенка настоящей любовью. До того как поступить в первую школу-интернат, я много путешествовала с родителями и братьями, мы жили на разных военных базах, отец у меня военный. Я привыкла смотреть на парады и чувствовала себя комфортно и в безопасности. А все закрытые школы — это настоящий ад, вот что я думаю, и не боюсь об этом говорить. Именно по этой причине я не люблю фильмы вроде «Гарри Поттера», где романтизируются подобные заведения. Но, конечно, там ты учишься выживать, и это умение остается на всю жизнь... Мы выжили, вот и все, что я могу сказать. Но своих детей я в подобные школы не отдавала. И пожалуй, то немногое, к чему я не научилась относиться с юмором — а я, честное слово, простила все что можно в своем воспитании, — так это запрет слушать музыку. По-моему, это невероятное издевательство над подростками. Подозреваю, что таким образом нас пытались держать подальше от сексуальных тем и тому подобного, но это и впрямь было чертовски неприятно.

Тильда Суинтон
«Многие мои подруги попадали в ловушку собственной красоты, от них ждали того, что принято ждать от привлекательных блондинок с голубыми глазами и пухлыми губами. Я не подпадаю под эту категорию , соответственно, под эти ожидания» «Орландо». 1992 г.
Фото: LEGION-MEDIA

— Вас часто — и заслуженно — называют «хамелеоном», способным перевоплотиться абсолютно в кого угодно. Интересно, вы на свои инстинкты полагаетесь, чутье или все-таки техника актерская выручает, хотя вы и не учились нигде этому специально?

— Кинематограф — чрезвычайно техническое, механическое и точное искусство. Даже если таковым и не выглядит. Лично я больше всего люб­лю предсъемочный процесс. Иногда он длится месяцы и даже годы. Прорабатывать мельчайшие детали, тщательно планировать воплощение фантазии — ничего нет приятнее и интереснее. Чтобы потом, когда наступает съемочный период, можно было полностью расслабиться и отдаться игре, уже ни о чем больше не заботясь.

— В этом году на Каннском кинофестивале, где вы постоянная гостья, вы не только представляли фильм «Французский вестник...». Еще и ваши собаки получили специальный приз, учрежденный с некоторых пор на этом фестивале для лучшей собаки, сыгравшей в представленных фильмах, так называемую «собачью «Пальму». Как вам удалось научить их так здорово вести себя перед камерой?

— Они не нуждались ни в моих, ни в чьих-либо еще советах. Наоборот, они нам всем показали пример выдержки, добродушного характера и бесконечного энтузиазма в каждом новом дуб­ле — всякий раз так же бодро и радостно прыгали на кроватях, гонялись за зайцами в полях или тусовались под столом, где хранился их бутафорский обед. Словом, беспрекословно исполняли все то, что от них требовалось.

— Известно, что у вас большой сад и огород — и вы сами выращиваете много овощей и фруктов...

— Да, мечта сбылась, и я каждый год собираю неплохие урожаи. Действительно, разбираюсь во всем, что касается приусадебного хозяйства. Мне кажется, я уже не смогла бы вернуться в город. Мы живем на севере Шотландии, в доме у небольшого городка с населением около восьми тысяч человек. По натуре я домоседка, хотя много путешествую по работе. Но дома чувствую себя очень уютно и нахожусь в покое сама с собой, несмотря на удаленность от Лондона и своих коллег.

Тильда Суинтон
С мужем Сандро Коппом. Вена, 2018 г.
Фото: RUSSIAN LOOK

— Вы почти не участвуете, в отличие от многих известных актеров, в блокбастерах. Судя по всему, для вас все-таки личная симпатия к режиссеру и интерес к проекту важнее гонораров... («Хроники Нарнии», «Доктор Стрэндж» — редкие случаи, когда Тильда снималась в блокбастере. — Прим. ред.)

— Мы привыкли к актерам, которые перемещаются из одного проекта в другой, демонстрируя при этом некоторую отстраненность и безучастность. Постоянно оглядываются и смотрят, нет ли более интересной, в том числе с материальной точки зрения, работы. Это не моя история. Мне важно работать с теми, кому я полностью доверяю. Я всегда выбираю прежде всего режиссера. И ради сотрудничества с интересным мне человеком готова ждать сколь угодно долго и отказаться от ролей, которые многие оторвали бы с руками и ногами. Иногда проходят годы, прежде чем проект оказывается готов к запуску. Так было с фильмом «Орландо» — у нас с Салли Поттер ушло пять лет на подготовку. Так же получилось и с картиной «Выживут только любовники» — семь или восемь лет я посвятила этому фильму вместе с режиссером Джимом Джармушем. И много других примеров могу привести... Были времена, когда я зарабатывала деньги на скачках, играя в тотализатор, чтобы поддержать режиссера, которому безмерно верила и благодаря кому стала востребована.

— А что вы сегодня думаете о своей карьере?

— Я до сих пор часто испытываю чувство вины. Потому что не считаю себя настоящей актрисой, в скольких бы картинах ни поучаствовала за последние тридцать с лишним лет... До сих пор чувствую себя самозванкой, профаном, аутсайдером. Поэтому у меня нет никакой карьеры. У меня есть моя жизнь. Я следую своей жизни, и в ней рано или поздно случаются фильмы...

— У вас прекрасные дети, и личная жизнь тоже успешно сложилась, хотя и был период, когда желтая пресса пыталась всячески обыграть пикантные подробности — вроде тех, что, расставшись с отцом своих детей художником Джоном Бирном, вы продолжали с ним жить в одном доме, несмотря на то что у вас уже начался роман с вашим нынешним партнером...

— Знаете, это все равно что компания детей в соседней школе над вами решила посмеяться. Меня совершенно не задевают сплетни и глупости. Все на самом деле очень просто. Не было никакого «любовного треугольника», никаких оргий — это все грандиозные фантазии. Речь идет о паре, прожившей вместе немало лет, родившей детей, паре, ставшей в один прекрасный момент больше не парой. Но эти люди остались родителями своих детей и после того, как вступили в любовные отношения с другими людьми. Видимо, проблема в том, что мы не объявляли о своем разрыве, не побежали в газеты, поскольку полагали, что в мире происходит много гораздо более важного и интересного, заслуживающего упоминания в прессе. Мы же люди частные, приватные, такого рода изменения случаются во многих семьях, и мы не лучше и не хуже других. Провели анализ, сделали переоценку и двинулись дальше, и надо сказать, все прекрасно с тех пор себя чувствуем.

События на видео



Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая