Татьяна Лаврова признавалась: «Я не понимаю, в кого я больше влюблена — в Баталова или Смоктуновского»

«Баталов со Смоктуновским были совершенно очарованы молоденькой красивой артисткой Татьяной...
Елена Костина
|
01 Февраля 2018
Татьяна Лаврова с  Алексеем Баталовым
С Алексеем Баталовым в фильме «9 дней одного года». 1961 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

«Баталов со Смоктуновским были совершенно очарованы молоденькой красивой артисткой Татьяной Лавровой, и тот, и другой наперебой за ней пытались ухаживать. Особенно Баталов. Я видела, как Алеша на нее смотрит, да и не только я замечала эти его взгляды», — о Лавровой вспоминает ее подруга, дочь драматурга Алексея Арбузова, продюсер Варвара Арбузова-Кулиш.

Снимаясь у Михаила Ромма в фильме «9 дней одного года», Таня Лаврова постоянно теребила режиссера: «Михаил Ильич, кого же все-таки я люблю — того или этого?» По сюжету картины Танина героиня Леля мечется между двумя друзьями-физиками: Гусевым, одержимым экспериментами персонажем Баталова, и теоретиком Куликовым, которого сыграл Смоктуновский. Обещает Куликову выйти за него замуж, а потом встречается с Гусевым и становится его женой. Лаврова все никак не могла разобраться в терзаниях своей Лели. А Ромм почему-то уклонялся от ответа. И потом уже, когда картина вышла на экраны, Таня никак не могла успокоиться, все время задавалась вопросом: «Интересно, а в кого из них я там по-настоящему влюблена — в Баталова или Смоктуновского?» Я ей как-то сказала: «Тань, в обоих сразу!» Она удивилась: «Разве так бывает?» Я кивнула: «Получается, что бывает». Таня задумалась: «Нет, мне этого не понять…»

С Таней мы познакомились в Кок­тебеле летом 1960 года, в Доме творчества писателей — большой компанией мы приехали туда на нескольких машинах. Помню, рано утром я вышла прогуляться по аллее Дома творчества. Навстречу мне двигалась какая-то фигурка, разглядеть ее было трудно, солнце слепило. Но когда мы поравнялись, я увидела под огромной шляпой прекрасное лицо в завитушках волос. У девушки были лучистые глаза с длиннющими закрученными ресницами. Знаете, есть просто красота, а есть красота завораживающая, и у Тани была именно такая.

Татьяна Лаврова с Олегом Ефремовым
«Есть актрисы, похожие одна на другую, а Танечка Лаврова не похожа ни на кого, она была одна такая… На сцене она казалась такой неземной и беззащитной, это было что-то феерическое!» С Олегом Ефремовым в фильме «Испытательный срок». 1960 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Лаврова приехала отдыхать в Кок­тебель с подружками Ирой Мазурук и Наташей Завальнюк. А с нами была писательница и переводчица Оля Ни­кулина, с которой Таня тоже дружила. Вообще, в той поездке собралась интересная молодежь: журналист Саша Авдеенко, он потом стал главредом газеты «Экран и сцена», балетмейстер Азарик Плисецкий, младший брат Майи Плисецкой, художник Володя Медведев и еще много народу. Мы быстро объединились в одну большую компанию. Собирались в номере у Тани и ее подруг, кто-то приносил музыку, мы устраивали танцы, пили молодое вино, которое в Крыму продавалось на каждом шагу, закусывали виноградом. Еще мы много купались, загорали, ездили в Судак — в общем, весело проводили время.

«Баталов словно освободил меня от оков»

Таня уже тогда имела успех как актриса, правда, ее знали только театралы. Еще на четвертом курсе Школы-студии ей доверили играть Нину Заречную во МХАТе. У всех был шок: «Как?! Она же студентка!» Там Тарасова в роли Аркадиной, остальные партнеры тоже звезды, и вдруг с ними на сцене совсем девочка. Но эта девочка так сыграла Заречную, что всем сразу стало ясно: явился большой талант. И после окончания Школы-студии Таню приняли в труппу МХАТа, она стала играть главные роли. Только вот ее попросили взять псевдоним, Танина настоящая фамилия — Андриканис — для театра считалась неподходящей. Таня вспоминала, как они с друзьями-однокурсниками написали несколько благозвучных фамилий на бумажках, сложили их в какую-то шапку, она вытянула жребий и прочла: Лаврова. И вопрос был решен.

Татьяна Лаврова
«Помню, как Таня волновалась: а вдруг она сыграла не на уровне и всех подвела? Но на следующий день после премьеры все газеты писали о ней в превосходной степени, она стала всесоюзной знаменитостью» В фильме «9 дней одного года»
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Вскоре после нашего знакомства Таня стала по-настоящему известной, снявшись в кино. На самом деле роль у Михаила Ромма в картине «9 дней одного года» была не первой ее киноролью, ведь Таня начала сниматься еще школьницей. Она же из кинематографической семьи — у нее и мама, и отец были операторами (они разошлись, когда Тане было 12 лет, и она тяжело это переживала). Но все, что было до Ромма, не в счет, прославилась Таня именно этой ролью. Помню, как мы все ждали премьеры «9 дней одного года». С фильмом возникли какие-то проблемы, и Ромму пришлось побороться, чтобы он все-таки вышел на экраны. Мы, естественно, были на премьере — мой муж Савва Кулиш (кинорежиссер, снявший «Мертвый сезон», «Сказки… сказки… сказки старого Арбата», «Взлет» и другие картины. — Прим. ред.) в свое время работал у Ромма режиссером-практикантом на «Обыкновенном фашизме». Ну а мы с Лавровой, в свою очередь, дружили, со времени Коктебеля связи не теряли. Помню, как Таня волновалась: все-таки первая значимая роль, а вдруг она сыграла не на уровне и всех подвела? Но на следующий день после премьеры все газеты писали о ней в превосходной степени, везде были ее фотографии, она стала всесоюзной знаменитостью и всеми любимой актрисой. Потом Таня с этой картиной объездила полмира.

Знаю, съемки давались ей нелегко. Она вспоминала, как ее трясло, когда нужно было ложиться с Баталовым в постель. В картине есть эпизод, в котором Леля, проснувшись, смотрит на своего спящего Митю и размышляет: «Надо встать и приготовить ему завтрак. Каждый день завтрак… Зачем только люди едят? Нет, я просто плохая жена…» Таня рассказывала: «У меня все тело свело судорогой, я так стеснялась, когда лежала рядом с ним, что от волнения ни слова вымолвить, ни пошевелиться не могла. А Баталов меня успокоил, слова какие-то правильные нашел, мол, это только кино, такая наша работа. Обнял, погладил по руке. Он словно освободил меня от оков, и эта сцена у нас получилась». И Смоктуновский ей много помогал, давал какие-то советы. Они оба — Баталов со Смоктуновским — были совершенно очарованы молоденькой красивой артисткой, и тот, и другой наперебой за ней пытались ухаживать. Особенно Баталов. Романа у них с Таней не случилось, я бы знала, мы с Алешей тоже дружили. Все пересекались в Доме кино и ресторане ВТО, какие-то праздники там отмечали, иногда просто приходили поужинать. И я видела, как Алеша на нее смотрит, да и не только я замечала эти его взгляды. К слову, с Баталовым невозможно было нигде появиться, все его обожали, тут же начинали к нему приставать. А вот Таню он не зацепил: она кивала ему и проходила мимо.

Татьяна Лаврова с Евгением Урбанским
«Урбанский стал Таниным первым мужчиной, они жили вместе. При том, что Урбанский официально был женат. Но Таня любила его какой-то невозможной любовью, и это ее не останавливало» С Евгением Урбанским. Конец 1950-х гг.
Фото: из личного архива В. Лаврова

Так и не смогла простить измену

О личной жизни Таня много не откровенничала, но что-то, конечно, иногда говорила. Как-то призналась: «Я очень любила Женю Урбанского, очень… Даже после его гибели» — и сразу как-то помрачнела и умолкла. Евгений Урбанский погиб на съемках фильма «Директор» в 1965 году. К тому времени она уже побывала замужем за Олегом Далем, но Урбанский, как мне кажется, так навсегда и остался ее главной любовью. Как только о нем заходила речь, Таня или как-то по-особенному улыбалась, или, наоборот, в ее глазах появлялась какая-то дикая печаль. 

Их с Урбанским роман начался еще в Школе-студии, Таня была совсем девочкой, а он лет на шесть старше, поздно поступил. Зато, снявшись в кино в дебютной роли в фильме Юлия Райзмана «Коммунист», он вышел в звезды. Урбанский стал Таниным первым мужчиной, они жили вместе — то у него в общежитии Театра Станиславского, где он тогда работал, то у ее бабушки, потом комнату в коммуналке снимали. При том, что Урбанский официально был женат. Но Таня любила его какой-то невозможной любовью, и это ее не останавливало. И вдруг она узнала, что Урбанский ей изменил. Таня не смогла с этим смириться. По молодости ей не хватило мудрости закрыть на это глаза, перетерпеть, как многие женщины поступают. А ведь Урбанский тоже ее любил! И вот, несмотря на то что Таня сама разрушила эти отношения, Урбанский в ней, что называется, засел, эта травма осталась на всю жизнь.

Олег Даль и Светлана Крючкова
«Я удивилась, когда узнала, что Лаврова и Даль расписались. Было очевидно: вместе они не уживутся, никто никому не уступит. Терпения Тани хватило на полгода, а потом она ушла» Олег Даль и Светлана Крючкова в фильме «Не может быть!». 1975 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

История с Далем тоже Таню здорово подкосила. Их роман начался, когда Таня перешла из МХАТа в «Современник». В Олеге, как и в Тане, было что-то завораживающее, и если с ним хоть немного пообщаться, то запросто можно было влюбиться. И все же я удивилась, когда узнала, что Лаврова и Даль расписались. Было совершенно очевидно: вместе они не уживутся, характер у каждого такой, что никто никому не уступит. К тому же Даль пил, это известно. А жить с пьющим человеком — это превратить свою жизнь в ад. 

Надо постоянно и терпеливо вытаскивать мужа из этой зависимости и жить одной заботой: как бы он снова не сорвался. Для актрисы, одержимой своей профессией, это не подходит, за ней самой должны ухаживать. Терпения Тани хватило на полгода, а потом она от Даля ушла. Про него она никогда не говорила, что любила, только: «Он гений!» Что Даль гений — это просто в воздухе носилось. Многие режиссеры стараются не брать в свои картины пьющего артиста, а его все равно брали, потому что понимали: так, как Даль, никто больше не сыграет. Кстати, к Тане очень хорошо относились родители Олега. Мама Даля, Павла Петровна, на его похоронах сказала: «Если бы ты тогда от него не ушла, он был бы жив». Не знаю уж, насколько это справедливо, но маме Олега явно было жаль, что они расстались.

О своем третьем муже футболисте Михайлове Таня вообще никогда не говорила. Я видела его с ней только один раз — в гостях у общих друзей. Мне показалось, Таня этого человека совсем не любит. Но именно в этом браке у нее родился сын Володя, которого она обожала, как позже — внучку Женечку. Не знаю, в честь кого назвали девочку, может, в честь Таниного папы, Евгения Андриканиса, а может, в честь Урбанского.

Татьяна Лаврова
«Прекрасное лицо в завитушках волос, лучистые глаза с длиннющими закрученными ресницами... Знаете, есть просто красота, а есть красота завораживающая, и у Тани была именно такая» В фильме «Песня о Кольцове». 1959 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Вознесенский так и не решился бросить жену ради Лавровой

Последней ее любовью был Воз­несенский. Красивая история: поэт забрасывал Таню цветами, посвятил одно из своих лучших стихотворений: «Ты меня на рассвете разбудишь…», которое потом вошло в спектакль «Юнона» и «Авось». Я думаю, Таня была влюблена в Вознесенского даже не как в мужчину, а как в поэта. Правда, финал у этой истории печальный: Вознесенский так и не решился оставить жену Зою Богуславскую, обе­щал Тане, что они будут вместе, а сам ее бросил. И Таня снова осталась одна.

Ее жизнь сложилась не слишком счастливо. В кино такой роли, как в «9 днях одного года», у нее больше не случилось. После такого успеха ее наперебой звали в новые картины, но Тане все казалось, что это не ее уровень, и она отвечала: «Спасибо, нет». Несколько лет не снималась, но каких-то достойных предложений так и не дождалась и стала соглашаться играть то, что дают. Даже в эпизодах, особенно если ей нравился режиссер. Помню, Савва, приступая к съемкам «Трагедии в стиле рок», обмолвился, что хочет предложить Тане небольшую роль. Я эту идею не одобрила: «Ты что?! От такой маленькой роли Таня откажется». А она даже сценарий читать не стала: «Я согласна!» И сыграла выше всяких похвал. Савва потом восторгался, мол, как с Таней чудесно работать, она все схватывает на лету. Она часто бывала у нас в гостях, иногда приходила со своей собачкой. Лаврова так подружилась с Кулишом на тех съемках, что уже с ним, а не со мной делилась какими-то личными историями, не знаю какими, муж чужих секретов никому не выдавал, даже мне.

Татьяна Лаврова с Олегом Табаковым
«Таня была вся противоречивая, как будто соткана из разных кусочков. Скажет одно, а сделает другое, и не по злому умыслу, просто такой характер. Не знаешь, чего от нее ожидать» С Олегом Табаковым в фильме «Испытательный срок»
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Мне кажется, в чем-то Таня и сама была похожа на свою героиню в «9 днях...»: она тоже металась, но не меж­ду мужчинами, а просто в жизни. Какая-то вся противоречивая, как будто соткана из разных кусочков. Ска­жет одно, а сделает другое, и не по злому умыслу, просто дело в ее характере. Иной раз и не знаешь, чего от нее ожидать. Например, собираемся куда-то, ждем только Татьяну, а ее нет и нет. Звоню: «Ну ты скоро?» А мне в ответ: «Ой, ты знаешь, у меня вдруг такая интересная мысль возникла, и я прямо сейчас должна…» — «Тань, — говорю, — давай то, что ты должна, ты сделаешь завтра!» — «Ты не понимаешь, у меня мысль возникла…» И такое с ней случалось часто.

Татьяна Лаврова с сыном Владимиром и Андреем Вознесенским
«Последней ее любовью был Вознесенский. Красивая история: поэт забрасывал Таню цветами, посвятил одно из своих лучших стихотворений: «Ты меня на рассвете разбудишь…» С сыном Владимиром и Андреем Вознесенским. 1970-е гг.
Фото: из личного архива В. Лаврова

И с театрами тоже были метания. Во МХАТе у нее все складывалось более чем удачно: главные роли, успех, в труппе ее хорошо приняли. А она в какой-то момент взяла и ушла в «Современник». Но тут, должна отметить, Таня не прогадала, потому что Галина Волчек сразу дала ей главную роль в своей первой постановке «Двое на качелях». Этот спектакль стал каким-то взрывом в театральном мире, на него невозможно было достать билет. Героиню Таня с Лилей Толмачевой играли по очереди, и Лиля делала это великолепно. Но Таня на сцене казалась такой неземной и беззащитной, это было что-то феерическое! Она была достаточно много занята в репертуаре: «Вишневый сад», «Эшелон», «Чайка», другие спектакли. А потом обиделась на Волчек, ей показалось, что Галина Борисовна теперь все внимание уделяет Марине Нееловой, а Татьяна Лаврова у нее уже не первая артистка. И Таня снова вернулась во МХАТ, где проработала до конца своих дней.

Татьяна Лаврова с Иннокентием Смоктуновским
«После выхода фильма Таня не могла успокоиться: «В кого же я там по?настоящему влюблена — в Баталова или в Смоктуновского?» Я сказала: «В обоих сразу!» Таня удивилась: «Разве так бывает? Мне этого не понять...» С Иннокентием Смоктуновским в фильме «9 дней одного года»
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Последний раз мы виделись на фестивале «Черешневый лес». Как раз у «Современника» был какой-то юбилей, собрались все артисты, и Таня тоже пришла. Все очень удивились, потому что она уже неважно себя чувствовала и с трудом передвигалась. А тут появилась, вся такая нарядная, в шляпке. Конечно, ей были ужасно рады. Помню, Миша Козаков, партнер Лавровой по спектаклю «Двое на качелях», сказал: «Ну Татьяна дает! Да она же красавица!» Знаете, вот есть актрисы, похожие одна на другую, а Танечка Лаврова не похожа ни на кого, она была одна такая…

Как звонить в условиях блокировок WhatsApp, Telegram, Facetime — выход есть
В современном мире мессенджеры стали неотъемлемой частью нашего повседневного общения, как в личной, так и в профессиональной сферах. Однако их доступность часто ставится под угрозу из-за целого ряда факторов, включая государственные блокировки, технические сбои и корпоративные ограничения. Эти проблемы могут нарушить общение, вызывать не только замешательство, но и панику среди пользователей.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая