Сергей Жилин: «За первую встречу с Клинтоном я получил 50 рублей»

«Поднимался наш коллектив с самого низа, постепенно набирая обороты».
Павел Соседов
|
20 октября 2024
Сергей Жилин. Фото
Сергей Жилин
Фото: Аслан Ахмадов

Интересный факт

Сергей Жилин увлекся джазом еще в юные годы: «Классе в 6—7-м мне подарили пластинку Луи Армстронга «Концерт в Варшаве». Откуда-то у меня взялись записи Ленинградского диксиленда — одного из лучших джазовых коллективов не только в стране, но и в мире. Мне все это безоговорочно нравилось, но я не знал, как это играть, и, главное, никто не мог объяснить — нигде этому «легкому», «несерьезному», «буржуазному» жанру не учили…»

«Поднимался наш коллектив с самого низа, постепенно набирая обороты. Приходилось работать и в ресторанах. Но стоит тебе только поверить словам подвыпивших гостей о том, какой ты гениальный и великолепный, как ты окажешься в капкане собственного эго. Это лестница с очень крутым наклоном вниз», — рассказывает Сергей Жилин, народный артист России, пианист и дирижер.

— Сергей Сергеевич, вся страна знает вас по музыкальным проектам Первого канала, среди которых и популярное шоу «Голос», а вашему коллективу, вашему бренду «Фонограф» в прошлом сезоне исполнилось 40 лет. В свое время вы как пианист выступали с Президентским оркестром. С одним только Биллом Клинтоном встречались три раза. Как это было?

— 1994 год, загородная резиденция Бориса Николаевича Ельцина под Москвой. Прием в честь американской делегации во главе с президентом Клинтоном. Разносят напитки, струнный квартет встречает гостей, я за роялем — играем 30—40 минут. Потом американская делегация прошла в основной зал, и мы немного выдохнули: все-таки играть для первых лиц — сильное нервное напряжение. Спрашиваю у начальника протокола: «Можно мне выйти на воздух?» — «Нет, ты чего?! Сиди!» Сижу. Где-то через час дверь открывается, входит Клинтон. Ему показывают, где лежит саксофон, он берет инструмент, быстро продувает, подходит ко мне и говорит: «Summertime, key A». Мне приходилось эту тему играть почти во всех тональностях, кроме этой. Но, будучи «несчастным» обладателем абсолютного слуха, я все-таки смог сыграть верно и аккомпанемент, и соло. Вторым номером мы исполняли My funny Valentine, и уже, слава богу, в традиционной тональности.

— Клинтон что-то сказал вам тогда?

— Да, отметил, что для него большая честь играть с лучшим джазовым пианистом России. Я всегда отшучиваюсь: «Он просто других не слышал». Через пару дней прихожу к зубному врачу, рассказываю эту историю. Он был очень впечатлен, даже отложил инструменты и стал многозначительно качать головой: «Вот это да-а-а… Круто! Будет что рассказать! А заплатили?» — «Да!» — отвечаю. «А сколько?» — «Пятьдесят». Тут уже он снял маску: «Ну вот, ты же хотел маме дачу отремонтировать — теперь сможешь! Может, еще и на машину останется…» Я начинаю смеяться. Он удивляется: «Что смешного?» Отвечаю: «Пятьдесят рублей заплатили, а не пятьдесят тысяч!» Тут уж он начал хохотать! В общем, в тот день зубы мы уже не лечили.

— Вам довелось встречаться и с мировыми звездами, например с Лайзой Миннелли.

Сергей Жилин с Борисом Ельциным и Биллом Клинтоном
С Борисом Ельциным и Биллом Клинтоном во время его визита в Москву. 1994 г.
Фото: Legion-Media

— Встреча с Миннелли была очень короткой, но запоминающейся. После одного из ее концертов в зале «Россия» Иосиф Давыдович Кобзон привез Лайзу в ресторан, в котором был подготовлен банкет в ее честь. «Фонограф» также был туда приглашен. По сценарию мы должны были сыграть три композиции. Но в процессе вечера программа претерпела изменения, и нас попросили сыграть только «Кабаре» из одноименного мюзикла. После нашего выступления Лайза вышла на сцену и пожала руку солистке.

— Свой первый джазовый опыт вы получили в джазовой студии при ДК «Москворечье». А до того учились в престижной ЦМШ (Центральной музыкальной школе).

— С ЦМШ мы, к сожалению, расстались. Юношей я обожал спорт, болел авиацией и космосом, перечитал все книги о героях неба: Покрышкине, Маресьеве, Кожедубе… Мечтал о летном училище, занимался авиамоделированием во Дворце пионеров, даже стал чемпионом Москвы среди младших школьников. В том же Дворце пионеров занимался в Театре юного москвича, играл в ВИА. И еще у меня была группа, которая сложилась в пионерлагере, мы репетировали в одном из ПТУ. Плюс футбол, лыжи… В связи с этим на ЦМШ иногда не хватало времени в должном объеме. Да и в школе я был чрезвычайно активным и непоседливым…

— «Драмкружок, кружок по фото, но мне еще и петь охота»…

— С таким количеством увлечений успеваемость моя упала. Восьмой год в ЦМШ был конкурсным, и из двух классов на потоке в девятый не перевели меня одного. Еще в период обучения в ЦМШ, класса с шестого-седьмого, я увлекался не только академической музыкой, но и той, что звучала из приемников и магнитофонов. По телевизору, «как на грех», я увидел концерт Раймонда Паулса в Театре Эстрады. В дуэте с пианистом он играл регтаймы Скотта Джоплина и джазовые стандарты. И когда я это услышал, окончательно понял: мне — туда. Стал искать ноты Джоплина, нашел, но они были адаптированы для детского исполнения, поэтому я сам стал эти композиции усложнять, чтобы звучало, как у них.

Кто-то мне подсказал, что при дворце культуры «Москворечье» есть джазовая студия, и я ринулся туда. Это было самое начало восьмидесятых. Студия была коммерческой — по-моему, за десять рублей в месяц два раза в неделю по три с половиной часа с нами занимались практикой и некой теорией. Как выяснилось потом, не совсем верная это была методика, но преподаватели учили нас, как умели. В остальном же мне помогали мои абсолютный слух, внутренняя музыкальность и наслышанность. В студии мне дали мотивацию и общество таких же замороченных на джазе ребят. И уже на втором году обучения, в 83-м, мы собрали диксиленд, партитуры для которого я на слух расписывал сам. Наше выступление на внутреннем студийном фестивале в «Москворечье» прошло феерично, у нас инструменты в руках горели, весь наш задор и энтузиазм лились со сцены потоком — играли с максимальной отдачей. Нас было семь человек: саксофон, труба, кларнет, банджо, рояль, бас и барабаны.

Сергей Жилин с Лайзой Миннелли
С Лайзой Миннелли. 1996 г.
Фото: из личного архива Сергея Жилина
Лайза Миннелли
Лайза Миннелли. 1991 г.
Фото: Legion-Media

— То есть уже в 17 лет у вас было желание иметь свой оркестр?

— А оно у меня всегда было. То наше выступление увидел Юрий Сергеевич Саульский, мы ему понравились именно своей непосредственностью, зажигательностью и энергетикой. И он пригласил нашу «банду» на Московский фестиваль. У нас буквально крылья выросли от счастья: заметили, пригласили на профессиональный фестиваль — сейчас мы ка-а-ак выступим! И выступили! Но реакция зала была куда более сдержанной: публика на Московском фестивале гораздо более взыскательная, искушенная, а все остальные коллективы работали весьма и весьма профессионально.

— Вы были разочарованы приемом?

— Конечно. Я ожидал, что все будут в таком же восторге, как и в студии, но такого не произошло. Это сейчас все наши концерты заканчиваются пятиминутным бисом... Но, наверное, именно тогда у меня и появилась цель — создать такой оркестр, который сможет зажечь любую публику.

— Саульский продолжил сотрудничество с вами?

— Да, мы постоянно с ним сотрудничали, он даже пригласил наш коллектив записать его музыку к картине «Женский день». В сценарии был прописан оркестр, в котором играет на трубе главный герой. Мы снялись в этом фильме вместе с Васей Мищенко и Игорем Бочкиным, они играли главные роли.

Интересный факт

Название коллектива рождалось в муках: в течение года Сергей с коллегами не могли прийти к согласию по этому поводу. Совещались, спорили. «Наш знакомый художник предложил название «Фаэтон», что вроде бы неплохо подходило к диксиленду, и даже придумал эмблему в виде повозки, — рассказывает Сергей. — Но когда я предложил эту идею музыкантам, один из них возмутился: «Какой «Фаэтон»?! Давай хотя бы «Фонограф».

Сергей Жилин
Сергей Жилин (слева) в школьном ВИА. 1982 г.
Фото: из личного архива Сергея Жилина

— А что, своего коллектива у Саульского не было?

— Нет, к тому времени уже не было. Юрий Сергеевич активно занимался общественной работой, очень много музыки писал для кино, те­атра, эстрады, балета… Он был фантастически энергичным человеком и очень объемно мыслил. «Сережа, звоните мне с десяти до одиннадцати — либо утром, либо вечером», — говорил он. Но дозвониться было сложно, я подолгу крутил диск телефона — занято наглухо. Потом раз — попал. «Да-да, Сережа, но я сейчас не могу говорить. Давайте созвонимся тогда-то!» Видимо, он записывал в свой ежедневник, потому что в назначенное время всегда созванивались, иногда встречались: я ему показывал партитуры, он что-то правил, советовал.

— С бывшей супругой Саульского Валентиной Толкуновой довелось познакомиться?

— С ней мы встретились уже после ухода Юрия Сергеевича, когда в 2008-м я делал концерт, приуроченный к 80-летию со дня его рождения. Его вел Святослав Бэлза, и, конечно, Валентина Васильевна принимала участие. Мы с ней готовили ее номера — так и познакомились. Толкунова тогда исполнила «Над рекою туман» и расплакалась к концу песни…

— А какие уроки вы вынесли из общения с мастером?

— Глобально Саульский для меня был проводником той же теории, что исповедовала и моя бабушка — профессиональный музыкант, скрипачка, педагог по фортепиано. Самое главное — безгранично уважать музыку, относиться к ней жертвенно — как к наивысшему искусству. И это я впитал. Даже с оплачиваемой работы из ресторанов убегал — лишь бы выступать на большой сцене!

Сергей Жилин
Сергей Жилин (третий слева) и «Фонограф-Диксиленд» после выступления на фестивале «Московская осень». 1986 г.
Фото: из личного архива Сергея Жилина

Интересный факт

Первой работой Жилина и «Фонографа» на телевидении стала программа «Хазанов против НТВ»: «Геннадий Викторович приглашал на разговор интересных гостей. А наш оркестр заставки играл. Хазанов был великолепен, но передача не прижилась — сняли всего 15—20 выпусков. Потом была программа «Танцы со звез­дами» на «России». А на следующий год — «Две звезды» на Первом канале. Шоу просуществовало несколько сезонов. Потом были «ДОстояние РЕспублики», «Голос» и другие музыкальные проекты Первого канала».

— С кем-то из советских легенд джаза вам посчастливилось познакомиться?

— Конечно, с Игорем Брилем, Алексеем Исплатовским, Алексеем Козловым, Олегом Лундстремом, Алексеем Кузнецовым.

— Расскажите, пожалуйста, про Лундстрема.

— Когда-то для фестиваля (это был 95-й или 96-й год), который проводил Саульский, я написал композицию на тему минорного блюза. Показал Юрию Сергеевичу: «Только вот названия пока нет». А он и говорит: «Сережа, давайте назовем «Лундстрем-блюз». Я смутился: «Юрий Сергеевич, где Олег Леонидович и где я? Как это можно?» Саульский отвечает: «Я вас уверяю, он будет рад». И я выступил со своей авторской композицией под названием «Лундстрем-блюз». А на следующий день на другом концерте ко мне за кулисами подошел сам Олег Леонидович и сказал: «Спасибо за «Лундстрем-блюз».

— В советские годы, чтобы гастролировать и выживать, любой коллектив должен был работать на государство — иметь приписку к предприятию, к филармонии или концертной организации…

— Я 40 лет строил свой коллектив, из которых 35 лет мы нигде не числились — вообще нигде — и нам никто никаких ставок не платил. Только последние лет пять мы являемся коллективом Москонцерта. На днях он открыл 95-й сезон, зрителей ждет много премьер на самых разных площадках столицы, в том числе и с нашим участием. И я рад, что имею хотя бы минимальную поддержку от этой организации. Впервые в жизни не отдаю, а получаю. Хотя это не покрывает даже четверти расходов на существование коллектива.

Сергей Жилин и Филипп Киркоров
Филипп Киркоров приехал на репетиционную базу «Фонографа» сразу после съемок программы «Точь-в-точь», не разгримировавшись. В тот день он выступал в образе Демиса Руссоса. 2015 г.
Фото: из личного архива Сергея Жилина

— Как же вы выживали на этапе становления?

— Лично я первое время работал от Московской государственной филармонии, как бесставочник — солист-пианист, за пять рублей. Так продолжалось два года. Потом меня кто-то спросил: «А почему вы не получите ставку?» Я спрашиваю: «А как?» — «Сыграйте на комиссии по тарификации». Я пошел на комиссию без всякой подготовки, сыграл, и мне сразу назначили 11,50 — сольную ставку и 13,50 — ансамблевую. Их не суммировали, но накидывали 25 процентов от большей — получалось руб­лей 13—15 за выступление. Правда, у меня было всего по два-три концерта в месяц… Потом Юрий Саульский помог: написал письмо в областную филармонию — наш оркестр прослушали и взяли вроде как работать… Я обрадовался, думаю: наконец-то смогу держать коллектив! Но нам и тут не назначили ни окладов, ни ставок. 

Один концерт в месяц, максимум два, где-нибудь в области за 3—4 часа от Москвы. А у меня уже семья, соответственно, нужно было искать дополнительную работу. Меня пригласили в ресторан — сперва как пианиста, потом поинтересовались про коллектив. Стали играть в ресторане... Ситуации бывали разные — очень непростые. Был период, когда больше полугода вообще не было никакой работы. И я не гнушался тем, что подвозил людей за деньги, у меня тогда были «Жигули» 11-й модели. В общем, каждый музыкант выживал как мог. Поднимался наш коллектив с самого низа, постепенно набирая обороты. Сначала строился фундамент, потом конструкция — мы развивались. Из кабаков выбирались в сторону сцены, и в конце концов мне удалось найти для «Фонографа» собственное место в творческой жизни страны.

А работа в ресторанах очень расхолаживает, занижает планку. Я даже термин такой придумал: «скабатчивание», ведь сам через это прошел. Одно время мы работали в баре «Высоцкий» на Таганке — одном из самых крутых в Москве. И принимали нас всегда очень хорошо. Там постоянно бывали иностранцы. Помню, однажды какая-то пожилая англичанка руки мне целовала — говорила, какой я потрясающий музыкант… И стоит тебе только поверить словам подвыпивших гостей о том, какой ты гениальный и великолепный, как ты окажешься в капкане собственного эго. Планка самоконтроля снижается очень резко. Если ты в таком состоянии выйдешь на настоящую сцену — сдуешься сразу, лопнешь, как мыльный пузырь. Это лестница с очень крутым наклоном вниз. И выбраться обратно наверх непросто.

— Кто помог вам встать на профессиональные рельсы?

— Павел Борисович Овсянников. Мы познакомились в Ялте в 1992 году — наша солистка принимала участие в музыкальном конкурсе. Он был заместителем главного дирижера Президентского оркестра России, и когда главный ­дирижер ушел на пенсию, это место перешло Павлу Борисовичу. Тогда-то Овсянников и предложил мне выступать с его оркестром в качестве пианиста. А на приемах я, бывало, и как солист выступал, хотя сольной программы у меня тогда не было. Сегодня, кстати, есть.

Интересный факт

С Пелагеей Сергей Жилин познакомился еще на проекте «Две звезды» и сразу подружился. «Она очень красивая девушка, которая умеет себя подать, но и, безусловно, человек, всегда находящийся в творческом поиске», — отзывается о коллеге по шоу «Голос» Жилин. «Дима Билан — уникум, который постоянно должен креативить и придумывать что-то такое, от чего не только зрители и слушатели могут получить новые эмоции и впечатления, но и он сам», — характеризует Сергей еще одного своего соратника.

Леонид Агутин, Александр Градский, Пелагея и Дима Билан
Леонид Агутин, Александр Градский, Пелагея и Дима Билан на съемках шоу «Голос». 2021 г.
Фото: Первый канал

— Оркестр ездил на гастроли или сопровождал первых лиц в поездках?

— Были и гастроли, и поездки с первыми лицами. Например, с Борисом Николаевичем мы ездили в Вашингтон. Был большой прием, где состоялась моя третья встреча с Биллом Клинтоном. Про первую встречу я уже рассказал, вто­рой раз мы увиделись в Кремле, в Грановитой палате. Мы тогда вместе с Игорем Бутманом, Алексеем Исплатовским и барабанщиком нашего коллектива выступали. А в третий раз — уже в посольстве России в Америке.

— Когда пришла уверенность, что коллектив будет жить и сможет работать самостоятельно?

— Такая уверенность у меня была всегда и никогда. Потому что у нас нет полного обеспечения и никогда не было, в отличие от многих других государственных коллективов, которые не носят ни официального, ни неофициального звания «лучшего коллектива страны». А мы вот носим!

— В 90-е годы вы сотрудничали с Филиппом Киркоровым, потом были музыкальным руководителем мюзикла «Чикаго»…

— Да. Тогда Филипп в свой коллектив искал духовую группу. Кто-то ему посоветовал нас, и Киркоров мне позвонил. Предстояло ехать на гастроли в Питер. Времени на репетиции практически не было, в Москве мы успели аранжировать 7—8 песен, а их в сольном концерте Филиппа — 30—35! Поэтому в Питере по ходу гастролей я и мой помощник каждый день с самого утра в номере садились за аранжировки. Таким образом каждый день добавляли по несколько песен в программу. Это было очень непросто…

Валентина Толкунова
«Уже после ухода Саульского, когда в 2008-м я делал концерт, приуроченный к 80-летию со дня его рождения, мы с Валентиной Толкуновой готовили ее номера. Она тогда исполнила «Над рекою туман» и расплакалась к концу песни…» Валентина Толкунова. 1982 г.
Фото: Виталий Созинов/ТАСС

— «Чикаго» стал первой зарубежной франшизой на отечественной сцене.

— А для меня — первой театральной постановкой, в которой я принимал участие как музыкальный руководитель и главный дирижер. Я собрал два состава оркестра, потому что невозможно было работать одним, ведь играли практически ежедневно, по выходным и дважды в день, а кто-то из музыкантов мог заболеть. Но самое главное, таким подходом я добился, что никого «с улицы» у меня в оркестре не было. Таким образом мы сохраняли высочайшую планку исполнения от спектакля к спектаклю. Но, к сожалению, в тот год произошла чудовищная история с захватом заложников на Дубровке. И сразу больше чем на 50 процентов упала посещаемость. В итоге вся эта история, по-моему, не окупилась. Тем не менее мы отработали 350 или 360 спектаклей меньше чем за год. Играли до девять раз в неделю!

— После шоу «Две звезды» вы так и остались на Первом канале.

— Да, потом начался проект «ДОстояние РЕспублики».

— В этой программе участвовало много драматических артистов. Каково это — работать с непрофессиональными вокалистами?

— С актерами вообще непросто. Но в драматических артистах я ценю то, что они раскрывают в песне образ. Ведь от исполнителя зритель ждет не только качественный вокал. Способностей раскрыть содержание, характер, кстати, зачастую и не хватает некоторым участникам «Голоса». Начинающим артистам кажется, что они могут выехать только на вокальных данных, полученных от Бога. У драматических же артистов бывает другая беда: иногда эмоции в их выступлении превалируют, и все остальное уходит на второй план.

Сергей Жилин с Николаем Арутюновым, Юрием Саульским и Аллой Сидоровой
С Николаем Арутюновым, Юрием Саульским и солисткой оркестра «Фонограф» Аллой Сидоровой. 1994 г.
Фото: из личного архива Сергея Жилина

— У нас вообще много поющих артистов. На «ДОстоянии РЕспублики» вы, например, познакомились с Ириной Мирошниченко, с которой потом сделали несколько концертных программ.

— Сперва она предложила подготовить с ней пару песен. Потом отделение. Я охотно согласился. И мы провели ее 70-летие в Доме кино, потом 75-летие в театре Надежды Бабкиной «Русская песня». Ирину Петровну, как большую артистку, очень мнительную, эмоции переполняли всегда. Но у нас коллектив дружный и профессиональный, и, если она вдруг промахивалась со вступлением, мы всегда ее «ловили».

— Кто стоит над вами в «Голосе», контролирует вашу работу?

— Наш руководитель Юрий Вик­торович Аксюта — музыкальный директор Первого канала. Он всегда в теме всего происходящего, прослушивает каждую песню, утверждает весь музыкальный материал. Он сердце и фундамент программы.

— Вы внутренне часто не соглашаетесь с результатами голосования?

— По-всякому бывает. Но у наставников своя стратегия — я никогда не вмешиваюсь в их работу со своим мнением, даже если не согласен.

Ирина Мирошниченко
«Ирину Петровну, как большую артистку, очень мнительную, эмоции переполняли всегда. Но у нас коллектив дружный и профессиональный, и, если она вдруг промахивалась со вступлением, мы всегда ее «ловили» Ирина Мирошниченко. 2014 г.
Фото: Арсен Меметов

— У вас сейчас есть солисты в оркестре? Кого-нибудь из «Голоса» брали?

— Да, есть три солиста. Но все они не из «Голоса». На проекте редко встречаются люди, которые любят работать. В большей степени приходят конкурсанты, слишком уверенные в своем таланте, считающие, что заниматься им не надо. Они какое-то время выезжают на том багаже, который им дала природа. А в нашем оркестре, с таким количеством разнообразнейших программ, репертуарной сетки, подобный подход к работе неприемлем.

— Вам довелось работать с Александром Градским — легендарным наставником в шоу «Голос».

— Мы сразу нашли общий язык и прониклись взаимным уважением. Вспомнился случай, когда на одной из репетиций для своей роковой композиции Александр Борисович предложил позвать рок-н-ролльного гитариста, но я сказал, что наш музыкант Егор все сделает как надо. Он сыграл буквально восемь тактов, и Градский сразу согласился со мной. Он был очень требовательным, как к участникам своей команды вокалистов, так и к нам — музыкантам. Но честно могу сказать, что нашей работой он всегда оставался доволен.

— На «Голосе» вы встретились с Леонидом Агутиным, с которым знакомы с юных лет.

— Да, мы с Леней познакомились и подружились еще в джазовой студии «Москворечье», потом встретились на том самом конкурсе в Ялте, с которого началась моя работа с Овсянниковым, периодически встречались на каких-то мероприятиях и концертах. Но плотно совместно работать начали только на «Голосе». Мы с ним сидим практически на одной ветке музыкального дерева, поэтому у нас полный контакт.

Сергей Жилин с Ириной Мирошниченко
С Ириной Мирошниченко на ее юбилейном вечере. 2017 г.
Фото: Personastars.com

— Кстати, в программе «Две звезды» вы спели с его супругой Анжеликой Варум дуэтом.

— Да, это Юрий Викторович Аксюта придумал.

— Как вам роль вокалиста?

— Я и сейчас пою в своих программах. Ради прикола, конечно, потому что серьезно заниматься вокалом у меня времени нет. Но надеюсь, что еще что-нибудь сделаю в этом направлении. А вот к ведению своих концертов я отношусь очень серьезно и сценарии для них пишу сам. Потому что интересные артисты, которых я бы пригласил для ведения концерта, всегда заняты. Правда, Дима Нагиев неоднократно приходил и безвозмездно вел мои бенефисные вечера, за что ему низкий поклон. Но невозможно же его эксплуатировать постоянно. Поэтому я сам освоил профессию конферансье.

— Какой у вас режим, когда на Первом идут съемки сезона? Вам же, в отличие от жюри и ведущего, приходится работать с каждым артистом, репетировать каждый номер!

— Когда занимаешься «Голосом», выключаешься из жизни полностью. Но мне параллельно приходится заниматься еще и текущими вопросами моих оркестров. Ведь «Фонограф» — это не один коллектив, а несколько. У нас универсальный оркестр, мы можем играть практически любую музыку, наш диапазон очень широк — больше 14 концертных программ в репертуаре. Поэтому я должен быть и там, и тут. Понятие «выходной» мне не знакомо.

Интересный факт

В ближайшее время у Сергея Жилина и «Фонографа» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив состоятся два проекта: 26 октяб­ря в Светлановском зале Московского международного Дома музыки концерт «Песня остается с человеком», посвященный 110-летию со дня рождения композитора Аркадия Островского, и Всероссийский смотр джазовых талантов «Лаборатория роста «Джаз-Регион». Конкурс и гала-концерты с участием победителей пройдут 7 и 8 ноября во Владимире, 25 и 26 ноября в Твери, 18 и 19 февраля 2025 года в Мурманске.

Сергей Жилин с Раймондом Паулсом
С Раймондом Паулсом. 2010 г.
Фото: из личного архива Сергея Жилина

Раймонд Паулс так и остался вашим кумиром? У вас в кабинете много его дисков.

— Я его очень уважаю, мы дружим. Познакомились в период подготовки концерта «Два маэстро», который делал Илья Резник. Он мне тогда сказал: «Хочу, чтобы вы с Раймондом познакомились, чтобы ты ему поиграл. Давай поедем к нему в Ригу». Я, конечно, был невероятно рад встретиться с кумиром юности. Мы приехали, сидим, общаемся, жена Раймонда налила нам чаю. В комнате стоит рояль. И Резник меня все время толкает: «Поиграй, поиграй». Я говорю: «Зачем? Я что, сейчас должен подойти и сказать: «Раймонд, а сейчас я вам буду играть!»?» — «Ну поиграй, чтобы он тебя послушал»… План Ильи Рахмиэлевича я понял только потом. В концерт ему нужно было пригласить определенных артистов из своего пула, большинство из которых поют под фонограмму. 

А чтобы Паулсу не было скучно заниматься очередным коммерческим эстрадным концертом, Резник пригласил меня. И вот когда Раймонд понял, что на сцене будет оркестр, что есть человек, с которым можно на одном языке говорить, у него загорелись глаза — все встало на место. В итоге в концерте мы исполнили восемь инструментальных композиций на его музыку! Одной из них стал наш дуэт с Раймондом на музыку «Полюбите пианиста». А сложилось все еще и потому, что я не стал в ту первую встречу «отталкивать» Паулса от рояля и навязывать себя. После этого было еще два совместных концерта — так мы и по­дружились. Периодически созваниваемся. Когда Паулс бывал в Москве, приходил ко мне в гости. Когда я приезжаю в Ригу, обязательно захожу к нему.

Он интроверт по природе своей, не раскроется абы кому. Но если раскрывается, то обнажается его замечательное чувство юмора. Вот небольшая история. У меня есть коллекция галстуков, с 20-летнего возраста собираю — уже больше 500 штук. И когда Паулс был у меня дома, я показал ему заветный шкаф, говорю: «Раймонд, берите любой, если нравится!» — «Нет-нет, ну что ты, что ты!» А на следующий день звонит мне из гостиницы: «Сергей, это какой-то кошмар!» Я спрашиваю: «Что случилось?» — «Нет, это просто ужас! Я не знаю, что делать, — сижу, смотрю на свои два галстука и не знаю, какой выбрать!»

— Сергей, вы не устали от своего ритма жизни, от постоянной колоссальной ответственности, от борьбы за существование оркестра? Все-таки 40 лет, как локомотив, тянете этот состав!

— Сцена для меня — святое место, и я не могу к ней иначе относиться. Для меня музыка не способ зарабатывания денег, хотя я не отказываюсь от гонораров, — это вся жизнь. И счастье мое в том, что я сумел так организовать и развернуть свое дело, что оно приносит мне доход — других источников заработка у меня нет. И другой жизни, и другого счастья я не хочу.

События на видео
«Селестиал»: новогодний подарок с историей
Это время, когда хочется наполнить пространство не только красотой, но и новогодней магией. Подарочный набор «Селестиал» от Newby Teas – воплощение праздничного настроения и приглашение в мир античных легенд.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая