Ольга Ломоносова: «Мы все делаем правильно и должны продолжать играть»

«Постепенно мы начали работать вместе, но даже не думали, что между нами что-то может произойти....
Ольга Ломоносова
Комбинезон «Снежная Королева» LIMITED EDITION, куртка «Снежная Королева»
Фото: Филипп Гончаров

«Постепенно мы начали работать вместе, но даже не думали, что между нами что-то может произойти. Оба были не свободны. В какой момент «тронулся лед», толком и не заметили. Мы много и с удовольствием работали, гуляли, шутили… И дошутились: раз — и трое детей!» — рассказывают актриса Ольга Ломоносова и режиссер Павел Сафонов, неизменные участники Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета.

— Ольга, Павел, с какими спектаклями вы — как актриса и режиссер — участвовали в фестивале Юрия Башмета в этом году?

Павел: У нас была премьера постановки «Ибсен. Recycle», а также «Фантастическая Кармен» — ее мы с грандиозным успехом показываем уже не первый год. Лично я привожу спектакли на фестиваль с 2015 года, и это уникальный опыт участия в международном проекте такого уровня.

Ольга: Я, получается, попала в проект по блату, на правах жены режиссера сразу нескольких постановок. (Смеется.) Моя Кармен — раздираемая страстями женщина, самоуверенная, обожающая себя и собственные страсти. Героиня в «Ибсене...» — совсем другая. Она принимает этот мир таким, какой он есть. Это точно те два спектакля, которые стоит посмотреть. Атмосфера в зале особенная, люди по-другому слушают текст, и тогда кажется, что мы все делаем правильно и должны продолжать играть.

— Кстати, в этом году сочинскому фестивалю исполнилось ведь уже пятнадцать лет!

Павел: Да. И за эти годы фестиваль существенно расширился. Превратился в главное культурное событие зимы! В этом году зрителей ждала разнообразная и концертная, и театральная программа, яркие выставки (даже выставка видеоарта) и, что особенно ценно для юных музыкантов разно­образных специальностей, бесплатные мастер-классы от ведущих профессоров разных стран. Вообще, Зимний международный фестиваль искусств в Сочи уже давно стал местом встречи известных продюсеров, педагогов, директоров филармоний, театров и фестивалей. Его ждут, зрители съезжаются в Сочи специально, заранее выкупая билеты. На концертные программы и спектакли всегда аншлаги, для участия в мастер-классах юные таланты проходят серьезный отбор. И, конечно, для самих артистов это событие также представляет большой интерес.

— Вы оба производите впечатление достаточно свободных в профессии людей. Как много этой свободы вам дает Юрий Башмет в рамках вашего сотрудничества?

Ольга Ломоносова и Павел Сафонов
Ольга: «Я долго шла к тому, чтобы на все это решиться. Даже когда уже чувствовала, что мне труднее дышать, когда Паши нет рядом, все равно гнала от себя мысли и говорила «не-не-не». Думала: надо потерпеть, скоро это пройдет» На Ольге: костюм — брюки и пиджак, топ, «Снежная Королева», корсет Sportmax; на Павле: джинсовая рубашка Levi’s, джинсы s.Oliver, магазин «Снежная Королева», кеды Tommy Hilfiger, Rendez-Vous
Фото: Филипп Гончаров

Ольга: Юрий Абрамович очень требователен к оркестру и к оперным артистам, а нас он как-то… оберегает, что ли. За что мы ему очень благодарны. Он всегда собран, вежлив и, уж конечно, суперпрофессионал! Человек невероятной энергии, обаяния, внутренней гармонии. По-настоящему интеллигентный и очень чуткий... За годы знакомства я еще ни разу не поду­мала: Юрий Башмет — мой начальник. Наставник — да. С ним все можно обсудить, посоветоваться.

Павел: Хотя иногда он может по-своему бурчать на что-то, что происходит не так, на его взгляд, но в результате всегда оказывается прав.

— Как и генеральный продюсер фестиваля Дмитрий Гринченко?

Павел: Дима — феноменальный продюсер. Я вроде бы его знаю уже не первый год, но каждый раз удивляюсь его стойкости, уверенности, креативности. Он и сам выкладывается на работе без остатка, и никому никогда не позволяет делать свою работу халтурно. И это прекрасно, когда профессиональная планка высокая. Это значит, что результат всегда будет наилучшим. И пусть игра в театре, постановка спектаклей могут сейчас показаться кому-то бессмысленными и не очень нужными, но, занимаясь этим на фестивале Башмета, все-таки не теряешь надежды, что что-то изменится, что Миру это поможет. Потому что люди хотят жить и любить.

— Ольга, вы, как и Павел, так много сил сейчас отдаете театру. А вам не хочется иногда променять сцену на съемки, например, в коммерческой комедии?

Ольга: Так меня не берут в комедии!

— Почему?

Александр Волчков, Евгений Стычкин, Максим Пастер, Ирина Шишкова, Михаил Трухин и Ольга Ломоносова
Александр Волчков, Евгений Стычкин, Максим Пастер, Ирина Шишкова, Михаил Трухин и Ольга Ломоносова в спектакле «Фантастическая Кармен». 2022 г.
Фото: Алексей Молчановский/пресс-служба Русского концертного агентства

Павел: Лоб большой. (Смеется.)

Ольга: Вот Паша видите как считает… Но, если серьезно, наверное, я такая «деталь», которую в комедию не вставишь, не вклеишь. Вообще, в прокатных фильмах я практически не снималась. Лишь однажды был случай — хоррор «Ледяной демон», но в день премьеры все кинотеатры закрылись из-за карантина — у меня даже премьеры не было.

— А вы не хотели бы сами снимать кино как режиссер?

Ольга: Нет, я же не режиссер. Актер и режиссер — это не одно и то же. У меня большой опыт съемок в сериалах, поэтому я умею выстроить работу для себя самой, но глобально картину я не вижу.

Павел: Зато Оля могла бы очень хорошо одеть всех, у нее креативный ум, безупречное чувство стиля.

Ольга: Это правда. Если меня перестанут снимать в кино, я хотела бы стать креативным продюсером. К счастью, пока я востребована в своей профессии, а там посмотрим.

— У вас ведь уже есть опыт смены занятий, когда-то вы были балериной… Кстати, Ольга, если бы мама маленькой девочки попросила у вас совета, отдавать ли ее в балет, что бы вы сказали?

Ольга Ломоносова и Павел Сафонов
Ольга: «Помню, как я пыталась себе представить картину моей будущей жизни с Пашей. Я понимала, что нафантазировала себе что-то, не имеющее отношения к реальности. Представляла дом, собаку…» На Ольге: трикотажное поло и брюки, «Снежная королева»; на Павле: поло и брюки, Al Franco, «Снежная Королева»
Фото: Филипп Гончаров

Ольга: Тут важно понимать, чего хочет сама девочка. Если желание есть — отдайте, а потом она уже решит для себя сама. Вот, например, наша старшая дочка Варвара. Как бы я ни сопротивлялась, она так стремилась в балетный класс, что мне оставалось только развести руками и сказать: «Ну ок, танцуй. Если есть такое горячее желание. Кто знает, вдруг это станет профессией? Это только твоя жизнь». Помню себя в хореографическом училище — у меня не было пути назад, я жила только этим. И сейчас вижу, что Варя повторяет мой путь, но исключительно по собственному желанию. А ведь ничего не предвещало такого развития событий. Она занималась на подготовительных курсах в МГАХе, но, когда заканчивала, педагог предупредила: «Если собираетесь поступать, вам надо похудеть». И я у Вари прямо спросила: «Ты будешь поступать?» — «Нет, мам, ты что!» Но за год в ее голове что-то изменилось, и она решила поступать во МГАХ, а когда ее не взяли, не сдалась. Критические отзывы тех, кому я ее показывала, Варя воспринимала стойко, как самурай. Как-то я была на гастролях в Питере, и она прислала мне сообщение: «Мама, я увидела, что в школе Лавровского будет показ, отвези меня, когда вернешься». Я ответила: «Отвезу, но ты уже взрос­лая и должна понимать: есть риск, что тебя не возьмут». Привезла ее на показ, жду в машине. Проходит час — она не выходит, я зашла спросить, что и как. Мне сказали, что ее оставили еще на час — уже на урок. Это был хороший знак. Так и случилось. В этот день преподаватели сказали, что берут ее. И для Вари это была настоящая победа! Счастье! Дочка как будто бы вознеслась сама над собой. Она доказала в первую очередь мне, а также своим друзьям, одноклассникам, классному руководителю, что она может. «Я балерина и у вас в школе учиться не буду», — говорила им Варя. Зато теперь она учится в училище, занимается и в классе, и потом дополнительно с педагогом, а вечером приходит домой и продолжает танцевать. Паша говорит ей: «Варя, остановись!» Но нет. Помню, надо мной мама в свое время стояла и говорила: «Олечка, надо порастягиваться», а Олечка садилась на шпагат и засыпала. Варя — другая: она настолько нацелена на осуществление своих грандиозных планов в балете, что остается только восхищаться.

— Раз уж мы заговорили о детях, которых вы пока не готовы показывать публике, — ваша младшая дочка Саша тоже чем-то увлечена?

Павел: Да, она занимается в музыкальной школе, у нее прекрасный педагог. Саша поет в хоре, ходит в театральный кружок во Дворце пионеров. Играет Гвидона. (Смеется.)

— Как это?

Павел: Нет, ну конечно, там есть мальчики, но иногда они могут не прийти, и тогда я дома слышу: «Пап, сегодня я была Гвидоном!»

Ольга: А ей нравится, в ней есть такая характерность. Она вообще очень темпераментная, энергетически сильная особа с огромным сердцем, которая на данный момент мечтает стать артисткой. Удивительно, но в прошлом году Саша много раз смотрела фильмы «Девчата» и «Весна на Заречной улице». Вот такой она ребенок: любит черно-белое кино, слушает аудиоверсию книжки «Витя Малеев в школе и дома». Говорит: «Какая же красивая школьная форма была». Я удивляюсь: «Саш, да что там красивого, черное на коричневом!» А ей нравится. Но при этом она еще ходит на занятия хип-хопом и по выходным в Пушкинский музей рисоват­ь.

— Девчонки между собой дружат?

Ольга Ломоносова
«В хореографическом училище у меня не было пути назад, я жила только этим». 1990-е гг.
Фото: из личного архива Ольги Ломоносовой

Ольга: Они очень разные, но это не мешает им любить друг друга. Иногда бывает очень трогательно наблюдать за тем, как они общаются. Однажды у Саши ушла любимая учительница, дочка очень переживала. И вот я зашла в комнату, а Варя сидит, ее обнимает и что-то шепчет на ухо. Но бывает и по-другому. Например, Саша попросит: «Варь, помоги мне с английским». — «Самой надо было!» Ну, всякое бывает.

— Ваша однокурсница по Щукинскому училищу Марина Александрова — крестная Саши. Как она справляется с этой ролью ?

Ольга: Мы с Маринкой очень близки, и она замечательная крестная. Всегда все помнит. Никогда не придет в гости с пустыми руками, причем подарки получит не только Саша, но и Варя, и Федя — все. Марина невероятно щедрый человек. И речь не только про подарки. Марина дарит свою энергию, добро и бесконечный позитив.

— А как ваш сын Федор? Ему ведь еще и пяти лет не исполнилось. Может быть, и Федор тоже творческий человек?

Павел: У Федора очень хороший музыкальный слух. Он мгновенно «считывает» все, что слышит. У нас в семье есть такая игра: один что-то озвучивает, а второй угадывает, откуда это — из какого фильма или мультфильма. В последний раз я процитировал сцену из «Берегись автомобиля», так Федя сразу вспомнил и «показал» Папанова…. Кем он будет, когда вырастет, я не знаю, потому что к сегодняшнему дню у него уже было много профессий. Сначала он был Федор-спасатель. Потом — Человек-паук. Причем он до слез может доказывать, что все это происходит на самом деле. Говорю: «Но ведь это же кино!» — «Нет!»

Ольга: Недавно Саша из-за чего-то расстроилась, и Федя ее веселил. Вскоре и Саша, и Варя, как говорится, умирали от смеха. Он был в полном восторге оттого, что его миссия выполнена, что все получилось. Вот, видимо, в такие моменты он и чувствует себя Федором-спасателем.

Павел: Его тянет в театр, за кулисы. Как-то он был на репетиции спектакля «Ибсен. Recycle». Когда мы закончили, сын подошел к двум актерам и сказал: «Так, а теперь я буду ставить «Щенячий патруль». (Смеется.) Он сидит на репетициях как завороженный и говорит, что готов сидеть так 300 часов.

Ольга Ломоносова
«Я все время что-то такое в лицах рассказывала, а все стояли и слушали открыв рот. В итоге мы опаздывали на репетицию. Мне говорили: «Ломоносова, тебе надо поступать в театральное» Рубашка Mango, брюки Max Mara
Фото: Филипп Гончаров

Ольга: Это, конечно, удивительно. Когда мы идем на работу, а ему надо в сад, он говорит: «Может, я лучше с вами пойду? Я хочу на репетицию!» Ему нравится тусовка, общение. В любом кафе он обаяет любую официант­ку, пойдет с ней поговорит, рассмешит.

— А вот, кстати, насчет кафе и еды. Как вообще у вас дома распределяются обязанности по кухне?

Ольга: У нас есть четкое разделение. Паша отвечает за завтраки, я — за ужины. Я обожаю завтраки, но совершенно не люблю их готовить.

Павел: Просто ты любишь поспать.

Ольга: Что правда, то правда. (Смеется.) Я вообще не понимаю, как Паша иногда может лечь в два и встать в семь утра, чтобы отвезти Варю в училище. Я бы не смогла. Сон для меня — очень важный процесс: если я не выспалась, у меня вообще весь день наперекосяк. Поэтому завтраки Паша берет на себя, покормит всех детей, а потом еще и мне что-нибудь перепадает.

Павел: Просто, когда я учился в театральном училище, жил в общежитии и там научился. У меня есть несколько коронных блюд. Кроме омлета это яичница. (Смеется.) Но с помидорами и сыром! Хотя пасту я тоже хорошо делаю.

Ольга: Пасту я «тяну на себе», если, конечно, не нахожусь на съемках или не играю спектакль.

Ольга Ломоносова с Антоном Лызо
«Героиня в «Ибсене...» — совсем другая. Она принимает этот мир таким, какой он есть» С Антоном Лызо в спектакле «Ибсен. Recycle». 2022 г.
Фото: Алексей Молчановский/пресс-служба Русского концертного агентства

Павел: Оля редко, но метко может изобрести какое-то необычное блюдо.

Ольга: Знаете, я просто не умею готовить по рецептам. Это же нужно время: сесть, положить перед собой рецепт — и давай там что-то крутить-вертеть. Мне больше нравится слушать свою интуицию. Варя, кстати, тоже стала вкусно готовить. Но она как раз делает все по рецептам.

— Так какое у вас, Ольга, фирменное блюдо?

Ольга: Я даже не знаю, есть ли какое-то фирменное… Когда я была беременна Сашей, постоянно запекала курицу, Варя ее очень любила. Помню, перед тем как уехать в роддом, уже понимая, что сегодня я должна родить, запекла всей семье курицу, чтобы у них была какая-то еда. Главное, чтобы было просто и вкусно. А когда нет времени, мне проще всего сделать какую-то пасту с овощами. Мы практически не едим мясо, но не потому, что вегетарианцы, а просто как-то так сложилось. Паша мясо не любит, Варя тоже перестала его есть. Только Саша с Федей не отказываются, да и то едят исключительно котлеты в исполнении бабушки. Я котлеты готовить не умею. Зато мы всей семьей любим сыр. Иногда купим огромный кусок — и, пока думаем, куда бы его деть, его уже и нет.

— Ольга, а когда вы были балериной, вам приходилось сидеть на диет­ах?

Ольга: Бывало, но для меня это очень сложно. Я слишком люблю поесть, и, когда лишаю себя чего-то, жизнь моя становится черно-серого цвета. Если меня пытать, то голодом: я сразу все расскажу и отдам. Так что с диет я срывалась быстро. И даже когда мы с девочками в училище договаривались о том, что голодаем вместе, я вела себя как предатель и съедала за углом шоколадный батончик. Даже не съедала, а просто проглатывала. А вот у Вари все иначе. Когда я заставляю ее завтракать, доходит до ссор. Во время пандемии занятия проходили в режиме онлайн, и я говорила: «Тебя еле видно на экране телефона, кто узнает, какого ты размера?» Но именно в тот период она категорически отказалась ужинать — просто не садилась с нами за стол. Мы наворачиваем спагетти, а она даже не выходит из своей комнаты. Паша говорил ей: «Ну ты хотя бы посиди с нами», а она: «Папа, но вы же ЕДИТЕ!» Варя живет по принципу «если нет, значит, нет».

— Ольга, а как получилось, что вы, уже имея специальность артистки балета и работая в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, решили поменять профессию и поступить на актерское отделение в театральное училище?

Евгений Стычкин, Михаил Трухин и Ольга Ломоносова
«Моя Кармен — раздираемая страстями женщина, самоуверенная, обожающая себя и собственные страсти» Евгений Стычкин, Михаил Трухин и Ольга Ломоносова в спектакле «Фантастическая Кармен»
Фото: Алексей Молчановский/пресс-служба Русского концертного агентства

Ольга: Еще будучи студенткой хорео­графического, я постоянно что-то рассказывала. Вот заходила в раздевалку и сразу начинала какую-то историю. Например, о том, как меня остановили на дороге для проверки документов, а в паспорте лежат 20 долларов — гонорар за съемки в клипе, где я танцевала. И вот у меня проверили паспорт, вернули, а денег в обложке нет. И так далее. Я что-то такое в лицах рассказывала, а все стояли и слушали открыв рот. В итоге мы опаздывали на репетицию. Мне говорили: «Ломоносова, тебе надо поступать в театральное». И в конце концов я действительно пошла поступать в Щукинское училище, причем поступила довольно легко. Мастер Родион Юрьевич Овчинников выделил меня из толпы.

— А как вы с Павлом познакомились?

Павел: Примерно в это же время. Я уже тогда был актером Театра имени Вахтангова и заходил в Щукинское училище на показы. И в числе прочих обратил внимание на Олю, которая играла этюд. Ни о какой романтике не могло тогда идти речи, только обоюдный профессиональный интерес. Постепенно мы начали ставить фрагменты из пьес, я помогал Оле пробоваться в Театр Вахтангова. Но и тогда мы даже не думали, что между нами что-то может произойти. Я был не свободен, а Оля вообще замужем. В какой момент «тронулся лед», я толком и не заметил. Мы много и с удовольствием работали, гуляли, шутили…

Ольга: И дошутились: раз — и трое детей! (Смеется.)

Павел: Мы не стремились к тому, чтобы быть вместе, все получилось как будто само собой.

Ольга: Помню, как я пыталась себе представить картину моей будущей жизни с Пашей. Меня к нему тянуло, но понимала, что нафантазировала что-то, не имеющее отношения к реальности. Я представляла себе дом, собаку…

Павел: А получила в итоге квартиру, кота и красноухую черепаху.

Ольга Ломоносова и Павел Сафонов
Павел: «Я был не свободен, а Оля вообще замужем. В какой момент «тронулся лед», я толком и не заметил» На Павле: пиджак и брюки Sarto Reale, поло Lacoste; на Ольге: платье «Снежная Королева»
Фото: Филипп Гончаров

Ольга: Тоже ничего, кстати. Да еще и троих детей. Но я долго шла к тому, чтобы на все это решиться. Даже когда уже чувствовала, что мне труднее дышать, когда Паши нет рядом, все равно гнала от себя мысли и говорила «не-не-не». Думала: надо потерпеть, скоро это пройдет.

Павел: Оля вообще личность обманчивая и разносторонняя и большой души человек. Она слушает джаз, хотя и «Ласковый май» она тоже слушала. Смотрела «Санта-Барбару».

Ольга: И что? Все слушали, все смот­рели.

— Павел, чего еще мы, зрители, не знаем об Ольге? Какая она, когда не на сцене и не на экране?

Павел: У Оли отменное чувство юмора, которого на сцене, может быть, не видно. Кроме того, она очень естественная — во всем. Всегда может меня рассмешить, не только я ее.

— Вы постоянно иронизируете — в первую очередь друг над другом. А романтике есть место в семье? Ольга, Павел подходит к вам со словами «какая ты красивая», ­например?

Ольга: Да, он это делает очень часто. Иногда, правда, может сказать, что сегодня я неважно выгляжу, но в этом случае сразу же получает от меня подзатыльник. (Улыбается.)

События на видео
Как правильно обрезать кусты малины в октябре — увеличите урожай в 4 раза
Многие дачники сталкиваются с проблемой слабого плодоношения малины в сезон. Автор Дзен-канала «Хозяюшка» открыла многим глаза на важность осенней обрезки кустов, которая напрямую влияет на объем урожая.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая