Олег Савостюк: «Безруков дал мне ценный совет»

Олег Савостюк
В спектакле «Капитанская дочка». 2024 г.
Фото: Белла Рич

«Сергей Витальевич посоветовал во время сцены перед казнью, когда мой герой стоит на коленях и молится, найти человека в зале, встретиться с ним взглядом и сказать: «Я не виноват, я не виноват». Это даст нужную эмоцию», — говорит актер Олег Савостюк.

— На сцене Губернского театра с большим успехом прошла премьера спектакля «Капитанская дочка». Роль Петра Гринева — это ваш театральный дебют?

— Да, это мой первый выход на большую сцену. В институте, конечно, мы ставили спектакли, но «Капитанская дочка» — моя первая масштабная работа. Я ведь не ухожу со сцены на протяжении всего спектакля, а это три часа!

— Олег, как вы, будучи студентом второго курса ГИТИСа, получили главную роль в Губернском театре?

— Мне позвонила помощница Сергея Безрукова и сказала, что Сергей Витальевич хочет со мной встретиться. До этого я видел его всего один раз, когда пробовал поступить во ВГИК, именно Безруков и набирал курс. Но я потом решил идти в ГИТИС. И вот мы встретились. Сергей Витальевич очень долго и интересно рассказывал про спектакль, который хотел поставить в своем театре. Мы проговорили полтора часа.

— Он сказал, почему выбрал именно вас?

— Потому что посмотрел фильм «Снегирь». К тому же, как сказал Сергей Витальевич, он приметил меня еще на вступительных экзаменах, хотел взять к себе на курс.

— Вы сразу дали ответ?

Олег Савостюк с Сергеем Безруковым и Александрой Лукьяновой
С Сергеем Безруковым и Александрой Лукьяновой на репетиции спектакля «Капитанская дочка». 2024 г.
Фото: пресс-служба Московского Губернского театра

— Через пару дней. Мне нужно было подумать, посоветоваться с моим мастером Алексеем Анатольевичем Блохиным. Но он меня сразу поддержал: «Да, давай! Попробуй. Это другая школа, ты что-то новое почувствуешь и попробуешь». Если бы мастер сказал: «Не стоит», я бы отказался. Было страшно: требовалось за короткий промежуток времени выучить большой объем текста, ввестись в спектакль, репетировать нон-стоп. Ребята уже месяц репетировали. Когда я пришел, уже сложился какой-то скелет «Капитанской дочки», примерные мизансцены. Сергей Витальевич меня сразу предупредил, что работы предстоит много.

— Олег, вы боялись не справиться?

— Боялся, конечно. Когда приехал на первую репетицию, сидел, смотрел, как работают, и думал: «Я никогда это не выучу, я никогда не запомню мизансцены». А потом начался нескончаемый процесс — и эмоциональный, и физический. И не было времени на рефлексию. Столько информации, столько моментов, которые надо осмыслить и запомнить, что не осталось места для страха.

— Как вас принял коллектив?

— Хорошо. Пару дней ко мне присматривались, а потом мы подружились. С Сашкой Лукьяновой, моей партнершей, вообще поговорили пару раз, и как будто давно друг друга знаем. В принципе, актеры быстро начинают дружить, потому что времени мало, а нужно играть, например, какую-то безусловную любовь или нежную дружбу. Актерский организм наработан на то, чтобы быстро находить контакт с миром, с людьми, с партнерами.

— Олег, расскажите о вашем герое. Изменилось ли ваше восприятие Петра Гринева, когда вам довелось его сыграть?

— Изменилось. Конечно, «Капитанскую дочку» я читал в школе. Но в процессе репетиций стал перечитывать. В детстве Гринев мне казался провинциальным, простым. Сейчас же я по-другому на него смотрю: он дворянин, образованный человек, у него было строгое воспитание.

— Как зритель встретил премьеру? Помните свои эмоции, когда зал вам аплодировал?

Олег Савостюк с Константином Крюковым и Светланой Ходченковой
С Константином Крюковым и Светланой Ходченковой в фильме «Маме снова 17». 2024 г.
Фото: START

— Очень классный был первый показ для родителей. Он так и называется — «Для мам и пап». В зале — родные, друзья, знакомые, энергетика самая дружелюбная: «Ты играй, а мы будем смотреть». У меня очень большая семья. С моей стороны на премьеру пришло 25 человек: родители, сестры, племянники, дедушки и бабушки, тети и дяди.

А второй показ был уже для обычных зрителей, которые приобрели билет через кассу. И вот открывается занавес, и я словно натыкаюсь на плотную подушку из резины: говорю текст, а он как будто обратно в меня влетает. И так продолжалось первые десять минут. А потом я почувствовал, что разорвал эту резину, и мы с залом стали единым целым. Перед премьерой я не мог понять, смогу ли вообще посмотреть в сторону зала. Есть опасность сбиться, если увидеть неверящие глаза. Можно от огорчения и слова забыть. Но я напрасно боялся. В какой-то момент посмотрел в зал и увидел в глазах зрителя полную включенность. И это просто классно.

— А зачем смотреть в глаза зрителю?

— Сергей Витальевич посоветовал во время сцены перед казнью, когда мой герой стоит на коленях и молится, найти человека в зале, встретиться с ним взглядом и сказать ему: «Я не виноват, я не виноват». Тогда это даст нужную эмоцию.

— Какой Сергей Витальевич руководитель?

— Он ни разу не ругал, не повышал голос. Безруков блестящий артист, а я обожаю работать с режиссерами, которые знают, что такое актерское мастерство. От них не бывает запросов вроде: «Я хочу, чтобы ты сейчас летел! Ты физически не лети, но ты как бы лети. Вот я хочу так, а как этого достичь, ума не приложу». Сергей Витальевич делает очень четкие замечания, дает подсказки, которые сам же может показать. 

Когда большой объем, невозможно все держать, ты все равно где-то сбиваешься, теряешь темп, энергию. Сергей Витальевич это знает, все тонко чувствует. И если видит, что я где-то расслабился, то говорит: «Вот здесь очень важно не терять темп, не терять страсть, ярость». Даже если у тебя нет реплик, ты просто стоишь на сцене, расслабляться нельзя. На сцене все видно, там невозможно соврать. Даже если ты скрылся за деревцем или где-то сел, Сергей Витальевич говорит: «Ну, чего ты там расслабился?» В этом смысле он супервнимательный человек.

— Была ли какая-то критика вашей работы от родных и близких?

Олег Савостюк
«Недавно прочитал книгу Мэттью Макконахи «Зеленый свет», которая определила мое самоощущение. Там написано: «Я верю во всемирный заговор сделать меня счастливым». Я считаю, мне часто везет» На съемках фильма «Алиса в Стране чудес». 2024 г.
Фото: из личного архива Олега Савостюка

— Критика была, конечно. У меня творческая семья: мой дедушка Олег Михайлович Савостюк — большой художник, родители, сестры — тоже художники. И у нас в семье честные отношения в плане творчества. Безусловно, меня очень хвалили за такое начало, но на какие-то моменты обратили внимание. Например, говорят: «Вот в той сцене ты «потерял дворянина»: спину перестал держать, в глазах что-то изменилось». И эти замечания подтверждал потом Сергей Витальевич на обсуждениях.

— Уверена, родители вами очень гордятся…

— Да. Они говорили, хотя им и не­обязательно об этом говорить — там все в глазах.

— Олег, если у вас династия художников, почему вы решили стать актером?

— Случайно, на самом деле. В детстве я так себе учился. С четвертого класса перестал признавать школу как авторитетное заведение. Много уроков пропускал, просто ходил, гулял по городу. В общем, у меня начались проблемы с учебой, и, несмотря на то что я хорошо сдал ОГЭ, в десятый класс меня не взяли. По мнению учителей, в школу я приходил не учиться, а развлекаться: всех смешил, обезьянничал. В общем, на семейном совете было принято решение определить меня в киноколледж. Но туда для начала надо было поступить. За неделю до экзамена мама дала мне «Василия Теркина» и сказала: «Учи». 

В общем, приемной комиссии понравилось, как я прочитал и спел. А мне было абсолютно все равно, что они решат: возьмут или нет. Вот за счет этого, я думаю, все и получилось. Они сказали: «Легкий парень такой, прикольный». И взяли. Первые полгода было интересно, но потом меня увлекла музыка. Я люблю сочинять, музицировать. Юра Борисов классно сказал: «Музыканты владеют всеми инструментами души для того, чтобы высказаться в кратчайший отрезок времени». То есть режиссеру нужно поставить трехчасовой спектакль, чтобы донести до зрителя свою мысль, а музыканту достаточно трех минут, чтобы через музыку выразить смысл трехчасового спектакля.

В общем, я решил, что не хочу лицедействовать, продавать лицо, а буду заниматься музыкой. Начал прогуливать: вместо учебы стоял в переходе и играл на гитаре. Пришлось взять академический отпуск, чтобы не отчислили из колледжа. А потом меня позвали сняться в одной короткометражке, в другой… И мне так понравился процесс съемок, что я восстановился на учебе.

— И в итоге поступили в ГИТИС...

Интересный факт

На съемках фильма «Снегирь» режиссера Бориса Хлебникова я познакомился с Тимофеем Трибунцевым. Мы с ним много разговаривали, и я его спросил: «Сейчас много всего снимают, и очень страшно скатиться в какое-то зарабатывание денег, в какую-то рутину». Он ответил: «От тебя твое не уйдет в любом случае. Ты работай, и в процессе начнешь соображать и чувствовать. Не думай об этом. Мы сейчас снимаемся в классном кино». И в этот момент я почувствовал себя очень счастливым.

Олег Савостюк с Тимофеем Трибунцевым и Александром Робаком
С Тимофеем Трибунцевым и Александром Робаком в фильме «Снегирь». 2023 г.
Фото: KION

— Да, мне важно было получить высшее театральное образование. Я поступал в ГИТИС, в Школу-студию МХАТ, во ВГИК к Сергею Витальевичу, в «Щуку». Но когда мы встретились с Алексеем Анатольевичем Блохиным и пообщались, я понял, что именно он мой мастер.

— Не возникало мысли, что вы выбрали не тот путь?

— Было такое. Однажды проснулся утром с абсолютно четким, сформулированным ощущением того, что профессия, которой я занимаюсь, совершенно никак не влияет на мир. Это был минутный утренний кризис. А потом я встал и пошел работать.

— Актерская профессия — это лотерея? Считаете себя везунчиком?

— Я считаю, что мне часто везет. Недавно прочитал книгу Мэттью Макконахи «Зеленый свет», которая определила мое самоощущение. Там написано что-то типа: «Я верю во всемирный заговор сделать меня счастливым». Но везение не появится без работы. Везет тому, кто везет. Вот в это я верю.

События на видео
Мужской вопрос: что нужно знать о простатите и аденоме при встрече с ними
Каждый мужчина в своей жизни слышал эти 2 слова: простатит и аденома. Чаще всего — в кабинете специалиста, от друзей или в рекламе по телевизору. Заболевания рано или поздно приходят к большинству, но мало кто готов к этой встрече. Эта деликатная тема вызывает страх, недопонимание и стыд, заставляет откладывать визит к специалисту, усугубляя проблему.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая