Олег Леушин: «Когда Аронова и Гришечкин встречались на съемочной площадке, все лежали от смеха»

Павел Соседов
|
24 Августа 2025
Олег Леушин. Фото
Олег Леушин
Фото: Фото из личного архива Олега Леушина

«Авилов был абсолютное дитя природы с нечеловеческой органикой. Когда к этой природе добавился талант Беляковича, родился Артист. А не случилось бы этой встречи, Витя так бы и водил самосвал», — рассказывает Олег Леушин, режиссер, актер и художественный руководитель Московского театра на Юго-Западе, накануне 75-летия со дня рождения основателя театра Валерия Беляковича.

— Олег Николаевич, долгие годы работы связывают вас с легендарным Московским театром на Юго-Западе. С яркой звездой этой труппы — Виктором Авиловым — судьба свела вас, когда вы еще учились в Свердловском театральном институте...

— Мы окончили, по-моему, третий курс, когда к нам пришли ассистенты со Свердловской киностудии — нужны были молодые и талантливые актеры в картину Андрейса Аболса «Сафари № 6». По жанру — экшен: какая-то вымышленная война в условной стране. Кто, за что, почему — уже и не помню. Меня пробовали на одну из главных ролей, но худсовет во главе с Владимиром Хотиненко, который тогда работал на Свердловской киностудии, не утвердил. Дали роль поменьше. Авилов играл там прожженного сержанта. А я — солдата под его командованием. В какой-то момент мой герой повел себя слишком дерзко, перестал подчиняться, и герой Авилова его убивает.

Как артиста я Виктора уже хорошо знал по картинам «Господин оформитель» и «Узник замка Иф» — и сами фильмы, и исполнитель главных ролей произвели на меня огромное впечатление. И тут в гримерку входит ОН — такой простой патлатый мужик в кожаной куртке, с видеокамерой — экзотика по тем временам. Оказалось, что Театр на Юго-Западе тогда только вернулся с гастролей из Японии. И Авилов не расставался с камерой, которую там приобрел. Стали знакомиться, началась работа — Виктор оказался своим в доску парнем.

— Получается, в личном общении Авилов не производил магнетического впечатления?

— Да абсолютно простой человек, нормальный мужик, но только вот с необычным лицом, к которому прилагался неимоверный актерский талант.

— На женщин это лицо как действовало?

Виктор Авилов и Алексей Ванин
Виктор Авилов и Алексей Ванин в спектакле «Театр Аллы Пугачевой» в Театре на Юго-Западе. 1985 г.
Фото: РИА Новости

— Я не женщина, поэтому мне трудно судить. Но женщины любят неформальное. Потом, когда я уже работал в Театре на Юго-Западе, не раз видел, как после спектакля поклонницы Витю на выходе поджидают. Автографы требовали, а некоторые — даже большего внимания, всякое бывало. Но он так тихонько в плаще своем уходил, растворяясь в московских сумерках. И ехал на метро домой.

— Авилов в жизни как-то выделялся? Обращал на себя особое внимание?

— Расскажу историю: 1993 год, мы привезли в Чикаго «Гамлета» и «Ромео и Джульетту». После спектакля прогуливаемся до отеля нашей небольшой актерской компанией. И случайно забрели в какой-то «черный» район. Замечаем, что на нас все косятся, потом к нам стали подкатывать с какими-то «терками». Мы ничего не понимаем. И только Авилов с высоты своего роста (а был он выше 190 сантиметров) как гаркнет своим фирменным хриплым басом: «Че тебе надо?» — «О, эскьюзьми, сэр…» — шпана сразу сменила тон.

Еще помню, одну из сцен «Сафари...» снимали возле вокзала в Свердловске. А там неподалеку, как и всегда в то время, цыганский табор квартировал, и вот какая-то цыганочка прицепилась к Вите: «Ай, милок, хочешь, я тебе погадаю?» Авилов как зыркнул на нее, как рыкнул: «А хочешь, я тебе погадаю?» Цыганку как ветром сдуло!

Картина «Сафари...» имела продолжение. Второй проект назывался «Гражданское пари», и там у меня была уже большая роль. Жаль, фильм так и не вышел, затерялся где-то в недрах киностудии. Мы с Авиловым играли главарей двух мафий, он «правильной» группировки, а я — «неправильной». На эти съемки с Витей приехал и его коллега по театру Алексей Ванин.

— Когда вы снимались все вместе, заходил разговор о театре и о вашем переезде в Москву?

— О переезде нет, но о театре разговоры были постоянно. Авилов и Ванин рассказывали, как театр создавался, о том, как они в Японию на гастроли ездили — аж на три месяца! Хвастались: «Все машины привезли. Видеомагнитофоны…» Для нас, провинциальных актеров, это было вау!

Валерий Белякович и Олег Леушин
Валерий Белякович и Олег Леушин на репетиции. 2010-е гг.
Фото: Пресс-служба Театра на Юго-Западе

— И что Авилов тогда сказал: «Давай переезжай в Москву»?

— Нет, зачем ему меня звать. Но я сам наглый. Все мы по молодости хотим и славы, и счастья, и денег, и в кино сниматься, и в престижных театрах работать. Вот я и приехал в столицу. Сразу позвонил Авилову: «Витя, а можешь мне устроить встречу с Беляковичем»? Но услышал: «Нет, позвони Ванину, я сейчас не в Москве». Оказалось, он на съемках фильма «Мушкетеры двадцать лет спустя», почти целый сезон пропустил в театре. Тогда я позвонил Алексею Сергеевичу, и он устроил мне просмотр у Беляковича.

— Что показывали, как проходил просмотр?

— Ужасно, потому что «старики» театра, а было им лет по сорок, как раз репетировали «Укрощение строптивой», и я вклинился между репетициями. Белякович вызвал меня на сцену, артисты устроились в зале: «Ну, что этот одуванчик нам покажет?» А мне 24 года, страшно, судьба решается! Стал читать какие-то монологи, но Белякович скоро меня остановил: «Так, стоп! Знаешь стихи: «Наша Таня громко плачет»?» — «Ну знаю…» — «Вот и давай!» И он мне стал ставить разные задачи: «Прочитай сейчас так, будто ты на площади. А теперь — будто делишься тайной. А сейчас ты гневаешься...» Чего я только не изображал! Потом Валерий Романович говорит: «Все, иди в буфет, жди». Я спустился в буфет. Через какое-то время Белякович появился: «Оформляйся на работу».

Параллельно с редкими выходами на сцену я пять лет проработал в театре монтировщиком. И на гардеробе стоял, и билетики проверял, пока входил в репертуар. И вот сегодня дорос до худрука… В этом году открываю в театре свой 33-й сезон.

— Какое впечатление на вас произвел Белякович? Каким человеком он был?

— Валерий Романович всегда говорил: «Кого знают зрители? Артистов. Хотя режиссер — это адский труд, нас в лицо почти никто не знает». А если говорить про его характер, то сложным он был, противоречивым, неоднозначным — как и у всех гениев. Но какой у него был азарт к работе, к поиску, к процессу, к рождению спектакля! Он мог репетировать сутками. Хотя зацикливаться на одном, буксовать ему было скучно, поэтому у нас спектакли выпускались очень быстро. «Мастера и Маргариту» мы отрепетировали за четыре недели — трехактный пятичасовой спектакль! Конечно, этому предшествовала огромная внутренняя работа режиссера. На репетицию Романыч приходил с готовым решением сцены. И очень раздражался, когда его не понимали с полуслова. Ему всегда хотелось сразу и сейчас. Но в те моменты, когда случалось взаимопонимание с актерами, все были счастливы.

Интересный факт

Поначалу режиссер фильма «Узник замка Иф» Георгий Юнгвальд-Хилькевич видел в главной роли Михаила Боярского. Но однажды кто-то из ассистентов посоветовал режиссеру сходить в Театр на Юго-Западе. «Я посмотрел «Гамлета» и просто с ума сошел от счастья — это было именно то, что нужно. Но, когда я пригласил Виктора на пробы, он рассмеялся: «Георгий Эмильевич, ну какой я Монте-Кристо? Его всегда играли красавцы, разве я могу тягаться с Жаном Маре!» — вспоминал режиссер.

Виктор Авилов
«Поклонницы поджидали Витю на выходе из театра. Автографы требовали, а некоторые — даже большего внимания, всякое бывало. Но он так тихонько в плаще своем уходил, растворяясь в московских сумерках. И ехал на метро домой» Виктор Авилов в фильме «Узник замка Иф». 1988 г.
Фото: Sovkinoarchive/Vostock photo

— Многие помнят Валерия Беляковича по работе на телевидении…

— Да, были у него программы «Суд идет» и «Слушается дело». Одно время какую-то из них даже снимали на нашей сцене. Выстраивали декорацию, клетку для подсудимых. А Белякович играл судью. И надо сказать, он очень тщательно готовился к каждой съемке.

— Вы пришли в театр в самый непростой период. В 90-е людям стало не до искусства — очень сложно было собрать даже такой маленький зал, как ваш. А до вас доходили рассказы о легендарном для Театра на Юго-Западе периоде — конце 70-х, когда он только открылся?

— Да, легенды доходили. Продажа билетов (и я еще застал эту систему) происходила раз в месяц. Поэтому накануне назначенного дня люди с ночи занимали очередь, которая растягивалась до самого метро, а это больше километра. Записывали номера, жгли костры, чтобы согреться. И, конечно, за один день раскупали все билеты на месяц вперед. Кстати, тогда билеты в Театр на Юго-Западе можно было обменять на билеты в Театр на Таганке — они шли по одному курсу.

— А как все начиналось?

— После армии молодой энтузиаст Валерий Белякович репетировал спектакль в Востряковской библиотеке. А Витя Авилов — тогда водитель самосвала — был одноклассником младшего брата Беляковича Сергея. Ну и куда податься востряковской шпане? Где портвейн пить? Не под забором же. И решили пойти в библиотеку к Валерке. Так и втянулись в театральный процесс — собралась команда единомышленников. И первый спектакль «Женитьба Коли Гоголя» они выпустили в этой библиотеке в 1974 году. А Валерий Романович еще параллельно вел студию в знаменитом Доме пионеров на Воробьевых горах. И когда слились студия в Востряково и студия Дома пионеров, появился театр «На Юго-Западе» — это 1977 год.

— А что было в нынешнем помещении театра до того, как его отдали Беляковичу?

Виктор Авилов и Олег Леушин
Виктор Авилов и Олег Леушин (в центре) на съемках фильма «Гражданское пари». 1990 г.
Фото: Sovkinoarchive/Vostock photo

— Опорный пункт милиции, какие-то социальные объекты. На том месте, где сейчас сцена, был овощной магазин. Но случилось чудо — родился театр…

— С водителем самосвала в качестве главной звезды.

— Авилов — абсолютное дитя природы с нечеловеческой органикой. Когда к этой органике добавился талант Беляковича, родился Артист. Детище Беляковича, его Галатея. А не случилось бы этой встречи, Витя так бы и водил самосвал! Но он стал лицом театра. Не было бы Беляковича, не было бы Авилова.

— В чем все-таки феномен этого режиссера? Как ему удалось на пустом месте, на окраине Москвы, в обычном жилом доме, создать такой популярный театр? Ведь не было ни звездных имен в труппе, ни интернета, ни рекламы...

— Ну ОБС — «одна баба сказала» — лучшая реклама. А феномен мастера — в неукротимой, неуемной энергии, безумной интуиции и таланте… Помню слова Валерия Романовича на репетициях: «Да это же не я придумал, это же через меня кто-то говорит». Какая-то связь с космосом у него, безусловно, была. Иначе как на этой маленькой сцене с залом на 118 мест ему удавалось воплощать практически безразмерные истории? Как в «Мастере и Маргарите» показать бал у Сатаны, Москву? Ощутить это пространство, вдохнуть в него душу, уместить в него актеров? Кстати, Любимов говорил: «Актеры портят мои спектакли». А Валерий Романович был восхищен своими артистами, и это были взаимные восхищение и уважение. Через тернии, через непонимание, иногда через ругань ему удавалось находить ту единственную идеальную форму для каждой постановки. Поэтому сейчас, насколько это возможно, я стараюсь сохранять его репертуар. Тот идеальный рисунок, что нашел Белякович для своих спектаклей, мы пытаемся сберечь. Хотя артисты поменялись.

— Тот же Авилов рано ушел из жизни. Много болел?

— Сперва у него открылась язва. Мы тогда поехали на гастроли в Германию с «Мастером и Маргаритой». И вот за 15 минут до спектакля в Русском доме в Берлине у Виктора Васильевича случилось прободение язвы, и его в карете скорой помощи увезли.

Интересный факт

В фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита» роль конферансье Бенгальского, которому кот Бегемот, по просьбе публики, отрывает голову, исполнял Амаяк Акопян. «Никакой компьютерной графики тогда не было, и чтобы голова конферансье существовала в кадре отдельно от тела, на черном фоне поставили ширму из черной ткани, и Акопян прятался за эту ширму, — вспоминает Олег Леушин. — Только голова торчала, за которую его и держал кот Бегемот в исполнении Виктора Павлова».

Виктор Авилов
Виктор Авилов в роли Воланда в спектакле «Мастер и Маргарита»
Фото: Пресс-служба Театра на Юго-Западе
Олег Леушин
«Со временем я сыграл почти все Витины роли. Но не сразу. В «Мастере и Маргарите» изначально играл в массовке. Потом мне доверили роль Коровьева. После смерти Авилова Воланда сперва играл сам Белякович, потом Слава Гришечкин. Когда Гришечкин ушел из театра, Валерий Романович предложил мне: «Играй ты» Олег Леушин в роли Воланда в спектакле «Мастер и Маргарита»
Фото: Пресс-служба Театра на Юго-Западе

— И как вы тогда выкрутились? Отменили?

— Нет, полный зал был продан. И наш Валерий Романович, как был в трениках, в тапочках, в майке, взял трость, она теперь у меня в кабинете висит, взял текст в руки, котелок какой-то надел и пошел на сцену играть Воланда.

— С текстом в руках? Это был провал или успех?

— Грандиозный успех.

— Почему?

— Магия. Людям объяснили вначале, что так и так — артист госпитализирован, но все состоится. И потом, Белякович же был постановщиком этого спектакля и поэтому сыграл великолепно. Авилова оставили в Берлине — требовалось долгое лечение. Помню, мы ехали в нашем гастрольном автобусе, и Валерий Романович распределял Витины роли. Кому-то Гамлет отвалился, кому-то еще что-то, мне достался Ланцелот из «Дракона» Шварца. И нужно было за два дня выучить текст...

Когда Авилов выздоровел, он вернулся в спектакль. Прошло больше года, и однажды меня ловят в театре: «Стоп, не уходи. Авилов не успевает прилететь со съемок, задерживается самолет, а вечером «Дракон». А я уже выпал из спектакля, текст забыл напрочь. «Ничего, ничего, — говорят, — давай, повторяй!» Я судорожно взялся за текст, молил Бога, чтобы Авилов прилетел. Но он не прилетел. Третий звонок, я выхожу на сцену, и в середине первого ряда демонстративно встает женщина и, чертыхаясь, выходит из зала… Ну, она пришла на Авилова, а ей тут какого-то Леушина подсунули. Вот это было жестко, стресс для молодого артиста.

Спектакль «Ромео и Джульетта»
Спектакль «Ромео и Джульетта» на сцене Московского театра на Юго-Западе с участием артистов токийского театра «Тоуэн». 1996 г
Фото: Сергей Величкин/ТАСС

— Авилова не стало ровно 21 год назад, в августе...

— Помню, перед спектаклем сидим за кулисами, а он периодически постанывает: «А-а-х». — «Чего, Вить?» — «Да спина болит». Его все время боли в спине мучили. Я ему говорю: «Может, к врачу?» — «Да, схожу». Сходил, и ему поставили диагноз, связанный с онкологией. Но он играл, выходил на сцену до последнего. В мае 2004 года мы приступили к репетициям спектакля «Куклы» — у Авилова главная роль. Он несколько раз посетил репетиции, а в конце августа мы уже с ним прощались…

— Теперь вы играете Воланда в «Мастере и Маргарите». Эта роль досталась вам сразу после смерти Авилова?

— Со временем я сыграл почти все Витины роли. Но не сразу. В «Мастере и Маргарите» изначально я играл в массовке. Потом мне доверили роль Коровьева. После смерти Авилова Воланда сперва играл сам Белякович, потом Слава Гришечкин. Когда Гришечкин ушел из театра, Валерий Романович предложил мне: «А давай, Лева, играй ты». У меня подпольная кличка в театре Лева — так сложилось. А сейчас у нас появился еще один Воланд — Антон Багиров, играем по очереди.

— Но в вашей биографии «Мастер и Маргарита» — не только театр. Вы снимались в многострадальном одноименном фильме Юрия Кары. Чем запомнились съемки?

— Ну, снимался — это громко сказано. В кино есть понятие «массовка», а есть — «групповка». Вот я в групповке снимался в сцене «Варьете». Вся операторская группа была из Екатеринбурга, и меня по знакомству подтянули: «Хочешь денег подзаработать?» Я, конечно, хотел. И четыре ночи мы провели в Театре Маяковского. Для нас, эпизодников, выделили гримерку самого Александра Лазарева. У меня, только что приехавшего в Москву пацана, голова шла кругом от того, в какой компании я очутился. С открытым ртом смотрел, как работают великие артисты — Гафт, Филиппенко, Павлов.

— Многие грешат на это произведение Булгакова, говорят о том, что оно оказывает влияние на жизнь тех, кто слишком глубоко погружается в него. А вы, получается, и в кино, и в театре уже 30 лет в этом варитесь. Были какие-то мистические истории?

Мария Аронова
Мария Аронова на своем бенефисе в Театре им. Вахтангова с Игорем Угольниковым и Вячеславом Гришечкиным. 2011 г.
Фото: Юрий Феклистов/Архив «7 Дней»

— Мы играем «Мастера и Маргариту» два раза в месяц, и всегда при аншлагах. Честно говоря, мистического не припомню. Но накладки, как и на любом другом спектакле, бывали. Например, в день премьеры у нас в театре прорвало канализацию, и все это потекло в зрительный зал. Ну вызвали аварийную службу, все прочистили. К приходу зрителей в зале кое-как убрались. Но попахивало все равно чуть-чуть…

Однажды по приглашению Авилова на этот спектакль пришел священник. У Виктора Васильевича был очень широкий круг знакомств. Так вот, батюшка сказал: «У вас потрясающе светлый спектакль». Он не увидел никакой бесовщины и, можно сказать, благословил нас.

— Почему в 2011 году Валерий Белякович перешел в Театр Станиславского?

— Понимаете, он уже вкусил как постановщик большой сцены. Он же много ставил по миру: и в Корее, и в Японии, и в Америке, и по всей России. Ему в какой-то момент стало тесно на нашей маленькой сцене, он мечтал о широком пространстве. И ему это пространство обещали! Был утвержден, подписан Лужковым проект нового здания для нас с залом на 400 мест. Но проект не состоялся. А потребность-то у Беляковича осталась, он горел новыми форматами, новыми историями. Ну и как раз в это время ему предложили возглавить Театр Станиславского.

— Было прощание, объяснение с труппой?

— Нет, ни прощаний, ни объяснений, ничего не было, все происходило в рабочем порядке. Худруком Валерий Романович назначил меня.

— А мог бы и совмещать два театра — сейчас такая практика в моде...

Валерий Белякович
Валерий Белякович в спектакле «Куклы» Театра на Юго-Западе. 2008 г.
Фото: Legion-Media

— Это дурдом на самом деле. Невозможно! Где столько фантазии и времени взять, чтобы с двумя труппами справляться? Но Романыч хотел объединения нашей труппы с труппой Театра Станиславского. И делал шаги в этом направлении — мы играли свои спектакли на их сцене, Белякович задействовал наших актеров в новых проектах, таких как, например, «Шесть персонажей в поисках автора», «Последняя ночь Дон Жуана», «Дураки». Но здоровье в какой-то момент подвело, 40 дней он пролежал в коме. Потом постепенно оклемался, вышел, и тут другой удар: объявили конкурс на концепцию развития Театра Станиславского. И Романыч даже написал свою концепцию, но потом сорвался: «Да что я, мальчик, что ли? Я народный артист!» И сам написал заявление об уходе.

— С тех пор Театр Станиславского называется Электротеатром. А Белякович вернулся в Театр на Юго-Западе?

— Я Валерию Романовичу сразу сказал: «Забирайте кресло худрука». Он ответил: «Не хочу». И почти до конца оставался свободным художником. Буквально за полтора месяца до смерти вдруг сказал: «Хочу вернуться». И мы сразу поехали в департамент, я написал заявление об уходе, а ему подписали приказ о назначении.

— И он умер худруком своего театра.

— Да, театра, который создал. Я так понимаю, он что-то предчувствовал. Вот у него мистики в жизни хватало — шестерка была его кармическим числом. Он ушел 6 декабря 2016 года в 6 часов утра.

— У Беляковича вы, между прочим, еще и в кино снимались. В картине «Школа Этуалей» вместе с Марией Ароновой. Как вам такое партнерство?

— Владимир Грамматиков, в то время директор Киностудии имени Горького, предложил Беляковичу снять водевиль. И Романыч согласился — так в этой картине оказалась почти вся труппа нашего театра. А Слава Гришечкин и Маша Аронова играли главные роли. Когда они встречались на площадке — тушите свет, останавливайте камеру: вся группа лежала от хохота. Что Гриня был мастер импровизации, что Маша за словом в карман не лезет. Валерий Романович Аронову очень ценил, говорил: «Для меня есть две непостижимые актрисы — Фаина Раневская и Мария Аронова». Правда, в свое время для него кумиром была еще Маргарита Терехова — но у нее амплуа классической героини. А Раневская и Аронова — величайшего уровня клоунессы, в лучшем смысле этого слова. Не всякой артистке удается так публику зацепить, удержать, рассмешить и одновременно заставить плакать.

Василий Мищенко, Родион Нахапетов, Людмила Артемьева, Михаил Крылов и Александр Семчев
Василий Мищенко, Родион Нахапетов, Людмила Артемьева, Михаил Крылов и Александр Семчев в сериале «Русские в городе ангелов». 2002 г.
Фото: Sovkinoarchive/Vostock photo

— Расскажите про Родиона Нахапетова. Как вы попали в его картину «Русские в городе ангелов»?

— Благодаря моему агенту. Нахапетову нужен был актер на маленькую роль милиционера на корабле. Звонит мне агент: «Надо приехать на студию». А я как раз в то время делал зубы. И вот утром судорожно чищу зубы, и у меня выпадают две передние коронки. Я говорить не могу, звоню агенту и слышу: «Все равно приезжай!» Покупаю по дороге жвачку, разжевываю ее, прячу в карман. И перед кабинетом Нахапетова цепляю выпавшие коронки на эту жвачку. Чуть дыша вхожу, стараюсь не говорить, не улыбаться — общаюсь кивками и жестами. Благо Родион Рафаилович меня ни о чем и не спрашивал. Лишь сказал ассистентам: «Хорошее лицо. Снимаем». Вот так я познакомился с Нахапетовым.

— А в боевике «Месть» вы играли с Михаилом Ефремовым…

— Это было жесткое испытание. Съемки шли очень плотно недели три подряд, и их нужно было как-то увязать с репертуаром театра. Кроме того, как раз тогда я сделал прививку от гриппа, и организм отреагировал температурой под сорок. А у меня на другой день ключевая сцена: я плачусь, рассказываю свою трагедию… Мой герой — бизнесмен, которого попытались ограбить, ранили дочку, и девочка впала в кому. Он хочет найти тех, кто это сделал, и отомстить. И вот мое болезненное состояние совпало с состоянием героя — меня можно было без грима снимать, да и играть ничего не пришлось. Просто я с температурой 39 в ночную смену читал трагический монолог. Это было круто!

— Ефремов не подводил группу?

— В один съемочный день все ждали Мишу с дикой тревогой, потому что накануне у него был день рождения, и мы предполагали, что он может не появиться на площадке. Но Миша приехал, не подвел, сыграл! Ему досталась роль милиционера, и я поражался его профессионализму. Он не учил текст, спокойно дремал где-то в уголке. Потом: «Миша, в кадр». — «Так, — осматривался Ефремов, — что тут у нас? Где камера? Ага…» Бросит куда-нибудь листочек с ролью и, не заглядывая в него, играет. И как! Органика животная — это поразительно.

— В этой картине еще и Кирилл Козаков, и Александр Галибин...

Олег Леушин
«Помню, лежал в больнице, подошел момент выписываться, и ко мне выстроились медсестры с фотографиями за автографом. И одна говорит: «Подпишите, пожалуйста, для моей дочери, она выросла на вашем сериале». Я полюбопытствовал: «А на каком?» Думал, она сейчас скажет: «Земский доктор», — а услышал: «Проклятый рай». Я поперхнулся! Ведь основная тема этого проекта очень взрослая, связанная с «древнейшей профессией» Олег Леушин в фильме «Земский доктор. Возвращение». 2013 г.
Фото: Телеканал «Россия»

Интересный факт

В фильме «В одном шаге от третьей мировой» Олег Леушин сыграл Джона Кеннеди, несмотря на внешнее несходство с президентом. «Спросили: «Можно над вами поиздеваться?» Отстригли мои длинные волосы. Я их подарил девочкам-гримершам, они были счастливы. Выкрасили меня в рыжий цвет и сделали видеопробы. Почему-то все решили, что я очень похож на Джона Кеннеди. Собственно, так я и попал в этот полуисторический, полудокументальный, полухудожественный фильм».

— Оба — прекрасные партнеры. А Саша Галибин — это же Пашка-Америка из фильма моего детства «Трактир на Пятницкой». Партнерствовать с ним было так интересно! Иногда мы даже спорили. Мне в кадре хотелось динамики, а он меня останавливал: «Олег, куда ты все бежишь, играй спокойно…» Но я набрался наглости: «Не могу, Саша. Мне, моему герою так надо…» И мы оба были правы — просто наши персонажи существовали в разных ритмах. Режиссер это понял, не стал нас приводить к единому знаменателю, и сцена на экране получилась очень напряженной… С Галибиным вообще удивительные пересечения: он, как и я, прошел через «Мастера и Маргариту» — сыграл Мастера у Бортко. И именно Галибина сменил Белякович на посту худрука Театра Станиславского…

— Вы сыграли в огромном количестве сериалов. Есть любимые?

— Один из самых популярных с моим участием — «Земский доктор». В двух сезонах я снимался вместе с Олей Будиной и Сашей Лазаревым. Но любимый — «Проклятый рай». Помню, лежал в больнице, у меня была операция на спине. Подошел момент выписываться, и ко мне выстроились медсестры с фотографиями за автографом. И одна говорит: «Подпишите, пожалуйста, для моей дочери, она выросла на вашем сериале». Я полюбопытствовал: «А на каком?» Думал, она сейчас скажет: «Земский доктор», — а услышал: «Проклятый рай». Я поперхнулся! Ведь основная тема этого проекта очень взрослая, связанная с «древнейшей профессией». И вдруг это любимый сериал 14-летней девушки. Но он и мой любимый — а все потому, что качественно сделан.

Юлия Учиткина и Олег Леушин
Юлия Учиткина и Олег Леушин в сериале «Проклятый рай». 2006 г.
Фото: Sovkinoarchive/Vostock photo

С «Проклятым раем» связана памятная история. Девушка, которую мой герой Паша-олигарх пытается соблазнить, должна его в кадре ударить бутылкой по голове, устроить пожар и сбежать. Снимали в два этапа. Сначала девушку, ее замах настоящей бутылкой и всю сцену до конца… А потом — мой крупный план, когда бутылка разбивается о голову — это уже бутафорская, сахарная бутылка… Но партнершей моей оказалась маленькая худенькая девушка, тяжелую бутылку шампанского она не удержала, как жахнула мне ею по голове! У меня искры из глаз посыпались, но сцену я не остановил. Мужественно отлежал всю сцену. Все слышали звук удара о мою голову, поэтому, когда сказали «Стоп!», бросились оказывать мне первую помощь и благодарить, что не остановил съемку. Как же актриса извинялась… Я попросил: «Когда будешь бить сахарной бутылкой — бей в другое место». Такая у меня шишка выросла — мама дорогая!

— Один из последних проектов, в котором вы снялись, — «Скажи что-нибудь хорошее». Вы сыграли директора театра, и, мне кажется, это очень символично.

— Ох, это была катастрофа. У меня в первый съемочный день вылезли грыжи в позвоночнике, я ходить не мог, ноги отнимались. Театр снимали во Дворце на Яузе. Меня вносили в кадр и выносили с площадки на руках. Сразу после съемки увезли на операцию. Удалили грыжи, и уже на четвертый день, с полностью парализованной одной ногой и частично — второй, на костылях я стоял на съемочной площадке. И мне режиссер говорит: «Олег, ну ты тут пройдись в кадре». Я отвечаю: «Ты совсем?» Он: «Ну, давай тогда крупный планчик снимем». Я так в камеру посмотрел! Но, конечно, группа меня благодарила, что не подвел. А на девятый день после операции, с костылем, но уже с одним, я стоял на сцене родного театра и играл Воланда. В этот раз наш Воланд был хромым.

— Почему вы решили в своем театре поставить «Средство Макропулоса» и «Любовь и голуби»? Любите Людмилу Гурченко, как и я?

Александр Галибин и Виктор Перевалов
Александр Галибин и Виктор Перевалов в фильме «Трактир на Пятницкой». 1977 г.
Фото: Mosfilm/Legion-Media

— Нет, я люблю Карину Дымонт. Когда-то мы с ней салагами одновременно пришли в театр. А теперь это наша прима, и у нее в 2022 году был юбилей. И мне захотелось подарить Карине бенефисную роль. Я остановился на «Средстве Макропулоса» Чапека. Эта история очень подходит Карине, она артистка вне возраста, вне времени. Ей сейчас предложи сыграть Джульетту — она сыграет легко.

А «Любовь и голуби» выразил желание играть наш артист Саша Шатохин. Мне эта идея понравилась. Я прочитал пьесу, и у меня в одну ночь в голове родились эскизы декораций и музыкальный ряд к спектаклю.

— Круто! А какой спектакль вы сейчас ставите?

— По пьесе Леонида Жуховицкого «Последняя женщина сеньора Хуана». Такая философская комедия. На главную роль я скромно назначил себя. Хочется же на старости лет помахать шпагой. Но самое важное здесь — это, конечно, тема: скоротечность жизни и вечность. Почему грешник Хуан дожил до такого преклонного возраста и что такое «последний раз в жизни»? В нашем контексте это последняя женщина Хуана. Я задаюсь вопросами, как в человеке борются любовь, страсть, старость, опыт? И все это через призму мистики.

— Чем сегодня гордится Театр на Юго-Западе и чем гордитесь лично вы на посту худрука?

— У нас сегодня немало кассовых спектаклей, поставленных режиссерами, пришедшими на смену мастеру. Это и «Портрет Дориана Грея», и «Ромул Великий», и «Зойкина квартира», и «Мертвые души». Я же горжусь тем, что дело мастера не заглохло после его ухода. Ведь сплошь и рядом рушатся замки, когда из них изымают фундаментальный кирпич. У нас этого не произошло, мы не разрушились, сохраняем наш фундамент — репертуар, заложенный Валерием Беляковичем, но развиваемся, открыты для молодых режиссеров и уверенно движемся вперед, без опаски смотрим в будущее. Не за горами 50-й сезон.

Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая