Полная версия сайта

Олег Ефремов: Почему самые подлые удары ему наносили люди из его же театра?

О талантливом артисте, человеке и руководителе МХАТа вспоминает его помощница Ирина Корчевникова, ныне директор Театра кукол С. В. Образцова.

Александр Калягин с Ириной Мирошниченко

— Но как все-таки вышло, что на Камергерский переехали не все, а половина труппы во главе с Дорониной осталась на Тверском бульваре?

— Интересно, что Доронина, кстати, до сих пор считает виновником раздела Анатолия Смелянского — завлита МХАТа. Но это не так. Раздел театра произошел из-за немыслимо большой труппы — 175 человек. На сцену выходили далеко не все, и многие талантливые актеры среднего поколения оказались в вечном простое. Ефремова это мучило, он очень много думал: как исправить ситуацию, как всех актеров занять работой — в общем, как реформировать неповоротливый коллектив. И у него возникла идея разделить труппу — часть играла бы в Камергерском, другая — в филиале на улице Москвина. 

Здание на Тверском бульваре, где в период реконструкции театра работала труппа, предполагалось передать Театру дружбы народов, который впоследствии стал Театром Наций. Мастерские, цеха были бы общими. Идея Ефремова состояла в том, чтобы создать «Объединение МХАТ» с двумя труппами. При этом у каждой был бы свой главный режиссер. Все эти соображения Олег Николаевич излагал актерам. Даже вышло постановление министра культуры по поводу создания «Объединения МХАТ». Но тут начались многочисленные собрания, подозрения, несогласия, взаимные обвинения. На одном из таких собраний Олег Николаевич назвал имена режиссеров, которые могли бы возглавить вторую часть труппы. Среди кандидатур были, например, Владимир Богомолов, Кама Гинкас и Всеволод Шиловский, в то время активно работавшие во МХАТе режиссеры. Но Олега Николаевича не услышали. Кто-то кричал, что в таком объединении мастерские будут работать только на Камергерский, а половина труппы останется не у дел. И все это время Татьяна Васильевна Доронина молчала — сидела далеко не в первых рядах, слова не брала, просто слушала. Но когда произошло разделение, лидером МХАТа на Тверском стала именно она.

— Интересно почему?

— А кто еще мог? Там никого больше подходящего не было — с именем, с авторитетом. Доронина — народная артистка СССР, замечательная актриса, имеющая опыт руководящей работы в качестве секретаря парторганизации, она всегда стремилась к лидерским позициям. Формально Татьяна Васильевна выступала против разделения труппы. Когда министр культуры Захаров пришел в театр и заговорил на эту тему, она ему даже сказала: «Да у вас партийный билет надо отобрать за такие предложения!» Но в итоге получилось не разделение на две труппы в одном объединении, как хотел Ефремов, а полный раскол, два разных театра.

Подпишись на канал 7Дней.ru
Загрузка...




Комментарии



Загрузка...

Войти как пользователь

Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
или