Нонна Гришаева: «Слова Валентина Гафта подарили мне веру в себя»

Павел Соседов
|
28 Апреля 2025
Нонна Гришаева. Фото
Нонна Гришаева
Фото: Михаил Ковынев/пресс-служба кинокомпании «Вселенная кино»

«Дом у Жванецкого в Одессе был шикарный, оформленный в морском стиле. Располагался он в Аркадии, на обрыве с видом на море. А внизу на набережной шумели кабачки и дискотеки. Жванецкий в Одессе очень много работал, писал — его этот город вдохновлял. И если мы собирались за столом во дворе, то Михаил Михайлович выходил на террасу, как на сцену, и читал нам свои новые произведения. Ему важно было увидеть первую зрительскую реакцию», — рассказывает актриса, худрук Московского государственного Театра РОСТА Нонна Гришаева.

— Нонна, 15 мая в прокат выходит фильм-концерт «Жванецкий», посвященный памяти выдающегося писателя-сатирика. Вы одна из участниц этого проекта. А какова история вашего знакомства с Михаилом Михайловичем?

— Мои друзья-земляки из «Квартета И» Леша Барац и Слава Хаит познакомили нас. Ведь мы все одесситы. С Лешей я познакомилась в поезде Москва — Одесса, когда мы были еще студентами: он — ГИТИСа, а я — Щукинского училища. Судьба свела нас в одном купе. Вскоре я познакомилась и со Славой: ребята дружат всю жизнь, с первого класса. С тех пор мы каждое лето встречались в Одессе, сперва на каникулах, а потом и в отпуске. И Лешины, и Славины родители дружили с Михаилом Михайловичем…

— А родители Леонида Бараца из артистической среды?

— Нет. Просто они были активистами Клуба одесситов. А Михал Михалыч — президентом этого клуба. Меня потом тоже приняли в клуб, и сам Жванецкий вручил мне членский билет. А познакомились мы так: Слава снимал на лето дом, и однажды его родители созвали гостей, накрыли стол, пришел и Михаил Михайлович. Помню, на мне было что-то красивое, витиеватое — какой-то костюм с вышивкой. Слава взял гитару, а я стала петь. И Жванецкий тогда произнес: «Нонночка, глядя на вас, хочется сказать: меняю хорошие воспоминания на новые ощущения!» Пару лет назад Наталья Жванецкая издала книгу цитат своего супруга, и там есть эта фраза. Я не льщу себя мыслью, что Михал Михалыч придумал ее тогда в Одессе, глядя на меня, но мне приятен сам факт, что эти слова он адресовал мне.

Каждое лето мы встречались либо в доме Леши Бараца, либо в доме Михаила Михайловича.

— Какой у него был дом?

Интересный факт

В фильме-концерте «Жванецкий», помимо Нонны Гришаевой, приняли участие Юрий Стоянов, Сергей Маковецкий, Владимир Вдовиченков, Илья Соболев, Павел Деревянко, Кристина Бабушкина, Настасья Самбурская и другие. Любопытно, что для всех участников сшили костюмы в едином стиле. Креативным продюсером проекта выступила супруга Жванецкого Наталья, худруком — Евгений Гришковец, а режиссером — Вадим Плохотников.

Нонна Гришаева и Михаил Жванецкий
«У меня много любимых высказываний Михаила Михайловича, которые со мной навсегда, — они такие точные! Например: «Как можно отличить настоящие бриллианты от ненастоящих на женщине? По лицу!» Ну это гениально!» Михаил Жванецкий вручает Нонне Гришаевой членский билет Клуба одесситов
Фото: Фото из личного архива Нонны Гришаевой

— Шикарный, но небольшой, достаточно уютный, с любовью оформленный Наташей в морском стиле. Располагался он в Аркадии, на обрыве с видом на море. А внизу на набережной шумели кабачки и дискотеки. Жванецкий в Одессе очень много работал, писал — его этот город вдохновлял. Когда он звал гостей, стол ломился от чудесных блюд одесской кухни. И если мы собирались за столом во дворе его дома, то Михаил Михайлович выходил на террасу, как на сцену, и читал нам свои новые произведения. Так он проверял написанное, ему важно было увидеть первую зрительскую реакцию.

— А что характерно для одесской кухни и что любил Михаил Михайлович?

— Я считаю одесскую кухню самой вкусной в мире, потому что она включает в себя все кухни: и еврейскую, и болгарскую, и украинскую, и русскую. Это же портовый город. Фаршированная рыба, фаршированная курочка, форшмак, перцы сладкие в меду, с сыром — пальчики оближешь! А Михал Михалыч очень любил раков.

— Сразу вспоминается «раки большие по 5 рублей, но вчера…». А в Москве вы встречались?

— Да, конечно. Михаил Михайлович всегда приходил на премьеры театра «Квартет И», в спектаклях которого я тоже участвовала. Я хорошо помню, что он сказал после премьеры спектакля «Быстрее, чем кролики»: «Ребята, я вас поздравляю, вы теперь пишете не просто смешное ради смешного. А это уже философия смешного!»

— То, что, собственно, и отличало его сатиру.

— Да, потому что он не просто писатель, он философ, интеллектуал.

Нонна Гришаева с Александром Демидовым, Ростиславом Хаитом, Леонидом Барацем и Камилем Лариным
«С Лешей я познакомилась в поезде Москва — Одесса, когда мы были еще студентами: он — ГИТИСа, а я — Щукинского училища. Судьба свела нас в одном купе. Вскоре я познакомилась и со Славой: ребята дружат всю жизнь, с первого класса» С Александром Демидовым, Ростиславом Хаитом, Леонидом Барацем и Камилем Лариным на премьере фильма «День выборов 2». 2016 г.
Фото: Personastars.com

— А вы ходили на концерты Жванецкого?

— Не только на концерты, я даже несколько раз была на съемках программы «Дежурный по стране». И вы знаете, перед выходом на сцену или в кадр Михал Михалыч очень волновался. Казалось бы, такого уровня талант, гений, а при этом так волнуется. Если на концерте он начинал что-то читать и чувствовал, что зритель не отзывается, то прерывался на полуслове, говорил: «Так, не пошло. Следующий…» — и доставал другой листок. Публика же разная. Каждый зрительный зал, и это я по себе знаю, надо завоевывать как в первый раз.

— Вы читаете со сцены его произведения?

— Я просила у него разрешения, и Михал Михалыч дал добро: «Ты наша девочка, одесская, и знаешь, как это надо читать». На всех своих сольных концертах исполняю со сцены несколько его рассказов. Например, «Леониду Осиповичу Утесову», посвященный Одессе. Мне кажется, именно в этом рассказе Жванецкий точнее всего сформулировал ответ на часто задаваемый вопрос: «Почему для одесситов характерен особенный юмор? Откуда ноги растут?»

— Благодаря кинопроекту «Жванецкий» вы расширили свой репертуар…

— Да, я очень благодарна худруку фильма Жене Гришковцу и режиссеру Вадиму Плохотникову за предложенные мне два рассказа Михаила Михайловича: «Я не знаю, кто я» и «Красивая женщина». Но что останется в фильме, мне пока неведомо. Сохранятся ли после монтажа оба рассказа, останется ли песня «Закон Архимеда наоборот» Леонида Осиповича Утесова, которую я исполнила для этого киноконцерта? Так что с нетерпением жду премьеры.

— А что из жизненной философии Жванецкого вам особенно близко?

Нонна Гришаева с Василием Лановым
«Партнерство с Лановым для меня было абсолютным счастьем. В этом спектакле он в свои семьдесят на люстре летал!» С Василием Лановым в спектакле «Фредерик, или Бульвар преступлений». 2004 г.
Фото: Пресс-служба театра имени Е. Б. Вахтангова
Василий Лановой
Василий Лановой в спектакле «Фредерик, или Бульвар преступлений». 2004 г.
Фото: Александр Куров/ТАСС

— Знаете, у меня много любимых высказываний Михаила Михайловича, которые со мной навсегда, — они такие точные! Например: «Как можно отличить настоящие бриллианты от ненастоящих на женщине? По лицу!» Ну это гениально! Так что со Жванецким я — по жизни!

А вот что написал о Михаиле Михайловиче Валентин Гафт: «Спросил однажды вождь страны советской: / «Где Гоголи и Салтыковы-Щедрины?» / И появились вы на свет, Жванецкий, / И тут, конечно, часть моей вины». С каким уважением говорит один гениальный сатирик о другом! Но Гафт не был бы Гафтом, если бы и эпиграмму не сочинил. Когда у Михаила Михайловича угнали «Мерседес» — и пресса долго смаковала это дело, — у Валентина Иосифовича родилось: «Бандитам, стало быть, видней — / Сатирик должен быть бедней. / Ну а теперь, хотя б из интереса, / Попробуйте шутить без «Мерседеса»!»

— А на вас Гафт писал эпиграммы?

— Нет, но у меня очень теплые воспоминания о Валентине Иосифовиче. Это было давно, лет пятнадцать назад, у меня только-только все начинало складываться в карьере. И мне вдруг позвонили от Рудольфа Фурманова: «Приезжайте в Санкт-Петербург, Валентин Гафт хочет вручить вам премию имени Андрея Миронова». Я подумала: «Боже, ничего себе, какая честь!» И вот мы с моим партнером по Театру Вахтангова — замечательным Володей Симоновым едем в поезде. А в соседнем купе, оказывается, Валентин Иосифович и Василий Семенович Лановой. И они приглашают нас к себе. Так мы с Вовой Симоновым стали свидетелями уникальнейшего поэтического батла двух великих артистов, который продолжался до пяти утра! Они читали стихи по очереди, и это было что-то невероятное. Мы с Вовой сидели и кусали локти: почему у нас нет диктофона?! Я тогда впервые услышала лирику Гафта. Его же знают в основном как сатирика, по эпиграммам. А у него фантастические лирические стихи! Потом, когда вышла его очередная книга, он мне ее подписал.

Оказалось, что Валентин Иосифович любит мое творчество. И когда в Питере он меня награждал, сказал такие слова, что я наконец обрела твердую почву под ногами, отбросила сомнения в себе: «Раз Гафт такое говорит, значит, все не зря, значит, стоит жить». И потом при каждой встрече с ним у меня крылья вырастали от его комплиментов. Поэтому всегда в своих концертах я читаю его посвящения артистам. Например, Аркадию Райкину, который, кстати, принял огромное участие в судьбе Жванецкого, Гафт написал: «И стало страшным то смешное, / Чем развлекал нас в тупике / Великий Шут времен застоя, / С седою прядью в колпаке». Я хочу, чтобы Валентина Иосифовича помнили именно таким — нежным и лиричным.

— А каким вам запомнился Василий Семенович Лановой? Вы были партнерами в его бенефисе «Фредерик, или Бульвар преступлений»…

— Да, и он там в свои семьдесят на люстре летал! Для меня это партнерство было абсолютным счастьем. Случилась у нас однажды забавная история, которую сам Василий Семенович всегда со смехом рассказывал. Представьте, постановка о великом французском актере Фредерике Леметре (молодую возлюбленную которого я и играла), действие происходит в XIX веке. Одна сцена начинается словами моей героини: «Добрый вечер, я пришла за моим вечерним поцелуем». После чего герой Ланового меня поднимает, кружит, целует и ставит на место со словами: «Добрый вечер, моя радость. Мы сегодня, стало быть, забавлялись, распускали крылышки на бульварах, демонстрировали ножку, выходя из кареты…» И вот на одном спектакле Василий Семенович выдал: «Добрый вечер, моя радость. Мы сегодня, стало быть, забавлялись, распускали крылышки на бульварах, демонстрировали ножку, выходя из ТРОЛЛЕЙБУСА…» Повисла пауза, он понял, что оговорился, и не смог сдержаться — расхохотался прямо на сцене. Мы оба, что называется, раскололись, но кое-как успокоились, собрались и продолжили.

Нонна Гришаева и Валентин Гафт
«Оказалось, что Валентин Иосифович любит мое творчество. И при каждой встрече с ним у меня крылья вырастали от его комплиментов. Поэтому всегда в своих концертах я читаю его посвящения артистам»
Фото: Фото из личного архива Нонны Гришаевой

— Похожая история у вас была и с Юрием Васильевичем Яковлевым.

— Да, мне посчастливилось с ним партнерствовать в спектакле «Три возраста Казановы». Я играла последнюю любовь Казановы — 15-летнюю Франческу. Юрий Васильевич, человек без тени звездной болезни, очень нежно ко мне отнесся и деликатно помогал вводиться на эту роль, говорил: «Деточка, не волнуйся, все хорошо». И каждый раз в сцене, где я усаживалась у его ног и держала за руку, я думала: «Боже, спасибо! Какой же я счастливый человек, что судьба дала мне возможность играть на сцене Театра Вахтангова с таким партнером! Только бы это не заканчивалось, только бы он был здоров!»

Меня сразу предупредили, что на-до выучить не только свой текст, но и слова Юрия Васильевича, чтобы, в случае чего, ему подсказать — он иногда забывает. А это пьеса Марины Цветаевой в стихах. Там была сцена «Прятки». Герой Яковлева говорил: «Послушай сказку: жили-были двое. Она его прекрасней, он — ея». Моя героиня уточняла: «Брат и сестра?» Он: «Нет». — «Значит — ты и я?» И однажды Юрий Васильевич пропустил всего одно слово: «прекрасней». И сцена сразу поменяла смысл! Сказав: «Послушай сказку, жили-были двое, она его, а он — ея», Яковлев осекся и посмотрел на меня. А я чувствую, что раскалываюсь, но продолжаю: «Брат и сестра?» Он — растерянно: «Нет». — «Значит — ты и я?» — еле договорила я свои реплики и уткнулась лицом ему в колени, чтобы скрыть смех. И Юрий Васильевич рассмеялся вслед за мной.

— 17 марта исполнилось сто лет со дня рождения великой вахтанговской актрисы Юлии Борисовой. В театре прошел вечер, посвященный ей…

— Я, к большому сожалению, не смогла выступить на этом вечере и очень от этого страдаю, потому что Юлия Константиновна сыграла огромную роль в моей жизни. В театре она всегда стояла на особом, недосягаемом пьедестале, потому что держалась в стороне от любых склок и интриг. И все коллеги уважали и обожали ее за это. Знаю вот какую историю: однажды Юлия Константиновна вышла играть «Принцессу Турандот», будучи нездоровой, у нее почти не было голоса. И тогда ее партнер Василий Лановой тоже стал играть вполголоса, почти шепотом, чтобы не перекрывать главную героиню. Понимаете, какие отношения?! В возрасте около семидесяти лет в каком-то юбилейном вечере ей нужно было снова выйти в образе принцессы Турандот. Помню, она стояла на высоких каблуках за кулисами, а рядом — стул. И я предложила: «Юлия Константиновна, может быть, вы присядете?» Она ответила: «Нет-нет, что ты, детка, я так волнуюсь!» Представляете?! А ведь всю жизнь она играла эту роль…

Роль Турандот вошла, или, вернее, прошлась и по моей судьбе. В спектакле «Принцесса Турандот» в постановке Гария Черняховского я играла Зелиму. Но однажды решили снять эту постановку с репертуара и восстановить старую вахтанговскую версию, в которой когда-то играла Юлия Константиновна. Меня назначили на роль Турандот. Помню, после премьеры ко мне за кулисы прибежал искусствовед, защитивший диссертацию по «Принцессе Турандот», со словами: «Наконец-то в Театре Вахтангова появилась та, настоящая принцесса — капризная девчонка, которую и задумывал Вахтангов». Но через несколько спектаклей меня сняли с главной роли и вернули на роль Зелимы — так решил худсовет... Сложно перечислить беды и испытания, через которые я прошла в Театре Вахтангова! После такого или не выживают, или уходят из театра. А я вот как-то выжила, в том числе и благодаря Юлии Константиновне.

Лет восемь, наверное, как я работала в театре и играла только крошечные роли. И тогда мы с другими молодыми артистами задумали концертную версию мюзикла «Нотр-Дам де Пари». Татьяна Николаевна Агаева — музыкальный руководитель Театра Вахтангова — нашла этот потрясающий материал, связалась с Юлием Кимом, который сделал для нас перевод. А мой однокурсник, тогда тоже артист Театра Вахтангова, Паша Сафонов это поставил…

Интересный факт

Спектакль «Люся. Признание в любви» по пьесе и песням Аллы Зохиной на Новой сцене Театра Вахтангова поставил Александр Нестеров, муж Нонны Гришаевой. Некоторые костюмы для спектакля шила художник Надежда Сигниенко, много лет работавшая с самой Гурченко. Украшают сцену и оригинальные костюмы артистки из ее музея-квартиры. Интересно, что вдовец актрисы Сергей Сенин тоже работает в Театре Вахтангова специалистом по организационным вопросам.

Нонна Гришаева
«Роль в спектакле «Люся. Признание в любви» — моя любимая, и я очень ею дорожу. Но она и самая тяжелая. Я каждый спектакль проживаю, ведь 90 про­центов того, что в этой роли я говорю о Людмиле Марковне, — обо мне самой» В музее-квартире Людмилы Гурченко в том самом платье. 2023 г.
Фото: Сергей Помадчин

— Ныне знаменитый режиссер.

— Да. Я сыграла Эсмеральду, Оля Тумайкина — Флёр-де-Лис, Олег Макаров, ныне завтруппой театра, — Феба, Дима Ульянов — Квазимодо, а сам Паша исполнил партию Гренгуара. На первом показе был полный зал, и зрители, и коллеги приняли постановку восторженно! По окончании моя мама бросилась ко мне за кулисы, но ее остановили: «Подождите, пожалуйста, у Нонны сейчас Юлия Борисова». Когда Юлия Константиновна вошла ко мне, у нее по лицу градом катились слезы, она взяла мою руку и стала говорить такие слова, после которых я подумала: «Ну раз Юлия Борисова мне это говорит, значит, я должна остаться в Театре Вахтангова и продолжить бороться». На следующий день со мной стали здороваться все коллеги, даже те, кто раньше меня в театре вообще не замечал, головы не поворачивал в мою сторону. Эта история и слова Юлии Константиновны стали поворотными в моей жизни — я осталась в театре, в профессии.

— И после этого даже сыграли в легендарном спектакле «Без вины виноватые», поставленном на Юлию Константиновну Петром Фоменко. А еще — в «Пиковой даме» того же Фоменко с Людмилой Максаковой в главной роли.

— Это были вводы. Марина Есипенко ждала ребенка, и меня решили ввести на ее роли именно в спектакли Петра Фоменко. Я приезжала к Петру Наумовичу в его театр и репетировала лично с ним — один на один в его кабинете. Он мне объяснял, какие они, мои героини: Шелавина, Лиза. Эти репетиции я буду помнить всю жизнь, потому что смотрела на него во все глаза и думала: «Ну откуда этот мягкий, пожилой, седой мужчина так точно знает мысли 17-летней девушки? Как это возможно?»

— Кстати, а ведь принцесса Турандот все-таки к вам вернулась: вы являетесь лауреатом двух премий — «Хрустальный парус» и «Хрустальная Турандот» в номинации «За честь, достоинство и служение зрителю».

— Да, моя Турандот меня догнала. Эту награду мне вручала моя однокурсница Маша Аронова вместе со своим сыном Владиславом Гандрабурой. Владика я когда-то нянчила на руках. Но прошло больше тридцати лет, и в спектакле «Мадемуазель Нитуш» мне пришлось играть с ним любовь!

— А начинали вы в этом фантастическом спектакле Владимира Иванова с главной роли — Денизы…

Нонна Гришаева с Людмилой Лядовой
«С Людмилой Лядовой в ресторане мы пробовали черепаховый суп»
Фото: Фото из личного архива Нонны Гришаевой

— Да. Последний раз я сыграла Денизу в юбилейном, четырехсотом спектакле в возрасте 48 лет. В то время эту роль играли уже молодые артистки, но мне предложили вернуться. «Ну, ребята, — ответила я, — есть какие-то вещи в жизни, которые переступать не хочу. Давайте я не буду в 50 лет играть Денизу, а вот Коринн могу». А недавно я отказалась и от этой роли, и от всех прочих в Театре Вахтангова. В его репертуаре у меня остался только один — мой любимый — спектакль «Люся. Признание в любви».

— Что случилось?

— Театр Вахтангова закрыл мой спектакль «Филумена Мартурано», который мы репетировали с замечательным режиссером Ириной Пахомовой. В Московском государственном театре РОСТА в Царицыно, которым я руковожу, у меня уже четыре ее спектакля, в том числе «Чайка». Я играю Аркадину и уже получила несколько премий за эту роль. Но «Филумену...» мы хотели осуществить именно в Театре Вахтангова, ведь когда-то там шел легендарный спектакль «Филумена Мартурано», который Евгений Симонов* поставил для Цецилии Мансуровой и своего отца Рубена Симонова. В общем, и сейчас могла бы получиться замечательная постановка. Но не сложилось...

— А вы не можете перенести спектакль в свой театр?

— Я, безусловно, собираюсь это сделать. К моему юбилею, который будет в следующем сезоне, выпустим премьеру. Такую работу нельзя потерять: Пахомова замечательный режиссер, и концепция этого спектакля просто изумительная.

— В этом году в сентябре отметит юбилей прима Театра Вахтангова, ваша партнерша по «Пиковой даме» Людмила Максакова.

— Когда я была очень бедной студенткой и готовилась стать артисткой Театра Вахтангова, мне предложили поехать на конкурс «Петербургский ангажемент». И представляете, у меня не было платья, вообще никакого, ни одного! Тогда мне посоветовали: «Попроси у Людмилы Максаковой». Людмила Васильевна меня знала по Щукинскому училищу, где преподает. Конечно, просить за себя — это катастрофа, но что делать, ситуация критическая. И Людмила Васильевна мне сказала: «Приходи, детка, ко мне домой». Я пришла, она распахнула передо мной дверцы шкафа: «Выбирай!» Я просто не могла поверить своим глазам и ушам. Мой взгляд зацепился за черное бисерное платье. Я спросила: «Можно вот это, мне для арии Старой кошки из мюзикла Cats подошло бы». Людмила Васильевна ответила: «Да, бери, детка». Платье оказалось новое, с биркой, и я, увидев цену в фунтах, стала отказываться: «Ой, нет, это очень дорого». Но Людмила Васильевна успокоила: «Бери, я тебе его дарю». Вот так. Потрясающее платье, оно много раз меня выручало. Иногда я надеваю его и сегодня.

Нонна Гришаева
«В образе принцессы Турандот я не раз вела эту премию» На церемонии вручения премии «Хрустальная Турандот». 2012 г.
Фото: Personastars.com

— А потом началась совместная работа…

— Да. У Людмилы Васильевны потрясающее чувство юмора. В то время, когда я ввелась в «Пиковую даму», за мной ухаживал один мужчина, который считал, что чем больше корзина с цветами, тем лучше. И вот на очередном спектакле несчастная бабушка-билетер с трудом затаскивает на сцену корзину от моего ухажера. Я кое-как уволакиваю ее за кулисы, а мимо проходит Людмила Васильевна и роняет: «Да, Нонка, мне мой такую на юбилей подарил. А я ему сказала: «Погоди, милый, я еще не умерла». Так одной фразой она просто меня умыла. Я потом ухажеру строго сказала: «Пожалуйста, не надо больше таких корзин...»

— 29 марта в ЦДРИ состоялся вечер, посвященный столетию еще одной великой женщины, с которой вам тоже довелось поработать!

— Да, композитор Людмила Алексеевна Лядова! Я записала видеоприветствие для этого вечера, потому что у меня в тот день был сольный концерт в Вятском, где в память о Лядовой я исполнила ее романс «Красные розы»... С этой уникальной женщиной, отличавшейся фантастической жизненной энергией, я познакомилась с легкой руки Сережи Бурунова, который был моим партнером на «Большой разнице», а потом стал наставником в шоу «Повтори!» на Первом канале. С его подачи я сделала пародию на Людмилу Лядову и ее «Чудо-песенку». После эфира у меня раздался звонок: «Ну здравствуй, это Людмила Алексеевна Лядова». Пауза. Я оцепенела от волнения. А она продолжает: «Спасибо тебе, что обо мне напомнила зрителям. Давай встречаться». Я говорю: «Ой, с удовольствием». — «Хочу к тебе на спектакль». И я пригласила ее в ЦДКЖ на антрепризу «Варшавская мелодия». После Людмила Алексеевна пришла ко мне за кулисы: «Так ты, оказывается, еще и драматическая актриса. Тогда я подарю тебе свой романс «Красные розы». И пригласила меня к себе домой, чтобы порепетировать. Это была огромная квартира в доме композиторов на Тверской — я в ней заблудилась… Потом Людмила Алексеевна договорилась, чтобы мы записали этот романс в студии. И что меня больше всего потрясло: ей было уже за девяносто, она очень плохо видела, но на записи практически на ощупь гениально играла на рояле. Ну как это возможно?! Я не переставала поражаться, откуда она берет силы в столь почтенном возрасте. А вот такой человек!

— Еще один юбиляр этого года, песни которого вы исполняете, — Максим Исаакович Дунаевский. В вашем театре идет его мюзикл «Леди Совершенство» по мотивам легендарного фильма «Мэри Поппинс...»

— Когда-то губернатор Московской области Андрей Юрьевич Воробьев практически одновременно пригласил нас работать: мне предложили руководить областным ТЮЗом, а Дунаевскому — областной филармонией. И я стала думать, кого могла бы сыграть из детских персонажей… Конечно, Мэри Поппинс. И бросилась к Максиму Исааковичу: «Дайте, пожалуйста, права на постановку — мне надо поднимать театр. Сама хочу сыграть Мэри Поппинс». И он ответил: «Конечно, бери. Бери бесплатно». Вот она, щедрость гения: взял и подарил нам права. И этот спектакль все десять лет, что я руковожу театром, является для нас флагманским… Могу похвастаться: Максим Исаакович говорит, что это самая удачная постановка из тех, которые он видел. А поставил это спектакль Михаил Борисович Борисов, мой педагог по Щукинскому училищу. После он стал завкафедрой эстрадного искусства ГИТИСа, куда буквально за руку привел преподавать и меня. Я долго отказывалась, а он настоял, за что я ему бесконечно благодарна. Борисов сказал: «Пока ты играющий тренер, обязана передавать свой опыт». Он помог мне набрать замечательных студентов, отсидел со мной всю приемную комиссию. А потом случилась пандемия, и его не стало... Но Михаил Борисович успел попрощаться с нашими студентами — зашел как-то на занятие и очень долго с ними разговаривал, будто предчувствовал.

— Нонна, вы говорили, что ваша любимая роль — Людмилы Гурченко в спектакле «Люся. Признание в любви». 30 марта исполнилось 14 лет со дня ее ухода, а осенью мы отметим 90-летие актрисы…

Интересный факт

Легендарный спектакль Евгения Вахтангова «Принцесса Турандот», поставленный в 1922 году, стал визитной карточкой Театра Вахтангова на долгие годы. В 1963 году Рубен Симонов восстановил спектакль с кумирами советского театра и кино: Юлией Борисовой, Василием Лановым, Николаем Гриценко, Михаилом Ульяновым, Юрием Яковлевым, Людмилой Максаковой. Сегодня перед Театром Вахтангова стоит скульптурная композиция — фонтан «Принцесса Турандот» по проекту А. Бурганова.

Нонна Гришаева, Юлия Борисова и Людмила Максакова
«Юлия Константиновна сыграла огромную роль в моей жизни. В театре она всегда стояла на особом, недосягаемом пьедестале, потому что держалась в стороне от любых склок и интриг» Юлия Борисова и Людмила Максакова (справа) в спектакле «Принцесса Турандот». 1977 г.
Фото: риа новости

— Да, это моя любимая роль, любимый спектакль, любимая работа — и я очень ею дорожу. Но она и самая тяжелая для меня, потому что я каждый спектакль проживаю, ведь 90 процентов того, что в этой роли я говорю о Людмиле Марковне, — обо мне самой. К сожалению, очень много пересечений в наших судьбах…

Людмила Марковна всегда была для меня жизненным ориентиром. Мне с детства казалось, что если уж быть актрисой, то такой, как Гурченко, которая может все: и петь, и танцевать, быть и характерной актрисой, и драматической... Я хорошо запомнила слова ее папы: «Надо выделиться, дочурка». И я сумела выделиться в детской театральной хоровой студии, где было 400 детей. Я просто выучила главную роль, которую репетировала другая девочка. И когда та заболела и спросили: «А кто-нибудь еще знает роль Венди?» — я подняла руку, вышла и сыграла. И потом мы играли эту роль в два состава на сцене Одесского театра оперетты.

— А как начинался спектакль «Люся…»?

— Позвонил Сергей Сенин, вдовец Людмилы Марковны, и пригласил меня в музей-квартиру послушать материал, написанный композитором, поэтом и драматургом Аллой Зохиной. Я предложила сделать драматическую историю — взять фрагменты из Люсиных книг и скомпоновать их с музыкальными номерами. Мы придумали общую концепцию, с Аллой вооружились книгами Гурченко и расстались на лето. А в сентябре встретились, открыли книги, и оказалось, что у нас карандашами подчеркнуты одни и те же куски, одни и те же монологи. Нет сомнения, что Людмила Марковна руководила нами. Какие-то вещи и мне, и Алле прямо во сне приходили. Например, Людмила Марковна мне сказала: «Колыбельную ты должна петь, сидя на чемодане». Я просыпалась в холодном поту, будила мужа — режиссера спектакля Александра Нестерова, и передавала ему Люсины слова. А репетировали мы в музее-квартире Людмилы Гурченко.

— Что вы почувствовали, оказавшись дома у Людмилы Марковны?

— Невероятный трепет! В начале спектакля я рассказываю, что лишь однажды в жизни видела Гурченко: она прошла мимо меня за кулисами, и я от волнения вжалась в стену и забыла, что надо дышать. Я не решилась к ней тогда подойти, только шлейф ее духов остался со мной… А после премьеры Сергей завел меня в гардеробную комнату Люси, где хранятся все ее платья, и сказал: «Выбирай любое, заслужила!»

— Вам подошло платье Гурченко?

Нонна Гришаева с Максимом Дунаевским
«Я бросилась к Максиму Исааковичу: «Дайте, пожалуйста, права на постановку — мне надо поднимать театр. Сама хочу сыграть Мэри Поппинс». И он ответил: «Конечно, бери бесплатно». Вот она, щедрость гения: взял и подарил нам права» С Максимом Дунаевским на премьере мюзикла «Алые паруса». 2015 г.
Фото: photoxpress.ru

Интересный факт

Нонна Гришаева является художественным руководителем Театра РОСТА в Царицыно, играет в спектаклях, продолжает работать на ТВ и сниматься в кино — на ее счету более 80 ролей. В юбилейном концерте Максима Дунаевского Гришаева участвовала в номерах на песни из кинофильмов «Мэри Поппинс, до свидания», «Ах, водевиль, водевиль…», а еще появилась в образе Любови Орловой. «Для этого номера я надела настоящую брошку Любови Петровны, которую мне подарил мой друг Александр Олешко», — рассказала актриса.

— Да. Кстати, когда я пробовалась в сериал о Людмиле Марковне, мне тоже давали примерить ее наряды. И костюмеры мне тогда шепнули на ушко: «Вы единственная артистка, которой впору Люсины платья».

— Как думаете, почему вас не утвердили в сериал?

— Не знаю. Но продюсеры на телеканале решили, что должна играть Юлия Пересильд. Хотя пробы мои были удачными.

— Вы сказали, что у вас с Гурченко много пересечений в судьбах…

— Она из Харькова, а я из Одессы. И у ее, и у моего папы отчество Гаврилович. Отношение наших отцов к нам и наша любовь к ним — очень похожи. Все в наших биографиях созвучно: и преданность профессии, и зрительская любовь, отсутствие ролей и съемок, абсолютное неприятие со стороны начальства и сильных мира сего.

— Поэтому в этом году вам в очередной раз не дали звания народной артистки...

— Да, уже в который раз наш Театр РОСТА подает на меня документы, и опять отказ.

Нонна Гришаева
«Несмотря на всю боль, что мне принесла актерская профессия, я счастлива, что выбрала этот путь. И благодарна судьбе, моим партнерам и учителям за то, что не дали мне с этой дороги сойти» Нонна Гришаева в образе для фильма-концерта «Жванецкий». 2024 г.
Фото: Михаил Ковынев/пресс-служба кинокомпании «Вселенная кино»

— Видимо, в комиссии по званиям у вас есть тайный недоброжелатель.

— Наверное. Кстати, в спектакле «Люся…» героиня говорит: «Для того чтобы жить спокойно, нужны три «Б» — нужно быть Бедной, Больной и Бездарной». Вот это точно не про меня, наверное, поэтому так и происходит... А к званиям и наградам я отношусь спокойно. Для меня важнее любовь и признание зрителя. И здесь опять пересечение! Люсе однажды какой-то подвыпивший журналист сказал: «Вас же никто не любит, кроме народа...»

У меня в гримерке в Театре Вахтангова висит большой портрет Людмилы Марковны, и всегда перед тем, как выйти на сцену и играть ее, я прикасаюсь к нему: «Помоги мне, Люся, будь со мной». И я чувствую, что она рядом, иначе мне бы просто не хватило сил на этот очень тяжелый эмоционально и физически спектакль.

— Нонна, одно дело — играть Людмилу Гурченко, а другое дело — браться за ее роли: Коринн в «Мадемуазель Нитуш», Тамара в «Пяти вечерах»… Как возник ваш спектакль по Володину?

— Однажды мне предложили ввестись в антрепризу «Пять вечеров». Я посмотрела спектакль и подумала: «Господи, какой кошмар! Зачем так бытово играть эту пьесу?» Но мне очень нравилась роль Людмилы Марковны в одноименном фильме Никиты Михалкова, поэтому я решила сделать этот спектакль в нашем театре. Стала искать режиссера и попала к своему однокурснику Паше Сафонову на спектакль «Старший сын». И поняла: он тот самый художник, который это осуществит. Вот уже девятый год играем наши «Пять вечеров» с аншлагами.

Из недавних премьер Московского государственного театра РОСТА в Царицыно могу назвать «Ежика в тумане» по сказкам Козлова. Этот музыкальный спектакль получился очень трогательным и душевным — он понятен детям любого возраста. А следующая премьера ожидается в июне — это уже для старшеклассников — «Отцы и дети» Тургенева. Сама я продолжаю выходить на сцену в спектаклях разных театров, даю сольные концерты по всей стране и жду премьеру фильма «Жванецкий».

Благодаря театру люди, которые иногда приходят посмотреть на меня как на персонажа из телевизора, вдруг открывают для себя драматическую актрису — и для многих это становится откровением. И несмотря на всю боль, что мне принесла актерская профессия, я счастлива, что выбрала этот путь. И благодарна судьбе, моим партнерам и учителям за то, что не дали мне с этой дороги сойти.

* Признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции Российской Федерации
Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая