Мария Порошина: «Мне теперь совсем не хочется уезжать от детей»

Актриса дала эксклюзивное новогоднее интервью журналу «7 Дней».
Инна Фомина
|
01 Января 2020
Мария Порошина с дочерьми
Мария Порошина с дочерьми

«В детстве я радовалась любому подарку, кроме мягких игрушек, которые не очень любила. А по-настоящему мечтала о коляске для куклы. Она была как живая — из мягкого материала, с двигающимися глазами, благородным лицом и в очень красивом наряде, куклу мне подарили на день рождения. И так хотелось возить ее в коляске! И вдруг на Новый год я нахожу под елкой потрясающую ярко-желтую коляску, тоже немецкую», — вспоминает Мария Порошина.

— Мария, ушедший год принес вам огромную радость — рождение сына. 11 января Андрею исполнится годик...

Мария: И он уже поет! Думаю, это оттого, что во время беременности я постоянно слушала оперу в Большом театре, благо там моя мама служила. (Мать Порошиной Наталия Красноярская, ученица выдающегося оперного режиссера Бориса Покровского, заслуженная артистка России, актриса и режиссер, проработала в Большом театре более 40 лет. — Прим. ред.) Благодаря ей я имела возможность ходить то на генеральные репетиции, то на спектакли. Только за два месяца побывала на пяти оперных премьерах! 

Я люблю оперу, но именно до такой степени, до фанатизма, мне хотелось впитывать звуки оркестра, голосов, рассматривать декорации, костюмы — только когда я ждала Андрюшу… Я буквально не могла насытиться оперой! Мама удивлялась: «Маша, что с тобой?» А я отвечала: «Во-первых, все эти постановки такие интересные! А во-вторых, пока я в декрете, у меня есть свободное время. Я же давно, с рождения Глаши, ждала, чтобы у меня было побольше выходных». Кстати, по этикету на оперные премьеры надо каждый раз приходить в новом платье. Для женщины в положении найти наряд, чтобы чувствовать себя комфортно, сложновато. 

Но я как-то умудрялась разнообразить гардероб и при этом неплохо выглядеть... И вот результат: сейчас Андрюша «выдает» такие ноты, что, я думаю, мой сын уже причастен к опере! Ее фанат! При этом старается правильно складывать язычок. Груня и Глаша, которые поют в хоре, ему показывают. Когда сыну был месяц, мы сфотографировали его в бабочке и в костюмчике. И Андрюша так солидно в этом смотрелся, что я подумала: ну все, будет либо дирижером, либо певцом. А как он позволяет себе целовать ручки — вылитый оперный граф или князь! И обожает, когда ему хлопают. Может, это он уже готовится к зрительским аплодисментам?.. 

Мария Порошина с дочкой Серафимой
С дочкой Серафимой
Фото: Филипп Гончаров

Как жаль, что все это не видит моя мамочка. Она ушла из жизни в апреле. Когда мама попала в больницу, я верила, что все обойдется и она поправится. Просто не могла представить, что ее не станет, но это произошло. А ведь маме было всего 70 лет, она была полна сил, энергии, самоотдачи. Всю жизнь мама была моей самой большой опорой и советчиком. Очень помогала с детьми. 

А сколько я почерпнула от нее в профессиональном смысле! Она же прекрасная актриса и режиссер: много лет у нее были главные роли в театре «Сфера», она поставила «Гарольда и Мод» (с Риммой Быковой). И в кино мама поработала — снялась в главной роли в фильме «На вес золота». А еще играла в очень успешном антрепризном спектакле «Клетка» с Виталием Соломиным и своим мужем Дмитрием Назаровым, ставила спектакли и играла в Доме актера... Я до сих пор не могу свыкнуться с ее уходом. Она столько еще могла бы сделать хорошего для всех! Мне мамы очень не хватает. И моим дочкам тоже...

— У вас их четыре — Полина, Серафима, Аграфена и Глафира, а теперь вот родился сын. Наверное, вам нелегко будет привыкать к тому, что на Новый год можно дарить не только кукол?

Мария: Ну, например, Полине мы кукол вовсе не дарили, она их никогда не любила.

Полина: Гораздо интереснее мне было играть с целлофановым пакетом! А вот игровые приставки — это мое! Я с детства игроман — это у меня от папы (актера Гоши Куценко. — Прим. ред.). Когда мне подарили собственный компьютер, я к нему никого не подпускала, часами играла. Мама беспокоилась: «Так нельзя, зрение испортишь!» Сейчас, конечно, уже не играю — времени нет.

— И что же теперь мама вам дарит?

Полина: Я доверяю маминому вкусу — что захочет, то и купит!

Мария Порошина с с новорожденным сыном и дочерьми Полиной, Серафимой, Аграфеной, Глафирой и мамой
Выписка из роддома с маленьким Андрюшей. Мария с новорожденным сыном и дочерьми Полиной, Серафимой, Аграфеной, Глафирой и мамой Наталией Петровной. Январь 2019 г.
Фото: Instagram*.com

Мария: Детки у нас скромные. Старшие понимают, что детей в семье много, поэтому не стоит просить что-то особенное. Что мама сочтет возможным подарить, то и подарит, например красивое платье. А Глашенька, которая у меня абсолютно не материалистка, всегда просит в подарок голубое мороженое. Увидела его в какой-то сказке.

— Мария, а вы в детстве о каких новогодних подарках мечтали?

Мария: Обычно я ничего не просила — понимала, что мои желания не всегда исполнимы, ведь жили мы достаточно скромно. Радовалась любому подарку, кроме мягких игрушек, которые не очень любила. Однажды мама купила мне металлофон с разноцветными металлическими панельками, по которым прыгал шарик и вызванивал мелодию. Музыка звучала очень тихо, но это было так волшебно! 

А по-настоящему я мечтала о коляске для куклы. До этого папа с мамой подарили мне на день рождения большую немецкую куклу. Наши отечественные «ляльки» были пластмассовыми, жесткими. А эта как живая — из мягкого материала, с двигающимися глазами, да еще с благородным лицом и в очень красивом наряде. И так хотелось возить ее в коляске! И вдруг на Новый год я нахожу под елкой потрясающую ярко-желтую коляску, тоже немецкую, — до сих пор ее помню! Еще родители дарили мне платьица, книжки. 

И почти всегда под елкой лежал совершенно особый сладкий презент. Это была пластмассовая коробка (каждый год новая — то в виде книги, то в виде кремлевской башни), которые выдавали детям на главной елке страны — Кремлевской. В коробке внизу открывалось отверстие, я запускала туда руку, и мне казалось, что там целая вселенная конфет! И их хватит на целый год. Но, конечно, они заканчивались гораздо раньше...

Мария Порошина
«Кино в 90-е снимали мало, вот и искали мы возможность подзаработать: кто-то ходил по подиуму, а кто-то «дедморозил», чтобы потом пару месяцев не думать ни о чем»
Фото: Филипп Гончаров

— А как вам доставались «кремлевские» подарки?

Мария: По знакомству. (Смеется.) Моя мама как режиссер участвовала в постановке Кремлевской елки. Также как «своя» я ходила и на другие новогодние представления: в Театр оперетты, где работала бабушка Людмила Павловна, в ансамбль «Березка», где солистом-вокалистом был мой папа Михаил Иванович. В «Березке» каждый год устраивали новогодние вечера для сотрудников и их детей. И красивый, статный Миша Порошин был там Дедом Морозом. 

Я его даже не узнавала в профессиональном гриме, с роскошной бородой. Помню, очень боялась, когда Дед Мороз брал меня за руку — отдергивала ее. Сохранилась фотография, где запечатлена эта сценка. А ведь в детстве я была озорная, это потом уже начала смущаться и стесняться всего — и праздников, и внимания к себе. Много лет спустя история повторилась, когда я сама на елке, которую Большой театр устроил для детей сотрудников, играла Ледяную ведьму. 

Сделала зловещий грим — нарисовала холодные, строгие глаза, как у Снежной королевы. И когда подошла к своей Полинке — а ей тогда было лет семь — и протянула к ней руку с длиннющими белыми ногтями, она очень испугалась и чуть не расплакалась. Спряталась за девочку и отказывалась подходить к такой злой маме…

Полина: Помню, меня привели в большой зал и посадили на стул, мол, сейчас мама будет выступать. Я была в таком предвосхищении! Но мама вышла на сцену почему-то не такая, как обычно. Она же всегда мягкая, всегда улыбается. А тут у нее голос строгий, глаза черные, и смотрит она так, как будто злится или обижена на меня. Я расплакалась и побежала к сцене. Меня начали хватать, а я вырываюсь и кричу: «Мама, мама!» Потом, кстати, взрослые смеялись: «Да, у Полины явная тяга к сцене». (Теперь Полина Куценко и сама актриса. — Прим. ред.)

Мария Порошина  с мамой
Маша с мамой Наталией Красноярской
Фото: из личного архива Марии Порошиной

— Мария, а когда вы начали участвовать в новогодних представлениях?

Мария: В детском саду в роли Снежинки, как и все детки. А потом был мой актерский дебют. (Улыбается.) Однажды заболела исполнительница главной роли — Снегурочки, и меня попросили ее заменить. Я быстро выучила текст, песню и очень неплохо выступила на новогоднем празднике. Совершенно не волновалась, потому что не прониклась серьезностью момента. Можно сказать, честно выполнила поставленную задачу, но без вдохновения и особого желания. Гораздо больше переживали мои мама и бабушка, которые готовили мне наряд — не на скорую руку, а на уровне профессиональных сценических костюмов (бабушка у меня прекрасно шила). В мою косичку вплели три толстые косы из настоящих маминых волос, и получилась шикарная косища толщиной в руку. 

В Театре оперетты бабушка срисовала изысканную корону и собрала остатки парчи, блестки и пайетки, которыми разукрасила «тиару». В ход пошла даже моя дубленка, которую папа привез из Канады. Я из нее уже выросла, и дубленку надставили мехом ламы, а потом расшили блестками и бисером! Этот наряд мама и папа запечатлели на кинокамеру… Потом, уже взрослой, я одиннадцать лет участвовала в елках во Дворце пионеров на Ленинских горах вместе со своими друзьями из театра «Ученая обезьяна» — Эдуардом Радзюкевичем, Александром Жигалкиным и Александром Коруче­ковым. 

Сейчас это известные, замечательные режиссеры и артисты, а тогда мы все играли на елках, которые были лучшими в Москве! Кем только я там не побывала: Снегурочкой, Шамаханской царицей, Бабой-ягой, Котом ученым, Серебряным принцем… Кстати, дело это непростое: три спектакля в день, с начала до конца каникул с перерывом на 1 января. Зато — приличный заработок. Тогда зарплаты в театрах еле хватало на еду и на самую скромную жизнь. А кино в 90-е годы снимали мало, вот и искали актеры возможность подзаработать: кто-то ходил по подиуму, кто-то снимался в рекламе одежды, а кто-то «дедморозил», чтобы потом пару месяцев не думать ни о чем.

Маленькая Маша Порошина с отцом Михаилом
«Когда мой красивый и статный папа наряжался в Деда Мороза, я его не узнавала. Помню, очень боялась, когда Дед Мороз брал меня за руку — отдергивала ее» Маленькая Маша Порошина с отцом Михаилом. 1978 г.
Фото: из личного архива Марии Порошиной

Полина: Кстати, когда я училас­ь в теа­тральном, хотела подработать Сне­гурочкой. Но это такой выгодный рынок, что туда очень тяжело попасть. Конкуренция как в Голливу­де! (Смеется.) Впрочем, в этом году у меня, слава богу, и времени нет на елки — две премьеры на носу. В Театре на Таганке — спектакль Юрия Муравицкого «Lё Тартюф. Комедия», очень смешной, в традициях площадного театра. А партнерша у меня Дарья Авратинская.

— Дочка Ирины Апексимовой?

Полина: Да. Даша замечательная артистка, с ней очень интересно. И еще я репетирую в антрепризе спектакль «Не в свои сани не садись» по Островскому. У меня там замечательная семья: Сергей Никоненко играет моего папу, Ирина Муравьева — тетю. Работать рядом с этими выдающими актерами — такое везение! Ведь мне поначалу было очень страшно, я не понимала, как справлюсь с такой горой текста. Но когда начала читать пьесу с Ириной Вадимовной, сразу все пошло. Это она меня вдохновила — от нее такое очарование исходило! А какая харизма у Сергея Петровича! Когда вижу на репетициях, как они работают, как шутят друг с другом, не хочу упасть лицом в грязь и стараюсь изо всех сил. Очень жду премьеры — она как раз в новогодние праздники пройдет.

— Родителей позовете? Или боитесь их критики?

Полина: Раньше боялась очень. А сейчас переступила эту черту — профессиональное мнение папы и мамы для меня важнее всего. Мне хочется, чтобы они пришли на премьеру и дали советы, пока спектакль еще не устоялся. Папу, конечно, больше боюсь, потому что мама человек тактичный, высказывает все по-женски аккуратно. А папа более прямолинейный. Но он дает такие потрясающие советы, что сразу становится ясно, как развивать роль дальше...

Полина Куценко с сестрой Серафимой
Полина Куценко: «Раньше очень боялась, когда родители приходили на мои выступления. А сейчас переступила эту черту — их профессиональное мнение для меня важнее всего». С сестрой Серафимой Отель Mercure Арбат Москва
Фото: Филипп Гончаров

— Мария, а вы, похоже, тоже дома не сидите и из декрета давно вышли?

Мария: Да, уже начинаются съемки третьей части сериала «Родители». А в «Школе современной пьесы» недавно выпустила премьеру спектакля «Пришел мужчина к женщине»...

— Это же легендарная постановка, в которой играли Альберт Филозов и Любовь Полищук, потом ее сменила Ирина Алферова. Трудно было не оглядываться на прежних исполнителей, которых так любили зрители?

Мария: Сложно... Я очень любила и люблю этих артистов. А такое преклонение, обожествление в каком-то смысле мешает играть их роли, потому что понимаешь, что так, как они, не сделаешь. С другой стороны, ведь и не надо повторять, надо придумывать что-то свое. Но какое? Так что сомнений и страха было достаточно. Но с Иосифом Леонидовичем легко работалось. 

Он необыкновенный рассказчик, а как читает стихи! У Райхельгауза всегда множество идей, замыслов. И принял он меня радушно. Я тогда была беременна Андрюшей, а Иосиф Леонидович пообещал, что подождет меня: «У нас в театре все рожают, мы любим, когда у артисток много деток! Так что не волнуйтесь, учите роль. А когда выйдете из декрета, мы все спокойно доделаем...» Я родила, мы спокойно работали — репетиции были пока «застольные», а не на сцене. И вдруг мне говорят: «Через десять дней в афише театра есть несколько свободных дней, и вы в эти дни нигде не снимаетесь. 

Потом трудно будет совместить наши расписания. Так что давайте за десять дней доделаем спектакль и сыграем премьеру!» Я испугалась: в этой пьесе всего два артиста, это дуэт, который должен быть филигранно выстроен и отрепетирован. К тому же мы там совсем не уходим со сцены — нет возможности перевести дух, отдохнуть. 

Мария Порошина
«Родив пятого ребенка, я недолго просидела в декрете: уже начала сниматься в кино, выпустила театральную премьеру...»
Фото: Филипп Гончаров

Но я подумала: надо рискнуть! Ведь эту пьесу я люблю: когда училась в Щукинском училище, играла отрывок из нее с моим любимым однокурсником Дмитрием Мухамадеевым, и так успешно, что мы всегда показывали этот этюд на День первокурсника. В общем, я согласилась и пережила десять дней счастья и ужаса. Спасибо, что меня поддержали все службы театра. Зав. труппой оберегала. А какие шикарные костюмы сделал Леша Трегубов — зять Райхельгауза! На премьеру даже приехал автор пьесы, выдающийся драматург Семен Злотников. И несмотря на все волнения, она прошла успешно.

— А с антрепризой вы по-прежнему много ездите по стране?

Мария: Нет, мне теперь хочется поменьше уезжать от детей. Поэтому я очень радуюсь, когда приглашают в антрепризные спектакли, рассчитанные в основном на показ в Москве. Например, в спектакль «Ищу мужа», который поставил ученик Петра Фоменко Гарольд Стрелков... На самом деле очень хочется найти новый способ актерского существования в театре, поиграть новые роли. Как всегда, мечтаю о Чехове. Кстати, в свое время я начинала репетировать у Андрона Кончаловского Елену Андреевну в «Дяде Ване». Но забеременела Груняшей и ушла со сцены на большой срок. Сейчас эту роль замечательно играет Наталья Вдовина. А у меня осталась мечта, которая, надеюсь, сбудется в 2020 году!

— Четыре дочки и сын — это не шутки, на детей действительно нужно много времени… Тем более что, я знаю, у ваших девочек много занятий, увлечений…

Мария: Самой младшей дочери — Глаше — скоро будет четыре. Она ходит в садик, где занимается английским, рисованием, вокалом — у нее низкий и громкий голос. Надеюсь, что уже скоро ее возьмет в свой хор наша любимая музыкальная руководительница Юлия Ивановна, у которой Сима и Груня занимаются. Сима учится в восьмом классе, ходит на танцы, у нее уже есть диплом музыкальной школы. Она пока не решила, кем хочет быть, но в таком возрасте многие мечутся, не понимают, чего хотят. 

Мария с маленьким гостем  праздника
«Я играла Ледяную ведьму на елке в Большом театре и сделала такой зловещий грим, что меня испугалась собственная дочь!» Мария с маленьким гостем праздника. Начало 2000-х
Фото: из личного архива Марии Порошиной

Сима не боится сцены — выступала в наших домашних капустниках, но гораздо больше ей нравится рисовать. Она ходит в художественную школу, там очень сложная программа, но Сима справляется... А Груня у нас танцует в серьезном коллективе, выступает в концертах, у нее уже не одна награда. Мне нравится, что у дочек педагоги старой закалки, которые никому не дают спуска, когда надо — муштруют, благодаря чему дети привыкают серьезно относиться к труду, к занятиям... Конечно, в юном возрасте мечты могут меняться. 

Главное для родителей — постоянно занимать ребенка интересным делом. Организовывать все это, конечно, непросто. Тем более что помимо занятий дочки ходят и в театр, и в цирк, и на выставки. Все «события» мы записываем на большой лист, который висит у дочек в комнате. На кухню расписание специально не вешаю, потому что обязательно буду, проходя мимо, тормозить у него — в страхе, что что-то забуду. 

Но расписание есть у меня в телефоне, и я контролирую его выполнение вместе с нянями. Бывает, мы друг друга дублируем — в два голоса напоминаем ребенку, что у него такое-то мероприятие. Но это лучше, чем что-то упустить. А иногда Груня или Сима уже сами напоминают: «Мама, а ты помнишь, что надо нас вести на день рождения?» Честно им говорю: «Ой, девочки, забыла, спасибо, что напомнили. У мамы ведь репетиции, премьера на выпуске...»

— А как девочки относятся к братику?

Мария: Они его безумно любят, постоянно зацеловывают! Готовы часами с ним возиться, играть...

— По характеру сын от дочек отличается?

Мария: Все дочки, как и я сама, эмоциональные, импульсивные, горячие. Только Андрюша у нас спокойный и созерцающий. Уже знает себе цену, понимает, что он — мужчина! Он, конечно, может быть чем-то недоволен, но с ним можно договориться.

Мария Порошина с дочерьми
«Все дочки, как и я сама, эмоциональные, импульсивные, горячие. Только Андрюша у нас спокойный и созерцающий. Уже знает себе цену, понимает, что он — мужчина!»
Фото: Филипп Гончаров

— Как таким большим семейством отмечаете Новый год?

Мария: Едем за город, в глушь, в деревню, в компанию любимых друзей. Мы так давно дружим, что стали уже как одна большая семья... Хочется отойти немножечко от московских проблем. Катаемся на коньках по замерз­шему пруду, жжем костер, просто сидим у русской печки. А еще надеваем валенки и ходим в гости к соседям! А домов в нашем поселке много! Пусть за городом проводим всего два-три дня, но это смена обстановки. 

Такой отдых «в деревне» особенно мне помогал, когда я была беременна. Мне самой уже было тяжело стол накрывать, а там было кому готовить, и от меня требовалась только посильная помощь. В общем, целый день то баня, то бассейн, то елка во дворе, шашлыки, песни у костра с гитарой, игры и шарады. Детей уложим, а сами до полуночи поем, разговариваем.

— А экстремальные новогодние ночи в вашей жизни были?

Мария: Да нет. У меня в достаточно молодом возрасте появился ребенок, и я не могла оставить Полинку дома, а сама устраивать себе какие-то приключения. А вот необычный Новый год был, когда встречали 2000-й. Помните, как все тревожились по поводу смены тысячелетий, боялись, что после миллениума наступит чуть ли не конец света! Но все получилось, наоборот, сказочно! 

В Большом театре устроили роскошный бал, залы и фойе украсили в стиле разных эпох — XVIII век, XIX век, готика. И в каждом показывали тематические мини-спектакли. Все на этом празднике чувствовали себя детьми, испытывали искренний восторг, огромные надежды на будущее. Такое большое количество позитива в одном месте я не видела больше нигде и никогда! А когда в конце с потолка пошел дождь из золотой фольги, и это длилось очень долго — минут десять, мне показалось, что я попала в сказку и она никогда не закончится... Новый год всегда немного сказка, потому мы его так и ждем.

Благодарим отель Mercure Арбат Москва  за помощь в организации съемки

* Организация, деятельность которой в Российской Федерации запрещена
Делиться или нет – почему некоторые дети жадничают?
Знакома ситуация? Ребенок держит машинку в руках и кричит: «Мое!» на просьбу другого ребенка дать поиграть. На детской площадке неловкая пауза, взрослые переглядываются: «Ну что за жадина, неужели так трудно поделиться?»




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая