Леонид Роберман: «Правильно вести бизнес меня научила Наташа Гундарева»

«Вначале Гундарева отказалась обсуждать условия"...
Инна Фомина
|
07 Ноября 2020
Наталья Гундарева
Наталья Гундарева. 2000 г.
Фото: Виктор Горячев

«В начале Гундарева отказалась обсуждать условия: мол, еще ничего не сделано и неизвестно, получится ли спектакль. Сказала: «Леня, ну что, мы не договоримся, что ли?!» Я подумал: конечно, не о чем беспокоиться. За пару дней до премьеры снова подошел обсудить условия, а Наташа вдруг говорит: «Значит, так: платить ты мне будешь столько, жить я буду так-то. Если не устраивает, можешь меня заменить...» — вспоминает создатель самого успешного частного российского театра «Арт-Партнер XXI».

— Леонид Семенович, ваша компания создала уже более 50 спектаклей с самыми известными актерами: Юрским и Маковецким, Яковлевой и Добровольской, Гуськовым и Костолевским. Режиссерами у вас поработали Виктюк и Богомолов. А какой проект был самым первым?

Леонид Роберман
Леонид Роберман на вечере памяти Сергея Юрского. 2020 г.
Фото: Personastars.com

— «Какая идиотская жизнь» с Джи­гарханяном, Гундаревой и Гаркалиным. Эту пьесу и этих актеров посоветовал мой педагог из ГИТИСа Валера Саркисов, когда я предложил ему создать спектакль… Армена Борисовича я нашел на Чистых прудах. Узнал, что у него там съемки, в перерыве подошел и сказал, что хочу с ним работать. А он сразу: «Давай, сынок…» На слово «сынок» я, можно сказать, купился — был совершенно покорен этим обаятельнейшим человеком и невероятным артистом. Я же не знал тогда, что «сынок» для Армена Борисовича — привычная форма обращения. Вот так я и стал одним из сынков Джигарханяна... С Гундаревой тоже проблем не возник­ло, потому что у меня уже было согласие Джигарханяна — какая актриса устоит против этого имени?! А Гаркалину я просто сказал: «Предлагаю вам точно такие же условия, как у Джигарханяна и Гундаревой»... Я сразу решил: нас — четверо (три артиста и я), и у всех должны быть равные гонорары. Ар­мен Борисович с таким раскладом согласился. А Наташа, начав репетировать, отказалась обсуждать условия: мол, еще ничего не сделано, мы в самом начале пути и неизвестно, получится ли спектакль. Сказала: «Леня, ну что, мы с тобой не договоримся, что ли?!» Я подумал: ну конечно, не о чем беспокоиться. А когда за пару дней до премьеры я снова подошел обсудить условия, Наташа вдруг говорит: «А чего обсуждать-то? Значит, так: платить ты мне будешь столько, жить я буду так-то, летать такими-то рейсами. Если тебя что-то не устраивает, можешь меня заменить...» До премьеры — два дня. Да и какая актриса могла заменить Гундареву?! Оставалось одно — поблагодарить Бога за бесценный бизнес-урок от Натальи Гундаревой: договариваться надо «на этом берегу»...

Армен Джигарханян
«Я сказал Армену Джигарханяну, что хочу с ним работать. А он сразу: «Давай, сынок…» Я был покорен»
Фото: риа новости

И все же, когда говорят про тяжелый характер Гундаревой, я не соглашаюсь. Актриса такого масштаба имела право на капризы. И потом, она никогда не переступала некую черту приличия — ее капризы всегда имели основание. Именно глядя на Гундареву, я понял, зачем звезде дорогие машины, хорошие отели — в первую очередь для создания и поддержания «легенды». Если бы зритель увидел, как Гундарева вылезает из стареньких «Жигулей», был бы разрушен ореол славы. А звезды должны всегда оставаться небожителями...

Кстати, с Наташей связана одна мистическая история. Как-то мы гастролировали в Петербурге. После спектакля нас в роскошном ресторане принимали то ли бандиты, то ли бизнесмены. И во время ужина Наташе подарили огромный — метр на метр — герб России из разных пород дерева. Причем сказали, что вещь сделана «на зоне». Гундарева обалдела от такого презента, а я обзавидовался — ну очень тонкая работа! На следующее утро Наташа встретила меня на завтраке и говорит: «Я считаю, что это подарок не мне, а спектаклю. Поэтому он должен находиться у тебя в офисе». Я повесил герб в кабинете, но вскоре почувствовал, что атмосфера сделалась какой-то тягостной. И передарил подарок товарищу. А года через два мне звонит Наташа: «Леня, где герб?» Я слукавил: «Как где — у меня в офисе висит». — «Представляешь, вчера друзья подарили мне точно такой же...» Оказалось, эта вещь ни у кого не задерживалась, прошла большой путь и вернулась к своей первой хозяйке...

— А как обычно принимают артистов на гастролях?

Валерий Гаркалин и Елена Яковлева
«У нас грандиозные планы на новые постановки! И, конечно, зритель снова увидит любимых артистов. Например, Елену Яковлеву в спектакле «Бумажный брак» Валерий Гаркалин и Елена Яковлева в спектакле «Бумажный брак». 2006 г.
Фото: Екатерина Цветкова

— Шикарно! Особенно если среди артистов — Армен Борисович, а в городе есть армянская диаспора. А она вез­де есть. Вот куда бы мы с ним ни приехали, местные армяне всегда встречали нас на перроне, иногда даже с оркестром. В принимающую делегацию обязательно входил директор местного рынка, задачей которого было хорошо накормить Джигарханяна. Помню, как наш поезд пришел в Нижний Новгород в семь сорок утра, а в восемь ноль-ноль мы уже сидели за длинным накрытым столом в кабинете начальника рынка и выпивали первую рюмку водки. Нас чествовали целый день — менялась только еда на столе и наши соседи за столом, все сплошь уважаемые люди. В итоге в шесть часов вечера я начал просить: «Отпустите нас — Армену Борисовичу нужно играть спектакль». И услышал в ответ: «Разве вам здесь, у нас, плохо?! А зрителям мы все объясним...» Отпустили, только когда мы обещали сразу после спектакля вернуться за стол... Помню еще один случай: наш поезд в Москву задержали почти на полчаса, потому что на застолье пришли очень важные люди, которые не могли не выразить Джигарханяну свое почтение. И это было важнее, чем вовремя отправить скорый поезд. Почтение важные люди выразили, нас с Арменом Борисовичем с мигалками привезли к поезду, мы вошли в вагон — и только тогда поезд тронулся...

— А что вы можете рассказать, например, про Татьяну Васильеву, которая была занята в нескольких ваших постановках?

Татьяна Васильева
«Татьяна Васильева меня поражает — масштабом удач и неудач, любви и ненависти. У Тани уникальный дар — зритель ее любит, и она может позволить себе участие в самых рискованных проектах...»
Фото: Татьяна Кузьмина/ТАСС

— Таню я просто люблю, она меня поражает — масштабом своих удач и неудач, масштабом любви и ненависти. И мне очень жалко, что она не может позволить себе отдых. Ведь, как говорил Юрский, «нужно иметь время духу набраться». Таня все время работает, работает, работает, как будто боится, что у нее эта работа исчезнет, что люди перестанут ходить «на Васильеву» или что у зрителя закончатся деньги. Вот и пашет. При этом с ней очень легко. Она невероятно доверчивая и никогда не ставит под сомнение то, что ей предлагает режиссер. У Тани есть уникальный дар — зритель ее любит, и она может позволить себе участие в любых самых рискованных проектах...

— До революции частные театры были очень распространены, но потом традиция была утрачена. Как вам пришла в голову мысль создать, точнее, возродить антрепризу?

— Шерше ля фам! (Смеется.) В 1995 году я вернулся в Москву из Европы, где успешно работал в разных театрах, и встретил старую знакомую — Людку Орлову. В тот момент у нее уже была своя телевизионная компания, свои салоны красоты — то есть и настоящее, и будущее, а у меня не было ничего, кроме замечательного прошлого. И я решил попробовать создать антрепризу... К этому времени уже была разовая история у Сергея Юрского — он создал «АРТель АРТистов», которая 11 раз показала на сцене МХАТа спектакль «Игроки-XXI». Был частный «Театр Антона Чехова» Леонида Трушкина, но он все же позиционировался как обычный театр. А антрепризы как системы создания и проката спектаклей не было. Но меня это не остановило. Я много чего в своей жизни попробовал. В родном Гомеле пионером вывел новый сорт помидоров. Траншеи копал, продавал тесто в кулинарии — не отличая слоеное от песочного, разгружал вагоны, мел дворы.

Юлия Меньшова, Андрей Ильин и Олеся Железняк
«Залог успеха антрепризы — это по-прежнему участие звезды. Комедия «Бестолочь» стала настоящим долгожителем. Ей уже 16 лет!» Юлия Меньшова, Андрей Ильин и Олеся Железняк в спектакле «Бестолочь». 2006 г.
Фото: Екатерина Цветкова

В Минске учился на режиссера народного театра, а параллельно подрабатывал тамадой в Доме семейных торжеств. Даже однокурсников получалось подкармливать. Свадьбы-то были большие — от 120 человек. И когда я «внед­рял» среди гостей своих друзей — однажды я пристроил аж 16 человек, — этого обычно никто не замечал. А если кто-то меня все же спрашивал: «Что это за молодой человек вон там сидит?» — я, прежде чем ответить, вежливо интересовался: «А вы с чьей стороны — жениха или невесты?» Если спрашивали со стороны невесты, я говорил, что молодой человек — друг жениха. И наоборот... Потом я шесть лет провел в Мурманске, в Театре Северного флота, окончил режиссерский факультет ГИТИСа, поработал в театрах Испании, Франции и Германии. И в конце концов вернулся в Россию со смутным желанием сделать что-то свое. Я ничего не понимал в российских законах, бухгалтерии, вокруг — бандиты. Но рядом были (и есть) мой друг Михаил и мой друг Сергей Ваганов — благодаря этим людям и началась история «Арт-Партнера».

— Изменилась ли за эти годы российская антреприза?

— Залог успеха антрепризы — это по-прежнему участие звезды. К слову, раньше популярных артистов прокатчики в регионах называли «обезьянами». Так и спрашивали: «У тебя в спектакле обезьяна есть?» — «Есть». — «Сколько?» — «Одна». Или: «Две». И цена спектакля определялась именно их количеством. Слава Богу, что времена, нравы и жаргон 90-х ушли в прошлое и что никому не при­дет в голову так называть звезд отечественного театра. Но содержание остается прежним — зрителям нужны имена. А вот продолжительность гастролей сократилась. Раньше мы приезжали в Иркутск с Еленой Яковлевой и давали 11 спектаклей! А сейчас, если в городе-миллионнике играем два вечера подряд, это считается невероятным успехом.

— Многие ваши спектакли живут десятилетия...

Леонид Роберман и Пьер Ришар
«Есть вещи, для француза неприемлемые. Например, заказывать кофе в московской гостинице за 11 евро, если в Париже такой стоит 2—3 евро»
Фото: из личного архива Леонида Робермана

Мария Аронова с Борисом Щер­баковым играют в спектакле «Свободная пара», премьера которого состоялась в 2003 году и который до сих пор идет с аншлагами! Еще один долгожитель — комедия «Бестолочь» с Олесей Железняк, Юлией Меньшовой, Андреем Ильиным, Михаилом Полицеймако и Зоей Буряк — этой постановке уже 16 лет! Мог стать долгожителем и спектакль «Ботинки на толстой подошве», если бы Гаркалин не умер. А он умер: в Клайпеде во время спектакля, на 23-й минуте, у Валеры случился инфаркт, наступила клиническая смерть. И то, что он в итоге жив, так это благодаря ангелу-хранителю, потому что на дорогах не оказалось пробок и через 50 минут Валере уже делали операцию, поставили четыре стента... Потом я хотел возобновить спектакль, который 11 лет шел с аншлагами. Но Гаркалин сказал: «Я в этом спектакле умер. Не смогу в нем играть...» Многие спектакли ушли вместе с артистами. С Сергеем Юрским и Николаем Волковым — «Полеты с ангелом. Шагал» и «Железный класс». С Любой Полищук — три спектакля, и в том числе «Искушение», где она играла с Сергеем Безруковым и Борисом Щербаковым. Новость о болезни Любы стала для меня полной неожиданностью. В то утро она мне позвонила: «Лень, у меня беда, я не могу встать…»

— Вы работали и с зарубежной звездой — привозили в Россию спектакль Пьера Ришара. С какими-то особенностями французского менталитета столкнулись?

— Для француза неприлично заказывать кофе в московской гостинице за 11 евро, если в Париже такой стоит 2—3 евро. Поэтому Ришар и его коман­да ни разу в отеле кофе не пили. А еще Пьер всегда отказывался идти на встречи с мэрами и губернаторами. Ведь на подобные мероприятия не приглашают всех членов труппы, а для француза такое разделение людей тоже неприемлемо...

Леонид Роберман и  Любовь Полищук
«Новость о болезни Любы Полищук стала для меня полной неожиданностью. В то утро она мне позвонила: «Лень, у меня беда, я не могу встать...»
Фото: из личного архива Леонида Робермана

— Но наша активная жизнь продолжается — у нас же 25-й, юбилейный сезон и грандиозные планы на новые постановки! И конечно, зритель снова видит любимых артистов. Например, Леонида Ярмольника и Николая Фо­менко в спектакле «И снова с наступающим!». Или Сергея Маковецкого и Елену Яковлеву в спектакле «Бумаж­ный брак», Анну Большову и Игоря Гордина в «Генри и Эллен». Более того, карантин подвиг меня сделать то, что я давно хотел. Например, записывать аудиоспектакли. Это очень серьезная работа — с участием режиссера, саунд-дизайнера, композитора. Уже выпустили спектакль «Мейбл в лесу» с Анатолием Белым*, а первым был «Сад» с Юлей Ауг. И эту постановку мы, кстати, скоро перенесем на сцену... Я давно хотел поработать с Юлей, потому что мне очень нравятся люди, которые виртуозно ругаются. А Юля может послать так, что человек не вернется. (Смеется.) Но я ценю таких искренних людей — это мои люди...

* Признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции Российской Федерации
Как правильно обрезать кусты малины в октябре — увеличите урожай в 4 раза
Многие дачники сталкиваются с проблемой слабого плодоношения малины в сезон. Автор Дзен-канала «Хозяюшка» открыла многим глаза на важность осенней обрезки кустов, которая напрямую влияет на объем урожая.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая