Лариса Голубкина: «Никто не поверит, но я всю жизнь стараюсь угодить людям»

Актриса дала эксклюзивное интервью «7Д».
Лариса Голубкина с Олегом Борисовым
С Олегом Борисовым в фильме «Дайте жалобную книгу». 1965 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

«Рязанов всех нас пробовал — и Немоляеву, и Фрейндлих, и Гурченко, и меня. Но выбрал Барбару Брыльску. В то время все понемножечку выдергивали в наш кинематограф иностранцев. Эльдару нужна была какая-то связь с Западом, все наши кинематографисты искали эту связь. Правда, мне кажется, можно было бы в «Иронии…» больше секса дать, как в Европе в этот период делали. А тут не видно ничего, одни претензии между главными героями», — рассказывает Лариса Голубкина.

— Лариса Ивановна, первый же ваш фильм, в котором вы снялись еще студенткой, вас прославил — «Гусарская баллада» Эльдара Рязанова. Но, говорят, когда Рязанов позвал вас сниматься в следующем фильме, вы категорически отказывались. Правда ли это?

— Сопротивлялась, да. Это был фильм «Дайте жалобную книгу». У меня там роль директора ресторана «Одуванчик». Мне не хотелось играть такую обывательскую, плоскую роль, в которой я не находила совсем никакого места для фантазии. Но в итоге я снялась в этом фильме, и единственное, о чем сейчас жалею, — что так мало общалась на съемках с Олегом Борисовым. Я даже не понимала тогда, что они с Анатолием Кузнецовым мне симпатизировали. Можно же было как-то воспользоваться. (Смеется.) Борисов очень талантливый человек, очень! Он казался немножечко суровым, но в каких-то двух-трех кадрах я увидела, как он на меня смотрит, и подумала: «Эх, вот дурочка, надо было с ним пообщаться поплотнее…» Но я была дикая… Зажата страшно. Я впитала: главное — быть приличным человеком, чтобы папу и маму не огорчать… А роль моя в итоге получилась не такой плоской.

Лариса Голубкина с Юрием Яковлевым
С Юрием Яковлевым в фильме «Гусарская баллада». 1962 г.
Фото: fotodom.ru

— Но для этого нужны были какие-то усилия. Вы с Рязановым ездили к Александру Галичу, одному из соавторов сценария, правили материал…

— Это правда. Рязанов тоже мучился из-за того, что сценарий слишком простой. Ему хотелось каких-то изменений, в том числе в сценах, которые касались наших отношений с героем Борисова. И мы поехали к Галичу, чтобы он там что-то дописал, переделал. Галич меня очень впечатлил. Он был похож на барина или на помещика. Мы вошли, и у порога он — в стеганом халате в пол, в тапках с заостренными носами, на голове колпак. В Советском Союзе было некоторое количество таких людей — дворянско-буржуазно-княжеских кровей, как я говорила. У них имелась соответствующая атрибутика. Для меня это было как представление. Не забуду его вид…

— И при этом рядом с вами — простой Рязанов…

— Ну, Рязанов, кстати говоря, совсем не простой. Прежде всего, Эльдар Александрович был очень образованный человек, интеллектуальный, читающий, пишущий стихи. И сейчас я понимаю, что он был молодой! Мне-то казалось, что Рязанов намного старше меня, а у нас всего 13 лет разницы. Когда я в первом фильме снималась, мне было 20, ему 33. По нынешнему времени — просто мальчик. Но почему-то он мне казался дяденькой. И он, и его первая жена Зоя оканчивали ВГИК как документалисты. У Рязанова был невероятно широкий кругозор. И мне кажется, чем человек образованней, тем он солиднее выглядит. Возможно, из-за внутреннего содержания, значимости…

— Рязанов хотел вас снимать в «Иронии судьбы...»?

— Хотел и расхотел… Он всех нас пробовал — и Немоляеву, и Фрейндлих, и Гурченко, и меня. Но выбрал Барбару Брыльску. В то время все понемножечку выдергивали в наш кинематограф иностранцев. Это тогда было модно и актуально. И Рязанов хотел иностранную актрису. Ему нужна была какая-то связь с Западом, все наши кинематографисты искали эту связь. Правда, мне кажется, можно было бы в «Иронии…» больше секса дать, как в Европе в этот период делали. А тут не видно ничего, одни претензии между главными героями… Слишком мы скромные были…

Лариса Голубкина с Андреем Мироновым
С Андреем Мироновым в фильме «Трое в лодке, не считая собаки». 1979 г.

— Или целомудренные…

— Да. В «Сказке о царе Салтане» знаете, какая постельная сцена у меня и Володи Андреева? Мы как два дурака играем в ладушки в постели. А потом у нас рождается ребенок... Да, с сексом в СССР беда была… (Смеется.) А в «Освобождении» Озеров хотел меня снять обнаженную со спины. Заходящую в озеро. И вышел скандал жуткий, я не соглашалась категорически. Но он очень хотел это снять и уговаривал, уговаривал! Возможно, это и было бы красиво. Фигура у меня хорошая, если бы ее показать, то я бы имела большой успех. Но к хорошей фигуре с талией 56 сантиметров прилагалось воспитание советское-рассоветское, самое что ни на есть обывательское. 

Не дай бог выше колена поднять юбку. А тут оказаться голышом перед камерой — ужас! И я бы, конечно, это не преодолела никогда. Хотя Озеров даже обещал 50 рублей мне доплатить, как за трюковую сцену. (Смеется.) Плюс репетиционных еще 50 рублей. То есть в сумме 100 рублей, чтобы я вышла голая. Ну и надо было сразу в «Плейбой» меня посылать после этого… Потом, когда я уже летела в Париж на премьеру фильма, сидела рядом с замминистра Госкино Баскаковым, спросила его: «Скажите, а вот если бы я голая снялась в одной из сцен, что было бы?» И он мне сказал: «Мы бы вырезали».

— Вот! Мне кажется, Юрий Озеров тоже знал, что эта сцена в патриотической картине не ос­танется.

— Возможно! Но он почему-то настаивал… Я же была единственной девушкой в этом фильме, который снимали целых четыре года. И единственная любовная линия была у моей санитарки Зои. Видимо, режиссер хотел по полной использовать мое присутствие в картине… Особенно учитывая то, что в других сценах мне приходилось не любовь играть, а по полю, по грязи ползать по-пластунски. И летели надо мной трассирующие пули. Страшноватенько. И взрывы сплошные вокруг.

Лариса Голубкина
«Когда мне предложили «Гусарскую балладу», я поняла: вот это мое. Но если бы у меня была взрослая женская личная жизнь и глаз, соблазняющий мужчин, ничего бы не получилось. На роль пробовались Света Немоляева, Люся Гурченко, Алиса Фрейндлих, но глаз был уже не тот… Опыт читался» «Гусарская баллада». 1962 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

— Вы не пострадали?

— Нет. Но во время съемок танковой атаки под Киевом кто-то из артистов пострадал. Это скрывали. У нас же не было тогда как сейчас: человек упал с дерева, и вся страна знает. Никто ничего не знал. Я даже не уверена, что на кого-то оформляли страховку, когда снимали такие опасные фильмы. Меня не страховали ни на одной картине… Когда я на «Гусарской балладе» ногу повредила, прыгая много дублей подряд со второго этажа, мне ногу перебинтовали, надели сапог и на лошадь меня усадили. Съемочный день завершился, меня отпустили, дали недельку отлежаться — и вперед. Я до сих пор мучаюсь с голеностопом.

— Скажите, а вы с детства мечтали сниматься в кино?

— Для нас, для всех советских людей, в то время кино было таким зазеркальем, фантастическим местом. В семь лет я увидела, как в нашем московском дворе на Волочаевской растягивают огромную белую простыню — экран. У нас очень хороший двор был, там травка росла, и я помню, как мы, дети, сели на эту травку и посмотрели фильм «Свинарка и пастух». И я так и осталась жить под впечатлением от этой простыни, на которой другой, завораживающий мир. Заканчивается фильм, ты идешь домой, ложишься спать, и у тебя фантазия начинает работать необыкновенная! Моя жизнь и моя фантазия слились в одно. Иногда мне казалось, я живу где-то на экране… Но вот чтобы стать артисткой — такой фантазии у меня не было. Она возникла гораздо позже. Во мне что-то затаилось и потихонечку росло. Появилась мечта, которую я понемногу осуществляла.

Лариса Голубкина
С Николаем Олялиным и Борисом Зайденбергом в фильме Юрия Озерова «Освобождение: Огненная дуга». 1968 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

— Удивительно получилось: Вла­димир Зельдин, которого вы видели на той простыне в фильме «Свинарка и пастух», много лет был вашим партнером на сцене Театра Армии, где вы служите столько лет…

— Это фантастика. Как и то, что как раз в том году, когда я увидела этот фильм, меня повезли на трамвае в Дом офицеров, который около Театра Армии, я смотрела представление, сидя возле елки на полу, поджав ноги, а Снегурочкой была Касаткина, с которой мы тоже потом на одной сцене играли. Вот это же что-то такое, чего вообще не объяснить! И я иногда думаю: а что я в Театре Армии всю жизнь торчу? Но, видимо, вот оно что, корни глубоко… Судьба…

— Так как же все-таки возникла мысль пойти учиться на актрису?

— Мало кто тогда думал об этом как о серьезной профессии. Артистка — это нечто такое нереальное, неосуществимое. Для каких-то других людей. Но моя природа человеческая в том, что я большой фантазер. Когда я уже училась в институте, у меня вокал преподавала Мария Петровна Максакова. Она поделилась: «У меня есть поклонник, который думает, что я в туалет хожу розами». Вот приблизительно так же мне казалось, что все артисты ходят в туалет розами, понимаете? Можно сказать, и я захотела туда же пойти, в этот же «туалет». (Смеется.) Всем людям хочется, чтобы было светло, чисто, прозрачно, без зла. Принцы и принцессы, красивые наряды, белые кони. А все это не так, конечно, получается. Но если сильно фантазируешь, то реальность может приблизиться к твоим мечтам… 

Я была фантазеркой. Возможно, поэтому в моей судьбе случилась «Гусарская баллада»… Я пошла в кино не потому, что мне хотелось быть знаменитой кинозвездой с перьями из одного места. Мне просто хотелось что-то этакое сделать на экране… И ведь меня приглашали на пробы Наташи Ростовой, я отказалась, сказала: «Я не Наташа!» Но когда мне предложили «Гусарскую балладу», я поняла: вот это мое. Чисто интуитивно. Спасла органика, которая во мне присутствовала. Детскость и девичество. Если бы у меня была взрослая женская личная жизнь и глаз, соблазняющий мужчин, ничего бы не получилось. 

Лариса Голубкина с  Владимиром Андреевым
«В «Сказке о царе Салтане» знаете, какая постельная сцена у меня и Володи Андреева? Мы как два дурака играем в ладушки в постели. А потом у нас рождается ребенок... Да, с сексом в СССР беда была…» С Владимиром Андреевым в фильме «Сказка о царе Салтане». 1966 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

На роль пробовались Света Немоляева, Люся Гурченко, Алиса Фрейндлих, но глаз был уже не тот… Опыт читался. На экране вообще все в тебе считывается. Мне очень повезло. В первой работе иметь таких партнеров, как Ильинский, Яковлев, Крючков, — это вообще фантастика. В «Гусарской балладе» собралась группа талантливых людей и примкнувшая к ним Голубкина. (Улыбается.) Мы жили в Подмосковье в доме отдыха журнала «Молодая гвардия». Сама редакция сидела в здании где-то на Новослободской, и в первый съемочный день мы поехали от нее до Рогачево на автобусах.

— Какая была атмосфера на площадке?

— Хорошая. Это очень точное слово. Лошади, гусарские костюмы. Мы все так увлеклись этим. Играли в войну по-настоящему, разве что не убивали друг друга, и то потому, что оружие нам заряжали холостыми… После съемки собирались в холле, и Эльдар Рязанов пел, играл на гитаре. Он был ближайший приятель Окуджавы, и тогда я услышала его песни впервые. Вот так мы время проводили. Там не было женщин, понимаете? У меня не было конкуренток вообще! Одна гримерша и одна костюмерша, но обе уже в годах. Но и я не совсем барышня. Гусарский костюм свое дело делал. И я примкнула к каскадерской осетинской группе Туганова и вместе с ними на лошадях рассекала по полям и лесам. И когда летом заканчивался съемочный день, мы могли еще долго скакать на лошадях просто так, для своего удовольствия.

— Фильм вышел, и вы проснулись звездой...

— Мне писали мешками письма, организовывали какие-то выступления перед публикой, отправляли за границу представлять страну. Единственный человек, от которого я не услышала комплимента или похвалы, был мой отец. Он говорил: «Ну и что, ну и снялась. Не ты, так другая бы снялась, какая разница?» Перемены со мной не были понятны ни ему, ни нашим соседям. Ко мне хорошо относились в нашем дворе. 

Михаил Жванецкий, Андрей Миронов, Павел Хмара и Лариса Голубкина
Михаил Жванецкий, Андрей Миронов, Павел Хмара и Лариса Голубкина. 1986 г.
Фото: photoxpress.ru

Считали приличной девочкой. Но как только я поступила в театральный институт, молодой человек, с которым мы переглядывались время от времени, сказал: «Лариса, моя бабушка говорит, что на артистках жениться нельзя». И я его понимала. Когда мы отдыхали с родителями на море, я подружилась с сыном артистки из Горьковского драматического театра. И от отца выслушивала: «Ну чего ты с этим кувшинным рылом играешь в волейбол?» Ему все в том мальчике не нравилось. А когда артистка, на спектакль которой мы ходили всей семьей, натирала мне на пляже спинку кремом от загара, мой отец приказывал мне: «Отойди от нее!» — «Почему?» — «Она артистка!» Как будто она прокаженная…

— А какую профессию отец бы сам для вас хотел?

— Папа не вмешивался. Он был офицер, и увлечения у него были чисто мужские. Он держал охотничьих собак, любил ходить на охоту, однажды принес домой 49 уток...

— Боже мой! И что вы с ними ­сделали?

— Мама их соседям по дому раздала. И каждый сам себе их готовил. Очень вкусные дикие утки, особенно осенние, мама готовила их в специальной утятнице. А еще вальдшнепы, чирки… А кабаны! Папа ходил и на кабана. Когда мы жили в Германии, я помню, отец и его товарищи убили много кабанов на одной охоте и отдали немцам, и они нам сделали колбасу очень вкусную… Еще папа любил играть в преферанс — у нас часто в доме ночью собирались люди. Я спала, а они играли и курили папиросы, так было принято.

— Я слышала, что и вы с Зельдиным играли вечерами в преферанс на гастролях?

— Нет-нет, я не играла ни в какой преферанс, и Владимир Михайлович тоже никогда не играл. Это мой папа — виртуозный преферансист, а у меня были какие-то попытки жалкие научиться игре, но я не преуспела. Так и не полюбила преферанс. У меня вообще нет богемных привычек. Несмотря на известность, я физически так и не превратилась в ту самую звезду кино. Не знала, как в нее превращаться. Не только семья, но и тот социальный строй, в котором я воспитывалась и выросла, не позволял мне этого… 

Лариса Голубкина
«Внешне кажется: я такая независимая... Но как лошадь осаживают, так и я постоянно осаживаю саму себя. Никто не поверит в это, но я все время оглядываюсь и извиняюсь…» 1996 г.
Фото: риа новости

Если бы я была художником, я бы так нарисовала свой портрет: руки назад, лицо вперед и вытянутая шея. А руки почему назад? Это словно меня кто-то тянет назад все время, то есть ставит на место. Я постоянно должна была осматриваться, оглядываться, не пикнуть, не сказать лишнего. Подстраивалась к коллективам, чтобы их не обидеть, чтобы не оскорбить никого своей известностью. Внешне кажется: я такая независимая... Но как лошадь осаживают, так и я постоянно осаживаю саму себя. Почти всю жизнь свою я угождаю людям. Никто не поверит в это, но я все время оглядываюсь и извиняюсь… В конечном итоге это неплохо, я более вежливая стала. (Улыбается.)

— Артистки вашего поколения были воспитаны в том же строе, что и вы, и значит, в чем-то похожи на вас?

— Я никого из артисток хорошо не знаю. Я держалась особняком и, наверное, производила впечатление ершистой. Многое отрицала, многого боялась, причем самого простого и примитивного: я никогда на гастролях Театра Армии не участвовала в посиделках… Знаете, обычно актеры собираются после спектаклей у кого-то в номере. Я так вечера не проводила. Помимо спектаклей у меня на каждых гастролях было еще много концертов. Я вела совсем другую, отдельную жизнь. И Зельдин был такой же. 

Вот к нему я могла пойти попить чай. У него всегда имелись с собой пирожные «картошка». Если он на месяц уезжал на гастроли, его жена Иветта ему 32 «картошки» давала, и он распределял их — в день по одной. И мог оторвать от себя одну «картофелину» для меня. Потом, когда уже мы с Андреем Мироновым стали мужем и женой, у нас завелась домашняя компания, свой круг, который не менялся годами, там были драматурги, композиторы, дирижеры, художники, адвокатура и медицина, которые всегда водили дружбу с известными актерами. Но артистов в нашем окружении было мало, по пальцам пересчитать.

Лариса Голубкина с внучкой Анастасией
С внучкой Анастасией. 2015 г.
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

— Вы ведь снимались вместе с вашим мужем Андреем Мироновым и его товарищами по Театру сатиры в фильме «Трое в лодке, не считая ­собаки»...

— Да, в фильме компания «сатирическая» — Державин, Ширвиндт и Андрюша. Три товарища… Съемки проходили в городе Советске, бывшем Тильзите, на границе Калининградской области с Литвой. Там такие вкусные молочные продукты были, невероятные — не знаю, как сейчас… Но мы практически не выходили из лодок, а лето выдалось нежаркое. Сыро, холодно, но все равно вспоминаю это время с ностальгией. Необыкновенный фильм получился. Особенно потому, что у нас с Андрюшей в это время были такие лирические, сентиментально-любовные отношения... Снимали, когда в Театре сатиры был отпуск. А потом все они отправлялись в Ташкент на гастроли. 

Мальчишки летели прямо в последний съемочный день. Это был 1978 год. У Андрюши в самолете уже болела голова. И когда он прилетел, я звоню, а он мне говорит: «Я не могу с тобой разговаривать» — и повесил трубку. Ну, тут я обозлилась, конечно. Потом снова позвонила, а он мне сказал: «У меня очень болит голова, меня положили в больницу». Я была в Одессе на гастролях с Машей, с нянькой, я их отправила в Москву, а сама полетела в Ташкент. И месяц провела там вместе с Андрюшей, потому что он сильно заболел, у него случилось первое кровоизлияние.

— Но говорили, что тогда Ми­ронову поставили другой диагноз — менингит.

— Да. Сначала. А кто там мог поставить чего? Я звонила нейрохирургу в Москву, консультировалась. В Ташкенте не было специалистов, там даже пункцию нормально не могли сделать.

— Как ни тяжело вы пережили уход Андрея Александровича, а жизнь продолжается. Вы до сих пор выходите на сцену — в Театре Армии идут спектакли «Ма-Мурэ», «Юг/Север», «Заплатки», в Театре Пуш­кина — «Девичник club». А есть какие-то планы в кино?

— Какие планы, о чем вы говорите? Давайте так, открываем паспорт, смотрим год рождения, день рождения: весна. А весна — это радость необыкновенная, цветет все, тюльпаны, даже белая сирень… Но ты с ума-то не сходи, еще раз посмотри в паспорт и благодари Бога, что ты до этих дней доехала. Что дальше будет — все только к Нему, к Богу.

В свой день рождения — за работу: Дед Мороз зажжет новогоднюю елку онлайн
Знаменитый житель Великого Устюга, Дед Мороз, примет поздравления от всех жителей страны.Теперь каждый сможет стать гостем праздника, не покидая уют своего дома. Прямой эфир с торжества организован на официальной странице Вологодской области в RUTUBE. Трансляция начнется в 12:00 по московскому времени. 




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая