Кристина Бабушкина: «Мне говорили, что с такими травмами актрисой уже не стать»

«Я попала в тяжелую автомобильную аварию, восстановление длилось около двух лет. В училище...
Кристина Бабушкина. Фото
Кристина Бабушкина
Фото: Филипп Гончаров

«Я попала в тяжелую автомобильную аварию, восстановление длилось около двух лет. В училище говорили, что с такими травмами актрисой мне уже не стать. Но эти разговоры только раззадорили меня. После последней операции я рванула в Москву и подала документы во все театральные вузы», — рассказывает Кристина Бабушкина.

— Кристина, у вас необычная актерская фактура. Сталкивались с тем, что предлагают однотипные роли?

— Это драма многих артистов. Я от большого количества ролей отказываюсь не потому, что я такая дива и жду предложения из Голливуда, а именно по той причине, что меня видят абсолютно одинаково, очень узко. Как правило, это «шибанутая» подружка главной героини, либо какая-то грубиянка, мужланка, либо абсолютно фольклорный персонаж, не облагороженный интеллектом. Поэтому в кино у меня не так много больших, заметных ролей. Я все время в ожидании какого-то прекрасного чуда, которое, мне кажется, все-таки должно случиться. Олег Павлович Табаков, мой учитель, про меня говорил: «Бабушкина, ты артистка на вырост». И я лелею в себе эту надежду. Как у Цветаевой: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед».

— Но все-таки вы снимаетесь часто, и роли у вас довольно яркие. Вот в «Беспринципных» сыграли колоритную женщину…

— Да уж, моя Валентина навела шороху. (Улыбается.) Мне очень понравилось работать с Николаем Фоменко, он невероятный актер и человек. Да и вся команда «Беспринципных» была большим подарком. Нас отметили продюсерской премией АПКиТ как лучший комедийный сериал 2020 года. Но не всем он пришелся по вкусу. Зрители разделились: кому-то нравится, а кто-то стал осуждать нас за аморальность и безвкусицу. Это же шаржи, стеб, гротеск, анекдоты. Ну, никого я, конечно, разубеждать не собираюсь. Но относиться к этому серьезно и разбирать с точки зрения какого-то актерского успеха не буду.

— Карьеру в кино вы начали довольно рано, еще студенткой Школы-студии МХАТ. Вам разрешали сниматься? В театральных институтах это обычно не поощряется.

Кристина Бабушкина с Михаилом Рахлиным, Паулиной Андреевой и Игорем Верником
С Михаилом Рахлиным, Паулиной Андреевой и Игорем Верником на открытии сезона в МХТ им. Чехова. 2015 г.
Фото: Юрий Феклистов

— Табаков разрешал, но участие в съемках сначала нужно было обсудить с ним. Я приходила и говорила: «Олег Павлович, мне предложили роль». Он расспрашивал подробно, что за фильм, кто снимает. И потом решал: либо «ну иди», либо «нет». В первый раз я снялась в кино на третьем курсе. Моя первая серьезная картина была у Леонида Марягина — «Здравствуй, столица!». Спрашивать у Табакова надо было и когда я уже служила в театре. Случалось, что и не отпускал. Но я ему в этом плане доверяла. Мы не знаем, как было бы лучше. Чем дальше в лес, тем больше вопросов. Раньше я категорично мыслила: вот снялась бы там у Пупкина и была бы уже известной актрисой. А кто знает, может быть, я плохо бы снялась у этого Пупкина? Однажды я отказалась от роли в кино ради спектакля и все время оглядывалась: может, зря? А потом фильм вышел, и о нем быстро забыли. А спектакль в театре до сих пор идет. Важно сделать правильный выбор.

— На сцену МХТ вы вышли, еще учась в институте...

— На втором курсе я начала играть и в МХТ, и в Театре Табакова. Олег Павлович всегда говорил, что нашей профессии невозможно на­учиться в теории, студент должен прак­тиковаться. Когда стоишь на сцене с Мягковым, Любшиным, Табаковым, невозможно не научиться мастерству. Ты это просто впитываешь. Андрей Васильевич Мягков, например, советовал: «Удивление надо играть на вдохе, Кристиночка». Или Алла Борисовна Покровская, в нескольких спектаклях игравшая мою маму, говорила: «Ну что, ты не знаешь, как играть? Глаза шире открыла — вот и удивилась». Они, конечно, мастера были невероятные.

— Но все же одно дело — играть в табаковских театрах в качестве его студентки, другое — войти в труппу МХТ на постоянной основе. Вы знали, что, когда закончите учебу, Табаков вас возьмет?

— Нет, не чувствовала, не знала и не догадывалась. Только надеялась. Это был сложный момент в моей жизни. Олег Павлович до последнего не сообщал, что берет меня. Более того, сказал нам всем: «Показывайтесь в любые театры». Я понимала, что если мой художественный руководитель долго не говорит о своем решении, то не стоит надеяться, надо искать другое место работы. Но уже в последний момент Олег Павлович вызвал меня и спросил: «Я не понял, а ты что, в другие театры ходишь?» — «Ну, вы же ничего не говорите…» Спустя несколько дней мне позвонили из репертуарной части и сказали, что надо подписать документы. В общем, Табаков держал меня в напряжении до последнего, я уже к инфаркту была близка. (Улыбается.) Очень хотелось остаться именно там, где моя Школа-студия, мои руководители. Собственно, 20 лет я так и жила под крылом Олега Павловича. Три года его нет… И нам пришлось заново учиться работать...

— Ваши студенческие годы были веселыми. Вы даже в милицию умудрились попасть…

Кристина Бабушкина
С Николаем Фоменко и Павлом Деревянко в сериале «Беспринципные». 2020 г.
Фото: Кинопоиск HD

— Я всего лишь хотела украсить общежитие к Новому году. И ничего лучше не придумала, чем взять игрушки на уличной елке в Камергерском переулке. Мне понравились два больших колокольчика — вот их я и сняла. Только не знала, что они на сигнализации. Тут же откуда-то возникла милиция, и меня с моей однокурсницей повели в отделение. Когда вспоминаю свои студенческие годы, кажется, что это было не со мной. Я тогда была достаточно прямолинейна, с каким-то своим моральным кодексом, даже иногда, может быть, чересчур ищущая справедливости. Был случай, когда вызвали в деканат и лишили стипендии за то, что я слишком эмоционально пыталась что-то доказать своим друзьям и однокурсникам. Не могу сказать, что сильно горжусь этим поведением. В общем, сейчас я совсем другая. (Улыбается.)

— Правда, что у вас были мысли сменить фамилию, взять псевдоним, но Табаков отсоветовал?

— Да, мамина фамилия — Орлов­ская. И мне казалось, что Кристи­на Орловская звучит невероятно красиво. Но Олег Павлович сказал: «Какая ты Орловская, ты Бабушкина». И больше я на эту тему не думала.

— Вы как-то признались, что ваша жизнь полностью подстроена под жизнь театра…

— Я служу в театре. Не только я, но и моя семья подстраивается под театр. Муж (Андрей Гацунаев. — Прим. ред.) до нашей свадьбы ни разу Новый год не встречал в Москве. А теперь, собственно, у него просто нет вариантов. Потому что 31 декабря, 1-го, 2-го и 3 января у меня спектакли. Когда люди отдыхают, мы их развлекаем.

— Как у вас прошел карантин, не вогнал в тоску?

Кристина Бабушкина с Игорем Золотовицким
С Игорем Золотовицким в спектакле МХТ им. Чехова «Дом». 2011 г.
Фото: Александр Куров/ТАСС

— По-разному прошел карантин, как у всех нормальных людей. Сначала было отрицание, потом — принятие. Трудно чувствовать себя взаперти, даже при том, что мы живем за городом. Но занятия находились: зумы, конференции и прямые эфиры. Напрасно я думала, что сойду с ума без работы, спектаклей и съемок. Человек может придумать себе творчество в любых обстоятельствах. На карантине мы с коллегами вспомнили про нашу группу «Сладкий мед», которая родилась из театральных капустников. И стали записывать смешные ролики с песнями в ретростиле про самоизоляцию. Кто-то из журналистов нас спросил, планируем ли мы развивать группу «Сладкий мед» и, может, даже гастролировать. Я на это всегда отвечаю: «Планирую выйти на сцену и играть на стопроцентно заполненный зал. А всем остальным хочется заниматься редко и в удовольствие». На первом спектакле после изоляции я заплакала, когда увидела наш большой зал, заполненный на четверть — тогда были именно такие ограничения. Я не понимала, как работать, как играть при таком количестве людей. Получается маленький кухонный разговор, а ты привыкла работать на большую аудиторию. Сейчас разрешили заполнять зал на 50 процентов, уже хорошо, если сравнивать с 25 процентами.

— Кристина, вы родились в семье профессиональных музыкантов: папа — гобоист симфонического оркестра Иркутской областной филармонии, мама — руководитель камерного хора там же. У вас были все шансы пойти по их стопам…

— Да, родители очень этого хотели. К своему сожалению, я бросила музыкальную школу после четвертого класса. Конечно, надо было это дело довести до конца, но у меня не хватило усидчивости. Я как вспомню сольфеджио, так мне дурно становится. Но я творческий человек и хватала все — тут поём, тут танцуем, тут играем. В школе участвовала в КВН, в концертах. А потом за компанию с подругами пошла в театральную студию, которая находилась недалеко от дома. У нас был прекрасный педагог Валентина Семеновна Теплякова. Но я не могу сказать, что тогда знала, чего хочу, и непременно видела себя актрисой.

— Но в Иркутское театральное училище поступили…

— Да, в 15 лет, за год до окончания школы. Видимо, на меня повлияли друзья, которые уже учились в этом училище. Родители, конечно, были очень удивлены. Но, слава богу, приняли мой выбор. И когда в сентябре мои одноклассники пошли в 11-й класс, я пошла в училище. Правда, проучилась недолго, на втором курсе меня отчислили за профессиональную непригодность. Я попала в тяжелую автомобильную аварию, восстановление длилось около двух лет. В училище говорили, что с такими травмами актрисой мне уже не стать. Но эти разговоры только раззадорили меня. После последней операции я рванула в Москву и подала документы во все театральные вузы. И меня приняли в Школу-студию МХАТ на курс к Табакову. Я иной раз маму спрашиваю: «Мам, скажи, пожалуйста, как ты меня отпустила в Москву?» Она говорит: «А ты была такая взрослая, я вообще ни секунды в тебе не сомневалась, ты знала, чего хочешь». Вот я не готова дочь никуда отпускать, Стеша еще такой ребенок в свои 14 лет.

— Устинья не определилась с профессией?

Кристина Бабушкина с Андреем Мягковым
С Андреем Мягковым в спектакле МХТ им. Чехова «Мещане». 2004 г.
Фото: Александр Куров/ТАСС

— Нет. Сейчас я прошу ее расслабиться и не забивать этим голову. Но мы обратились к психологу, который занимается профориентацией. Он структурировал способности дочери и определил, в какую сторону стоит смотреть. Зачем, например, в старших классах тратить время на ту же химию, физику и геометрию, если ребенок у вас настоящий гуманитарий? Понятно, что Стеша — актерская дочь, выросла за кулисами, комфортно себя чувствует в театре. И она уже снялась в коротком метре у Алины Бородиной. Режиссер сказала: «Такое ощущение, что это не первые ее съемки, очень сосредоточенно, точно работает». Пока открыты все дороги, поэтому посмотрим. Я ее поддержу в любых начинаниях.

— Вы так же воспитываете свою дочь, как воспитывали вас?

— Тогда все было по-другому: и обстоятельства, и возможности. Поэтому тут сравнивать сложно. Единственное, мама всегда говорила, что воспитывать ребенка надо любовью. Когда начался переходный возраст у Стеши, я звонила маме и спрашивала: «Что мне делать, как мне с ней разговаривать?» Мама отвечала: «Любить, доченька, любить».

— Кристина, вы и играете в спектаклях, и снимаетесь в кино, рабочий график у вас просто сумасшедший. А не было ли чувства вины, что мало времени проводите со своим ребенком?

— Вообще, это хорошее чувство. Я была ведущей программы на НТВ «Мама в большом городе», ко мне приходили звездные гости — врачи, психологи. Мы затрагивали проблемы воспитания и здоровья детей. К сожалению, программа недолго просуществовала, хотя я очень ее любила. Понятно, что в тот период я почти не видела своего ребенка, была полностью погружена в работу. И вот пришла ко мне на передачу детский психолог, и я практически со слезами на глазах поделилась с ней опасениями, что я плохая мать, потому что мало времени провожу с дочкой. А она так сидит, смотрит на меня спокойно и говорит: «Кристиночка, уже то, что вы себя за это корите, означает, что вы замечательная мать. Плохие матери о таком даже не думают».

Я Стеше объясняла: «Сейчас такой период, но зато потом мы будем вместе 24 часа». Тут нужно все-таки понимать, что ты живешь не ради ребенка, ты живешь вместе с ребенком. А еще я заложила в нашей семье традицию — разговаривать по вечерам. И пока муж и дочь не расскажут, что произошло за день, мы спать не ляжем. Даже если я приезжаю домой в полночь после спектакля, все равно мы хоть пять минут, но поговорим. При этом у нас с семьей договоренность, что все вопросы, даже хозяйственного плана, мы решаем с утра, за завтраком, перед школой и работой. На ночь я прошу меня не загружать проблемами. Приезжая домой, отключаю телефон. Таким способом эмоционально отдыхаю, восстанавливаю свою нервную систему. Я же хочу быть здоровым человеком для своих родных, друзей и зрителей. И, должна сказать, эта схема работает.

Кристина Бабушкина
«Олег Павлович сказал: «Какая ты Орловская, ты Бабушкина». И больше я на эту тему не думала»
Фото: Филипп Гончаров

— Вы охотно снимаетесь у молодых режиссеров. Не боитесь экспериментов?

— Я готова ко всему новому. Да я бы сама заплатила, чтобы поучаствовать в интересном амбициозном проекте. (Улыбается.) У меня в фильмографии четыре коротких метра, которые сделали начинающие режиссеры. Мне нравится работать с молодыми талант­ливыми людьми. Они думают совсем по-другому, говорят другим языком. Обожаю общаться и со Стешиными друзьями, им по 14—15 лет, и я пытаюсь ра­зобраться, что означают все эти их словечки: «рофлы», «хейты», «краши»… И уже ориентируюсь в терминологии. Когда Стеша скажет: «Мам, я вкрашилась», я ее пойму. Новый язык, конечно, невероятно любопытен. Был период, я преподавала и в Школе-студии МХАТ, и в школе Индустрии. Так вот, на лекциях я буквально напитывалась какой-то невероятной энергией творчества от студентов. Кайфовала от общения с молодежь­ю.

— А сейчас уже не преподаете?

— Это был прекрасный период, но сейчас — нет. Преподавание — не шутка и не развлечение, ему надо отдаваться полностью, потому что ты несешь ответственность за тех, с кем работаешь. А так взять и сказать: «Ой, ребят, а я сейчас не могу, я уезжаю в экспедицию, у меня съемка» — невозможно. Думаю, что вернусь к этой теме в более зрелом возрасте.

Кристина Бабушкина с мужем и дочерью
С мужем Андреем и дочерью Устиньей
Фото: из личного архива Кристины Бабушкиной

— Кристина, не могу вас не спросить. В вашем блоге не так давно появилось фото, где вы в прекрасной форме, с подписью «Похудела на 14 килограммов». Что вы для этого сделали?

— Думаю, все прекрасно знают, как похудеть. Нужно мало и правильно питаться. Тут ничего нового рекомендовать невозможно. Я уже собаку съела на этих диетах. Тут же вопрос не как похудеть, а когда ты возьмешь себя в руки и сделаешь это. Просто наступил удачный момент, все сложилось. Люди, которые хоть раз в жизни достигали каких-то результатов, понимают, о чем я говорю. Должно совпасть все — сила воли, здоровье, желание, обстоятельства и помощь близких, которая, кстати, очень важна.

Благодарим отель Mercure Арбат Москва за помощь в организации съемки

Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая