Кэтрин Хепберн: рекордсменка по «Оскарам» и провокациям

Актриса, ставшая еще при жизни легендой Голливуда, была совсем не похожа на голливудских звезд. Она...
Мария Обельченко
|
28 Августа 2022
Кэтрин Хепберн
В роли Марии Стюарт в фильме «Мария Шотландская». 1936 г.
Фото: Legion-Media

Актриса, ставшая еще при жизни легендой Голливуда, была совсем не похожа на голливудских звезд. Она всегда поступала по-своему и без устали низвергала классические устои и традиции.

Однако это не помешало Хепберн стать абсолютной рекордсменкой по числу полученных «Оскаров», причем и среди мужчин, и среди женщин. Она единственная в мире, кому вручили 4 престижные статуэтки за актерскую работу: за фильмы «Ранняя слава», «Угадай, кто придет к обеду?», «Лев зимой», «На Золотом пруду». Многие ее фильмы вошли в список «100 величайших американских фильмов», составленный Американским институтом кино.

Кэтрин была уникальным явлением в Голливуде. Ее семья принадлежала к высшему обществу — аристократии Новой Англии, и она по определению родилась с «серебряной ложкой во рту». Старшая дочка известного хирурга-уролога, интеллектуала и любителя искусств Томаса Хепберна (он дружил с писателем Бернардом Шоу) и его жены Кэтрин, дочери богатейшего владельца стекольных заводов. Кэтрин была лидером местного движения суфражисток, общалась со многими знаменитыми женщинами начала ХХ века. Оба родителя воспитывали в своих шестерых детях чувство собственного достоинства, умение открыто выражать мнение и не бояться критики. Отец был атлетом и неустанно приучал детей к спорту. Будущая звезда была отличной пловчихой, в молодости участвовала в многочисленных соревнованиях. Кэтрин и в 70 лет продолжала играть в теннис и в гольф. Гольф вообще был ее страстью на протяжении всей жизни. Она с юности отдавала себе отчет, что является «продуктом очень выдающихся» родителей, и именно ее воспитание послужило основой для всех последующих достижений. Семья и впрямь исповедовала силу, бесстрашие и счастье. Настолько, что, казалось, было ни к чему обсуждать в кругу семьи (а тем более за ее пределами) такие трагедии, как самоубийство отца миссис Хепберн, его брата или, скажем, родного брата ее мужа. «Они просто не верили в смысл и тем более пользу стенаний», — скажет потом, уже став знаменитой, Кэтрин Хепберн. Слезами горю не поможешь.

Семейная трагедия

Кэтрин Хепберн со Спенсером Трэйси
Со Спенсером Трэйси в фильме «Угадай, кто придет к обеду?». 1967 г.
Фото: Legion-Media

Но эта своего рода наследственная «зараза» не обошла их собственный счастливый мир. Кэтрин и старший брат Том обожали друг друга. Они были и очень похожи — веснушчатые сорванцы. Однажды 13-летняя Кэти и 15-летний Том гостили у маминой подруги в Нью-Йорке на пасхальных каникулах. Накануне ходили в театр смотреть на Анну Павлову, после этого мальчик развлекал всех игрой на банджо. А на следующее утро Кэти нашла брата в его комнате, свисающего на веревке с потолочной балки... Отец доктор Хепберн настаивал, что сын неудачно выполнил сложный трюк, которому он сам его учил, не рассчитав с мальчишеской самонадеянностью свои силы. Историю удалось замять — газетчики сделали вид, что согласились с версией. Но хотя с тех пор по молчаливому согласию о трагедии дома не упоминали, Кэтрин, естественно, забыть о случившемся с любимым братом не могла. Она первый раз (и последний) на похоронах Тома увидела плачущую мать, имевшую репутацию железной леди. Кэтрин ушла из школы, и ее перевели на домашнее обучение, настолько сильно сказалось перенесенное потрясение. С тех пор Кэтрин, до того как в 1993 году выпустила свои мемуары, всегда указывала ноябрьскую дату рождения брата вместо своей — 12 мая 1907 года.

В этих кругах было принято получать отличное образование в лучших и престижных колледжах, принадлежащих к так называемой Лиге плюща. Один из таких колледжей и окончила Кэтрин, получив диплом по истории и философии. Учеба не слишком ей нравилась, зато можно было спасаться от перепадов настроения, участвуя в театральных постановках и демонстрируя остроумие, нахальный нрав и высокомерие. Кэтрин могла прыгнуть в фонтан на территории кампуса, если ей не хватало внимания. Она решила, что будет театральной актрисой, использовав свое умение «эмоционально высказываться» на виду у зрителей — чем их больше, тем лучше.

Шокировала своими требованиями

И почти сразу начала получать роли в бродвейских театрах. Ей было 25 лет, когда голливудский агент, увидев ее на сцене в роли амазонки (выходила на сцену с небрежно наброшенной на плечи шкурой оленя), предложил по­ехать в Голливуд. Первым делом она шокировала студийных боссов, потребовав полторы тысячи долларов в неделю за съемки в первом фильме «Билль о разводе» с Джоном Бэрримором Джорджа Кьюкора (он позже станет первым режиссером «Унесенных ветром»). Фильм стал хитом проката, и с Кэтрин подписали контракт. Хотя в Голливуде не до конца понимали, что с ней делать, — впрочем, как и в театре, где ее выходки и нежелание соблюдать субординацию приводили к серьезным конфликтам. Джордж Кьюкор описывал актрису: «Аудитория не привыкла к таким девушкам. Казалось, она в любой момент может с экрана заорать на них».

Кэтрин Хепберн с Кэри Грантом и Джеймсом Стюартом
Друг Кэтрин предложил сочинить для нее пьесу. В результате на свет появилась «Филадельфийская история». Фильм триумфально вернул Хепберн в кино: ее официально «простили» и зрители, и критики С Кэри Грантом и Джеймсом Стюартом в фильме «Филадельфийская история». 1940 г.
Фото: Legion-Media

Тем не менее за роль в третьем по счету фильме «Ранняя слава» Хепберн получила в 1933 году свой первый «Оскар». А ее четвертая картина, «Маленькие женщины», стала самым успешным фильмом того времени. И Кэтрин Хепберн утвердилась в Голливуде в статусе восходящей звезды.

Но вскоре последовала череда неудач. Один за другим фильмы с участием Хепберн проваливались в прокате, а ее бескопромиссность и нежелание подчиняться полурабской системе Голливуда ухудшили сложившуюся ситуацию. Слухи о ее скандальном поведении и отказе играть по голливудским правилам скрыть было невозможно. Критики возмущались в унисон со зрителями. С 1935-го по 1938 год только пара фильмов имела успех. Злые языки прозвали актрису «ядом для бокс-офиса». Кэтрин решила все бросить и вернуться в родную стихию — в городок Фенвик, штат Коннектикут, где было ее родовое гнез­до, и на театральную сцену. Любимый дом в Фенвике, к несчастью, вскоре разрушил мощный ураган. С возвращением в театр сложилось намного удачнее. Друг актрисы драматург Филип Барри приехал в гости и во время прогулки у океана предложил Кэтрин сочинить для нее пьесу. В результате на свет появилась «Филадельфийская история». Кэтрин блистала в этом спектакле и по совету своего возлюбленного Говарда Хьюза сразу же выкупила права на пьесу. Они справедливо полагали, что эта история сможет послужить ее новым «входным билетом» в Голливуд. Хьюз, безумно увлеченный актрисой и безуспешно предлагавший ей руку и сердце (эта история отражена в фильме «Авиатор» Мартина Скорсезе, где роль Хьюза сыграл Леонардо Ди Каприо, а Хепберн — Кейт Бланшетт, получившая за эту работу «Оскар»), дал ей деньги на покупку прав — 30 тысяч долларов.

Отказали от роли в «Унесенных ветром»

Действительно, после грандиозного успеха «Филадельфийской истории» на Бродвее студии наперебой просили Кэтрин продать им права для создания фильма. Она выбрала самую крупную и могущественную MGM — студию под руководством Луиса Майера. Частью сделки было обязательство дать ей главную роль и позволить самой выбирать режиссера и партнеров. Также она включила в контракт еще одно условие: в случае, если ей удастся получить вожделенную роль Скарлетт О’Хары в «Унесенных ветром» (за нее боролись все голливудские звезды той поры), она от «Филадельфийской истории» откажется. Но продюсер Дэвид Селзник не хотел рисковать: по его мнению, она не обладала достаточной для роли Скарлетт сексуальностью.

Кэтрин Хепберн с Леонардо Ди Каприо
Говард Хьюз был увлечен актрисой и безуспешно предлагал ей руку и сердце. Эта история отражена в фильме «Авиатор»: Хьюза сыграл Леонардо Ди Каприо, а Хепберн — Кейт Бланшетт, получившая за эту роль «Оскар» Леонардо Ди Каприо и Кейт Бланшетт в фильме «Авиатор». 2004 г.
Фото: Legion-Media

«Филадельфийская история» вышла в 1940 году и не только триумфально вернула ее в кино, но и заставила критиков и зрителей признать: независимый характер и собственный стиль Хепберн являются и главными бриллиантами в ее актерской короне. Актрису официально «простили» и зрители, и критики, и владельцы кинотеатров Америки.

Два года спустя ее образ современной женщины, ориентированной на карьеру и финансово состоятельной (независимо от мужчины), воплотился в фильме «Женщина года». На этих съемках в 1942 году она влюбилась в Спенсера Трэйси, безусловную звезду тогдашнего Голливуда, и началась их многолетняя личная драма. Трэйси был католиком и не хотел разводиться с женой, хотя они с тех пор с ней и не общались. По взаимному согласию с Кэтрин они жили порознь и не позволяли себе совместных выходов, вели крайне закрытый от посторонних глаз образ жизни. Впрочем, эти сложности не помешали их плодотворному актерскому сотрудничеству — Кэтрин и Спенсер вместе снялись в девяти картинах. Эту историю недаром запишут в списки самых знаменитых романов Голливуда. Трэйси был ко всему прочему алкоголиком (не говоря уже о том, что изменял ей), но это не мешало Хепберн любить его и трогательно о нем заботиться. Она наконец-то обнаружила для себя истинное значение слова «любовь»: «Это значит, я ставлю твои интересы и твой комфорт превыше моих». Это значит «полнейшую преданность». Когда Спенсер Трэйси тяжело заболел, она не работала пять лет, посвятив себя уходу и заботам о своем партнере. Сидела с вязанием в руках на площадках, где он снимался, и спасала, спасала, спасала...

В Кэтрин сочетались высокомерие и типично новоанглийское пуританство выходцев из когорты успешных англосаксов, прибывших первыми в Америку и создавших эту страну, со свободой и радостным энтузиазмом эпохи джаза. «Я как директор школы, идеальный директор, разумеется, — говорила она, отказываясь признавать себя эксцентричной. — Это не так. У меня есть здравый смысл, и я руководствуюсь логикой. Другое дело, если то, что кажется логичным мне, таковым не кажется другим. Я часто поражаю людей своей непохожестью на других, не всегда понимая почему. Конечно, у меня угловатое лицо, угловатая фигура и, как я подозреваю, столь же угловатый характер, резко задевающий людей... Но я личность, а не просто актриса. Покажите мне актрису, не обладающую индивидуальностью, и вы покажете мне женщину, которая не является звездой».

Устроила скандал в нижнем белье

Кэтрин Хепберн
Про свой неудобный характер Кэтрин говорила: «Да, я задеваю людей... Но я личность, а не просто актриса. Покажите мне актрису, не обладающую индивидуальностью, и вы покажете мне женщину, которая не является звездой» В роли Линды Сетон в фильме «Праздник». 1938 г.
Фото: Eastnews

И это в Голливуде 30—50-х годов, когда гламурно и нарядно выглядеть считалось одной из самых главных обязанностей актрисы. Дамы выбирались в кино во многом для того, чтобы полюбоваться на недоступные им роскошные наряды и аксессуары, в которых щеголяли любимые актрисы, беспрестанно их меняя. Не говоря уж о том, что женская мода была еще далека от либерализма, когда представительницы слабого пола в послевоенную пору получили возможность работать на типично мужских позициях. Тогда им негласно (да и не только — мог­ли и арестовать за появление в определенных публичных местах) было запрещено «маскироваться под мужчину».

Но Хепберн, даже будучи связанная контрактом, упорно продолжала носить джинсы на работу. Однажды, вернувшись в перерыве между дублями в свою гримерку, она обнаружила их исчезновение. Однако с ней такая тактика не работала. Актриса устроила скандал: явилась на площадку в нижнем белье и отказалась прикрыть нижнюю часть тела — до тех пор, пока ей не вернут джинсы. И — кто бы сомневался — она получила их обратно.

Еще одно знаменитое «чудачество»: Кэтрин не любила рестораны и редко в них захаживала. «Не выношу даже мысли об этих счетах! Не выношу идиотов, которые готовы столько платить за еду!» Феминизм Хепберн — а ее часто называют иконой феминистского движения, ролевой моделью для женщин «освобожденной Америки» и тому подобным — был далеко не однозначен. И при жизни актрисы нередко вызывал гневные комментарии в ее адрес, потому что Кэтрин осмелилась покуситься на святая святых: она не верила в возможность для женщины успешно сочетать карьеру и семейную жизнь.

Сознательно отказалась от детей

Кэтрин Хепберн со Спенсером Трэйси
На съемках этого фильма Кэтрин влюбилась в Спенсера Трэйси, безусловную звезду тогдашнего Голливуда, и началась их многолетняя личная драма Со Спенсером Трэйси в фильме «Женщина года». 1942 г.
Фото: Legion-Media

Она выходила замуж лишь один раз, в молодости. За приятеля по колледжу, ставшего брокером, Ладлоу Огдена Смита. Но это была скорее очередная «выходка» с ее стороны, чем желание вкусить семейной жизни. Своим родным довольно быстро стала представлять мужа в качестве этакого назойливого старшего брата. После развода они тем не менее остались друзьями. И Кэтрин даже призналась, что «вела себя совершенно по-свински» в отношении ни в чем не повинного парня. Который делал вид, что ничего не замечает, когда жену приезжали навестить ее знаменитые поклонники — Джон Форд, Говард Хьюз...

С той поры она решила, что незачем выходить замуж, и столь же сознательно отказалась заводить детей. Материнство требует полной и безоговорочной преданности, а она к этому не готова. «Я была бы ужасной матерью, потому что в своей основе очень эгоис­тичное существо». К тому же у нее был опыт общения с младшими братьями и сестрами, которые, по ее словам, заменили ей собственных детей. Наверное, в этом решении немалую роль сыграло и семейное «проклятие», приведшее к смерти ее старшего брата.

«Думаю, самое ужасное, что произошло, — правда вышла из моды. Правда всегда одна, никаких вариаций не бывает. Верность — это одно. Ответственность — другое. Если я брошу спичку, вспыхнет огонь. И зачем притворяться, что это не так? Я зажгла огонь и отлично, черт побери, знаю, что он превратит все в пепел, — писала она в мемуарах. — Я никогда не жила как женщина. Я жила как мужчина. Делала только то, что хотела, зарабатывала достаточно денег и не боялась остаться одна». И впрямь, после смерти Спенсера Трэйси, ее компаньона на протяжении почти 27 лет, Хепберн 36 лет прожила в одиночестве — до своего ухода...

У нее было потрясающее чувство юмора. Актер Ричард Чемберлен вспоминал о работе с ней: «Я все время пребывал в изумлении и восхищении. Невероятная личность, таких больше наше общество не порождает. Очень профессиональная, доступная, милая. И вечно пыталась избежать своих активных преследователей-фанатов. Смеялась над собой и своей славой...»

Последний раз в кино она появилась сразу в трех фильмах в 1994 году. «Любовный роман» с Уорреном Битти и Аннетт Бенинг — единственная картина в ее карьере, где ей досталась не главная роль. Что не помешало Кэтрин затмить на экране своих великолепных партнеров. В том же году вышел телефильм с ее участием «Одно Рождество» и еще проект «Это не может быть любовью». С тех пор она не снималась — болела...

Кэтрин Хепберн ушла из жизни в 2003 году. Согласно воле актрисы, мемориальная служба не проводилась, а похороны прошли с участием лишь родных и самых близких друзей. В театрах на Бродвее в этот день в память об актрисе на время потушили огни.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая