Карен Шахназаров: «Леонид Филатов считал себя виновным в развале Советского Союза»

«Мой папа одно время был очень дружен с Любимовым, потому что много помогал Таганке. Он же в ЦК...
Павел Соседов
|
14 мая 2023
Карен Шахназаров с Михаилом Пореченковым и Константином Крюковым
С Михаилом Пореченковым и Константином Крюковым на съемках фильма «Хитровка. Знак четырех». 2022 г.
Фото: предоставлено пресс-службой киноконцерна «Мосфильм»

«Мой папа одно время был очень дружен с Любимовым, потому что много помогал Таганке. Он же в ЦК работал, и когда на Таганке закрывали очередной спектакль, папа передавал письма Юрия Петровича генсеку Брежневу. Все это было довольно рискованно… Так что Любимов, Целиковская, Высоцкий бывали у нас дома. И у меня всегда имелись контрамарки на Таганку», — рассказывает режиссер, сценарист, продюсер, генеральный директор и председатель правления киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров.

— Карен Георгиевич, 18 мая в широкий прокат выходит ваша картина «Хитровка. Знак четырех», в основе сценария — рассказы Гиляровского и детективная повесть Конан Дойля. Как возник замысел объединить сюжеты двух таких разных писателей?

— Я большой поклонник Гиля­ровского, мне его рассказы нравились всегда, и давно хотелось их экранизировать. Но долгое время я не знал, как подступиться к этому материалу, ведь у Гиляровского фактически нет законченных сюжетов. Мне нужно было найти центральную историю для фильма. В какой-то момент в моем воображении его истории вдруг органично совпали с повестью Артура Конан Дойля «Знак четырех». Дело в том, что у Гиляровского много таких персонажей, которые подразумевают что-то детективное, «конандойлевское». Например, у него есть Индиец, который держал лавку древностей и таинственным образом был убит. А у Конан Дойля есть аналогичный персонаж — Раджа. Таким образом, пазл сложился. Сюжет Конан Дойля органично вписался в хитровскую реальность — очень живописную, яркую, таинственную. И криминальную — с бандитами, каторжниками, убийцами.

Мне вообще хотелось сделать кино, основываясь на том, что мне нравилось в юности: приключенческая литература Дюма, детективы Конан Дойля. Хотелось снять зрелищную развлекательную картину — то, что американцы называют entertainment film. Я ведь, кроме своего «Мы из джаза», никогда развлекательных фильмов не снимал.

— А какие собственные приключения юности вспоминаются? Какое место в Москве было культовым?

Владимир Высоцкий
«Высоцкий у нас в гостях часто пел. Мне было лет 15—16, и я с упоением его слушал. Записывал застольные выступления на катушечный магнитофон. Думаю, есть записи, которые еще никто не слышал»
Фото: Валерий Плотников

— Культовым местом для советской молодежи конца 60—70-х годов было кафе «Метелица» на Новом Арбате. Мы еще десятиклассниками захаживали туда. Экономили деньги, выданные родителями на карманные расходы, и бежали в кафе. Стиляг мы не застали, тогда уже появились советские хиппи, молодежь начала увлекаться западной рок-музыкой. Отечественные рок-коллективы только зарождались. Нам нравилась группа «Атланты», там играл ныне знаменитый Константин Никольский, а лидером у них был Иван Лактионов — сын известного советского художника Александра Лактионова. В Москве было несколько таких тусовочных мест: «Метелица», кафе «Лира» на улице Горького и ресторан «Спорт» в Лужниках. Собственно, главная их фишка была в том, что там можно было потанцевать, но только до одиннадцати — потом все закрывалось.

— Мороженым, конечно, дело не ограничивалось?

— Конечно. Самым дешевым напитком был пунш — ликер с соком. Все стоило копейки, но откуда у школьников лишние деньги? Для вида мы заказывали местный коктейль «Шампань Коблер» за 60 копеек, а с собой проносили бутылочку чего-нибудь покрепче и незаметно ее распивали.

— Стычки случались?

— Бывали и драки. Помню один случай в 1969 году. Тогда со стороны Китая на острове Даманский было совершено нападение на советских пограничников. Это вызвало колоссальный всплеск патриотизма среди молодежи. Помню, как мы все негодовали. Как раз в «Метелице» все это активно обсуждалось. И вдруг в кафе появились два парня. Не знаю, как это им взбрело в голову, но они прикололи на пиджаки значки с изображением Мао Цзэдуна. От входа им удалось дойти ровно до середины лестницы — на этом их путешествие закончилось. С этой же лестницы их и спустили.

Иван Колесников
«Хитровка...» — уже наш третий проект с Ваней Колесниковым. Он потрясающий артист!»
Фото: предоставлено пресс-службой киноконцерна «Мосфильм»

— Облавы какие-нибудь устраивались, рейды? Приводы у вас были?

— Нет, я не попадался, но бывали рейды. И когда это случалось в «Метелице», все уходили через подвал. Под Новым Арбатом ведь целая галерея переходов — там же все дома-книжки соединены под землей общими коммуникациями. Мы эти тайные проходы знали, и половина посетителей обычно утекала через черный ход.

— Были в Москве места, похожие на дореволюционную Хитровку?

— Такой Хитровки, которая предстает в нашем фильме, в Москве уже не было. Но Красная Пресня, где прошли годы моего детства, была забытым богом рабочим районом. И криминала там хватало. В бараках жили приезжие или дети приезжих. Моя мама ведь тоже из крестьянской семьи, из села Салганы Нижегородской области. Ее отец завербовался на стройку, и они переехали в город. Жили на улице Черногрязской — сегодня это одна из самых фешенебельных улиц, а тогда сплошные бараки. Дед во время войны умер. Я помню бабушку и своего дядю Юру, который вернулся из мест не столь отдаленных. К моему рождению он уже два раза отсидел — за ограбление ларька. Типичная история для этого района! Молодежь вся была полукриминальная, ходили с финками. Дядю выслали за сто первый километр, в Дзержинск. А мужик был хороший. Позже он стал дальнобойщиком и, будучи в Москве, всегда останавливался у нас.

— Отец ваш Георгий Хосроевич был депутатом Верховного Совета СССР, помощником генсека по международным делам. А кем он работал во времена вашего детства?

Михаил Пореченков с Анфисой Черных
«Процесс кастинга был долгим. А Михаила Пореченкова я утвердил фактически без проб, сразу для себя определил его на роль Гиляровского, и не ошибся — он и типажно очень близок, и актерски» Михаил Пореченков с Анфисой Черных в фильме «Хитровка. Знак четырех»
Фото: предоставлено пресс-службой киноконцерна «Мосфильм»

— Отец родом из Баку, а его предки из Нагорного Карабаха. Старинный армянский княжеский род — Мелик-Шахназары. Папа — фронтовик, на войне провел два полных года, молодой офицер — старлей, орденоносец. В то время установка была: молодых боевых офицеров оставлять в армии. И хотя отец не хотел продолжать службу, его года два еще продержали. Потом он все-таки демобилизовался, экстерном за два года окончил в Баку юридический факультет государственного университета и поехал в Москву в аспирантуру. Тут они с мамой и познакомились, где-то на танцах. Жилья у отца не было, вот они и поселились у моей бабушки по матери в бараке. А в 1952 году родился я. Папа уже работал в Политиздате — занимался изданием партийной идеологической литературы.

— Отцу и всем фронтовикам посвящен ваш фильм «Белый тигр». Сложно было снимать военную картину?

— Очень. До этого я как продюсер работал над «Звездой» с режиссером Николаем Лебедевым. Идея этого фильма принадлежала мне. Но одно дело — быть продюсером, а совсем другое — режиссером на съемочной площадке. Военные картины вообще сложные. Тем более что у нас в «Белом тигре» нет компьютерной графики! Мы работали по-настоящему: если где-то что-то взрывалось, значит, взрывалось. Никогда не забуду одну сцену: снимаем колонну танков, попавшую под обстрел. Естественно, по периметру заложены различные устройства, которые в кадре загорались. И тут выясняется жуткий факт: если танк на ходу — он затягивает пламя внутрь. Я об этих особенностях не знал, хотя в армии служил именно в танковой дивизии. В общем, наши танки на съемочной площадке стали загораться изнутри! К счастью, не во всех танках были полные экипажи, в основном ограничивались одним водителем-механиком. А башни оставались пустыми — в них-то и стали загораться сиденья. Слава богу, никто не пострадал! Но был другой случай: при взрыве танка у одного механика случилась контузия — кровь пошла из ушей.

А когда снимали бой в деревне, часть съемочной группы чуть не погибла. В декорацию дома-сруба должен был въехать танк — одну камеру мы поставили перед ним, другая снимала сбоку. Однако танк на ходу пушкой сдвинул дом, стены и крыша стали осыпаться прямо на съемочную группу. Ребята не видят, что за их спинами обрушаются бревна, а я-то в монитор все вижу! Кричу в рацию: «Стоп, стоп!» Но наши героические оператор и механики не бросили камеру, а продолжили снимать. И этот кадр вошел в картину. Если бы танк продвинулся еще на метр, трагедии было бы не избежать.

— У вас много международных премий за эту картину: Китай, Италия, Ирландия, Португалия, Армения... Не меньше международных наград у вас было и за ваш фильм «Мы из джаза»: Лондон, Чикаго, Белград, Монреаль…

Карен Шахназаров с Федерико Феллини
«С Федерико Феллини на ММКФ мы вместе сидели на сцене. И на протяжении сорока минут, пока шла церемония, я ему переводил» 1987 г.
Фото: из личного архива Карена Шахназарова

— Забавно, что туда, где картина получила награды, меня не посылали. А вот в Монреале фильм приза не получил, но туда я ездил в составе советской делегации. Шел 1984 год, я и во сне не мог представить, что полечу на Американский континент, в капиталистическую Канаду. Тем более что в Монреале тогда был очень авторитетный фестиваль — группы «А», один из крупнейших в Северной Америке. И вот я впервые ощутил всю эту фестивальную атмосферу красных дорожек, вечеринок. Нас окружили вниманием, и картину очень хорошо приняли, долго аплодировали после показа. И пресса была хорошая. Конечно, для иностранцев эта картина стала откровением: Советский Союз — и вдруг джаз, музыкальная комедия без политического подтекста! Ее, кстати, купили для проката и в Канаде, и в США.

На следующий день после показа была пресс-конференция. Я оделся — костюм, галстук. В моем представлении режиссеру надо было выглядеть именно так. Журналистов собралось много — я общался с ними без переводчика, так как владею английским. Замечаю, в самом конце зала сидит пожилой мужчина — до боли знакомое лицо. Спрашиваю ведущего: «А кто это там сидит?» — «Это же Стэнли Крамер!» Знаменитейший голливудский режиссер, снявший «Нюрнбергский процесс», «Корабль дураков». В СССР его тоже хорошо знали, потому что Крамер разделял коммунистические взгляды. Помню, я учился во ВГИКе, когда он приезжал на Московский кинофестиваль. Мои родители пошли смотреть его картину. После фильма мама заметила режиссера в фойе и сказала отцу: «Давай подойдем к нему, пускай Карену какое-нибудь пожелание напишет». Папа, владевший английским, подошел и рассказал Крамеру, что его сын учится на режиссера. Тот взял бумажку и написал: «Рatience», что переводится как «Терпение». Родители мне этот привет принесли, но я был несколько разочарован, что Крамер ограничился таким скучным, как мне тогда казалось, банальным пожеланием. Только сейчас, прожив столько лет в кино, я понимаю, как он был прав… И вот я в Монреале, и сам Стэнли Крамер пришел на мою пресс-конференцию! Он ничего не спрашивал, но просидел до окончания. Я хотел к нему подойти, но меня окружили журналисты, и он ушел. А на следующий день мне вручили «Нью-Йорк таймс», где было большое интервью с Крамером о фестивале. И там он отметил меня (!): «Я смотрел советскую картину «Джазмены» (так она называлась в переводе. — Прим. ред.). Мне понравилось. Я даже пошел на пресс-конференцию режиссера этой картины, который выглядел как британский банкир…»

— Вылазки в город делали?

— Конечно. Там был прокатчик, который для Канады закупал картины, и он меня водил по вечеринкам, по злачным местам, посетили мы и стрип-клуб. Тогда уже никакого пригляда за нами не было. Я во всех своих командировках чувствовал себя свободно. Потом я несколько раз приезжал в Монреаль на фестивали. В разные годы в конкурсе участвовали и мои картины: «Американская дочь», «Анна Каренина. История Вронского», которая получила специальный приз жюри.

— А какой фестиваль стал для вас самым запоминающимся?

Федор Дунаевский и Анастасия Немоляева
«Самым запоминающимся для меня стал ММКФ 1987 года, когда я получил приз за «Курьера». Это был первый фестиваль после того, как Горбачев провозгласил перестройку. Я столько мировых звезд больше нигде не видел» Федор Дунаевский и Анастасия Немоляева в фильме «Курьер». 1986 г.
Фото: Мосфильм-инфо

— Самым запоминающимся для меня стал Московский кинофестиваль 1987 года, когда я за «Курьера» получил приз. Это был первый ММКФ после того, как Горбачев публично провозгласил перестройку. Что вызвало колоссальный интерес у международной общественности. Я дважды бывал в Каннах, участвовал в Венецианском, в Берлинском кинофестивалях, но такого количества мировых звезд, сколько съехалось в Москву в 1987 году, я никогда больше не видел!

Только вдумайтесь! Я участвовал в конкурсе с Феллини, с Копполой. Жюри возглавлял Роберт Де Ниро. На фестиваль прилетели Ханна Шигулла, Габриэль Гарсиа Маркес. Помню, я пришел на собственную пресс-конференцию чуть раньше, а передо мной, оказывается, Маркес выступает. Звезд было так много, что актера Лино Вентуру забыли встретить в аэропорту, он сам добирался на такси.

Главной достопримечательностью кинофестиваля всегда считался пресс-бар. Он работал круглые сутки, и там, в отличие от всех остальных мест в Москве, можно было выпивать до утра. В том году в пресс-баре за каждым столом сидела какая-нибудь звезда. Помню Настасью Кински, Мастроянни с Мазиной, а один из вечеров я провел с Милошем Форманом. Он хорошо говорил по-русски, очень любил все русское, в том числе водку, которой мы с ним выпили немало. Никаким диссидентом он не был, как у нас принято считать. Мы с ним проговорили до утра. Когда вышли на улицу, слепило летнее солнце... А с Федерико Феллини мы сидели вместе на сцене. И на протяжении сорока минут, пока шла церемония, я ему переводил. Я получил Специальный приз жюри, а он Гран-при. Награду мне вручал Роберт Де Ниро — мы потом с ним пообщались в пресс-баре, обменялись телефонами.

— Следующей после «Курьера» вы сняли картину-фантасмагорию «Город Зеро». Как Леонид Филатов попал к вам на главную роль? И почему вы с ним больше не работали?

— Я бы с радостью продолжил работу с Филатовым, но Леня вскоре начал болеть… По сценарию «Города Зеро» главный герой был среднестатистическим советским человеком. Я полагал, что на эту роль нужен такой же артист — середнячок, который звезд с неба не хватает. Долго я его искал, но ничего у меня не получалось. Я уже зашел в тупик, не знал, как быть, когда в один прекрасный вечер в ресторане Дома кино случайно увидел Леонида Филатова. Мы не были знакомы. Я сидел с кем-то за одним столиком, он с Ниной Шацкой за другим. Я невольно наблюдал за Леонидом, и вдруг меня будто что-то стукнуло: «Кого ты ищешь?! Какого еще середнячка? Вот кто тебе нужен!» Филатов в то время был очень популярным артистом, но и у меня кое-какая репутация имелась — я уже снял «Курьера». И я решился — подошел к нему, поздоровался. Предложил: «Сыграйте у меня». — «Ну присылайте сценарий, я посмотрю». Сценарий ему понравился, и он пригласил меня на встречу в Театр на Таганке. Мы сели в буфете, и Филатов начал: «Давайте работать, я буду играть…» И тут я вдруг заявляю: «Леонид, все-таки надо попробоваться». Несмотря на то что времена уже были перестроечные, систему худсоветов еще никто не отменил. Пробы были обязательны. Но я уже понимал: Филатов именно тот, кто мне нужен. Среднего человека должен играть выдающийся актер, а не середнячок, как я полагал изначально. А Филатов был по-настоящему великим актером — такая роль была ему по силам.

Карен Шахназаров с Алексеем Вертковым
«В «Белом тигре» нет компьютерной графики! Мы работали по-настоящему: если где-то что-то взрывалось, значит, взрывалось. А когда снимали бой в деревне, часть съемочной группы чуть не погибла» С Алексеем Вертковым на съемках фильма «Белый тигр». 2012 г.
Фото: из личного архива Карена Шахназарова

— Как проходили съемки?

— На съемках мы подружились. Он оказался необыкновенным человеком: душевным, обаятельным, интереснейшим рассказчиком. Зрители его боготворили. Он уже снялся в очень по­пулярных картинах: «Экипаж», «Грачи», «Из жизни начальника уголовного розыска»… И где бы он ни появлялся, начиналось что-то дикое, народ с ума сходил. «Город Зеро» мы снимали и на «Мосфильме», и в Вологодской области, а основную натуру — в Коломне. Помню, сидим в ресторане, к нам подходит молодой парень и говорит: «Леонид Алексеевич, огромная просьба к вам, не могли бы вы с моей женой потанцевать, она об этом мечтает». Вот до чего доходило! Но Леня, конечно, отказался.

Еще один эпизод: у съемочной группы выходной, и Леню приглашают выступить в местном ДК. Он говорит мне: «Пойдем со мной, тоже выступишь». Я удивляюсь: «Я-то там для чего?» — «Организаторы просят, чтобы ты тоже обязательно был». Думаю: ну ладно, выступлю, и Леню с удовольствием послушаю. Приезжаем, зал битком — люди на люстрах висят. По закону жанра я вышел первым, что-то рассказал о съемках «Курьера». Быстренько закруглился, понимая, что люди пришли не на меня. Мне вежливо похлопали. И выходит Леня… Как он выступал — надо видеть вживую! Зал просто ревел! Он читал свои стихи, «Федота-стрельца»… И это было потрясающе! Закончился концерт, и вдруг в гримерке мне организаторы вручают тысячу рублей. Огромные деньги по тем временам. Я спрашиваю: «Что это?» — «Вы выступали. Получите». — «Ну какое это выступление?! Это вечер Филатова — вы ему эти деньги и отдайте». — «А это условие Леонида Алексеевича. Он сказал, что даст концерт, только если с ним выступит Шахназаров и мы вам заплатим гонорар в размере половины от гонорара Филатова». Вот такой он был человек!

— Как снималась сцена в ресторане, когда герою Филатова приносят торт в виде его же головы?

— С тортом вышло целое приключение. Никак не могли сделать эту голову. Она должна быть из теста, ее же разрезают в кадре. Но голова разваливалась, да и портретного сходства достичь не удавалось. Потом наш мосфильмовский скульптор Миша Нестеров подсказал, как надо сделать, чтобы голова держала форму. Он и сейчас на «Хитровке…» со мной работал. А я придумал один ход, о котором с гордостью могу рассказать. Вспомнил, что существуют глазные протезы, которые делают на заказ. И предложил: «Давайте сделаем глазные протезы и вставим в нашу голову-торт». Миша вылепил основу, в которую мы вставили «Лёнины» глаза, которые смотрелись как живые — до жути. Сцена в итоге получилась очень эффектной.

Игорь Скляр, Петр Щербаков, Александр Панкратов-Черный и Николай Аверюшкин
«Конечно, для иностранцев эта картина стала откровением: Советский Союз — и вдруг джаз, музыкальная комедия без политического подтекста! Ее, кстати, купили для проката и в Канаде, и в США» Игорь Скляр, Петр Щербаков, Александр Панкратов-Черный и Николай Аверюшкин в фильме «Мы из джаза». 1983 г.
Фото: Мосфильм-инфо

Было у этой истории и эхо. Есть в Миннесоте очень престижный гуманитарный колледж Святого Олафа, где я являюсь доктором гуманитарных наук. Там изучают русское кино, и у них «Город Зеро» пользуется популярностью. Так вот, когда избрали Трампа, они мне прислали видео: на вечеринку в честь его победы заказали торт в виде головы самого Трампа, которую на тележке везли по залу… Комментарий к видео был такой: «Видимо, следующая остановка — «Город Зеро».

— Фильм «Город Зеро» вы потом и в Лондоне представляли, и в Чикаго он Гран-при получил, и в Каннах был. А Филатов в Канны ездил с вами?

— Леня в Канны не ездил. Но мы с ним были в Вальядолиде, в Испании, где получили приз, который нам вручал Хуан Антонио Бардем — крупнейший испанский режиссер. И во Франции мы с Филатовым побывали, и в Югославии. В этих поездках мы бесконечно разговаривали. Ночью придешь в гостиницу и с ним — до утра… Леня очень много рассказывал. Он был неравнодушным человеком с активной общественной позицией, интересовался политикой. Был диссидентски настроенным, но патриотичным. Когда его парализовало после инсульта, я снимал о нем программу. Был у меня такой телевизионный цикл — «ХХ век в кадре и за кадром». Леня уже плохо говорил, но голова у него была абсолютно ясная. И он мне сказал поразительные слова: «Ты не представляешь, как я переживаю, что Советского Союза нет. Потому что я чувствую себя ответственным за то, что случилось». Я говорю: «Леня, да брось ты! Зачем ты на себя это берешь?» А он: «Я тоже в этом виноват». И так горько-горько он это сказал, было видно, что очень страдает. Вот такое чувство ответственности за страну. Он был очень искренний, очень честный, совестливый. Так же сильно он сожалел и из-за Анатолия Эфроса, которого отказались признавать на Таганке. Леня даже ушел в «Современник» тогда. А Эфрос умер…

— А для вас Театр на Таганке был культовым?

— В молодости я сильно им увлекался. А мой папа одно время был очень дружен с Любимовым, потому что много помогал Таганке. Он же в ЦК работал, и когда на Таганке закрывали очередной спектакль, папа передавал письма Юрия Петровича генсеку Брежневу. Все это было довольно рискованно, и однажды отцу даже Фурцева позвонила: «Что вы всё опекаете эту Таганку? Это не в вашей компетенции!» Папа в международном отделе работал… Так что Любимов, Целиковская, Высоцкий бывали у нас дома. И благодаря этому у меня всегда имелись контрамарки на Таганку.

Карен Шахназаров
«Я несколько раз приезжал в Монреаль на фестивали. В разные годы в конкурсе участвовали и мои картины. «Анна Каренина. История Вронского» получила Специальный приз жюри» С Максимом Матвеевым на съемках фильма «Анна Каренина. История Вронского». 2017 г.
Фото: Юрий Феклистов

— Какие воспоминания связаны с Высоцким?

— Он бывал у нас в гостях, часто пел. Мне было лет 15—16, и я с упоением его слушал. Записывал его застольные выступления на катушечный магнитофон. Думаю, это интересные записи, которые еще никто не слышал. Высоцкий любил американские сигареты, и мой папа доставал их ему в цековском буфете, а я отвозил. Однажды повез в больницу, куда-то на окраину Москвы. Помню, Володя спустился ко мне в пижаме.

А когда я стал учиться на режиссера, он мне все время говорил: «Карен, когда выучишься, сними меня обязательно. Хочу у тебя сыграть какую-нибудь роль». И это было так искренне, так трогательно! Он же страдал от нереализованности в кино, его все время не утверждали худсоветы и высшее руководство. Я, конечно, о его просьбе помнил. Но в моей дебютной картине «Добряки» для Высоцкого подходящей роли не нашлось. А до следующей моей картины он не дожил. Очень обаятельный был человек. Леня Филатов про него тоже много рассказывал, он очень Высоцкого любил.

— После «Города Зеро» вы должны были снимать «Палату № 6»…

— Сценарий «Палаты № 6» я писал для Марчелло Мастроянни. Итальянский продюсер, которая работала с Никитой Михалковым, после успеха «Города Зеро» посмотрела мои картины, и ей они приглянулись. Помню, была встреча в ресторане, где походя, за рюмочкой она мне предложила: «Давай картину сделаем. Но у меня условие, чтобы обязательно была роль для Мастроянни, у меня с ним контракт. Выбери, что хочешь снимать». Я, недолго думая, выдал: «Ну например, «Палата № 6». Рассудил, что Чехова-то за границей хорошо знают. Честно говоря, и не предполагал, что у этого разговора будет продолжение. А она на следующий день мне звонит и говорит: «Я согласна, снимаем!» Звоню своему постоянному соавтору Саше Бородянскому: «Саня, надо перечитать Чехова...» Мы написали сценарий, действие которого перенесли в современность. Шел 1989 год. Нам хотелось снять художественный фильм, стилизованный под документальный, камерой с рук. Наши итальянские партнеры согласились. Мастроянни приезжал в Москву на переговоры, мы познакомились. Потом мы отправились в Рим, где должны были запускаться, и там я уже подружился с Марчелло. Он постоянно приходил к нам в гостиницу, мы вместе пили граппу. Мастроянни очень обаятельный человек. Мы общались без переводчика, напрямую на английском.

Карен Шахназаров с Леонидом Филатовым и Юрием Шерстневым
«Я предложил: «Давайте сделаем глазные протезы и вставим в нашу голову-торт». Наш скульптор вылепил основу, в которую мы вставили «Лёнины» глаза, которые смотрелись как живые — до жути» С Леонидом Филатовым и Юрием Шерстневым на съемках фильма «Город Зеро». 1988 г.
Фото: Мосфильм-инфо

Однако в Риме вдруг «переклинило» наших партнеров, они стали настаивать: «Давайте вернемся к традиционной версии, снимем историческое кино». Кстати, сегодня я думаю, что они были правы. Потому что наша версия была артхаусной, как сегодня любят выражаться критики. И для Мастроянни, конечно, совершенно не годилась. Он был мировой звездой, а тут экспериментальное кино… Но мы с Бородянским по молодости заупрямились. Из-за нашего упрямства проект закрылся. Это была, конечно, глупость.

Я забросил этот сценарий и даже мыслями к нему не возвращался. Но когда на картине «Исчезнувшая империя» работал с Володей Ильиным, меня вдруг осенило: вот же он, чеховский доктор Рагин! Вот тогда я из стола достал сценарий, и мы сняли эту картину. Не знаю, хорошо или плохо, но сняли так, как задумывалось двадцатью годами ранее.

Кстати, международный проект от меня не ушел, я потом снял картину «Цареубийца» совместно с англичанами, с Малколмом Макдауэллом в главной роли. Знаете, с годами я стал фаталистом: как Господу угодно, так и будет. Твое от тебя не уйдет.

— А сегодня в своей картине «Хитровка. Знак четырех» вы оживили самого Чехова. Его сыграл Иван Колесников

— И замечательно сыграл. Я очень доволен. Ваня — потрясающий артист! Вы представляете, оказалось, что он у меня маленьким мальчиком снимался в «Дне полнолуния». Мы его даже на съемки в Калмыкию возили. Потом, когда я Колесникова снимал в «Анне Карениной» в роли Стивы Облонского, он меня спросил: «Карен Георгиевич, а вы меня не помните? Я же у вас играл мальчика!» Так что «Хитровка...» — третий наш проект.

Карен Шахназаров с Олегом Янковским
«Знаете, с годами я стал фаталистом: твое от тебя не уйдет. Идея международного проекта в итоге воплотилась в картине «Цареубийца», которую сняли вместе с англичанами» С Олегом Янковским на съемках фильма «Цареубийца». 1991 г.
Фото: Мосфильм-инфо

— У вас в этом фильме интересный кастинг: Константина Станиславского играет его тезка Константин Крюков, Немировича-Данченко — Александр Олешко, а Гиляровского — Михаил Пореченков.

— Процесс выбора был долгим. Пробам я всегда уделяю большое внимание. Для меня важно увидеть сцену. Претендентов было много, и все хорошие. Я зауважал современную российскую творческую молодежь, у актеров высокий профессиональный уровень — так что было из кого выбирать. В результате я остановился на Косте Крюкове, Саше Олешко, Анфисе Черных. А Михаила Пореченкова я утвердил фактически без проб, сразу для себя определил его на роль Гиляровского, и не ошибся — он и типажно очень близок, и актерски.

— А как вам пришла идея интегрировать в сценарий реальных исторических персонажей: Станиславского, Чехова, самого Гиляровского?

— Они пришли из реальной истории: доподлинно известно, что Станиславский, когда работал над пьесой Горького «На дне», просил Гиляровского показать ему Хитровку.

— В «Хитровке…» играет один из ваших талисманов — Алексей Вертков. Можно сказать, что это вы открыли Верткова для кино, именно у вас в «Палате № 6» он впервые сыграл главную роль.

Карен Шахназаров
«У Гиляровского много персонажей, которые подразумевают что-то детективное. И сюжеты Конан Дойля органично вписались в хитровскую реальность — очень живописную, яркую, таинственную. И криминальную»
Фото: Филипп Гончаров

— Мы долго не могли нащупать артиста на роль Громова в «Палате № 6». Мой ассистент и ученик, второй режиссер Саша Горновский увидел Верткова в театре Женовача. Мы сделали пробы, и я сразу его утвердил, таким он показался убедительным, органичным. Хотя список претендентов был огромный. Потом я Алексею уже и в «Белом тигре» главную роль дал, и в «Анне Карениной» его снимал. Ну а в «Хитровке…» у него нестандартная роль — канонического злодея. Этого персонажа мы списали у Конан Дойля, он англичанин. И, по-моему, Алексей отлично сыграл. Считаю, что Вертков большой артист с большим будущим.

— А вы свою Хитровку где нашли? На «Мосфильме» построили?

— Да, фактически мы ее построили на натурной площадке «Мосфильма». Это и декорация ночлежки, и интерьер трактира «Каторга», который славился тем, что в нем собирался хитровский «бомонд»: воры, убийцы, беглые каторжники. А подземелье реки Неглинной, куда приходится спускаться нашим героям, ­построили в павильоне. Натурные съемки у нас проходили в Санкт-Петербурге. Картина приключенческая — в ней есть и драки, и погони. Погоню на катерах снимали в Кронштадте, еще несколько сцен — на питерских улицах. В Северной столице мы нашли интерьер и для фешенебельного ресторана начала века — в Доме архитекторов, это очень красивое место. Часть сцен сняли в МХТ имени Чехова. Так что это была сложная масштабная работа.

События на видео
Мужской вопрос: что нужно знать о простатите и аденоме при встрече с ними
Каждый мужчина в своей жизни слышал эти 2 слова: простатит и аденома. Чаще всего — в кабинете специалиста, от друзей или в рекламе по телевизору. Заболевания рано или поздно приходят к большинству, но мало кто готов к этой встрече. Эта деликатная тема вызывает страх, недопонимание и стыд, заставляет откладывать визит к специалисту, усугубляя проблему.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая