Карен Шахназаров: «Моя личная жизнь не удалась»

«Вынужден констатировать — семьи у меня нет. Не скажу, что я переживаю на этот счет, но факт остается фактом».
Татьяна Зайцева
|
27 Февраля 2013
Фото: Елена Сухова

«Вынужден констатировать — моя личная жизнь не удалась, семьи у меня нет. Не скажу, что я переживаю на этот счет, но факт остается фактом. Иногда спрашиваю себя: почему так получилось?»

— Карен Георгиевич, вы известный кинорежиссер и крупный менеджер — почти полтора десятка лет блистательно руководите гигантским «Мосфильмом». Талантливый, знаменитый, влиятельный, очень успешный человек. При этом уже 12 лет не женаты.

А ведь в силу специфики профессии вы всегда в окружении красивых девушек. Вот Ольга Сидорова, актриса и модель, в «Караване историй» рассказывала о вашем романе. Так отчего же вы не женитесь?

— Ну как это объяснить? Нужно, видимо, какое-то особое совпадение, чтобы захотеть с этим человеком создать семью.

— С Дарьей Майоровой (Актриса, телеведущая Дарья Майорова моложе Шахназарова на 20 лет. — Прим. ред.) вы такое совпадение, видимо, почувствовали? Ведь именно с ней вы в последний раз сделали подобную попытку…

— Да, с Дашей мы совпадали. И я не назвал бы это попыткой. Все-таки мы прожили вместе десять лет, из них восемь в браке, у нас двое сыновей...

Инна Чурикова и Федор Дунаевский в фильме Карена Шахназарова «Курьер»
Инна Чурикова и Федор Дунаевский в фильме Карена Шахназарова «Курьер»
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Познакомились мы на съемках «Цареубийцы», Даша играла у меня в картине небольшую роль — одну из дочерей императора, Ольгу. Очень была эффектная. И сейчас-то она необыкновенно привлекательная женщина, а уж в те времена… Это была любовь с первого взгляда. После съемок мы поженились. И до поры до времени все у нас складывалось очень хорошо. Но увы…

— Три брака — три развода. Почему все-таки так сложилось?

— Если говорить начистоту — моя личная жизнь не удалась, и семьи у меня нет. Не скажу, что я переживаю на этот счет, но факт остается фактом. Иногда я и сам спрашиваю себя: почему так получилось? Для объяснения любого развода или разрыва взаимоотношений можно найти массу внешних причин, но все равно существует одна — главная, самая глубинная.

Игорь Скляр и Елена Цыплакова в фильме «Мы из джаза»
Игорь Скляр и Елена Цыплакова в фильме «Мы из джаза»
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО
Александр Панкратов-Черный и Евгений Евстигнеев в фильме «Зимний вечер в Гаграх»
Александр Панкратов-Черный и Евгений Евстигнеев в фильме «Зимний вечер в Гаграх»
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Собственно, в этом и состоит задача режиссуры — найти во взаимоотношениях людей глубинный смысл. Вот я и докопался до сути проблем в моих отношениях с женщинами. Как говаривал Наполеон: «Власть — моя жена и любовница». А у меня вместо власти — кино. Правда, это так. Кино — моя единственная всепоглощающая страсть, единственный смысл в жизни. И в конечном счете это чувствовала каждая женщина из тех, что были со мной. Все-таки брак подразумевает взаимоотдачу супругов, и женщине необходимо ощущение, что часть жизни мужчины принадлежит ей. Пусть даже не главная часть, но хотя бы какая-то. К сожалению, в моем случае даже этой части они не имели. Иной раз думаю: а может, надо было выстраивать все как-то по-другому? Ведь я сейчас уже довольно скептически отношусь к кино, к его миссии в мире.

Армен Джигарханян в новом фильме Шахназарова «Любовь в СССР»
Армен Джигарханян в новом фильме Шахназарова «Любовь в СССР»
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО
Олег Басилашвили в фильме «Яды, или Всемирная история отравлений»
Олег Басилашвили в фильме «Яды, или Всемирная история отравлений»
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Возможно, оно не стоило того, чтобы жертвовать ради него семьей. Но теперь уже ничего не изменишь…

— Первый раз женились в студенческие годы?

— Нет, позже, я уже снял свою первую картину. А Лена тогда только окончила истфак. Молодая, красивая. Я влюбился и очень быстро поставил родителей перед фактом: «Мы собираемся пожениться, вот, познакомьтесь…» (Смеется.) Соблюли все формальности: свадьбу дома сыграли, у невесты — платье, у жениха — костюм, все как положено. Кстати, это была единственная свадьба в моей жизни, потом как-то обходилось без церемоний… Прожили мы с Леной всего полгода — то у меня жили, то у нее, то что-то снимали. А потом разошлись, после чего, правда, еще какое-то время встречались.

Вообще, все было как-то сумбурно. Без обязательств, что ли. Сейчас Лена жена влиятельного бизнесмена, у нее двое детей. Изредка мы пересекаемся на каких-то мероприятиях… Может быть, все дело в том, что мы с ней встретились в очень грустный для меня период жизни. У меня не ладилось с кино, так что было не до личной жизни…

— Успех пришел к вам не сразу?

— Окончив ВГИК на курсе у Игоря Васильевича Таланкина, я полтора года работал на «Мосфильме» ассистентом режиссера. Для практики начал снимать «Фитили», короткометражки по заказу ГАИ, а параллельно искал материал для своего фильма. Нашел рассказ Льва Славина и принес его в объединение Данелии, где потом и делал свои картины. Георгий Николаевич познакомил меня с Александром Бородянским, который работал у него главным редактором и уже написал «Афоню».

И мы с Сашей сочинили сценарий «Дамы приглашают кавалеров». Радостно отнесли в Госкино и… получили от ворот поворот. Не приняли сценарий. Ни в какую — искажает советскую действительность... А мне так хотелось снимать! И тут вдруг всплывает уже утвержденный сценарий «Добряки» по пьесе Леонида Зорина. «Хочешь? — спрашивают. — Снимай!» И я взялся, хотя материал был не очень-то моим. Тут ко мне приходит мой вгиковский товарищ, покойный Ваня Киасашвили, и говорит: «Может, отдашь мне «Дамы приглашают кавалеров», тебе же есть что снимать?» Я объяснил, что его забраковали, но он говорит: «А я все-таки попробую». И надо же — ему утвердили! Наверное, попал к другому редактору. Повезло… А я снял «Добряки», и фильм провалился — прошел вторым экраном, без успеха.

Алена Зандер, вторая жена Шахназарова, сейчас живет вместе с дочкой в Америке
Алена Зандер, вторая жена Шахназарова, сейчас живет вместе с дочкой в Америке

Иначе и быть не могло — его еще и порезали, нашли какую-то антисоветчину, крамолу. Все это я переживал очень болезненно, плакал даже от обиды. Единственный раз в жизни! Выпивши, правда, был. Потом-то уже заматерел, да по большому счету не так уж много у меня и резали... Не скажу, что тогда я впал в депрессию, не такой у меня характер, но было крайне тяжело. Полное ощущение, что в профессии у меня ничегошеньки не получится. От нечего делать написал повесть «Курьер», отдал в «Юность», ее опубликовали, и мне стали приходить тысячи писем. Это поддержало морально. Я даже премию какую-то литературную получил и чуть-чуть окрылился. Но в кино по-прежнему ничего не складывалось… А однажды по телевизору посмотрел программу про Утесова, про джаз и позвонил Саше Бородянскому: «Слушай, есть интересная тема, давай попробуем придумать какую-нибудь музыкальную комедию!»

Я снимал этот фильм с ощущением, что сделаю его и… брошу кино.

— А откуда взялись такие настроения?

— Да все потому, что на студии фильм этот считался аутсайдером. И вся компания наша подобралась из таких, которых сейчас называют лузерами. Саша Панкратов только что как режиссер снял картину, ее порезали и больше ничего не давали делать, при этом он находился в Москве без квартиры, без денег. Так же и Игорь Скляр — из Курска, ни жилья, никаких точек опоры. Оператор Володя Шевцик с теми же проблемами, ну и так далее... То есть все совершенно ничем не обремененные. В принципе мы фильм делали про себя.

Может, это и помогло… Снимали весело, в Одессе. Конец сентября — октябрь, погода ровная, плюс 25, солнце нежное, море теплое, и, хотя съемки были тяжелыми, в памяти осталось ощущение праздника. Утром, днем вкалывали, вечером гуляли, ночью купались в море. Какие-то девушки бесконечные образовывались рядом с нами, мы с ними любовь крутили. Ну а как по-другому? Молодые же были. Я холостой, уже в разводе, вполне мог себе позволить.

Картина выстрелила. На премьере в Доме кино ее потрясающе приняли. После премьеры, естественно, был банкет. А я тогда жил у родителей. На следующий день отсыпался. Днем меня будит мать и говорит: «Слушай, там какой-то тип названивает, говорит, что Евтушенко. Третий раз уже звонит». А надо понимать, что слава Евгения Александровича Евтушенко в то время была фантастической, зашкаливающей.

С Дарьей Майоровой — третьей женой
С Дарьей Майоровой — третьей женой
Фото: ИТАР-ТАСС

И вот я беру трубку и слышу: «Я хотел только сказать, что был вчера на вашей премьере. Поздравляю, потрясающий фильм...» Наговорил еще массу приятных слов и повесил трубку. Я был совершенно ошарашен…

— Примерно в это же время, после «Мы из джаза», вы женились во второй раз…

— Алену я повстречал в компании. Опять очень красивая, опять понравилась, опять влюбился. Она окончила факультет журналистики, потом стала телеведущей (Алена Сетунская (Зандер) впоследствии вышла замуж за голливудского продюсера. — Прим. ред.). Поженились мы очень быстро — месяца через два с половиной после знакомства. Мне 31 год. Уже хотелось создать нормальную семью, были такие мысли — пора.

Через два года у нас появилась дочка, Анюта. В честь моей мамы назвали. Как в любой семье, разное между нами бывало — ссорились, мирились, проблемы какие-то домашние решали, но ничто не предвещало того, что произошло в дальнейшем. В 89-м году меня с «Городом Зеро» пригласили на Каннский фестиваль. Впервые в жизни. Мы нормально попрощались с женой, с дочкой, и я улетел. Возвращение было удивительным, на всю жизнь его запомнил: иду двором, смотрю на темные, мертвые окна нашей квартиры, и странным образом абсолютно отчетливо формулируется мысль: их нет и никогда не будет. Не понимаю почему, но я это осознал четко. Поэтому, когда, войдя в квартиру, увидел записку жены — дурацкую, типа: «Мы уехали в Америку, я хочу Анюте показать Диснейленд», — даже не удивился… Потом проанализировал и понял: ей нужно было очень тщательно подготовиться к отъезду, все оформить, подгадать к моей пятидневной поездке в Канн.

Видимо, ей помогли… Вот и все, с той поры я не видел дочку 20 лет. Ничего о ней не знал. Пытался что-то выяснить, встречался с родителями жены, но они все скрывали. Позже я заочно развелся. По суду выиграл право на воспитание дочери, но реально осуществить это возможности не было.

— Неужели не хотелось побороться за ребенка? Разыскать, забрать? Все-таки фильм «Американская дочь» со схожим сюжетом вы снимали в Штатах…

— Да, в 94-м я три месяца работал в Сан-Франциско и, конечно, мог бы полететь в Нью-Йорк. Наверное, если бы поставил такую задачу, разыскал бы. Но я не стал, решил оставить все как есть.

С Владимиром Меньшовым
С Владимиром Меньшовым
Фото: PHOTOXPRESS.RU

Понимаете, с годами все притупляется, забывается. Как говорится, время лечит. И кроме того, отбросив эмоции, я начал рассуждать уже более взвешенно. Я думал: вот что я реально могу сделать? Забрать ее? А как? Из Америки шиш заберешь, наши законы там не указ. Это во-первых. Во-вторых, если бы я ее даже как-то исхитрился забрать — стало бы от этого лучше ребенку? Вряд ли. Ведь Анюта жила с матерью, и у меня не было сомнений по части материнских качеств бывшей жены. Матерью она была нормальной, дочку любила, заботилась о ней.

— А просто встретиться с дочкой, поговорить не пытались?

— Нет, потому что и тут возникали вопросы. Непонятно было, нужно ли это дочке? Ведь Анюту увезли, когда ей было всего четыре года, и большая часть ее жизни прошла без меня.

Она от меня отвыкла. Живет в полноценной семье, у нее новый отец… Словом, в какой-то момент я просто поставил в этой истории точку. Решил: даст Бог, Анюта сама меня найдет. Когда ей это будет нужно. Так и случилось. Года три назад, в Нью-Йорке. Ане было уже 24 года. Я прилетал в Америку с «Палатой № 6» и должен был давать интервью одной тамошней знакомой журналистке. И при встрече она вдруг сказала: «Твоя дочь хочет тебя увидеть». Анюта позвонила мне, сказала: «Здравствуй, папа…» — всплакнула. Мы встретились. Вместе поужинали, обо всем поговорили, она впервые услышала мою точку зрения на эту историю. Мать-то рассказывала ей свою версию… Думаю, непросто Ане было все это переосмыслить. Мне тоже нелегко было адаптироваться к реальности. Так странно: моя дочь — абсолютная американка, со всеми их взглядами.

По-русски говорит, но не очень. Энергичная такая девушка, занимается рекламным бизнесом — у нее своя компания, имеющая контракты с крупными американскими кинорежиссерами… Теперь мы время от времени общаемся.

— А с сыновьями от третьего брака?

— С ними я никогда и не расставался. Как раз памятуя свою предыдущую историю, старался максимально присутствовать в жизни моих сыновей — чтобы и их не потерять. Как бы ни устал, как бы ни хотелось отдохнуть, ехал к ним, занимался с ними, брал их с собой в командировки, в отпуск, на дачу. Хотел, чтобы они чувствовали: я рядом. Думаю, первое время мальчишки даже не понимали, что мы с их матерью развелись. Ване тогда было восемь лет, Васе — пять. К счастью, Дарья никогда не препятствовала нашему контакту…

— Тем временем в творчестве вы вышли на взлетную полосу, и дальше все у вас пошло уже только в одном направлении — вверх!

— Ну, об этом уж точно судить не мне, а зрителям.

С Андреем Паниным на съемках фильма «Всадник по имени Смерть»
С Андреем Паниным на съемках фильма «Всадник по имени Смерть»
Фото: ИТАР-ТАСС

Просто после успеха «Джаза...» стало проще работать. Следующий фильм был «Зимний вечер в Гаграх». Что приятно, Евстигнеев сам захотел сниматься в моей картине, можно сказать, добивался этой роли, а я ведь пробовал на нее и Ефремова, и Леонова, и еще многих высококлассных артистов. У нас с Евстигнеевым сложились очень хорошие отношения. Бывало, он говорил, посмеиваясь: «Чем отличается хороший артист от плохого? Вот я, допустим, хороший. Почему? Потому что у меня в запасе пять штампов. А у плохих — только один. Вот и вся разница». Остроумный, прекрасный собеседник, очень живой, естественный.

Любил выпить, обожал женщин, хотел, чтобы его любили...

А на съемках «Курьера» мы подружились с Володей Меньшовым, с тех пор и дружим. И тогда же мы очень сошлись с Олегом Басилашвили. Актер он, конечно, совершенно блистательный, с сумасшедшим диапазоном — от драмы до фарса. И человек немыслимого обаяния. Хотя взгляды у нас совершенно разные. Он демократ, либерал, а я вроде бы государственник, в связи с чем у нас всегда происходили жаркие споры, до посинения. Но вот что интересно: это никогда не мешало нам искренне любить друг друга… «Курьер» имел успех и стал самым «кассовым» из моих фильмов. А ведь снял я его по чистой случайности. У меня не было интереса делать картину по своей собственной повести, и снимать ее намеревался Андрей Эшпай.

Но сценарий у него не приняли по идеологическим соображениям — герой не тот. К этому времени я как раз закончил «Зимний вечер...», и Саша Бородянский предложил: «Может, все-таки попробуешь, твоя же повесть». Я решился. И на этот раз заявку приняли. Наверное, потому, что уже пришел Горбачев. Как-то сразу, резко почувствовалось, что атмосфера в стране изменилась.

— Карен Георгиевич, а почему при вашей достаточно любвеобильной жизни вы никогда не снимали фильмы о любви?

— Да, меня часто упрекали в этом. Ну, вот сейчас, можно сказать, сделал. (Смеясь.) Нате, получите, «Любовь в СССР»! В конце февраля картина выходит на экраны. На самом деле это переделанный вариант «Исчезнувшей империи».

«Думаю, первое время мальчишки даже не понимали, что мы с их матерью развелись. Ване тогда было восемь лет, Васе — пять»
«Думаю, первое время мальчишки даже не понимали, что мы с их матерью развелись. Ване тогда было восемь лет, Васе — пять»
Фото: Елена Сухова

Почему-то мне захотелось это сделать. «Исчезнувшая империя» была для меня ностальгической — словно прощание с советской эпохой, к которой я был очень привязан, ведь это мое прошлое. А новая картина получилась совсем другой. Это просто лирическая история из жизни 70-х годов прошлого века. Любовный треугольник, вечные взаимоотношения, которые могут быть в любые времена...

— Ну все-таки времена, поколения тоже имеют значение… Ведь ваши родители, к примеру, жили совсем по-другому, чем вы…

— Да, мама с папой прожили в единственном браке без года 50 лет. Отец происходил из рода армянских князей Мелик-Шахназар. До революции его дед был управляющим в Баку, в нефтяной компании братьев Нобель. По специальности папа — юрист- международник.

Фронтовик, орденоносец, командир разведки артиллерийской бригады. А мама моя — русская, из очень бедной семьи. Родилась в селе Салганы Нижегородской области. В Москве она отучилась на каких-то курсах товароведения, работала на овощебазе. Это потом уже, когда я родился, она поступила на заочное отделение театроведческого факультета ГИТИСа. Как отец умудрился стать номенклатурным работником (Георгий Хосроевич Шахназаров — политолог, доктор юридических наук, член-корреспондент Академии наук СССР, последние годы был помощником Михаила Сергеевича Горбачева. — Прим. ред.), для меня до сих пор загадка. Потому что по сути своей он абсолютно не соответствовал партийной номенклатуре. Вел себя свободно, независимо. Рисковал: дружил с диссидентами, активно поддерживал крамольный Театр на Таганке, читал запрещенную литературу.

— Почему вы, сын такого влиятельного отца, не пошли поступать в традиционный МГИМО, а совершили неожиданный виток в сторону ВГИКа?

— Все-таки атмосфера в нашей семье была художественная.

Каждые выходные к нам приходила уйма папиных друзей. Часто бывали Любимов с Целиковской, Высоцкий… Естественно, в отличие от многих моих сверстников, у меня была возможность ходить в любые театры. Плюс мы с родителями посещали все художественные галереи, выставки. А почему выбор пал именно на кино?.. Теперь-то я уже точно знаю: когда человек идет в эту сферу, его прежде всего прельщает праздничная сторона — красивые женщины, необыкновенная жизнь, слава, награды.

«Женщине необходимо ощущение, что часть жизни мужчины принадлежит ей. В моем случае этого не было. И теперь уже ничего не изменишь...»
«Женщине необходимо ощущение, что часть жизни мужчины принадлежит ей. В моем случае этого не было. И теперь уже ничего не изменишь...»
Фото: Елена Сухова

Это стимулирует. И я не был исключением. К сожалению, только начав работать в этом мире, понимаешь, насколько он непрост. Сейчас я своим студентам на высших режиссерских курсах говорю: «Ребята, имейте в виду: вы выбрали профессию, в которой в 99,9 процента случаев у вас ничего не получится. Риск колоссальный, очень мало тех, кто достигает успеха». Профессия очень жесткая, в ней нет середины — либо ты должен иметь успех, либо проиграл. К сожалению, тут недостаточно только дарования. Огромную роль играет везение.

— Папина фамилия помогла при поступлении?

— Конечно, сыграла роль. И это единственный в моей жизни блат, потому что в дальнейшей работе уже ничье имя не помогло бы.

Кино за тебя никто не снимет.

— Теперь режиссуру осваивает ваш сын Иван, уже получивший приз за свой дебютный короткометражный фильм...

— Видит Бог, я сыновей совершенно не готовил к кино, искренне не желал, чтобы они этим занимались. А им хочется! Вот младший скоро оканчивает школу и, чувствую, тоже пойдет в этом же направлении. И тут ведь не только мои гены сыграли роль. По линии Дарьи очень кинемато-

графическая семья. Дед — один из лучших звукорежиссеров страны, сделавший больше ста картин, в числе которых «Летят журавли»; прадед — оператор фильма «Путевка в жизнь», режиссер фильмов «Наш дом», «Хождение за три моря». Поэтому какими словами их можно отговорить?

Сказать им, что я руку себе отрежу, если они пойдут в режиссеры?! (Смеется.) Единственное, о чем я их серьезно предупреждаю, — это что шансов у них почти нет...

— Ну конечно, при таком-то папе — гендиректоре «Мосфильма»...

— Ну, во-первых, папа не вечен. А во-вторых, повторяю: какой бы пост ни занимал родитель, снимать фильмы за своих детей он не сможет, все равно сражаться им придется в одиночку. Да еще и фамилия будет довлеть — сравнивать постоянно станут, да пенять, что отец помогает. Над старшим это и сейчас уже висит. Но ничего, пусть терпят, сопротивляются и сами прокладывают себе дорогу…




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая