Карен Кавалерян: «Свой первый хит для «Браво» я написал в метро на кроссовках»

«Агузарова называла себя маленькой рыжей белкой. Почему — я не спрашивал. Отношения между нами не...
Жанна Агузарова и Евгений Хавтан
Жанна Агузарова и Евгений Хавтан с группой «Браво». 1987 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

«Агузарова называла себя маленькой рыжей белкой. Почему — я не спрашивал. Отношения между нами не заладились с первого дня. Она считала себя не только суперпевицей, но и крутым автором, что было далеко от истины. Но многочисленные подпевалы с утра до ночи дули ей в уши о величии, присваивали разнообразные титулы типа «королева рок-н-ролла». В итоге она ушла из группы, загубив себе и карьеру, и жизнь», — рассказывает поэт-песенник, автор 1000 песен и 9 мюзиклов Карен Кавалерян.

Помню, в 1987 году я ехал с барышней в такси, и по радио вдруг зазвучал «Старый отель» группы «Браво». Я повернулся к ней и говорю: «Ты знаешь, а ведь это моя песня». Она весело рассмеялась, как умеют смеяться только московские девчонки, и ответила: «Необязательно пудрить мне мозги, ты мне и так нравишься». Через пару месяцев на «Мелодии» вышла пластинка «Браво», и я принес ей альбом в подарок. Она повернула конверт тыльной стороной, где указываются авторы песен, а потом подняла глаза и посмот­рела на меня как на инопланетянина. Так я стал поэтом-песенником…

Карен Кавалерян
Карен Кавалерян. 1998 г.
Фото: из личного архива Карена Кавалеряна

Текст «Старого отеля» я сочинил еще студентом пятого курса МАДИ. Идея пришла мне в метро по пути домой с репетиции «Браво». У меня была с собой ручка, но не было блокнота, и я записал несколько первых строчек на своих белых кроссовках. Люди в вагоне с опаской на меня поглядывали. Зато с тех пор я знаю, что ходить на репетиции без блокнота — непрофессионально. Агузарова тогда еще досиживала срок (в 1984 году за использование чужого пас­порта певицу выслали на полтора года на принудительные работы в леспромхоз в Тюменской области. — Прим. ред.), и поэтому «Старый отель» стал петь мой дружок, бас-гитарист «Браво» Тимур Муртузаев. Потом, когда Жанна вернулась, группа поехала на первые гастроли — играть на танцах в студенческом лагере в Алуште. «Старый отель» по-прежнему пел все тот же Тимур. Примерно через неделю Агузарова поняла, что это настоящий суперхит. Она подошла к Хавтану и сказала: «Передай этому, что я согласна петь ваш «Старый отель». «Этот» — Тимур — спал с ней валетом на одной кровати, а третьим в их комнате был саксофонист Саша Степаненко, чье впечатляющее соло звучит в канонической версии песни.

Помню, Агузаровой нравилось называть себя маленькой рыжей белкой. Почему — я не спрашивал. Отношения между нами не заладились с первого дня, и меньше всего мне хотелось разбираться в извивах ее души. Я пытался делать какие-то шаги навстречу, но это было бесполезно. Она считала себя не только суперпевицей, но и крутым автором, что было далеко от истины. Но многочисленные подпевалы с утра до ночи дули ей в уши о величии, присваивали разнообразные титулы типа «королева рок-н-ролла». В итоге она ушла из группы, загубив себе и карьеру, и жизнь. Вскоре первый успех прошел, и свита разбежалась. Москва не сентиментальный город. «Здравствуй» и «прощай» здесь произносят без паузы.

Карен Кавалерян с Крисом Кельми
«Ночное рандеву» превратило меня из андеграундного автора в хитмейкера. Когда ты идешь на ужин и слышишь в ресторане свою песню десять раз за вечер, это впечатляет» С Крисом Кельми. 1998 г.
Фото: из личного архива Карена Кавалеряна

Я слышал тысячу раз от самых разных людей, что Женя Хавтан — везунчик, которому все время попадались классные солисты. По мне, это совершенно не так. Потому что солисты за эти годы приходили и уходили, а стиль, драйв и, главное, хиты «Браво» никуда не делись. Так что лично я считаю, что стержнем этой группы во все времена были не солисты, а композиторский талант, чувство стиля, интуиция и интеллект Жени Хавтана. К сожалению, кроме «Старого отеля» мы написали с ним только «Марсианку», после чего наше сотрудничество стараниями Агузаровой завершилось.

Но если где-то убыло, то где-то прибыло — этот закон не отменить. Транзитом из «Браво» я оказался в «Бригаде С», для которой сочинил полдюжины песен, а две из них — «Бродяга» и «Человек в шляпе» — стали большими андеграундными хитами, а потом в моей жизни возникли группы «Черный кофе», «Рок-ателье» и «Парк Горького». Первый альбом группы «Парк Горького» в 1989-м вышел в США на PolyGram Records N.Y. и продался почти «золотым» тиражом, а это полмиллиона пластинок. И там была моя песня Fortress. До этого американские артисты, которых издавали крупные западные лейблы, казались нам небожителями. Выяснилось, что они такие же парни из плоти и крови, но главное — стало понятно: мы можем писать конкурентоспособные песни для западного рынка, причем даже на их языке.

Владимир Пресняков
«Работать лучше всего с теми, кто тебе доверяет. Тогда и приходит результат. В этом смысле идеальные отношения сложились у нас с Володей Пресняковым в начале 1990-х, когда мы делали альбом «Замок из дождя» Владимир Пресняков. 1994 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

Но, возможно, лучшее из того, что мне посчастливилось написать, — «Ты сделана из огня». Мы с моей женой Ликой тогда только поженились, денег у нас было кот наплакал, а мне хотелось сделать ей стоящий подарок. И она великодушно предложила: «Напиши песню про меня». Надо же такому случиться, что на следующий день Вадик Усланов завез мне для подтекстовки супермелодию. Мы тогда сделали с ним целый альбом, и, записав его, он раскидал запись по радиостанциям. Ресурса у него не было никакого — ни финансового, ни административного, и он мог рассчитывать только на чудо. Оно и случилось. Какой-то безымянный диджей с «Европы Плюс» поставил песню в ночном эфире на свой страх и риск, до того она ему нравилась. И пошел шквал заявок. Через неделю «Ты сделана из огня» крутили все радиостанции страны. Чудеса случаются, это для меня непреложный факт.

Александр Маршал, Александр Львов, Ян Яненков и Алексей Белов
Группа «Парк Горького»: Александр Маршал, Александр Львов, Ян Яненков и Алексей Белов. 2008 г.
Фото: Photoxpress.ru

Когда получается идеальная песня, где все работает как часы — мелодия, гармония, текст, музыканты, певец, общее звучание, то хочешь повторить это ощущение. Не буду лукавить, совершенство — наркотик, спасения от которого нет. Но подобное случается редко, от силы несколько раз в жизни. Одну из таких песен мне удалось написать в начале девяностых, когда рок-движение стало выдыхаться: «Ночное рандеву». Крис Кельми у себя на кухне показал мне мелодию, налил чаю, а сам пошел разучивать какую-то песню с новым солистом группы. Когда Крис вернулся, у меня был готов припев и два куплета — я записал их на салфетке. «Ночное рандеву» превратило меня из андеграундного автора в хитмейкера. Когда ты идешь на ужин и слышишь в ресторане свою песню десять раз за вечер, это впечатляет. Мне, правда, потом не раз прилетало от разных рок-деятелей за то, что текст про любовь, а для них это было тогда запретной темой. Получается, я ворвался со своими песнями про девчонок в их протестную повестку. Но умозрительная чистота жанра и абстрактный рокерский кодекс меня не интересовали. Мои родители не оставили мне дачу на Николиной Горе, я сам должен был оплачивать свои счета…

Жан Григорьев-Милимеров, Вячеслав Бодолика, Питер Джейсон, Марат Чанышев
«Премьеры» были молодой группой и любили не только работать, но и дурака повалять. Помню, накануне финала «Евровидения» они куролесили по Таллину вместо того, чтобы отсыпаться. Разве можно таким образом подготовиться к выступлению? Итог — 10-е место» Группа «Премьер-министр»: Жан Григорьев-Милимеров, Вячеслав Бодолика, Питер Джейсон, Марат Чанышев. 2002 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

Я родился на Арбате, в знаменитом роддоме имени Грауэрмана, которого, увы, больше нет, а вся моя жизнь прошла между Соколом и Аэропортом, в местах, где я сначала жил с родителями, потом учился в институте, а сейчас живу с женой и сыном. Мой отец был военным летчиком, он начал войну 22 июня 1941 года на разбомбленном аэродроме под Полоцком, а закончил ее 8 мая 1945 года в Берлине. Мама училась в знаменитом Военном институте иностранных языков и потом преподавала английский язык. К сожалению, их обоих уже нет. Но они прожили долгую, пусть и не безоблачную жизнь и успели стать свидетелями многих моих удач, чему я очень рад.

Я мечтал стать романистом и, сдав школьные экзамены, отнес документы в Литературный институт. Однако дама из приемной комиссии объяснила, что перед поступлением к ним мне неплохо бы отслужить в армии и поработать на производстве. Ни к тому, ни к другому меня не тянуло, а тратить время на то, что не любишь, не в моих правилах. Жизнь слишком коротка. В итоге я поступил в МАДИ. Это был самый близкий ко мне институт в смысле локации. В его стенах я провел шесть лет, мучая преподавателей и мучаясь сам. Но вне института эти годы были прекрасны. На последнем курсе в результате увлечения музыкой у меня возникли про­б­лемы с преддипломной сессией. Мой дядя пианист Левон Оганезов вызвался помочь. Он тогда работал с Винокуром и привез его на шефский концерт в МАДИ. Однако их трюк не только не сработал, но даже спровоцировал мое отчисление прямо перед защитой. Впрочем, иногда поговорка «что ни делается, все к лучшему» действительно работает. Окончи я институт без приключений, возможно, распределился бы в какой-нибудь НИИ и чертил бы сейчас эпюры. Хотя представить подобное сложно.

Гарик Сукачев
Гарик Сукачев и группа «Бригада С». 1989 г.
Фото: Photoxpress.ru

Дядя Лева не оставлял попыток как-то помочь мне в жизни. Предлагал показать мои песни большим звездам, но я считал, что должен всего добиться сам, и держался от них подальше, сотрудничая с малоизвестными московскими группами. Была и другая причина — меня категорически не устраивал официальный радийный и телевизионный аудиоконтент, а над песнями советских ВИА мы с друзьями просто потешались. Я хотел победить на своих условиях. Время подтвердило то, что я чувствовал тогда интуитивно, — в шоу-бизнес надо приходить со своим поколением.

Карен Кавалерян с Левоном Оганезовым
«Дядя Лева не оставлял попыток как-то помочь мне в жизни. Предлагал показать мои песни большим звездам, но я считал, что должен всего добиться сам» С Левоном Оганезовым. 2017 г.
Фото: из личного архива Карена Кавалеряна

Другое дело — подрабатывать техником на гастролях звезд. С Валерием Ободзинским я ездил на гастроли в 1981-м, во время академического отпуска. Он был уже не тем, что в конце 1960-х, но все равно оставался большой звездой. Помню, в Самарканде между дневным и вечерним концертами на него в гримерной упала огромная оконная рама, снятая с петель для покраски. Он даже не успел поднять руки. Осколки чудом не порезали ему лицо. Он «на автомате» отработал вечерний концерт, а на следующий день тайком улетел в Москву. Мы с группой остались один на один с местными администраторами, которые продали билеты на пять стадионных концертов и не собирались просто так отпускать нас. В итоге группа играла инструментальную программу, а пели девочки бэк-вокалистки, причем какой-то базовый ритм-н-блюзовый репертуар. Помню, как Андрей Выпов, вскоре перешедший в «Карнавал» Саши Барыкина, от отчаяния подбил всех сыграть мудреную вещь Джона Маклафлина Wings Of Karma. Это был реальный треш, но зрители в тюбетейках одобрительно кивали...

Алла Пугачева и Григорий Лепс
«Лабиринт» Лепсу сосватала ни много ни мало сама Алла Пугачева — у нее лежал диск с записью песни, и когда Гриша приехал за советом, Алла дала ее послушать» Алла Пугачева и Григорий Лепс на концерте «Песня года 2008»
Фото: Photoxpress.ru

Время было интересное, переломное. Помню, после феерического выступления «Браво» на «Рок-панораме-86» монополист на рынке звукозаписи фирма «Мелодия» предложила им издать пластинку. На нее попал и «Старый

отель». Вскоре мне позвонил редактор и мягко, но с нажимом предложил оформить соавторство текста с кем-то из членов худсовета «Мелодии». Иначе, по его словам, она на пластинке не выйдет. Я был совсем молодой автор, но это не имело значения. Есть вещи, в которых нельзя уступать ни на миллиметр. Распалившись, я даже написал заявление директору «Мелодии». К моему удивлению, редактора уволили. Вряд ли подобный шантаж был для кого-то новостью, но в воздухе уже чувствовалось дыхание перемен. Вскоре мне позвонил новый редактор. Он извинился за своего предшественника и оформил мое авторство на пластинке надлежащим образом. Звали этого милого человека Юрий Потеенко. В 2014-м, почти тридцать лет спустя, мы с композитором Потеенко написали «Паралимпийский гимн» для сочинской Олимпиады, которую на закрытии Игр исполнили великий Хосе Каррерас и Диана Гурцкая. Жизнь — лучший из известных мне режиссеров.

Диана Гурцкая и Хосе Каррерас
Диана Гурцкая и Хосе Каррерас на церемонии закрытия XI зимних Паралимпийских игр. 2014 г.
Фото: из личного архива Дианы Гурцкая

К середине 1990-х у многих, в том числе и у меня, начались финансовые проблемы. РАО (Российское авторское общество. — Прим. ред.) тогда было практически недееспособным и не могло собирать для нас роялти (вознаграждение за использование авторского продукта. — Прим. ред.). Приходилось выкручиваться. Я открыл довольно успешное рекламное агентство, но продержались мы только до дефолта 1998-го, потом я вернулся в шоу-бизнес после четырехлетнего перерыва. Я люблю шоу-бизнес. Говорю без всякой иронии. Фрэнк Синатра пел: There is no business like show business. («Нет другого такого бизнеса, как шоу-бизнес». Англ.) Воистину, так и есть, это лучшее место работы. Да, там почти все пытаются выдать себя не за тех, кем являются на самом деле, но разве в других местах иначе? Зато в шоу-бизнесе очень здоровые, честные отношения, не отягченные фантомами. Ты или стоишь чего-то, или нет. Вот только, если ты на четыре года исчез, тебе приходится заново все доказывать…

Про меня говорили «сбитый летчик». В 2000-м, в момент возвращения, я им и был. Казалось, у меня нет ни единого шанса на контракт со стоящим исполнителем. Артисты, которым я написал свои большие хиты в 1980—1990-х, к нулевым годам ушли в тень. Из новых звезд мне нравилась группа «Премьер-министр», но у них был постоянный автор, отличный поэт Костя Арсенев. И тут мне по-настоящему свезло — разуверившись в коммерческом потенциале группы, он покинул проект. Через неделю я уже обсуждал контракт с продюсером «Премьеров» Женей Фридляндом. А еще через пару месяцев мы записали «Девочку с севера». Так что мое возвращение про­изошло единственно возможным способом — с помощью большого хита.

Дмитрий Колдун и Филипп Киркоров
Дмитрий Колдун и Филипп Киркоров на музыкальном конкурсе «Евровидение». Хельсинки, 2007 г.
Фото: Photoxpress.ru

До ухода «Премьеров» от продюсеров было впечатление, что мы напишем столько хитов, сколько захотим. Я даже испытал духоподъемное чувство единения с артистами. Но продолжалось это недолго. Потому что наши недостатки — это продолжение наших достоинств. «Премьеры» были молодой группой и любили не только работать, но и дурака повалять. Помню, мы поехали на «Евровидение» с английской версией «Девочки с севера» — песней Northern Girl. Накануне финала конкурса я сидел в баре отеля. Сон не шел. Я возвращался в номер, пытался заснуть, а потом опять спускался в бар. На рассвете в отель завалились «Премьеры» — навеселе и в окружении стаи девчонок. Я чуть со стула не свалился. То есть накануне финала они куролесили по Таллину вместо того, чтобы отсыпаться. Разве можно таким образом подготовиться к выступ­лению? Итог — 10-е место. Хотя для 2002 года это не такой уж плохой результат. На конкурсе еще не было ни зрительского голосования, ни хотя бы одной страны — бывшей республики СССР, которая могла бы нас поддержать. Прибалты не в счет — они считали себя скандинавами, за нас голосовать не собирались и менялись очками отнюдь не с нами. Это сейчас любой российский участник вступает в конкурс с гандикапом в полсотни очков, которые обеспечивают ему голосование русских диаспор в европейских странах и национальные жюри стран — членов СНГ…

Параллельно с «Премьерами» я начал работать с Григорием Лепсом. Он тогда переживал свой первый разрыв с продюсером. Я притащил ему пару песен, и он, не торгуясь, сразу взял одну из них, чем здорово меня обрадовал — мы с семьей тогда доедали мой последний рекламный контракт. Песня называлась «Летай», и единственная причина, по которой она не стала большим хитом, это отсутствие тогда у Гриши «мускулов», необходимых для полноценной раскрутки. Сразу же следом мы написали «Танго разбитых сердец» и дуэт с Ириной Аллегровой. Но все эти песни не идут ни в какое сравнение с «Лабиринтом», который стал реальным суперхитом и, по сути, перезапустил карьеру Лепса после окончательного разрыва с продюсером. Они с ним, по-моему, тогда только разрывами и занимались…

Карен Кавалерян с  женой и сыном
С женой Ликой и сыном Артемом. 2011 г.
Фото: из личного архива Карена Кавалеряна

«Лабиринт» Лепсу сосватала ни много ни мало сама Алла Пугачева — у нее лежал диск с записью песни, и когда Гриша приехал за советом, Алла дала ее послушать. Сама Пугачева тоже несколько раз пела мои песни. В 1997-м она записала вальс «Московское время», и его в канун празднования 850-летия Москвы крутили все радио­станции. А в 2005-м я получил диплом «Песни года» за «Гадалку» — коллаборацию Аллы и цыганской группы «Штар». Но в целом я, конечно, не автор Пугачевой. С Киркоровым было повеселее — мы стартовали в 2004-м с «Радио-бэйби», а продолжили на следующий год с «Обычной историей» — печальной песней о расставании. На вручении диплома «Песни года» Филипп торжественно поблагодарил меня: «Спасибо, накаркал…» — имея в виду развод с Аллой. Но все это было, конечно, игрой.

В 2007-м мы с Киркоровым сочинили Диме Колдуну хит Work Your Magic, с которым тот занял на «Евровидении» нереально высокое для Беларуси 6-е место, а на следующий год чуть не выиграли конкурс в Белграде с Ани Лорак, исполнившей нашу Shady Lady. Так получилось, что я просто рекордсмен по написанию песен для «Евровидения». Всего у меня было восемь выходов в финал от пяти разных стран, исполнители моих песен дважды занимали второе место. С моей Never Let You Go Билан чуть не выиграл афинское «Евровидение». Вот уж кто сразу осознал потенциал песни! Но и мне все было ясно, едва он в студии подошел к микрофону. Они просто созданы друг для друга — Билан и эта песня. Горе-умники из экспертного совета при Первом канале наперебой советовали Диме спеть что-то другое, а он только посмеивался.

Эдвин Мартон, Дима Билан и Евгений Плющенк
Эдвин Мартон, Дима Билан и Евгений Плющенко на музыкальном конкурсе «Евровидение». Белград, 2008 г.
Фото: Юрий Феклистов

И все же, если честно, я не очень люб­лю «Евровидение» и вообще все эти конкурсы — «быстрее-выше-сильнее». Я не родился с серебряной ложкой во рту, поэтому играю теми картами, которые сдает судьба. К счастью, она делала мне подарки и поценнее «Евровидения». Например, мюзиклы. Мой первый мюзикл «Голубая камея» был поставлен в 2009 году на сцене Русского драматического театра в Уфе. Я приехал на премьеру, посмотрел спектакль и понял, что обратной дороги нет. Когда ты видишь, что герои не только говорят твоими словами, но и проживают свои жизни согласно прорисованным тобою линиям судьбы, вернуться к написанию эстрадных шлягеров невозможно. Сейчас девять моих мюзиклов идут более чем в двадцати городах в России и за рубежом, и два из них — хиты Московского театра оперетты: «Джейн Эйр» и «Ромео VS Джульетта ХХ лет спустя». А все благодаря моей жене. Это Лика в свое время придумала ключевой сюжетный ход в моем первом мюзикле. Она доктор, по первой специальности хирург, работает в большой московской больнице. Мы вместе уже четверть века, и это — лучшее, что со мной могло произойти в жизни. Наш сын Артем в этом году окончил магистратуру ВШЭ с красным дипломом. Он настоящий умник, увлечен кино, и именно с этим связана сейчас его профессиональная жизнь.

Казалось бы, я всю жизнь окружен звездами — людьми, с которыми многие мечтают дружить. Но я-то знаю, что дружить с ними — означает стать частью их свиты, а мне интересна моя собственная жизнь. Я предпочитаю партнерские отношения, они экономят время и эмоции. А мои лучшие друзья — жена Лика, сын Артем и пудель Лаки.

Карен Кавалерян
«Казалось бы, я всю жизнь окружен звездами — людьми, с которыми многие мечтают дружить. Но я-то знаю, что дружить с ними — означает стать частью их свиты...»
Фото: из личного архива Карена Кавалеряна

Недавно — и снова с подачи жены — я открыл для себя новое дело. Просто в пандемию все театральные проекты были заморожены. И Лика, зная, что в периоды безделья я ужасен, подала мне идею романа «Легенды отеля «Метрополь». Действие происходит в эпоху модерна. В центре сюжета — история дружбы управляющего отеля мсье Жана и мальчишки-посыльного Арсения Фортунатова, а эпизодическими героями стали выдающиеся фигуры русского искусства: Федор Шаляпин, Вера Холодная, Сергей Рахманинов, Александр Вертинский, Иван Мозжухин, Игорь Северянин, Валерий Брюсов и другие. Так благодаря пандемии и вынужденному безделью я стал прозаиком. Заодно смог написать и ту книгу, которую давно собирался, — «Танцы в осином гнезде», сборник рассказов об эстрадных артистах, с которыми я сотрудничал на протяжении своей песенной карьеры начиная с 1980 года.

Делает ли это меня писателем, а мои песни делают меня поэтом? С одной стороны, я ведь действительно написал больше тысячи текстов к песням. Но с другой — русская поэзия задала слишком высокие стандарты, прежде всего этические, и, чтобы иметь дерзость называть себя Поэтом, надо жить на разрыв и быть готовым принести в жертву буквально все. Я никогда не был к этому готов. А заниматься имитацией, играя в поэзию, просто нечестно по отношению к людям, которые дорого заплатили судьбе за этот билет в один конец. Так что я не поэт и не писатель, я — автор. Зато довольно удачливый.

Как правильно обрезать кусты малины в октябре — увеличите урожай в 4 раза
Многие дачники сталкиваются с проблемой слабого плодоношения малины в сезон. Автор Дзен-канала «Хозяюшка» открыла многим глаза на важность осенней обрезки кустов, которая напрямую влияет на объем урожая.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая