Готовясь к роли князя Мышкина, Смоктуновский переживал огромную трагедию

«Андрон, которого все обожали, приехал к нам на дачу под Ленинград с Леночкой Кореневой, юной и...
Павел Соседов
|
11 Сентября 2022
Иннокентий Смоктуновский
В фильме «Бархатный сезон». 1978 г.
Фото: РИА Новости

«Андрон, которого все обожали, приехал к нам на дачу под Ленинград с Леночкой Кореневой, юной и прекрасной. Работа, которую он предложил Кеше, как мне тогда казалось, была совсем некстати. Муж в отпуске, а тут роль какого-то трубача… Иннокентий Михайлович, показывая на меня, сказал Кончаловскому: «Поговори с ней. Что она посоветует?» Андрону это было непонятно. Он ответил: «Я никогда не слушаю, что мне говорят женщины», — рассказывала вдова великого актера Суламифь Смоктуновская.

На полках книжных магазинов на днях появится новое издание «Иннокентий Смоктуновский. Без грима», в которое вошли воспоминания самых близких людей великого артиста: его супруги, дочери, сына, внучки, коллег по театральной сцене и съемочной площадке, в том числе ранее не публиковавшиеся. Составителями книги выступили дочь актера Мария Смоктуновская и друг семьи писательница Анастасия Горюнова-Борисова.

Мария Смоктуновская

Иннокентий Смоктуновский с женой и дочкой
«Родители прожили вместе почти сорок лет. В одном интервью папа сказал: «Для меня семья — это в первую очередь жена» Иннокентий Смоктуновский с женой Суламифь и дочкой Марией. Конец 60-х гг.
Фото: Валерий Плотников/Russian Look

Сделать первые шаги в творческой карьере в Москве папе помогла его будущая жена и моя мама Суламифь Михайловна. Она в то время работала в Театре имени Ленинского комсомола художником по костюмам, заведовала пошивочным цехом и очень любила свою работу. А отец при­ехал из Махачкалы в столицу устраивать актерскую судьбу. Это было в начале 1955 года. На просмотре в театр Смоктуновский выступил очень успешно, он понравился, но все же в основную труппу его не взяли. Софья Владимировна Гиацинтова, замечательная актриса и в то время главный режиссер «Ленкома», была вынуждена сказать: «Иннокентий Михайлович, у нас нет штатных единиц. Я буду хлопотать за вас, а пока можете выходить в наших спектаклях на разовых ролях». И хоть это были совсем маленькие роли, а то и вовсе участие в массовке, папа, конечно, согласился. Человек огромного мужества, отваги, прошедший войну — он никогда не падал духом. В театре родители и познакомились. Заканчивался сезон, а артиста Смоктуновского все еще не зачислили в труппу. Жил он очень тяжело, можно сказать, впроголодь. Тогда по просьбе мамы одна из работниц пошивочного цеха, которая была личной портнихой и подругой Марины Ладыниной, обратилась к той с просьбой помочь молодому начинающему артисту. Ладынина в свою очередь добилась для Смоктуновского аудиенции у своего бывшего мужа Ивана Пырьева, в то время директора «Мосфильма» и Театра-студии киноактера. А весь пошивочный цех занялся подготовкой костюма для этой важной встречи. Костюм, рубашка и галстук были сшиты в течение двух дней. Иван Александрович очень приветливо встретил молодого неизвестного артиста, беседовал с ним и дал запечатанное рекомендательное письмо: «С этим письмом пойдите в Театр-студию киноактера. Желаю вам успеха, и думаю, что он будет обеспечен». Иннокентий Михайлович уже пробовал поступить в этот театр. Но в первый раз ему, несчастному и оборванному, отказали: «Нам электромонтеры не нужны». — «Но я актер!» — «Да кто вас будет снимать с таким лицом?!» Тогда Смоктуновский ушел ни с чем. А теперь вернулся с письмом от самого Пырьева. Так 25 июля 1955 года папу зачислили в Театр-студию киноактера и сразу стали вводить в спектакли. В театре была большая текучка кадров. Актеров вызывали на съемки, так что постоянно требовались замены.

В то время мама с папой поженились. Мама навсегда стала для папы верной помощницей и советчицей. Не говоря о том, что все заботы о доме, о детях легли на ее плечи. Благодаря маминому неутомимому труду и великолепному вкусу у нас дома было чисто, уютно и красиво. Папа очень высоко ценил ее мнение и доверял изысканному вкусу. Смоктуновский всегда выглядел элегантно, потому что прислушивался к советам жены: какую рубашку и галстук надеть к костюму и так далее. А еще мама прекрасно готовила. Папе нравилось все, что бы она ни сделала: вкуснейший борщ, прекрасная домашняя лапша, котлеты, картофельное пюре, салаты, компот. А любимым отдыхом для него было покопаться в земле в небольшом садике на нашей даче. Папа сам выращивал цветы, посадил яблоню, малину, иву.

Родители прожили вместе почти сорок лет. В одном интервью папа сказал: «Для меня семья — это в первую очередь жена. Здесь тепло, любовь, на­дежда, вера, уют, достоинство, мораль и нравственность. И если спросить о том, что же такое Смоктуновский, то это во многом моя жена. Потому что во мне были, наверное, заложены какие-то добрые высокие чувства, но они дремали. Одухотворение, творческое состояние, все прекрасное открылось во мне за время моей совместной жизни с этим замечательным человеком — Суламифью Михайловной Смоктуновской». А мама, которая ушла из жизни в 2016 году, называла папу «нежным другом и чудесным мужем».

Иннокентий Смоктуновский с Анастасией Вертинской
«Иннокентий Михайлович актерскому ремеслу не учился. Время было не то. Когда вернулся с войны (а дошел он до Берлина), пришлось зарабатывать на хлеб, выживать. Но Кеша все, что нужно, осваивал на ходу» С Анастасией Вертинской на съемках кинофильма «Гамлет». 1973 г.
Фото: РИА Новости

Суламифь Смоктуновская

Я выходила замуж не за великого актера, а за дорогого для меня человека по глубокому взаимному чувству очень ответственной любви. И в дальнейшем, когда Иннокентий Михайлович стал прославленным и знаменитым артистом, пользующимся бесконечным вниманием и интересом окружающих, мне он все равно оставался нежным другом, чудесным мужем, отцом наших детей, которых он бесконечно любил.

Дома Иннокентий никогда не подавлял семейную обстановку своим величием, какими-то репетициями или чем-то еще, свойственным актерскому эго. Но и мы всегда старались оградить его от быта, создать для него благоприятную комфортную атмосферу, надежный тыл. Любящая семья — это постоянное сотворчество. Что нужно, чтобы стать хорошей женой? Надо уметь готовить хорошие котлеты. Вкусные. Остальное — это уже потом. В семье главное — кухня. Умение из чего-то на очень небольшие деньги сделать чудесный обед. Это тоже искусство. В нашем доме при Иннокентии Михайловиче основным питанием были овощи. Капуста тушеная, картофельное пюре. Муж любил простые блюда, но когда они приготовлены с любовью…

Иннокентий Смоктуновский с Евгением Лебедевым
«В середине репетиций даже прозвучали предложения снять Смоктуновского с роли Мышкина — мол, не получается у него. Выручили его интуиция и наблюдательность» С Евгением Лебедевым в спектакле «Идиот». 1966 г.
Фото: РИА Новости

До того, как мы поженились, Кеша ютился в театре по углам. После нашей свадьбы, конечно, переехал в дом моих родителей. Вскоре на сцене Театра киноактера в спектакле «Как он лгал ее мужу» его увидел кинорежиссер Александр Иванов и сказал своим ассистентам, чтобы Смоктуновского пригласили на пробы на «Ленфильм» — Иванов готовился к съемкам фильма «Солдаты». В Москву приехала ассистент режиссера и увезла Иннокентия Михайловича в Ленинград. Во время съемок он познакомился с актерами БДТ — Евгением Лебедевым и Ефимом Копеляном. Они, оценив талант коллеги, рассказали Кеше, что в их театре Георгий Товстоногов готовится ставить спектакль «Идиот». И предложили попробоваться на роль Мышкина. Но Смоктуновский был увлечен работой в «Солдатах». К тому же у нас родился первенец — девочка Наденька, и Кеша спешил вернуться в Москву к семье. Поэтому в БДТ показываться не пошел. Но когда фильм «Солдаты» вышел на экраны, Лебедев посоветовал теперь уже Товстоногову посмотреть картину и обратить внимание на исполнителя роли Фарбера, Иннокентия Смоктуновского: «Георгий Александрович, ты посмотришь в его глаза и сразу поймешь, что это Мышкин». Все так и случилось, и в июле 1956 года Иннокентий Михайлович был зачислен в труппу Большого драматического театра в Ленинграде. Я тогда еще оставалась в Москве. У нас произошла страшная трагедия. Первенец наш, наша Надя скончалась шести месяцев от роду. Это был тяжелейший удар. И мужу приходилось одновременно входить в сложнейшую роль и переживать постигшее нашу семью горе. На его сердце лег­ла очень большая эмоциональная нагрузка, но именно в работе и было спасение от личных переживаний. Правда, в театре с большим недоверием отнеслись к дебютанту. В середине репетиционного периода начались всевозможные обсуждения и даже прозвучали предложения снять Смоктуновского с роли Мышкина — мол, не получается у него. Но Кешу выручили его интуиция и наблюдательность. Однажды в кулуарах «Ленфильма» он увидел человека, который стоял и читал книгу, а кругом шла обычная свистопляска, люди куда-то спешили, жизнь кипела… Кеша посмотрел на этого человека и вдруг понял что-то важное о роли. Его героя должны отличать отрешенность и внутреннее духовное движение! Смоктуновский познакомился с этим человеком, того звали Сергеем, и даже привел его к нам домой. «Смотри, — сказал он мне. — Это будет Мышкин!» На какое-то время Сережа стал чуть ли не членом нашей семьи. Своими позами, жестами, пластикой и не знаю, чем еще, он послужил Иннокентию Михайловичу неким прототипом.

Иннокентий Смоктуновский
«Съемки проводились в экстремальных условиях — в горящем лесу, во льдах. В одной из сцен Иннокентия Михайловича положили на льдину, которую отпустили по течению, и он примерз ко льду, но съемки продолжались» В фильме «Неотправленное письмо». 1959 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

В конце 1957 года я оставила свою работу и приехала в Ленинград. Уже с маленьким сыном Филиппом. Бог велик, Он дает нам спасение. Послал нам с Кешей сына, чудесного мальчика. По прибытии в Ленинград я с большим волнением пошла на премьеру «Идиота». В этом спектакле все для меня было удивительно. Я сразу почувствовала атмосферу Достоевского. Пришел на спектакль и внук Достоевского, а после за кулисами сказал исполнителю главной роли: «Иннокентий Михайлович, вы — гений».

После успеха постановки началась совершенно новая жизнь. Смок­туновский, как говорится, в одночасье проснулся знаменитым. И слава, которая достаточно быстро стала расти и набирать силу, конечно, накладывала очень большую ответственность, влекла за собой новые обязанности и огромное нервное напряжение. Конечно, в театре вокруг Иннокентия Михайловича что-то происходило. Многие считали: «Подумаешь, какое достижение — сыграть Мышкина! Смоктуновский на сцене такой, какой и в жизни. Посмотрите, как он ходит, как он взял стул, как он сел. Он играет самого себя». Но Иннокентий Михайлович совершенно игнорировал нападки, он все больше проникался сложнейшей, удивительной личностью Мышкина, его жизнью…

Иннокентий Смоктуновский с Лилией Юдиной
С Лилией Юдиной в фильме «Чайковский». 1969 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

Вскоре посыпались приглашения на разные роли в кино. Но сниматься муж мог только во время отпуска в театре. Ведь у Товстоногова лежал целый список актеров, мечтающих ввестись на эту роль, и все они ждали случая, чтобы заменить Смоктуновского. Кеша такого шанса им не дал. И только в ближайший отпуск поехал в Москву сниматься в картине Михаила Калатозова «Неотправленное письмо».

Работа в фильме о геологах-разведчиках была очень сложной. Уникальные съемки проводились в экстремальных условиях — в горящем лесу, во льдах. В одной из сцен Иннокентия Михайловича положили на льдину, которую отпустили по течению, и он примерз ко льду, но съемки продолжались. Для работы в этой картине нужно было обладать невероятным мужеством. А «Гамлет»? «Гамлет» ведь тоже по-своему экстремален. Например, требовалось уметь ездить верхом. Иннокентий Михайлович до этого никогда не сидел в седле, пришлось учиться. Ежедневно в 7 утра к нашему подъезду прибывала машина и увозила мужа на ипподром. Он даже увлекся верховой ездой. Но на съемках «Гамлета» без падений все же не обошлось. По сюжету нужно было осадить лошадь, но из-за какой-то преграды на пути все пошло не так, Кеша перелетел через голову лошади, ударился и повредил себе ногу, из-за чего работу пришлось на несколько дней остановить. Ну и конечно, для «Гамлета» требовалось обучиться фехтованию. Что тоже непросто, но у Смоктуновского получалось блестяще.

Нужно сказать, что Иннокентий Михайлович актерскому ремеслу никогда не учился. Не сложилось, время было не то. Когда вернулся с войны (а дошел он до Берлина), пришлось зарабатывать на хлеб, как-то выживать. Но Кеша отличался невероятной восприимчивостью. Просто на удивление. И все, что нужно, осваивал на ходу. Помню, мы отдыхали в Болгарии, и там муж захотел покататься на водных лыжах. Прицепили его к лодке, он впервые встал на водные лыжи и тут же поехал. Как будто всегда этим занимался! Никто не смог последовать его примеру, ни у кого не получилось. Он был единственным. Так же легко Кеша освоил вождение. Это требовалось для съемок в фильме «Берегись автомобиля». Иннокентий Михайлович был болен и получил отпуск, лили проливные дожди, и мы проводили время на даче. Не знаю, как сумел Эльдар Рязанов проехать по такой непогоде, но он оказался у нас на даче. И уговорил Смоктуновского сниматься, взял даже с него расписку, что тот приедет на съемки. Рязанов обещал замечательные условия. Буквально через несколько дней, не успев поправиться, Кеша поехал на площадку, и тут же началось обучение вождению. Он стремился все делать сам, несмотря на то что на картине работал замечательный дублер-каскадер. В результате Иннокентию Михайловичу без экзаменов выдали права. В дальнейшем муж всегда сам водил машину. И это стало одним из его любимых дел. Он говорил: «За рулем я отдыхаю».

Иннокентий Смоктуновский с Татьяной Лавровой
«Смоктуновский, как говорится, в одночасье проснулся знаменитым. И слава, которая быстро стала расти и набирать силу, влекла за собой новые обязанности и огромное нервное напряжение» С Татьяной Лавровой в фильме «9 дней одного года». 1961 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

В жизни Смоктуновский был не таким, как на экране или на сцене. Он ведь не имитировал чувства своих героев, ничего не изображал, он являл чудо перевоплощения. Просто становился тем человеком, которого предстояло сыграть. Это было поразительно. Когда я видела его в ролях, не узнавала. Это был не мой муж, не отец моих детей — не тот, кто жил с нами рядом. Там он и выглядел иначе. Кстати, как художник по костюмам, могу сказать: что бы наш Иннокентий Михайлович ни надел, казалось, этот костюм из его собственного гардероба — так естественно все на нем смотрелось. В том числе костюм Гамлета, созданный выдающимся художником Симоном Вирсаладзе. Но в обычной жизни муж порой совсем просто одевался. Как-то копались в огороде во время отпуска, он — с лопатой, в каких-то драных штанах, в какой-то шапочке, в старой майке, и вдруг у забора появляется почтальон с телеграммой. А телеграмма оказалась от Сергея Федоровича Бондарчука. Он приглашал Иннокентия Михайловича на пробы фильма «Степь». Предлагалась роль Моисея Моисеевича, очень колоритного персонажа — держателя постоялого двора. В телеграмме значилось: «Прошу немедленно дать ответ». Иннокентий Михайлович как был в этих рваных штанах, в которых к посторонним людям спиной повернуться нельзя, так и запрыгнул на мопед. Я села сзади, говорю: «Кеша, дорогой, надо одеться, мы же идем на почту». — «А, дружочек, не мешай мне». Действительно, время не терпело, потому что до сельской почты ехать километров пятнадцать, и еще неизвестно, работает ли она. Приехали. Иннокентий Михайлович пошел к почтовому окошку. Пока он писал текст телеграммы, другие посетители, с пристрастием рассмотрев его, стали перешептываться. Потом обратились ко мне, так как видели, что я вошла с ним: «Это Смоктуновский?!» Я отвечаю: «А кто такой Смоктуновский?» — «Вы только посмотрите, в каком он виде! Это же неприлично! Какое неуважение к людям!» А Иннокентий Михайлович внимания на такие мелочи не обращал, он всегда был подчинен только творчеству, только цели. Благопристойность напоказ была ему не свойственна. Он всегда мог высказать свое мнение — и это было искренне.

С окружающими у него были сложные, подчас мучительные взаимоотношения. Ему ведь нелегко все давалось. Достоевский называл это муками творчества. А некоторые принимали такие муки за капризы известного артиста. Смоктуновский мог быть не очень внимательным в своих взаимоотношениях с режиссерами. Мог повздорить, что-то резкое сказать. Часто мне звонили и жаловались. А я отвечала: «Каков он есть, таким вы его и принимайте».

При этом с некоторыми режиссерами у Кеши складывались замечательные отношения. Например, с Анатолием Васильевичем Эфросом, у которого он снимался в фильме «В четверг и больше никогда». Во время этой работы у Иннокентия Михайловича проявились удивительная гибкость и способность находить с людьми общий язык, запросто общаться. Как это удалось Эфросу? Не знаю. Прекрасные были отношения и с Андреем Сергеевичем Михалковым-Кончаловским. Помню, Андрон, которого все обожали, приехал к нам на дачу под Ленинград. Работу он предложил, как мне тогда казалось, совсем некстати. Кеша находился в отпуске, а тут предлагают роль какого-то трубача (речь шла о фильме «Романс о влюбленных»). Иннокентий Михайлович, показывая на меня, ответил: «Поговори с ней. Что она посоветует?» Я была категорична: «Друг мой, ты же знаешь, что я скажу: ты в отпуске и должен отдыхать. Никаких съемок!» Андрону это было совершенно непонятно. Он сказал: «Я никогда не слушаю, что мне говорят женщины». С ним на дачу приехала Леночка Коренева, юная и прекрасная. И они отошли на прогулку в лес — Андрон, Иннокентий Михайлович и Леночка. Погода была чудесная — надо знать Карельский перешеек, эти леса, этот удивительный воздух. А когда вернулись, муж мне сказал: «Дружочек, я поеду сниматься, мне неудобно отказать Кончаловскому».

Иннокентий Смоктуновский с Георгием Жженовым
«Иннокентий Михайлович стремился все делать сам, хотя на картине работал дублер-каскадер. В результате Смоктуновскому без экзаменов выдали права. И это стало одним из его любимых дел. Он говорил: «За рулем я отдыхаю» С Георгием Жженовым в фильме «Берегись автомобиля». 1966 г.
Фото: РИА Новости

Дело в том, что еще раньше Иннокентий уже снимался у Андрона в экранизации «Дяди Вани» Чехова. Сыграл Смоктуновский дядю Ваню и на сцене МХАТа, там же он воплотился в героя чеховского «Иванова». В этот театр мужа пригласил Олег Николаевич Ефремов. Он мне запомнился благороднейшим, добрейшим человеком, который во всем считался с Иннокентием Михайловичем.

Смоктуновского знали и любили во многих странах. Ведь фильм «Гамлет» обошел все экраны мира. В том числе его показали в Японии, где особенно почитается русское искусство. Фирма «Японское море» купила фильм для проката и пригласила Иннокентия Михайловича на премьеру. Он встречался со зрителями, есть даже фильм о пребывании Смоктуновского в Японии, созданный той же фирмой «Японское море». Когда директор компании провожал Иннокентия Михайловича в Москву, в аэропорту спохватился: «Что же мы ничего не передали для вашей жены? Что она любит?» Кеша ответил: «Она любит бусы». Действительно, я любила бусы и смолоду их носила. Директор кому-то из своих подчиненных что-то сказал, и буквально через полчаса принесли сверточек. Когда Иннокентий Михайлович прилетел домой, он мне преподнес ожерелье из японского жемчуга. Долгое время муж поддерживал отношения с этим японцем. Когда тот приезжал в СССР, всегда бывал у нас дома.

Мария Смоктуновская

Иннокентий Смоктуновский
С женой Суламифь. 1990 г.
Фото: из личного архива Марии Смоктуновской

Востребованность и трудоспособность Иннокентия Смоктуновского всегда были очень высокими. Я хорошо помню, как однажды вечером папа ушел в театр играть Иудушку Головлева, а в то же время в кинотеатре «Зарядье» демонстрировали картину «Гамлет», по телевизору показывали фильм «Чайковский» с ним же в главной роли, а из радиоточки доносился голос отца, читающего пушкинскую «Метель».

Однажды режиссер дубляжа Елена Арабова предложила отцу дублировать фильмы Чаплина «Огни рампы» и «Король в Нью-Йорке». И папа не задумываясь согласился, в очередной раз пожертвовав отпуском. Помню, на студию он обязательно брал с собой из дома термос с чаем и тапочки. Чай пил, чтобы поддерживать голос во время длинной смены. А тапочки надевал, чтобы не скрипнула половица и никакой нечаянный звук не отвлек и не нарушил ход записи. Мы с мамой ходили на эти дубляжи с удовольствием, как на праздник. В итоге и мне предложили озвучить маленький кусочек, это было очень интересно. Отец говорил: «Слово «дубляж» с нашей работой как-то не вяжется. Просто мы стараемся помочь герою Чаплина заговорить на ­русском языке».

Папа был занят постоянно. Даже если не работал. К Смоктуновскому же бесконечно обращались как к известному влиятельному человеку. Его вез­де узнавали, куда бы он ни пришел, и часто просили о помощи. Можно сказать, что «помощь людям» стала его второй работой. Так же остро его интересовало все, что происходило на Родине. Папа был человеком, влюбленным в свою страну. Ему ведь предлагали остаться за рубежом. Но он и подумать об этом не мог. Любовь, привязанность к Родине — это была его основа основ. Внимательно и неравнодушно папа относился и к животным. Как он сам рассказывал, детство его прошло среди животных. Его родители держали поросят, корову и телят (которых зимой забирали в дом, чтобы не замерзли). Маленький Кеша считал, что коровы — очень умные животные. Он их мыл, кормил, убирал за ними. Были в доме и кошки, и собаки. Кошку звали Дунька. Папа нам с братом очень смешно рассказывал и показывал, как кошка, выпучив глаза, растаскивала за юбки в разные стороны ругающихся женщин. Он говорил, что животные не любят ссор, повышенных голосов — и уже одним этим способствуют хорошим отношениям в семье.

Иннокентий Смоктуновский с Регимантасом Адомайтисом и Еленой Соловей
С Регимантасом Адомайтисом и Еленой Соловей в фильме «Враги». 1977 г.
Фото: Legion-Media

Когда у папы появилась своя семья, стремление иметь дома животных осталось. У нас был аквариум с разными рыбками: барбусами, меченосцами, гуппи. Смоктуновского везде узнавали, и очень часто люди хотели сделать для любимого артиста что-то приятное. Одно время мы держали дома волнистых попугайчиков, их подарил папе один человек во время очередных гастролей, прямо в самолете. Наконец, дошла очередь и до собаки. Мы с папой долго мечтали об этом. И вот знакомые предложили щенка. У нас появилась прекрасная собака по кличке Жан — американский кокер-спаниель, очень красивый и умный. Папа пробовал его дрессировать. Жанчик изо всех сил старался и, чтобы получить награду в виде куска колбасы или сухарика, даже научился выговаривать, вернее, пролаивать слово «ма-ма».

В нескольких фильмах отец снимался с собаками. Целая собачья свора оказалась около него в фильме Александра Алова и Владимира Наумова «Легенда о Тиле», где Смоктуновский играл короля Карла V, щедрой монаршей рукой раздававшего куски мяса десятку псов. Чтобы собаки проявляли в кадре больше активности, их до съемки не кормили. Поэтому в кадре они бросались на папу так, что становилось страшно. Он говорил, что в этих сценах ему приходилось быть очень аккуратным — на тактичность собак надеяться не приходилось. Однако они его ни разу не укусили, лишь одна лязгнула зубами по пальцу.

Суламифь Смоктуновская

Иннокентий Смоктуновский
«В жизни Смоктуновский был не таким, как на экране или на сцене. Он ведь не имитировал чувства своих героев, ничего не изображал. Он являл чудо перевоплощения» В роли Карла V в фильме «Легенда о Тиле». 1976 г.
Фото: РИА Новости

Однажды муж пошел гулять с нашей собакой, и к нему подошел священник. На прогулках к Кеше всегда подходили люди со словами благодарности или просьбами. А тут батюшка спросил, как артист себя чувствует и почему не приходит в храм. Около нас как раз храм тогда открыли — подворье Валаамского монастыря. Иннокентий Михайлович был глубоко верующим человеком. И ответил: «Я хожу в храм. Просто к вашему, новому, еще не привык. Я хожу в храм Николы в Кузнецах. А как у вас жизнь в церкви, батюшка?» — «Да жизнь-то у нас хорошая, только вот икон пока хороших нет, в основном все бумажные». — «Тогда я вам подарю чудесную икону святителя Николая Угодника». У мужа был уникальный иконостас, одно время он собирал иконы. И вот к нам из храма пришли казаки, взяли эту икону и понесли вдвоем — такая она была большая и тяжелая. А через два месяца Иннокентия Михайловича не стало. Покинул он нас. Уехал отдыхать в санаторий и там ночью скоропостижно скончался. Икона, подаренная храму, стала своего рода знамением, что Бог его призвал. Она и сейчас висит там, а рядом с ней появилась табличка: «Дар Иннокентия Михайловича Смоктуновского».

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Неожиданные лайфхаки с бумагой для выпечки — не только для готовки
Популярный материал любят все хозяйки.



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог